Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие детерминируется разнородными группами факторов






<...>

Пятое и шестое положения всевозрастающего подхода (истори­ко-культурная обусловленность, контекстуальность) расширя­ют спектр влияний, детерминирующих развитие поведения. Была разработана новая таксономия групп влияний, включа­ющая факторы, не рассматривавшиеся в более ранних работах в рамках всевозрастного подхода.

Онтогенез и исторические факторы. Положение об истори­ко-культурной обусловленности трактует взаимосвязь между онтогенезом и историческим развитием. Процесс развития ин­дивида одновременно регулируется законом онтогенеза и фак­торами, связанными с историко-культурными изменениями. Онтогенетические закономерности и историко-культурные изменения образуют две основные системы, формирующие прижизненное развитие человека.

При изучении различий между возрастными когортами1 во всевозрастном подходе предпочтение отдавалось изменяю­щимся социальным факторам в индивидуальном развитии. Позже значение этого вопроса еще более увеличилось в связи с теоретическими изысканиями в области диалектичности и контекстности развития. При исследовании когорт-эффектов проводился сравнительный анализ возрастного развития не­скольких когорт разных дат рождения, включавший как сре-зовый, так и лонгитюдный аспекты. Прекрасный обзор этих работ был сделан Labovie, Nesselboa.de.

Термин «возрастная когорта» (birth cohort) означает группу людей одного и того же года рождения. Когорт-эффект или когортные различия — это раз­личия между разными когортами, состоящими из людей одного и того же возраста. — Прим. пер.

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

Было исследовано множество возрастных групп и когорт. Применялись различные системы оценки. Первоначально были проанализированы периоды взрослости и старости, а затем по­степенно захватывались все более ранние периоды жизненно­го пути. По отношению к взрослости и старости удалось пока­зать, что вариативность выявленных в срезовых исследовани­ях возрастных различий в интеллектуальной деятельности связана в основном не столько с чисто возрастными, сколько с историко-временными факторами.

Что касается подросткового возраста, то данные, получен­ные в работе, свидетельствуют о том, что уровень и направлен­ность развития личности подростка в равной степени зависят как от исторического контекста (связанного в рассмотренном случае с войной во Вьетнаме), так и от собственно возрастных факторов. Следует также упомянуть исследования по лонги-тюдному изучению развития детей и подростков, начиная с периода Великой депрессии. Результаты ясно свидетельству­ют о влиянии исторических условий, в которых проходило детство, на развитие личности во взрослом возрасте.

По отношению к младенчеству Forges показал, что проти­воречивость данных о развитии новорожденных и младенцев может быть объяснена главным образом происшедшими изме­нениями в пренатальном и постнатальном уходе. Впоследствии влияния историко-временных различий (когорт-эффектов) были изучены на весьма разнообразном материале развития в младенческом и детском возрасте (например, при рассмотре­нии структуры и функций семейного воспитания, в частности изменения роли отца в семье).

В контексте данной статьи особое значение имеет 28-летнее исследование интеллекта взрослых, проведенное Schale. Его данные говорят о первостепенном значении историко-культур­ных условий для интеллектуального развития. Интеллект ме­няется не только в связи с возрастом. Он меняется также с из­менением исторического периода, в котором живет та или иная когорта. Например, когортные различия между 50- или 60-лет­ними людьми были такими же значительными, как и возраст­ные изменения одних и тех же людей. Уровни выполнения за­даний были подсчитаны Schale отдельно по пяти элементарным

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 453

умственным способностям (числовая комбинаторика, простран­ственные зависимости, логическая индукция, значения слов и беглость речи). Первые три (из пяти) способности претерпева­ли положительные историко-временные изменения, одна (чет­вертая) способность оставалась одинаковой у разных когорт, пятая имела тенденцию к негативным изменениям с течением исторического времени. Таким образом, изменения в умствен­ных способностях являются разнонаправленными не только в возрастном, но и историко-временном аспектах.

Есть основания полагать, что основными источниками меж-когортных различий в развитии умственных способностей на протяжении жизни выступают три группы факторов: связанные с образованием, здоровьем и профессией. Например, более позд­ние поколения демонстрируют в среднем более высокий уровень систематического образования, а также таких навыков и опыта, которые связаны с внедрением телевидения и компьютеров. Можно сказать, что и в профессиональной жизни поколений не­давнего времени в целом все более усиливается акцент на по­знавательной стороне деятельности. Значимые изменения про­изошли и в здравоохранении. Например, более эффективным стало лечение гипернапряжения — явления, лежащего в основе снижения умственных способностей у стариков. Все эти приме­ры показывают, насколько разнообразны социокультурные изме­нения, оказывающие влияние на общий уровень и показатели умственной деятельности. Однако и в настоящее время основные факторы, определяющие когортные различия в умственном ста­рении, должным образом еще не проанализированы.

Всегда ли когортные различия и биокультурные изменения являются значимыми для изучения психического развития? Скорее всего нет. Когортные различия важны при анализе таких сторон развития, которые еще не стабилизировались в процессе генетической и культурной эволюции. Поэтому не удивительно, что в развитых странах — в силу высокой степени биокультурной стабильности с ранних лет жизни — когортные вариации позна­вательного развития в детском возрасте сравнительно невелики и сводятся глазным образом к количественным различиям.

В связи с тем, что когортные различия могут иметь разное практическое и теоретическое значение, Bakes, Cornelius и

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

Nesselroade выделили несколько вариантов рассмотрения этих различий в возрастной психологии (например, как ошибки, как результата исторических сдвигов, как количественного различия в частоте и степени и т. д.). На основе такого теоре­тического анализа авторы пришли к заключению, что иссле­дователи должны заранее решать, какой логический статус они будут придавать в своей работе когортным различиям. Это может повлиять и на планирование исследований, в ко­торых участвуют разные когорты, и на анализ полученных ре­зультатов.

Другие факторы среды и контекстностъ развития. Обна­ружение когорт-эффектов и роли других факторов среды име­ло еще одно — методологическое — следствие. Под влиянием работ Riegel и одновременного усиления интереса к марксист­ской и гегелевской традициям представители всевозрастного подхода стали уделять больше внимания методологическим вопросам изучения развития/подчеркивая его внутреннюю диалектичность и контекстность (т. е. обусловленность при­жизненной средой. — Прим. пер.). Наиболее радикальная ме­тодологическая позиция сводилась к тому, что универсальных законов онтогенеза психики в принципе не существует и ин­дивидуальное психическое развитие строится каждый раз за­ново для данной когорты и конкретной культурной среды.

Вместе с этой крайней точкой зрения возникли и более уме­ренные и в то же время более проработанные подходы. Следу­ет сказать, что методологическое положение всевозрастного направления о контекстуальности развития на теоретическом уровне не обязательно совпадает с известным экологическим подходом в других исследованиях развития. Так, Bronfenbren-пег всегда подчеркивал важность условий среды развития. Од­нако его понимание этих условий не всегда соответствует ме­тодологическому принципу контекстности. Принцип контекст-ности во всевозрастном подходе предполагает определенное представление о развитии, которое Lernen и Kaufman назвали динамически вероятностным взаимодействием. То, что исполь­зование одного и того же понятия (такого, как «роль среды») не означает тождества методологических взглядов, хорошо видно из дискуссии Kendler с Lernen и Kaufman.

 

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 455

Таксономия факторов развития. Сказанное о межиндиви­дуальной вариативности и когорт-эффектах, а также о других воздействиях среды требует нового понимания факторов разви­тия. Основная цель представителей всевозрастного подхода заключалась в доказательстве того, что разнообразие и слож­ность наблюдаемой формы развития соответствует разнообра­зию и сложности сочетаний каузальных факторов и механиз­мов этого развития.

Для систематизации множества различных факторов пси­хического развития была предложена трехфакторная. В ней отражены три категории влияний, которые испытывает (и на которые должен реагировать и действовать) развивающийся индивид в ходе жизни: возрастные, историко-временные и ин­дивидуальные факторы. Они действуют на протяжении всей жизни, их влияние со временем аккумулируется, и от них за­висит ход всего развития.

Группа возрастных факторов — это те самые факторы, ко­торые большинство детских психологов и геронтологов счита­ют основными направляющими развития. Они определяются как такие биологические детерминанты и факторы среды, ко­торые а) прочно связаны с хронологическим возрастом и по­этому достаточно предсказуемы в своих временных характери­стиках (возникновение, продолжительность) и б) являются сходными по направленности для разных индивидов. Приме­ром возрастных факторов могут служить органическое созре­вание или связанные с возрастом ступени социализации.

Группа историко-временных факторов также включает био­логические детерминанты и факторы среды. Однако данная группа связана с историческим временем и образует более ши­рокий биокультурный контекст, в котором происходит разви­тие человека. По-видимому, существуют два основных типа историко-временных факторов: те, которые действуют на про­тяжении длительного времени (например, в «наши дни»), и та­кие, которые возникают в определенные специфические пери­оды (например, во время войны).

Группа индивидуальных факторов также состоит и из био­логических факторов, и из воздействия среды. Основная харак­теристика, их время возникновения, вид и последовательность

ЧАСТЬ VII. Психология геронпогенеза

различны у разных людей, ни в историко-временном, ни в он­тогенетическом измерении они жестко не привязаны ни к ка­кому определенному моменту развития и поэтому не могут быть предсказаны заранее.

Остановимся на двух возможных ошибках в понимании этой трехфакторной модели. Во-первых, она может быть вос­принята как статическая. Однако в действительности она направ­лена на временную динамику, в ней также заложено представле­ние о том, что индивиды, развивающиеся совместно (например, бабушки, дедушки, родители и дети), являются «участниками» и проводниками различных групп воздействий. Во-вторых, может сложиться впечатление, что в модели большое внима­ние уделяется «нормативным», общим для всех факторам раз­вития, чем межиндивидуальным различиям. Поэтому важно подчеркнуть, что межиндивидуальные различия присутству­ют в каждой группе факторов. Например, Baltes и Nesselroade{ в дискуссии с Dannefer указывали, что в макроструктурных процессах стратификации (по признаку пола, социального клас­са, этноса и т. д.) индивидуальные различия имеют место внут­ри всех групп воздействий.

Подытоживая сказанное, нужно еще раз подчеркнуть, что представители всевозрастного подхода дают комплексные и многофакторные толкования развития человеческого поведе­ния. Через признание исторической обусловленности разви­тия и обнаружение значительной индивидуальной вариатив­ности старения они пришли (вместе с другими исследователя­ми развития) к признанию большой роли факторов среды и уникальности комплекса воздействий, придающих рассматри­ваемому развитию тот или иной вид. Некоторые сторонники данного направления пошли дальше утверждений о важности факторов среды и подняли парадигму контекстности на уро­вень основного методологического принципа понимания сущ­ности человеческого развития.

См.: Baltes Р. В., NesselroadeJ. R. Paradigm lost and paradigm regained: Cri­tique of Dannefer's portroyal of life-span developmental psychology // Amer. Soc. Re. 1984. V. 49. P. 841 -847.

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 457






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.