Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Жизненные миры человека






Лекция №12.

Общество как субъективная реальность

1. Понятия социальных отношений.

2. Виды социальных отношений.

3. Модусы человеческого существования и жизненные миры.

1. Социальные отношения – взаимосвязь и взаимозависимость людей, возникающая в процессе социальной деятельности.

Каждый человек соединен с другими людьми сеть невидимых нитей, производственных, имущественных, инстинктивных и аффективных. Каждый человек живет в сети зависимостей, которые выступают как своеобразный цемент, связывающий отдельных индивидов с их индивидуальными потребностями, стремлениями в социальную структуру (племя, государство, надгосударственные объединения). Аристотель, говоря о взаимосвязи людей в обществе, приводил пример соотношения камней и дома. Это и есть пример того, как множество отдельных индивидов образуют единство, структуру которого нельзя понять без отдельных элементов. Структура – это не совокупность камней, а структура отношений между ними. Ведь каждый камень выполняет в доме свою определенную функцию и дом, как структура, - есть взаимосвязь функций камней по отношению друг к другу.

Точно так же, как и с домом, взаимоотношения между людьми отличаются взаимозависимостью. Каждый человек в общество по-своему уникален, выполняет свою специфическую функцию, которую другой вместо него выполнить не может.

Социальные отношения – это невидимый, неосязаемый порядок совместной жизни, который предлагает человеку определенную школу возможных способов поведения. И эта взаимосвязь функций, которой люди обмениваются и есть, с точки зрения Н. Элиаса, то, что называется обществом.

Специфика социальных отношений в том, что они:

1) отражают природу человека, являются динамичными и подвижными и связаны с быстроменяющимся статусом человека в современном обществе, с многообразием социальных ролей и игр;

2) носят исторический характер: общество XII в. отличается от общества XIX и XX вв.;

3) носят этнический характер: общество Индии и Китая отличается от европейского;

4) на социальных отношениях отражается уровень развития общества, баланс Я – МЫ.

Отношения Я – МЫ – есть взаимоотношения человека и общества. При этом на определенных этапах развития общества перевес происходит то в сторону одного, то другого этноса. На ранних стадиях развития человечества МЫ идентичность часто брала верх. Римское республиканское государство эпохи античности представляет пример той стадии развития, на которой принадлежность к семье, племени или государству, т.е. МЫ – идентичность имела в балансе я – МЫ значительно больший вес, чем сейчас (полисное сознание человека немыслимо в не общества).

Слово individuum в классической латыни неизвестно. Групповая идентичность в сравнении с Я играла важную роль, чтобы назрела потребность в появлении универсального понятия для обозначения отдельного человека.

Изменение отношения в балансе Я – МЫ происходит в эпоху возрождения. Люди в значительной мере получили возможность выходить из своих родовых объединений. На первый план выходит проблема личности (человек - титан).

В XVII в. во времена Декарта происходит переход на новую ступень самосознания (Я мыслю – значит, Я существую) => осмысление мира через индивидуальное сознание людей перманентно, часто наследственно, соотносили себя с определенной группой. Таким образом, на характер отношений Я – МЫ влияет исторический фактор, т.е. уровень развития общества. На ранних стадиях развития происходит перевес в сторону МЫ, в высокоразвитых дифференцируется в сторону я. Значит, чем выше уровень развития общества, тем больше баланс сдвигается в сторону Я.

На современном этапе развития общества формируется новое сознание и меняется отношение Я – МЫ в сторону МЫ. Под влиянием интеграционных процессов отчетливо распознаются ранние формы нового всемирного этоса, существуют многие признаки нового глобального чувства ответственности за судьбы всего человечества, происходит образование более крупных надгосударственных единиц.

С другой стороны, наблюдается тенденция в развитии Я полюса. Меньше МЫ – отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми приобрели достаточно вариативными и их формирование зависит от человека, следовательно возможность личности громче заявить о себе как о чем-то единственно постоянном. Многие семейные отношения для большинства людей раньше носили характер обязательный, бессрочный и принудительный. В современном мире все больше делается установка на добровольные связи. К этому следует отнести и возможность менять государственную принадлежность. Таким образом, каждый человек самостоятельно решает вопрос об установлении отношений, их продолжении и окончании.

Среди факторов, опредяющих социальные отношения в конкретном обществе на данном этапе исторического развития следует отметить:

1) Социальная функция человека, определяемая такими факторами как образование, имущество, работа, обязательство перед другими. При этом человек по своей воле не может сменить одну функцию на другую. Человек не может из торговца ценными бумагами стать слесарем. Для этого необходимо и образование, и изменение уклада жизни, уровня доходов. Функция человека определяет его одежду (преподаватель ВУЗа), определяет ритуалы общения и специфические формы поведения.

2) Место, в котором человек родился, социальное положение его родителей – от этого зависит и образование человека, и его будущее социальное положение.

3) Взаимозависимость функций. Функция жены-домохозяйки и мужа или друга мужа, подруги жены – система функций, которые один индивид выполняет для другого. Каждая из этих функций ориентирована на другие (функция жены-домохозяйки ориентирована на вкусы мужа). Следовательно, действие индивидов, особенно в высокодифференцированных обществах, соединяются в длинную цепочку индивидуальных актов. Значит, поведение людей определяется системой прошлых и настоящих отношений. Т. о. каждый человек фактически связан с остальными, живет в постоянной функциональной зависимости от других людей, является звеном в цепи, образованной другими людьми. Только в обществе других людей у человека постепенно формируется способность планировать свои действия и регулировать институты, поступать не так, как хочется, а так как надо То, какая схема регулирования институтов и какая модель поведения формируется, зависит от структуры человеческого объединения, в которой человек вырастает (отношения в семье родителей – отношения в семье детей), осмысление процесса взросления (дворовая компания, друзья, иные ценности и интересы) и его положение внутри объединения (лидер в дворовой компании стремится к лидерству во взрослой жизни).

2. Виды социальных отношений.

Основные отношения, выражающие природу человека, его специфику и уникальное положение в мире – это отношение к другому человеку (Я – ТЫ), отношение к обществу (Я – МЫ), отношение к природе и культуре.

Отношения Я – ТЫ проявляются в том, что без других людей нет бытия человека. Даже если человек один, его окружают следы, оставленные другими. В мире растений и животных все наоборот, там человека ничто не тревожит. Не случайно Ницше говорил, что нам приятно быть на лоне природы, у нее нет мнения о нас, мы можем снять свои маски и полностью проявить свою природу. Но когда появляется Другой мы закрываемся как улитки. Почему это происходит? (пауза) Другой для нас всегда неведом. Хотя Ортега -и- Гассет заметил, что тело и жесты являются настоящим семафором, посылающим бесчисленные сигналы о том, что происходит в сокровенном мире Другого, но эти сигналы – лишь косвенное свидетельство внешнего мира Другого.

Таким образом, другой не перестает быть для нас тайной, которая соприкасается с Я, активно переживается, воздействует на духовные основы личности.

Чужая душа – потемки, и даже самый близкий человек может удивить неожиданным поступком. Отношения Я – ТЫ достаточно противоречивы. С одной стороны человек испытывает страх перед Другим, боится раскрыться, замыкается, стремясь защититься от нападения (застенчивость, стыд). Но с другой стороны, Я всегда стремится к другому. С. Х. Франк заметил, что, встречаясь с ТЫ, Я уже не осознает себя единственным и одиноким. В не себя, Я находит себе подобное (противоречие любви). Человек пытается выбраться из глубин изначального одиночества, преодолеть заброшенность, достичь единения с другими. И в то же время Другие, по мысли Артега- и-Гассета, мешают нам осознать свое Я в одиночестве.

3. Модусы человеческого существования и жизненные миры

Представители философско-антропологической мысли, размышляя о природе человека, пытались выделить те качества, которые присуще только человеку. Так, В.С. Соловьев выделял такие качества, как стыд, жалость, благоговение. В статье Е. Финка «Основные феномены человеческого бытия» рассматриваются в качестве таких феноменов смерть, труд, господство, любовь, брак.

Современные антропологи исходят также из выделения основных качеств человека. В. В. Шаронов выделяет свободу и смысл жизни человека, Ф. И. Минюшев – труд, разум, любовь, борьбу, игру, смерть. Однако выделенные феномены являются лишь отражением таких качеств человека как самосозидание и социосозидание, а также ценностное отношение к миру и стремление к абсолютному. Продуктом деятельности человека выступает и окружающий мир и сам человек. Следует подчеркнуть, что самосозидание есть собственное качество только человека. Животное живет по законам природы, по генетико-биологической программе своего вида. Конечно, животное видоизменяется и развивается, но это развитие происходит под влиянием адаптации.

Человек же оторван от генетико-биологической программы, сам себя целенаправленно преобразует, совершенствует, развивает. Одним словом, человек – единственный субъект в мире который созидает сам себя. В отличии от животного жизнь человека наполнена смыслом, который касается каждой акции его жизнедеятельности. Виктор Франкл отмечает: «поиск каждым человеком смысла является главной силой его жизни. Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только этим человеком и только тогда, когда он осознает потребность в смысле». Поскольку человеческая жизнь – это в определенном смысле смыслотворчество через созидание смыслов происходит самоутверждение человека.

Со смыслотворчеством тесно связано и создание ценностей. В отличии от животного человек выступает как ценностное существо. Ценностный и смысловой мир выступает как особое искусственное пространство, в котором живет и существует человек.

С творчеством ценностей тесно связана устремленность к абсолюту. Жизнедеятельность животного мира всегда локальна, всегда ограничена определенными жизненными рамками и ситуациями (здесь и теперь). Человеческое же бытие целиком и полностью включено в более глубинный идеальный пласт (жизнь в будущем), в развертывающемся поле человеческих устремлений (совершенства и завершенности, надежности, высшей цели, вечности).

Другим аспектом существования человека является его социальность. Человек, в отличии от животного, обладает социальной природой и, по мысли Аристотеля, постоянно стремится к сожительству => все феномены человеческого бытия проникнуты социальной природой и выступают как формы взаимодействия людей => являются отражением социальных отношений.

 

Лекция №13.

Труд и игра в жизни человека.

Труд как разновидность деятельности относится к практической деятельности, которая ориентирована на преобразование окружающего мира и общества. (материально-производственная и социопреобразующая). Духовная же деятельность ориентирована на изменение сознания человека и подразделяется на познавательную (картина мира), ценностноориентированную (система ценностей и идеалов) и прогностическую. В общих чертах труд выступает как разновидность практической деятельности, которая направлена на преобразование окружающего мира и практическую пользу. Исходя из данного определения, можно сказать, ярко выраженной специфической чертой труда выступает его ориентированность на быстро достижимый практический результат. Второй специфической чертой трудовой деятельности является необходимость для достижения результата особых умений и навыков, знаний. Третей специфической чертой является то, что труд неотделим от творчества. Это обусловлено тем, что в поисках эффективных приемов трудовой деятельности человек вынужден новаторски подходить к труду, изобретать новые орудия труда и технология, облегчающие трудовую деятельность и делающих ее более эффективной. Четвертой специфической чертой труда является его ярко выраженная социальная природа. С точки зрения Маркса труд не только сыграл решающую роль в антропогенезе человека, но является средством передачи социального опыта человечества. В процессе труда человек посредством орудий труда и технологий прикасается к социальному опыту человечества, к тем научным открытиям, изобретениям, которые были сделаны предшествующими поколениями. В результате, с точки зрения Маркса в процессе труда преобразуется не только окружающий мир, но и сам человек. В процессе труда изменяется внутренний мир человека, совершенствуется система его способностей, навыков, знаний, изменяются его отношения с окружающим миром (концепция отчуждений) (пятая специфическая черта деятельности).

В силу того, что человек не просто адаптируется к окружающему миру, но и изменяет его, стремится к господству над природой. Труд выступает как важнейшая форма человеческого бытия, удовлетворяя сложную и многообразную систему человеческих потребностей и интересов. В труде проявляется уникальность и специфика именно человека. Ни одно животное не работает, поскольку все, что необходимо ему дается природой. Человек же не хочет зависеть от прихотей природы и ее ресурсов и в процессе труда приспосабливает природу под свои интересы. Труд, образом, дает человеку власть над природой, усиливает его веру в стабильность существования, дает возможность строить свою жизнь в соответствии со своими интересами и потребностями. Но только ли труд является для человека благом? Ведь любые завоевания человека компенсируются потерями- отчуждением от природы, загрязнением окружающей среды, исчерпыванием природных ресурсов, ухудшением своего здоровья. Современный труд не столько утверждает господство человека и его свободу, сколько вытесняет его в процессе НТР из производственного процесса и превращает в винтик экономического прогресса, в раба собственных максимально выросших интересов и потребностей. Таким образом, труд выступает не только как благо, но и как проклятие человека. С одной стороны человек должен трудиться без отдыха и покоя, никогда не останавливаясь на достигнутом (труд занимает максимально времени взрослого человека), труд побуждает его к новым достижениям и дальнейшему покорению природы, но, с другой стороны, труд дает возможность ощутить свое могущество, веру в собственные силы, ощутить собственную свободу. Как Прометей похитил божественный огонь и одновременно страдал и торжествовал, так и человек упивается своим величием и свободой и страдает от труда. Во многих мировых религиях есть сюжет изгнания человека из рая, после которого он должен был в поте лица трудиться и добывать свой хлеб. Согласно религиозным представлениям, человеку изначально было дано все, что необходимо для жизни, он ни в чем не нуждался, получая все в готовом виде. Но как только та или иная популяция начинает увеличиваться, человек был вынужден трудиться, чтобы добывать в достаточном количестве то, что в ограниченном размере давала природа. Таким образом, труд выступает не только как благо, но и как проклятие человека. Источником проклятия является то, что современный человек отчужден от производства, от результатов своего труда, от природы. Потому в современной науке стоит проблема гуманизации трудовой деятельности. Гуманизация рассматривается и как процесс облегчения труда (освобождение от тяжелого и механического труда), так и установления гармоничных отношений между людьми на производстве и увеличения элемента творчества в трудовой деятельности.

Игру, как специфический вид деятельности обычно противопоставляют труду, указывая на то, что игра в лучшем случае тренировка перед серьезным делом (деловая игра), а в жизни взрослых вообще нечто несерьезное. С другой стороны, противопоставление игры и труда проявляется и в том, что труд ориентирован на практический результат, а игра на процесс. Игра с точки зрения Йохана Хейзинги, как и труд выражает сущность человека. Но если труд отражает деятельностную природу человека, специфику его отношения с окружающим миром, то игра связана с символической сущностью человека, которая и выделяет его из мира животных, порождая возникновения религии, искусства, культуры, стимулируя развитие сознания. Любая игра по своей природе - особая символическая реальность, в которой предметы материального мира приобретают иное значение (машина с двумя рулями). Это роднит игру прежде всего с культурой. Вся человеческая культура возникает из игры и в форме игры. Уже в ранних формах культуры присутствует игровой элемент. Но по мере развития культуры игровой элемент отступает на задний план. Он растворяется в науке, поэзии, формах политической жизни. Чем больше игра приносит пользы в практическом и теоретическом плане, тем более она растворяется в культуре. Таким образом, становясь взрослым, ребенок продолжает играть, поскольку игра охватывает все сферы человеческого существования. Играют в смерть, в любовь, в труд. Е. Финк < grundphanomene des menschlichen Daseins> пишет: “ что было бы с влюбленными с их поистине безграничной задачей без разыгранной шутки? Чем была бы война без авантюры, без правил рыцарской игры? Чем был бы труд без игрового гения, чем была бы сцена без добровольного или принудительного фарса властителей? Иногда высказывания во всех этих областях серьезность есть не более, чем хорошо сидящая маска cкрытой игры”.

Помимо символической природы, игра в отличии от труда выступает как относительно свободная деятельность, поскольку выходит за рамки природного процесса, в специфический мир, имеющий свое пространство и время. Законы природного мира в игре не действуют, она устанавливает свои правила и законы. Лишь по мере развития культуры понятия долженствования и обязанности, правил привязываются к игре. Она становится постоянным приложением, сопровождением жизни, приобретает социальную функцию. Игра как репетиция социального поведения, как репетиция применения усвоенных в процессе инкультурации знаний и навыков.

Таким образом, игру можно охарактеризовать как вид духовной деятельности, в котором проявляется символическая сущность человека и его стремление к свободе, как возможность выйти за систему условностей материального мира в особый символический мир игры, где возможно все.

 

Лекция №14.

Творчество и свобода в жизни человека.

Творчество - это разновидность духовной деятельности, которая направлена на создание нового, никогда ранее не существовавшего. Человеческое творчество реализуется в чрезвычайно широком диапазоне, оно включает процесс преобразования и развития человека, материально-предметного мира, социума, культуры. В каждом из этих проявлений творчество развертывается в своих специфических формах.

Когда человек создает новое, то этот процесс связан с постоянным преодолением. Ведь предметный мир, который человек преобразует в соответствии со своим замыслом, это мир у устойчивыми связями, законами, сложившимися структурами, т.е. обладает определенной энерционностью и активно сопротивляется любым внешним переменам. Более того, материальный мир устанавливает пределы преобразовательной деятельности человека. И творцу приходится прикладывать духовные усилия, проявлять особые способности и мастерство, чтобы преодолевать косность, сопротивление материального мира. (фильм “Человек-невидимка”). Создание нового предполагает перекомпановки элементов действительности, внутренних связей и законов. Человек как бы вмешивается в существующий порядок мира и переделывает его.

Попытки понять и описать природу творчества наталкиваются на неразрешимую проблему: люди, знающие о творчестве, оказываются неспособными к нему, а истинные творцы не знают, как они это делают. Причина трудности в объяснения природы творчества кроется в том, что оно отражает метафизическую, рационально необъяснимую сущность человека. Во- первых, это стремление к совершенстованию, во-вторых творчество-это стремление человека к свободе, в третьих- к бессмертию. В процессе творчества человек преодолевает свою зависимость от законов материального мира и создает новую реальность в соответствии со своей духовной природой (наиболее ярко это выражено в художественном творчестве). Однако, несмотря на то, что творческий процесс рационально непостижим, наукой накоплен определенный опыт в выявление его природы (Вставка о природе творчества и акцент на его процессуальность, духовность данного процесса).

По своей природе творчество синтетично, поскольку в нем активиазируются как иррациональные силы и способности человека (интуиция, фантазия), так и рациональные. Иррациональные важны на первом этапе творчества, когда происходит рождение художественного замысла произведения. Рациональные необходимы на этапе воплощения и кристализации авторского замысла. Третьим этапом творчества (особенно художественного) некоторые ученые выделяют процесс восприятия творческого результата, в процессе которого сознание творца становится достоянием многих людей.

Но творчества встречает сопротивление не только окружающего мира, но и культуры. Творческий процесс связан с реализацией духовного мира человека, его идей, чувств, эмоций, но как только творческий продукт создан, он становится предметом культуры, которая интерпретирует его по-своему, может актуализировать то, что не важно для творца и, наоборот, оттенять то, что существенно и важно для сознания творца. Поэтому, по мысли Н. Бердяева несоответствие между замыслом и творческим продуктом неизбежно. Это несоответствие и обуславливает недовольство созданным произведением. (изобрели новую энергию, использовали для создания атомной бомбы).

В западной науке сущность и природу творчества сводят к особому виду деятельности (Хосперс, Кроче, Коллингвуд), к проекции скрытых авторских желаний (Фрейд и его последователи), моделирование (Хаусманн, Пирс). В отечественной науке представители культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) рассматривали сущность творчества как реализацию потребности в общении, нравственном осмыслении действительности. Весьма условно в современной науке можно выделить основные подходы к проблеме творчества.

1) Психоаналитический подход З. Фрейда и его последователей связывает творчество с энергией либидо. Культура, создавая систему норм и табу, пытается обуздать и регламентировать любовную жизнь. В результате у человечества формируется колоссальный, не реализованный потенциал сексуальной энергии либидо, который и становится источником величайших культурных достижений, так как половая энергия сублимируется (реализуется) в творчестве. Именно энергия либидо становится, с точки зрения Фрейда, базисом творчества и культуры. Энергия либидо, воплощенная в творчестве и культуре, как созидательное начало противостоит второй изначальной силе, подсознательной присущей человеку, - склонности к агрессии. Инстинкт агрессии является воплощением первичного позыва к смерти, Танатоса, разделяющего с Эросом господство над миром. Вопрос судьбы рода человеческого зависит от того, удастся ли энергии творчества обуздать позыв к агрессии и самоуничтожению. В настоящее время, полагал Фрейд, люди так далеко зашли в господстве над силами природы, что они могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. «Следует, однако, надеяться, что другая из «поднебесных сил»- вечный Эрос- сделает усилие, чтобы отстоять себя в борьбе со столь же бессмертным противником. Но кто может предвидеть исход борьбы и предсказать, на чьей стороне будет победа?»[12], - заметил Фрейд.

2)Психологический подход к проблеме творчества связывает его самопознанием. Ответы на возникающие вопросы человек пытается найти не во внешнем мире, а в своем внутреннем мире, в чувствах, фантазиях, грезах, интуитивных и религиозных откровениях. Последние являются необходимым элементом творчества. Чувства создают эмоциональный настрой на творчество, мечты стимулируют творческий процесс, в фантазиях конструируются возможные модели ответов и решений, в грезах отбирается вариант, который разрабатывается в творческом акте. Этот сложный психический процесс организуется не с помощью рациональной логики, а благодаря интуиции. А. Пуанкаре так изображает соотношение логики и интуиции в процессе творчества: «Чистая логика привела бы нас только к тавтологии; она не может создать ничего нового. Для этого необходима интуиция. Логика и интуиция играют каждая свою необходимую роль. Обе они неизбежны. Логика, которая одна может дать достоверность, есть орудия доказательства, интуиция есть орудие изобретательства»[13]. Сказанное Пуанкаре о научном творчестве вполне применимо и к художественному. Действительно, интуиция создает замысел произведения, рождает новое, логика помогает его облечению в словесную форму.

3) Философский подход. Русский философ Николай Бердяев[14] и многие другие, пытающиеся осмыслить феномен творчества, связывает его с созерцанием, как способностью увидеть мир внутренним оком, всей душой. Увидеть мир по-новому, не так, как его видели раньше, - значит увидеть его вне готовых стереотипов, которые постоянно накладываются на наше восприятие, «гасят» его, переводят в общеизвестные штампы и стереотипы видения. Художник есть, прежде всего «очевидец мировых тайн и духовных состояний. Это видение художник получает в созерцающей медитации, т.е. в сосредоточенном и целостном погружении души в развертывающиеся перед нею обстояния мира».[15] В состоянии созерцания, по мысли И. Ильина, творец видит мир новым, воспринимает его так, как будто в первый раз, чувствует подъем духа и ощущает слияние с миром и понимание его «изнутри». В эти мгновения, по мысли Бердяева, и рождается новая мысль и сам человек как творец. В творчестве проявляется теодицея, божественная природа человека, как соратника Бога и творца нового. По мысли Бердяева «Бог ждет от человека свободного ответа на свой зов, ждет ответной любви и ответного соучастия в одолении тьмы небытия. Человек должен проявить величайшую активность своего духа, величайшее напряжение своей свободы, исполнить то, что Бог от него ожидает. Человек не раб и ничтожество, человек- соучастник в Божьем деле творческой победы над ничто. Человек нужен Богу, и Бог страдает, когда человек этого не сознает. Бог помогает человеку, но и человек должен помогать Богу»[16]

4) Эстетический подход к проблеме творчества разрабатывает русский философ Ильин, который связывает его природу с художественным опытом человека. Истоками творчества является, по мысли Ильина, соединение творческого созерцания и таланта. И созерцание проявляется в символичности искусства, в его возможности передать нечто большее, чем непосредственно воспроизведено. Ильин замечает: «Художник облекает в образы некоторые нечувственные существенности, которые он сначала испытывает духом, «видит» духовно-нечувственным воображением. В этом основная природа искусства. И тот, кто не способен к такому опыту, тот никогда не создаст ничего художественного»[17].

Таким образом, несмотря на то, что творчество изучается с позиции многих наук (психологии, эстетики, культурологи, философии, социологии) сущность его ускользает от современных исследователей. Причина этого, скорее всего в том, что творчество является элементом внутреннего духовного мира человека и не подается рационализации, выявлению универсальных механизмов и закономерностей. Кроме того, научному анализу может быть подвергнут только результат творчество, что само по себе недостаточно. Если мы принимаем, что творчество-это созерцание (Бердяев), реализация внутренних переживаний художника, то в самой природе данного явления заложена процессуальность, а значит и исследовать его необходимо как динамичный, диалектически противоречивый социодуховный процесс, суть которого в том, чтобы сделать материал творческого созерцания художника достоянием духовного мира многих людей. Каждый художник в своем творчестве уникален и универсален. Поэтому нельзя установить универсальных законов создания произведений искусства. Кроме того, поскольку творчество- социодуховный процесс, то сложно заглянуть в духовную лабораторию художника, ответить на вопрос, как во внутреннем мире творца создается произведение искусства.

По своей природе творчество неотделимо от свободы. Свобода представляет собой меру самореализации человека, меру воплощения его потенций в соответствии с его устремлениями, желаниями, ценностными ориентациями. В этом плане свободен тот человек, кто максимально реализовал себя в соответствии со своими устремлениями и ценностями. Выделяют внутреннюю и внешнюю свободу. Внутренняя свобода-это свобода, во внутреннем мире человека, проявляющаяся в способности сохранить свою индивидуальность и уникальность. Свобода человека начинается с осознания своего Я, собственных устремлений. Свобода неразрывно связана с преодолением. Перед лицом общественного прессинга, общественного мнения человек отказывается от своих устремлений, отказывается от реализации своих предначертаний. “Свобода, - писал Н. Бакунин, - есть абсолютное право всех взрослых мужчин и женщин не спрашивать у кого-либо разрешения за свои деяния, кроме решения своей собственной совести и своего собственного разума, определяться в своих действиях только собственной волей и, следовательно, быть ответственным ближайшим образом перед ними, затем перед обществом, к которому они принадлежат, но лишь постольку, поскольку они дают свободное согласие принадлежать к таковому”. Исходя из такого определения свободы, она занимает принципиально важное место в жизни человека, дает не только простор для самореализации, возможность следовать своим внутренним устремлениям, но и возможность быть самим собой, таким, как человек себя мыслит и ощущает. Добавим к сказанному, что свобода ставит перед человеком выбор, цель и высший приоритет. В то же время свобода выступает и как мука, поскольку связана с ответственностью.

 

 

Лекция №15

Смерть в жизни человека

Смерть - важнейший фактор нашего понимания феномена жизни. Только вглядываясь в смерть человек начинает ценить и любить жизнь. Если существование человека бесконечно, то жизнь теряет свою ценность и смысл. В древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому Боги могли приговорить человека- это бессмертие.

В каждой культуре существует свое специфическое отношение к смерти и умершим. В древнегреческой мифологии страна мертвых существует как подземный мир, страна теней, куда человек попадал через подземную реку Стикс. В древнем Египте земная жизнь воспринималась как подготовка к смерти. Потому жизнь после смерти воспринимается как полноценное существование, для которого необходимо все, что окружает человека в земной жизни. Потому человека не только бальзамируют, чтобы сохранить тело, вместилище его души, но и хоронили вместе с ним одежду, еду, слуг, богатства, богатства и даже жен. Та же традиция существует и во многих других культурах.

В древней Индии распространена теория переселения душ, согласно которой земное существование души подчиняется законам кармы. Та же традиция присутствует и в славянской мифологии. Согласно мифологическим представлениям славян существует особый мир предков, куда входят души всех умерших родственников. Душа умершего родственника может воплотиться в детях. Потому и отношение к беременным, как к связи между земным миром и миром предков. Боясь гнева предков, беременную женщину ограждали от тяжелой работы, удовлетворяли все ее пожелания (это воспринималось как желание души ребенка), часто дарили подарки, старались оградить от психологических потрясений.

В светской культуре смерть воспринимается в контексте борьбы с жизнью. Вероятно, это противоборство выступает как экзистенциальное состояние человека. 3. Фрейд был вполне прав, когда на склоне лет указал на борьбу инстинкта жизни и инстинкта смерти как важнейший импульс человеческой жизни. Поскольку смерть выступает как финал земной жизни и как нечто таинственное, неизведанное, естественно желание человека оттянуть ее как можно дальше, отсюда чувство страха и ужаса. Стремясь к преодолению смерти, человек стремится к бессмертию и культура помогает ему, создавая различные формы индивидуального бессмертия: бессмертие в детях, учениках, продуктах культуры. Однако сама культура, когда это необходимо, искусственно поощряет смерть. Здесь учитываются положительные моменты смерти как избавления от страданий, невыносимых мучений человеческого тела (эвтаназия). Культура также поощряет смерть как исполнение долга. Это самопожертвование война, когда смерть одного человека воспринимается как условие сохранения жизни многих других людей, (камикадзе). И наоборот, культура не поддерживает суицид, когда стремление к смерти вызвано глубоким недовольством собой, предательством, неразделенной любовью, ощущение собственного бессилия в тяжелой жизненной обстановке.

В 20 веке проблема смерти стала исследоваться философией, социологией, естественными науками. В философии феномен смерти лежит в основе традиции немецкого экзитенциализма, основоположником которого выступил Мартин Хайдеггер. Основная мысль его философии –это человеческое существование, как исходный момент осмысления всего сущего. Сущность человеческого бытия Хайдеггер понимает как заботу, представляющую собой единство трех моментов, раскрываемых в модусе времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три модуса, взаимно проникая друг в друга, образуют единый феномен заботы. В зависимости от того, какой из модусов выходит на передний план различается два способа существования человека: подлинный и неподлинный. Если настоящее выходит на первый план, то бытие не подлинно. Каковы черты неподлинного бытия?

1) перевес моментов настоящего

2) «мир вещей» заслоняет от человека его конечность

3) бытие полностью подчинено своей средой, предметной или социальной

4) бытие склонно рассматривать себя как вещь

5) возникает феномен усредненности: средний, простой человек ставится на место действительного человека

В не подлинном бытии мир вещей заслоняет от человека его конечность. Неподлинное бытие –это такой способ существования, когда человек полностью поглощен средой, предметной или социальной.

Перевес моментов будущего, направленность к смерти- это определяющие характеристики подлинного существования. Для него характерно осознание человеком конечности, историчности, свободы. Характеристики подлинного существования таковы: перевес моментов будущего, направленность к смерти, осознание человеком своей историчности, конечности, свободы. Это бытие достижимо только перед лицом смерти. Как человек переходит от неподлинного бытия к подлинному? С помощью экзистенциального страха. Страх раскрывает перед человеком новую перспективу- смерть.

В естественной науке попытка преодоления смерти была предпринята И.И. Мечниковым. Одной из центральных тем в научных исследованиях Мечникова был вопрос о дисгармониях в природе человека. Мечников, как биолог, основоположник теории иммунитета, признает, что человек существо больное, подлежащее ведению медицины. Но как космист, ученик В.И. Вернадского, он убежден, что при помощи науки и рациональной регуляции человек способен преодолеть несовершенство своей природы. Отсюда центральное понятие- ортобиоз, рациональная регуляция жизни. Мечников пришел к выводу, что идеал для человека заключается в том, чтобы достичь деятельной и бодрой старости, приводящей к чувству насыщения жизнью и желанию смерти. Мечников призывает человека к активной саморегуляции и здоровому образу жизни. Подобно тому, как человек изменил природу растений и животных, он должен будет изменить собственную природу, сделать ее гармоничной. Гармонизация человеческой природы, рациональное регулирование «чувства жизни», забота человека о здоровье приведет к тому, что смерть станет не проявлением рока, а естественным желанием человека, пресытившегося жизнью.

В современной науке Р. Моуди " Жизнь после смерти", в социологии предприняты эмпирические исследования отношения людей к смерти и исследованы клинические больные Р. Моуди. Объектом исследования Моуди стали пациенты, пережившие состояние клинической смерти. С помощью института Гэллапа Моуди провел исследование таких людей в США и на основе сравнения их свидетельств разработал теорию переходного состояния от жизни к смерти.

Таким образом, смерть, по мнению российского танатолога В.И. Стрелкова, - фундаментальное свидетельство нашего неодиночества. Мы всегда находимся под ее пристальным взором, поскольку человек не знает свою судьбу и не знает, когда он умрет. Осмысляя присутствие смерти, человек предпринимает все, чтобы, по мысли, М. Хайдеггера, сохраниться в памяти человечества. В этом смысле творя, любя, совершая добро человек побеждает смерть и прорывается в вечность.

«средь суеты случайной,

В потоке мутном жизненных тревог,

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.» (B.C. Соловьев).

 

Лекция №6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.