Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пластичность психического развития






Еще одно положение, разделяемое многими исследователями прижизненного развития, заключается в том, что процесс раз­вития обладает большой пластичностью. Пластичность связа­на с многовариантностью развития одного и того же человека и определяет тот потенциал, которым он обладает для реали­зации различных форм поведения и развития. Развивался бы тот же самый человек по-другому, если условия были иными? Проблема пластичности — одна из тех, которые волновали воз­растных психологов на протяжении долгого времени (см., на­пример, работы McGraw 30-х годов по двигательному развитию близнецов). Такой же интерес к этой проблеме существует в современной биологии развития и социологии развития.

Исследование упражняемости познавательных функций у по­жилых людей. Вывод (если его можно считать доказанным), что пластичность возрастных различий во второй половине жизни оказывается больше той, которая обнаружена в детском возрас­те, произвел сильное впечатление на исследователей. Значение темы пластичности для работ по всевозрастному развитию и об­щий подход к ней хорошо видны в исследованиях интеллектуаль­ного развития во взрослом и пожилом возрасте. Первоначально идея пластичности была выдвинута в связи с вопросом, является ли старение интеллекта лишь процессом постепенного снижения умственных способностей. Наиболее надежным способом выяс­нить это было проведение формирующего исследования.

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 449

С начала 1970-х годов стал осуществляться ряд исследова­тельских программ, ставящих целью изучить, в какой мере на­блюдаемые возрастные потери в подвижном интеллекте — т. е. в той разновидности психометрически оцениваемого интел­лекта, в котором упадок наиболее выражен, — могут быть воз­мещены исполнительской вариативностью (пластичностью) у одного и того же человека. Например, пожилые испытуемые упражнялись в решении таких мыслительных задач, которые применяются для оценки «подвижного» интеллекта. Основ­ная гипотеза состояла в следующем: опыт пожилых людей, по­лученный ими при решении таких задач в повседневной жиз­ни и в данном эксперименте, был сравнительно мал. Тем не менее они, используя свой скрытый резерв знаний и компетент­ность, смогут выполнять экспериментальные задания на том же уровне, что и испытуемые более молодого возраста.

Формирующее исследование, проведенное с пожилыми ис­пытуемыми, дало отчетливую картину значительной пластич­ности их возможностей. После довольно короткой когнитивной тренировки многие пожилые люди (в возрасте от 60 до 80 лет) продемонстрировали уровень выполнения заданий, сравни­мый с уровнем «нетренированных» молодых испытуемых. По­добные же результаты были получены и на другом когнитив­ном материале. Сходная картина наблюдалась не только в сре-зовых, но и при лонгитюдных возрастных сопоставлениях.

В результате у исследователей появилась убежденность в [существовании значительной возрастной пластичности пси-|Хического развития. Факту пластичности придавалось такое Ьке важное значение, как и знаниям о главном направлении воз-IpacTHoro развития. Общий же вывод состоял в том, что любая наблюдаемая картина старения интеллекта является лишь в одной из многих возможных. Таким образом, вопрос о внутри-индивидуальном диапазоне и границах пластичности являет­ся краеугольным камнем всевозрастного подхода.

От пластичности к границам пластичности. В современ­ных работах по всевозможному умственному развитию фокус сместился с возможностей когнитивной тренировки на другие аспекты. Демонстрации пластичности уступили место исполь­зованию свойства пластичности для установления границ и

15 Зак. №401

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеэа

пределов развития. Такая стратегия похожа на изучение зоны ближайшего развития в детском возрасте.

Акцент во всевозрастном исследовании пластичности дела­ется не на нормальном уровне интеллектуальных функций, а на пределах умственных возможностей. Исследовательская стратегия, применяемая для проверки различных сторон пла­стичности и ее границ, известна как тестирование пределов. Тестирование пределов включает систематическое примене­ние а) различных способов оценки; б) приемов активного вме­шательства, направленного на выявление скрытых резервов возможностей, и в) методов раскрытия механизмов увеличе­ния и снижения умственных способностей.

В нашем исследовании возрастных изменений пределов интеллектуальных возможностей были выделены три града­ции пластичности: а) базовый уровень интеллектуальной дея­тельности; б) основной резерв возможностей; в) резерв разви­тия возможностей. Базовый уровень интеллектуального функ­ционирования означает первоначальный уровень выполнения задания, т. е. то, что человек может сделать в рамках опреде­ленного задания без постороннего вмешательства или специ­альной подготовки. Основной резерв возможностей означает наивысший уровень выполнения, доступный человеку в дан­ный момент времени при мобилизации всех его актуальных ресурсов. Этот резерв выявляется с помощью тестов на «пото­лок исполнения». Когда путем внешнего вмешательства или в результате развития основной резерв возможностей человека увеличивается, мы говорим о резерве развития возможностей.

Выделение этих трех уровней пластичности позволяет изу­чать не только саму пластичность, но и ее ограничения, а так­же то, что в генетике поведения называется нормой реакции. Понятия ограничений и нормы реакции направлены на обо­значение биологических и социокультурных рамок, которые препятствуют формированию данного типа поведения и его свободному развитию. Важно отметить при этом, что точный диапазон и максимум индивидуальных возможностей прин­ципиально неопределимы (Keating, MacLean), они могут быть очерчены только приблизительно. Всегда существует шанс отыскать условия или способы, ведущие к новому уровню и

Пауль Б. Балтес. Всевозрастной подход в психологии развития... 451

формам умственной деятельности при выполнении данного задания.

Возрастные изменения очень часто остаются «замаскиро­ванными» и видоизмененными, когда они изучаются в «нор­мальном» диапазоне функционирования. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.