Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Организация и управление мышлением учащихся на занятии.






ЦЕЛИ. Выделить в работе педагога используемые им приемы:

1) стимулирования различных типов мышления;

2) введения новых понятий;

3) управления мышлением учащихся при решении задач.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.

1) Работа с информационным материалом.

2) Выполнение заданий.

3) Оформление отчета.

4) Проверка выполнения задания, обсуждение результатов.

1. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

На основании информационного блока данной методической разработки

необходимо суметь ответить на следующие вопросы.

К разделу «Классификация типов мышления»:

1) Чем характеризуются различные типы мышления?

2) Как можно стимулировать творческое мышление на занятии?

3) Что способствует развитию критического мышления?

4) Какие приемы организации мыслительной деятельности вытекают из

генетической классификации типов мышления?

К разделу «Работа с понятиями»:

1) Что такое понятие?

2) Каковы уровни психологического строения понятия?

3) Какие существуют уровни определения понятий?

4) В чем различие между житейскими и научными понятиями?

К разделу «Психологическая основа решения задач»:

1) Какие факторы способствуют эффективному решению задач?

2) Какие существуют приемы стимуляции поиска решения задачи?

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

В дневнике наблюдений укажите тему практики, дату наблюдения, тему проводимого занятия.

Предварительно узнайте у преподавателя:

1) Будут ли на занятии вводиться какие-либо новые понятия.

2) Какие из уже знакомых учащимся понятий будут использоваться на занятии.

Задание 1.

Ответьте на приведенные ниже вопросы, подтверждая каждый ответ иллюстративным примером из материала наблюдаемого занятия.

1) Какие средства использовались на занятии: наглядные или знаковые?

2) Какой характер протекания познавательных процессов преобладает на

занятии: интуитивный или аналитический? Обращает ли преподаватель внимание учащихся на особенности конкретных мыслительных операций?

3) Какие задачи преимущественно даются на занятии: практические или теоретические?

4) Какой тип мышления преобладает: творческий или критический? Как преподаватель стимулирует тот или иной тип мышления? Как сочетаются эти два типа мышления на занятии?

5) Какие приемы организации мыслительной деятельности, исходящие из генетической классификации типов мышления, использовал преподаватель на занятии?

Задание 2.

1) Определите, на каком уровне учащиеся воспроизводят определение знакомых им понятий. Приведите конкретные примеры.

2) Проследите, как преподаватель вводит новые понятия (на определенном уровне смыслового строения, переходя от одного уровня к другому и т.д.)

Задание 3.

1) Определите, какие приемы регуляции мыслительной деятельности

учащихся, способствующие более эффективному ее протеканию, использовал преподаватель? Приведите конкретные примеры.

2) Были ли моменты на занятии, когда имело смысл использовать тот или иной прием, но преподаватель этого не сделал? Приведите конкретные примеры.

3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА.

Отчет строится по следующему плану:

1) Введение. Указывается тема и задачи работы.

2) Методика. Указываются методы сбора материала.

3) Анализ результатов. Пользуясь протоколами наблюдения, определите, какие существуют возможности оптимизации управления мыслительной деятельностью учащихся на наблюдавшемся занятии. Какие рекомендации в этом плане можно было бы дать преподавателю?

4) Обсуждение результатов. Имеются ли расхождения в оценках разных

наблюдателей? В чем могут быть их причины? Какие факторы были наиболее трудны для наблюдения?

5) Выводы. Краткая формулировка результатов работы.

6) Отчет в письменном виде вносится в дневник наблюдения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.