Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы






На первой седмице, после заамвонной мо­литвы иерей (или архиерей, если он присут­ствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» (Пс.90), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище свя­щенные сосуды, потом на «слава, и ныне» тво­рит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый анти­фон ко Господу «внегда скорбети ми» (Пс. 119: 1), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем сти­хи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня.

После «слава, и ныне» и прибавочного стиха ие­рей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей чита­ет молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славос­ловие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преи­муществу, панихиде.

Потом, после «слава, и ныне» и прибавочно­го стиха, иерей совершает малую ектению и возглас «яко благ», и поётся третий антифон «возвеселихся о рекших мне», с припевом «помилуй нас, Господи, помилуй нас». Тогда иерей, взяв зажженную свечу и кадило, кадит сперва ал­тарь, а потом, по древнему обычаю, народ вне храма. Если же есть диакон, то он дер­жит свечу и предшествует иерею.

После «слава, и ныне» прибавочный стих не говорится, а только конец тропаря «Господи, помилуй нас», и певец тотчас читает пятиде­сятый псалом «помилуй мя, Боже», говоря постиховно: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и обоими ликами поются весь псалом, «слава, и ныне» и прибавочный стих.

Рассмотри внимательно поющиеся псалмы и соединённые с ними тропари и найдешь, что их положено по три: три антифона и три тропаря, в честь Троицы, к Которой об­ращены, посему они исполнены смирения, исповедания и сокрушения. В конце же чи­тается опять пятидесятый псалом с «Господи, помилуй», который в сокрушении призывает Бога к милости.

Потом диакон – «Господу помолимся»; иерей «яко свят еси»; и поётся «всякое дыхание». Первый же из иереев читает на амвоне Евангелие, и тотчас поётся песнь «бестелесное естество», ко­торая, будучи составлена из стихов, славос­ловит Троицу и призывает к посредничеству все сонмы святых.

Певец непрерывно и громогласно взывает трижды: «Господи, помилуй», диакон – «еще молим­ся о еже услышати» и опять трижды «Господи, по­милуй». Иерей – «услыши нас».

Видишь, сколь дивен сей чин: тогда как иерей, будучи посредником, тайно молится внутри алтаря, возносятся к Богу прошения народа. Потом – «буди имя Господне благословен­но», когда для телесной потребы мы идём при­нимать пищу. Но это бывает не без освяще­ния, ибо сначала берём пищу освященную, а потом, когда читается «благословлю Господа», бывают раздача антидора и отпуст.

Таково песненное последование, необхо­димейшее и древнейшее, совершаемое при посредстве иерея, который, как мы много­кратно говорили, поставлен посредником перед Богом, во образ Иисуса, и который по благодати Божией, принятой при рукополо­жении, имеет право посредничества. Этот самый чин обнимает собой седмеричное хваление. Он совершается и в притворе, когда чин полунощницы, и внутри храма, когда чин утрени.

Третьешестие обнимает собою третий и вместе с тем шестой час; светильничное об­разует собою девятый час; чин песненной вечерни – самую вечерню, а чин всенощно­го бдения заменяет повечерие. Но ныне по нерадению он оставлен, а его должно бы соблюдать в соборных церквях или всегда, или по временам, чтобы древнее предание оставалось неприкосновенным. В обите­лях и прочих храмах он совершается как последование монашеское и поётся одним лицом. Но мы уже изложили его вам, ко­торые, по благодати Божией, ещё совершае­те и соблюдаете его. Об этом последовании мы кратко сказали во славу Господа нашего Иисуса Христа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.