Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего ежегодно совершаем мы поминовение отшедших






Поминовение ежегодно совершается род­ственниками в знак того, что умершие живы и бессмертны по душе и некогда совершен­но обновятся, когда Создатель возжелает и воздвигнет их с телами. Именно это совер­шающие поминовение обозначают прино­симыми семенами, напоминающими, что как Христос, умерев плотью, воскрес и жив, так и мы, по слову Павла, воскреснем и «бу­дем живы» в Нём (Рим. 6: 8).

А о том, что Христос воскрес и жив, сви­детельствуют дела Его и Жертва, которая за всех приносится Ему, как Живому, и совер­шается, как Он повелел.

Итак, поминовение в названные сроки бывает, как мы сказали, по вышеизложен­ным причинам, и польза, происходящая от этого для отшедших, была явлена и от­крыта многим святым. Потому-то помино­вения эти совершать необходимо и с воз­можно большим усердием, особенно же страшнейшую Жертву, потому что для сего и дана она.

Ибо за совершаемые здесь молитвы и мо­ления, через священные жертвоприноше­ния и благотворение нищим подаётся отпу­щение и оставление грехов и освобождение от муки тем, которые согрешали и в покая­нии оставили тела, а праведно пожившим и имевшим благой и богоугодный конец дару­ется большее очищение и возвышение, как полагает и Златоуст в изъяснении Деяний апостольских, даруется таковым близость к Богу и дерзновение перед Ним, обильней­шее просвещение от света Божия.

Да памятует же всякий верный, что если он любит своего ближнего, уже почившего, то доставит ему великие блага приношением за него Жертвы и будет для него виновником великой радости, давая подаяния нищим, выкупая пленных и совершая другие дела, которыми умилостивляется Бог. Особенно же – если усердно совершает за него бес­кровные Жертвы. Частица, вынимаемая во время страшного Жертвоприношения, и поминовение над нею отшедшего соединяет последнего с Богом и даёт ему возможность невидимо быть причастником Бога и иметь общение с Ним.

Получая от сего величайшую пользу, не только те братия во Христе, которые преста­вились в покаянии, утешаются и спасаются, но и священные и боголюбезные души святых получают великую радость, когда эти жертвы совершаются ради них. И в веселии ликуют они ради сей святейшей Жертвы, теснее сое­диняясь со Христом, и делаясь причастника­ми высшей чистоты и света, и преискренне приобщаясь Даров Его. Они молятся за нас, потому что ради сего-то и совершил Христос, и заповедал сие Жертвоприношение – во освящение и просвещение всех, и чтобы все были одно с Ним, о чём Он и молился (Ин. 17: 11). Потому-то за тех, которые поминают их и совершают в честь и память их священнейшие жертвы, отшедшие постоянно молятся и де­лаются ходатаями и молитвенниками, испра­шивая, чтобы и живущие на земле достигли такого же общения со Христом.

Итак, надобно поминать братьев наших упокоившихся, чтобы и нас поминали дру­гие. Надобно также, по возможности, при­носить жертвы и за святых, чтобы, утешая их во Христе, иметь нам в них радостных ходатаев перед Христом и ради их молитв получить спасение.

Клирик:

– Итак, ты, святитель, изъяснил нам всё и преподал нам тщательное наставление, рас­крыл то, что относится к нашей кончине, дал нам тщательное наставление, показал нам всё, что для нас полезно и спасительно, изложил правую веру. Что же мы воздадим тебе за любовь твою? – Воздадим благодаре­ние Единому в Троице Богу, подвигнувшему нас вопрошать, а тебе давшему слово, пре­вышающее наше желание.

От Господа да будет тебе воздаяние вели­кое и, поскольку оно исходит от Бога, – мно­горазличное.

Архиерей:

– Возблагодарим, братья, и прославим Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога нашего, давшего «слово во отверзение уст» (Еф. 6: 19), в надежде на Которого и мы осме­лились говорить об этих вещах, вышестоя­щих и божественных, превосходящих силы наши.

Это – Божий дар, и именно для вас, а не для меня, если только я сказал что-нибудь полезное. Ибо я вовсе не думаю, хотя и же­лаю говорить истину, что я сказал нечто по­лезное, и ценное, и служащее ко благу, так как я знаю скудость и слабость ума моего и свое неведение в некоторых отношениях, хотя и не совсем нахожу себя тёмным. Если же кто спросит: зачем же ты в таком случае и излагал это? – то я отвечу: ради любви и частых вопрошаний братьев. Отвечу, что я, по мере сил моих, написал не своё, но со­брал то, что говорит Святое Писание и свя­тые отцы и что можно было извлечь из их богопросвещённых мыслей.

Итак, если в сказанном есть что-нибудь годного и полезного – благодарение Богу, потому что это не наше, но принадлежит божественным писаниям и святым отцам и сделано ради вас, весьма часто вопрошав­ших нас, и ради некоторых других из бра­тьев, по временам побуждавших нас к этому. И воздаяние большее будет вам за то, что вы подали повод сделать это и отверзли скуд­нейший, и землелюбивый, и смиренный ум мой смирением вашим и вопрошаниями, одушевлёнными любовью к Богу в Троице и благостью. Он и да соделает сказанное полезным для вас и благотворным для всех братьев, и да обратит это к Своей славе и к нашему спасению Своим человеколюбием и благостью, так как только в надежде на Него и дерзнул я коснуться того, что выше ме­ня, и изложил, что был в силах изложить, из любви к Нему.

Да будет всё сие во славу Его и во спасение нам, смиренным, так как Ему – Единому в Троице Богу – мы и посвятили это, молит­вами Приснодевы и Пресвятой Преславной Богородицы, богоприятных и святых Ангелов, богопроповедников – блаженных апостолов, богоносных и всесвященных иерархов, добропобедных мучеников, пре­подобных и праведных, и всех от века и до скончания века святых рабов Его.

Ему же подобает всякая слава, величество и великолепие, Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому в Троице Богу, единому естеству, власти и силе в трёх нераздельных и неслиянных Ипостасях, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

1) Делателей палаток.

2) Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских от­цов и о бессмертии души.

3) Там же.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.