Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессия и борьба как жизненные миры человека






1. Природа и форма агрессивности

2. Современные концепции агрессивности

3. Альтруизм и социальная организация.

Объяснение воздействия культуры на человека, интерпретация культурных вариаций, их порождения, распространения, в настоящее время связано с социобиологическими и этологическими моделями изучения социальной жизни. Именно на этом уровне представляется возможным ответить на вопросы, что культурно уникально и человечески универсально, что специфично для человеческого вида, что общего у человека с другими формами живого.

Основатель этологии (науки, изучающей биологические аспекты поведения животных и человека) К. Лоренцо большое значение придавал организационному контролю агрессивного и конкурентного поведения в животном мире, что породило стереотипное, развитое Ч. Дарвином представление о животном мире, как поле непрекращаюшейся борьбы за существование (естественный отбор), важным критерием которого является способность биологического вида к адаптации. Последователи Ч. Дарвина, социал-дарвинисты, объясняли с этой точки зрения агрессивное социальное поведение и войны, как борьбы на макросоциально-политическом уровне за ограниченные территориальные, финансовые, природные ресурсы.

Однако не менее важными в понимании законов социальной жизни является организующее начало кооперации, дружественности. Любая экосистема включает в себя животные организмы и то, что считается для них средой: источники жизнеобеспечения (еда, вода, солнечный свет), жизненное пространство. Уже сам фактор ограниченности ресурсов побуждает их объединяться с целью извлекать ресурсы из окружения и противостоять его неблагоприятным последствиям. Данная точка зрения была противоположна существенно скорректировала концепцию Дарвина в направлении сотрудничества, стремления к взаимоадаптации биологических видов, что нашло законченное выражение в теории коэволюции.

Агрессивность и альтруизм, как проявление животной солидарности, начиная с работ К. Лоренца и Н. Тинбергена, занимают в этологических исследованиях одно из ведущих мест. Агрессивность не имеет точного, однозначного определения. Р. Хайнд (Поведение животных М., 1975) определяет агрессивность как адресованное другой особи поведение, которое может привести к нанесению повреждения и часто связано с установлением определенного иерархического статуса, установлением превосходства, получение права доступа или права на какую-либо территорию. Пока вопрос о природе агрессии, несмотря на теории социал-дарвинистов и территориальности, однозначно не решен. Часть исследователей считают агрессию инстинктом, врожденным способом реагирования на определенные жизненно важные стимулы. (нарушение территории, у детей собственность). Другая часть рассматривает агрессивность как определенное свойство животных, которое проявляется в виде побуждений, но не готовой поведенческой реакции. Согласно этой точке зрения агрессивному поведению научаются, как и любому другому.

Э. Уилсон отмечает следующие основные формы агрессивности: защита и захват территории, борьба за доминирование в пределах организованных групп, акты агрессии при захвате чужого, агрессия по отношению к жертве, контратаки против агрессора, моралистическая и дисциплинарная агрессия. Исходя из выделенных многообразных форм социобиологи считают, что агрессивность выступает как важный конституирующий фактор человеческой культуры. Считается, что определенные агрессивные побуждения, стереотипы поведения выполняют роль своеобразных социальных клапанов, снижающих избытки негативной энергии, не находящие функционального выхода. Сообществам людей даже удается находить культурные, социально приемлемые формы связывания агрессивности (спорт, компьютерные игры).

2. Другим этологическим подходом к осмыслению феномена территориальности является теория территориальности. Явление территориальности связано с социальной стратификацией биологического вида. Основу страт составляет деление особей по признакам пола, возраста, поведенческим характеристикам. Популяция, таким образом, составляется из групп различной величины и структурной сложности, представляя многоуровневую иерархическую систему, которая имеет физическое и пространственное воплощение. Пространственный контакт является условием для установления социальных связей животных. Кроме того, по мысли Е.Н. Панова (Поведение животных и этологическая структура популяции М., 1983) способы размещения индивидов в пространстве определяет характер их взаимодействия. Когда особи не склонны к взаимодействию, они распределяются случайно (тигры, львы), когда отношения враждебны, форма распределения по территории носит враждебный характер (животные метят территорию: коты, собаки, волки, лисы). Если в поведении животных преобладает тенденция к совместности, они распределяются по территории группами. (стаями). В этом смысле территориальность-это не только территория проживания данной особи, но и активный механизм их разобщения, поскольку предполагает неприкосновенность границ и заключенного в них пространства, постоянная защита территории.

Политическая теория происхождения агрессивности развивает Ф. Ницше и связывает его с волей к власти. Борьба за власть, как канал доминирования и распоряжения ресурсами группы, порождает агрессивное поведение по отношению к участникам конкурентной борьбы.

Экономические теории происхождения агрессивности связывают ее с источниками ресурсов. Именно поэтому одной из важнейших функций социальной организации является контроль над доступом и распределением ресурсов. Такой контроль сдерживает агрессивное поведение. Если в обществе возникает необходимость бороться с окружением за дефицитные ресурсы, необходимые для выживания, агрессивное поведение занимает здесь значительное место и является самопроизводящимся.

Психологические теории происхождения агрессивности связывают ее с реакцией человека на негативно воспринимаемый стимул. Этому типу поведения предшествует способность животных делить свое окружение на «своих» и «чужих». По отношению к чужим, особенно претендующим на собственность, территорию, дефицитные ресурсы агрессивность в ходе эволюции считается целесообразной, поскольку от них нередко исходила угроза физическому выживанию особей.

Социально-коммуникативные теории агрессивности агрессивность-это качественное состояние индивидов, которое ухудшает процесс коммуникации, разрушает структуры социального взаимодействия. Потому напряженные ситуации являются объектом пристального внимания. Рассматриваются различные источники таких напряжений: социологические, психологические, логические, биологические, экономические, идеологические. Агрессивность связывается с односторонней демонстрацией враждебности. Конфликт определяется как тип взаимодействия индивидов, когда обе стороны проявляют агрессивную активность. И конфликтное взаимодействие, и агрессивное поведение могут принимать форму насилия. В коммуникативных теориях значительное внимание уделяется изучению способов нейтрализации агрессии, изучаются пути предупреждения, купирования, компенсации агрессивных состояний и проявлений, анализируются социокультурные механизмы преодоления агрессивности.

3. Многие компоненты социального поведения относятся к категории признаков поведения, не столько удовлетворяющих интересы особи, сколько способствующие поддержанию целостности группы. В попытках объяснить такое поведение У. Гамильтон предложил гипотезу эволюции альтруистического поведения и ввел понятие итоговой приспособленности. Альтруистическим называется любой тип поведения поведения, включающий в себя принесение особью в жертву своих интересов и приводящий к прибыли для других особей. У. Гамильтон сделал гипотетический вывод, что альтруистическое поведение становится объектом естественного отбора, когда выгода для сообщества от него превышает возможные потери. Считается, что альтруизм проявляется прежде всего в сфере родственных отношений, что способствует генетическому закреплению биологических предпосылок подобного поведения. Альтруистический акт, невыгодной одной особи, но выгодный другой, даже не родственной, может все же осуществиться в расчете на аналогичную услугу в будущем или на вознаграждение (ты мне, я тебе).

Роль альтруизма в эволюции рассматривается на индивидуальном и популяционном уровне. Обнаружены факты, свидетельствующие о том, что популяция с выраженным альтруистическим поведением оказывается в более выгодных условиях, чем те, в которых такое поведение выражено слабо. О наличии взаимного альтруизма во всех человеческих культурах пишет Р. Триверс. Он выделяет следующие формы такого поведения:

1) взаимопомощь во время опасности- катаклизмов, внутривидовой агрессии;

2) справедливое распределение жизненно необходимых благ;

3) поддержка больных, беспоможных, очень молодых и очень старых;

4) помощь посредством знаний;

Во всех этих случаях принимающая сторона получает большую выгоду, чем дающая.

В контексте альтруистического поведения особое отношение складывается к тем, кто пытается получить выгоду от альтруизма других, но не отвечает взамен тем же. Обычно в сообществе, где обитают такие особи, разрывающие цепочки взаимного альтруизма, складываются механизмы защиты от них, вплоть до изгнания из сообщества.

Таким образом, агрессивность-альтруизм становятся важными факторами социального взаимодействия, доминирование того или иного полюса зависит от качественных характеристик общества, от его ресурсов и способов распределения, каналов доступа к политической власти, идеологии, доминирующей системы ценностей.

Учебно-методическое сопровождение курса.

1. 1. Тематика курсовых, контрольных и самостоятельных работ (рефератов, докладов)

1.Норма как социокультурный регулятор.

2.Жизненный опыт личности как предмет социокультурного анализа

3.Менталитет человека: природа, закономерности формирования и функционирования

4.Архетипы культуры и менталитет.

5. Картина мира личности: природа, закономерности формирования и функционирования

6.Культура повседневности: структура и закономерности функционирования.

7.Знак в системе культуры.

8. Этапы и закономерности адаптации человека к иноэтнической среде.

9.Социокультурный процесс: структура и механизмы саморегуляции.

10.Межкультурное взаимодействие в современной культуре повседневности.

11.Жестикуляция и мимика как культурный код.

12.Приемы адаптации личности к другой культурной среде.

13.Игра как явление культуры и жизненный мир человека.

14.Стиль жизни студенчества: показатели и тенденции.

15.Русская культура: архетипы и современные ценности.

16.Этнокультура и личность: факторы самоидентификации личности.

17. Социокультурные регуляторы взаимоотношений мужчины и женщины в русской культуре.

18. Культура повседневности информационного общества: особенности функционирования и закономерности воздействия на личность.

19. Менталитет российского человека и социокультурные процессы в современной России.

20. Этнокультура: природа и механизмы адаптации к внешней среде.

21. Русская культура как система символов.

22. Культура и природа адаптации к окружающей среде.

23. Общество как субъективная реальность.

24. Тенденции социокультурного процесса в современной России.

25. Социальная агрессия, ее природа и источники.

26. Культура повседневности информационного общества.

27. Социокультурные процессы в современной России.

28. Постсовесткий человек: природа, сущность, экзистенция.

29. Социальные отношения в условиях глобализации.

30. Менталитет и социокультурный процесс.

31. Игра, как жизненный мир и деятельность человека.

32. Коммуникация как агент социализации и инкультурации.

33. Творчество как жизненный мир человека.

34. Ценности как компонент субъективной реальности.

35. Символ как явление культуры.

36. Истоки и природа асоциального поведения.

37. Агрессия как жизненный мир человека.

38. Механизм и приемы адаптации человека к социальным условиям.

39. Авто и гетеростереотипы как компоненты этнокультуры.

40. Культура как семиотическая система.

 

Примерные вопросы для подготовки к экзамену.

1. Объект, предмет, методы социальной антропологии.

2. Научный статус социальной антропологии, связи с другими науками.

3. Место социальной антропологии в системе наук о человеке.

4. Факторы разнообразия людей. Роль генетического и социокультурного наследования в расслоении общества.

5. Менталитет. Его функции и место в системе общественного сознания и коллективного подсознательного.

6.Современные представления о происхождении и морфологической эволюции человека.

7. Атрибуты жизненной среды человека.

8. Современные концепции антропогенеза.

9. Механизм и формы адаптации человека к социальным условиям.

10. Представления о природе и сущности человека в социальной антропологии.

11. Этапы и закономерности социокультурной социализации.

12. Современные концепции инкультурации личности.

13. Инкультурация и социальный характер.

14. Природа, причины девиантного поведения.

15. Социальные нормы и санкции.

16. Культура повседневности как семиотическая система.

17. Этническая культура как сиволическая система, ее структура, особенности функционирования.

18. Личность и этнокультура.

19. Механизм и закономерности адаптации личности к чужой культурной среде.

20. Социальная дифференциация (стратификация общества), этапы развития, современные формы.

21. Социальная дифференциация и отчуждение.

20. Представления о природе человека на Востоке.

21. Аккультурация и ассимиляция. Маргинальная личность.

22. Природа человека в учениях философов Античности.

23. Потребности человека. Связь потребностей с ценностной ориентацией личности.

24. Природа и сущность человека в религиозной философии.

25. Фазы и механизмы институционализации опыта.

26. Проблема богочеловечества в представлении мыслителей Возрождения.

27. Роль труда в жизни человека. Отчуждение от труда, источники преодоления.

28. Естественный и социальный человек в традиции 17 – 18 веков.

29. Природа и формы человеческой агрессии, современные теории агрессии

30. Немецкая антропологическая традиция 19 – 20 веков о природе человека.

31. Г. Плеснер, М. Шелер, А. Гелен о законах экзистенции человека.

32. Массовый человек и общество в работах Ф. Лебона и Ортеги-и-Гассета.

33. Проблема природы и сущности современного человека.

34. Универсумы человеческого существования.

35. Природа и типология социальных отношений.

36. Природа игры и ее роль в жизни человека.

37. Природа человека в будущем.

38. Смерть человека как социокультурный феномен.

39. Основные концепции цивилизации и культуры.

40. Россия в социокультурном пространстве Европы.

41. Социокультурный процесс: факторы и показатели.

42. Менталитет россиян (характеристика основных констант).

43. Основания социокультурной типологии (на примере исследований Парижского института социальных изменений).

44. Историческая эволюция семиотических систем повседневности.

45. Динамика и тенденции социокультурных процессов в современной России.

46. Отчуждение человека в истории и возможности его преодоления.

47. Современная русская этническая культура: особенности функционирования и развития.

48. Творчество как жизненный мир человека, творчество и культура.

49. Свобода как жизненный мир человека, свобода и отвественность.

50. Пространство и время как характеристики жизненной среды человека.

51. Экологические параметры жизненной среды человека.

52. Мир разума как жизненный мир человека.

53. Классический эволюционизм как направление социальной антропологии.

54. Теория культурных пережитков Э. Тейлора, ее критика Б.К. Малиноским.

55. Биологическая теория функционирования общества и культуры Г. Спенсера.

56. Биологическая теория расизма Габино.

57. Этапы и критерии развития культуры в концепции Э. Тейлора, Л.Г. Моргана.

58. Недостатки классического эволюционизма и истоки институализации культурно-исторической парадигмы.

59. Теория культурных ореолов Ф. Ратцеля и Ф. Гребнера.

60. Факторы развития культуры в концепции Ф. Боаса.

61. Структура культурного ореола в концепции А. Кребнера.

62. Истоки преемственности эволюционизма и неоэволюционизма.

63. Биологическая теория общества Л. Уайта.

64. Истоки универсальности культуры в традиции психоанализа.

65. Культура как символическое явление в традиции французского символизма.

66. Символ и социальное поведение в теории символов Л. Уайта.

67. Стили мышления первобытного и современного человека в концепции Л. Леви-Брюлля.

68. Принципы структурно-функционального подхода к исследованию культуры.

69. Истоки универсальности и разнообразия культур в учении структурных функционалистов.

70. Социальная антропология, ее предмет и методы в концепции Радклиффа-Брауна.

71. Природа и структура социальности в концепции Радклиффа-Брауна.

72. Природа и структура социальности в концепции Т. Парсонса.

73. Функциональные требования к системе и концепция AGIL Т. Парсонса.

74. Теория инкультурации и типология культур М. Мид.

75. Поструктурализм как современное направление социальной антропологии.

76. Структурализм и герменевтическая школа как современные направления социальной антропологии.

77. Парадигмы социально-антропологического познания (общая характеристика).

78. Научный статус и перспективы развития современной социальной антропологии.

 

Список рекомендованной литературы (основной)

1.Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. М., 2002

2. Барулин В.С. Российский человек в 20 веке.- Санкт-Петербург, 2000

3.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991

4. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.

5. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.Гл.V

6. Кон И.С. Ребенок и общество.М., 1982

7. Кухтевич Т.Н. Социология воспитания, М., 1989

8. Кнабе Г.С. Язык бытовых вещей. М., 1981

9. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. М., 1997

10. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996

11. Мид М.Культура и мир детства. М., 1988.

12. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. Курс лекций. М., 1997.

13. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1971

14. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М., 1990

15. Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология. М., 2004

16. Тайлор Э.Б. Первобытная культура.М., 1989

17. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. Раздел. Социокультурная динамика.

18. Символико-интерпретационный подход в современной культурантропологии. // Очерки социальной антропологии. Спб, 1995

19. Социальная антропология на пороге ХХI века. Тезисы и материалы конференции. М., 1997.

20. Философские саморефлексии России.-М., 2000

 

2. Дополнительная литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование. М., 1995.С.157-170

2. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.

3. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994.

4. Дельгадо Х. Мозг и сознание. Пер.с англ. М., 1974

5. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М., 1991.

6. ПоппельГ., Голдстайн Б. Информационная технология. М., 1990.С.155-156.

7. Петрович Т.Н. Люди и биты. М., 1986. С.24-27.

8. Саган К. Драконы Эдема. Пер.с англ. М., 1986.С.50-56.

9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф.Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

10. Судас Л.Г.Массовое сознание в поисках новой парадигмы. М., 1996.

12. Энциклопедия преступлений и катастроф. Катастрофы сознания. Подг.текста Ревяко Т.И., Трус Н.В. М., 1996.


[1] Этнография за рубежом: Исторические очерки.- М., 1979.-С.7

[2] Культура: теории и проблемы.-М., 1995.-С.37

[3] Э.А. Орлова Культурная (социальная) антропология в 20 веке: объяснение униформности и многообразия культурных феноменов// Культура: теории и проблемы. - М., 1995.-С. 107

[4] Во что обходится обществу преступность //Бизнес Уик. 1994. №° 3.

[5] В России, по заявлению Института молодежи, не работают и не учатся 2, 3 млн. молодых людей. В семьях наблюдается рост жестокого обращения с детьми. Так, в 1993—1994 гг. жертвами родительских преступлений стали 43, 5 тыс. детей. Ежегодно отмечается около 2 млн. семейных бытовых травм (значительное количество изувеченных родителями детей проходит по этой графе статистики) среди детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из семей пускаются в бега около 50 тыс. детей, судьба их обычно трагична. Темпы роста правонарушений среди несовершеннолетних в 15 раз опережают общие показатели роста числа преступлений и в 3 раза выше, чем среди взрослых. 2 тыс. самоубийств в год среди детей — это социальная трагедия (см. подробнее: АиФ. 1995. № 27).

[6] Бизнес Уик. 1994. № 3. С. 20.

[7] Подробнее об этом см.: Социс. 1992. № 2-4.

[8] П. Сорокин Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь.- Петроград, Колос, 1922.С.100

 

[9] Там же, с. 189

[10] Ю.В. Яковец Великие прозрения П. Сорокина и глобальные тенденции трансформации общества в 21 веке. М., 2000

 

[11] П. Сорокин Главные тенденции нашего времени. М., 1997.С. 215

[12] Фрейд З. Неудовлетворенность культурой// Избранное.-Т.1.-Лондон, 1969.- С. 330-331

[13] Пуанкаре А. О науке.- М., 1983.- С. 167

[14] В данном случае мы опираемся на работу Н. Бердяева «О назначении человека».- М., 1993

[15] Ильин В. Основы художества. О совершенстве в искусстве// Собрание сочинений в 10 томах.- Т.6.-М., 1996.-С. 145

[16] Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М., 1994.-С. 141

[17]Ильин И.А. Основы художества. О современном искусстве // Полное собрание сочинений в 6 томах.- Т.6.- М., 1996.- С. 98






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.