Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ретроспектива и перспективы






Всевозрастной подход является скорее не теорией в точном смысле слова, а научной позицией. В качестве таковой он объе­диняет ряд независимых друг от друга теоретических и мето­дологических принципов и взглядов на развитие поведения. Хотя ни один из этих принципов не является новым сам по себе, способы их объединения и расстановка акцентов прида­ют данному подходу целостность и новизну.

Суммируя сказанное о новизне и возможной полезности методологических установок всевозрастного подхода, выска­жем следующие соображения — в целях создания для себя воз­можности спасительного отступления и для достижения луч­шего понимания между представителями всевозрастного под­хода и другими исследователями человеческого развития.

Подобно тому как всякий процесс развития несет одновре­менно приобретения и потери, описанная здесь система прин­ципов, составляющая основу всевозрастного подхода, имеет и свою оборотную сторону. Во-первых, она создает опасность научного «империализма»; иногда полагают, что всевозраст-ной подход не приемлет никаких других точек зрения. Однако было бы неверным считать, что изложенные выше теоретичес­кие положения о сущности развития были изобретены предста­вителями всевозрастного подхода или предлагать его в качестве магистрального пути для возрастной психологии. Всевозраст­ной подход — только одно из возможных направлений в изу­чении развития.

Во-вторых, существует угроза «теоретической перегрузки». Разумеется, теоретические и методологические положения, выдвинутые в рассматриваемом подходе, имеют важное значе­ние. Однако в рамках общетеоретических рассуждений можно достичь только ограниченных результатов. Например, расшире­ние понятия психического развития имеет и свои негативные аспекты, особенно если та или иная точка зрения доводится до своего предела. Так, в течение некоторого времени положение о пластичности психического развития неоправданно тракто­валось как утверждение полной открытости незаданности ин­теллектуального старения, а не как гибкость в рамках опреде-

Т. В. Карсаевская и др. Синтез теоретических знаний... _________ 459

ленных ограничений. Сходным образом и обсуждение когорт-эффектов иногда воспринималось как попытка доказать отсут­ствие какой бы то ни было упорядоченности и закономернос­тей в развитии.

Все это — серьезная критика, ставящая всевозрастной под­ход перед рядом проблем. Путь их разрешения — более интен­сивный диалог между представителями разных направлений в исследовании развития. Если мы будем вести такой диалог без раздражения, будущее всевозрастного подхода может быть про­дуктивным.

Т. В. Карсаевская, А. Т. Шаталов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.