Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Формирование умений и навыков.






ЦЕЛИ.

1) Пронаблюдать становление у учащихся психомоторного навыка.

2) Проанализировать структуру наблюдаемого на занятии действия учащегося.

3) По типу ООД определить тип учения.

4) Выделить в организации работы учащихся на занятии факторы, понижающие эффективность усвоения и удовлетворенность занятием у учащихся (в случае, если таковые имеются).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ.

1) Знакомство с заданием, работа с информационным материалом.

2) Выполнение задания:

а) заполнение протоколов наблюдения во время занятия,

б) выполнение самостоятельного задания по окончании занятия.

3) Оформление отчета.

4) Подведение итогов. Проводится проверка дневников

наблюдения и отчетов, обсуждение результатов в группе.

1. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Используя информационный материал данной разработки, ответьте на вопросы:

1) Что такое действие? Каковы его составляющие?

2) Что такое ориентировочная основа действия (ООД)?

3) Какие существуют виды ООД?

4) Из каких компонентов состоит ООД?

5) Каковы особенности (достоинства и недостатки) различных типов учения?

6) Какие существуют типы учения? Чем определяется тот или иной тип

учения?

2. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ.

В дневнике наблюдения укажите тему практики, дату наблюдения, тему проводимого занятия, наименование действия (навыка), за которым проводиться наблюдение. Затем выполните следующие задания:

1) Перенесите в дневник наблюдения форму протокола № 1.

Во время занятия заполните его.

2) Перенесите в дневник наблюдения форму протокола № 2.

Заполните его на занятии.

3) Отметьте, какой из элементов осваиваемого действия вызвал у учащихся наибольшие трудности.

4) В конце занятия опросите учащихся, используя вопросник определения степени удовлетворенности занятием. Опрашиваемые должны дать балльную оценку по каждому пункту.

5) По окончании занятия выполните следующее задание. Самостоятельно разбейте наблюдаемое действие на элементы (отдельные операции). Оцените степень трудности исполнения каждого элемента по 5-балльной системе.

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ БАЛЛЫ 1 2 3 4 5
     

6) После окончания занятия для наблюдаемого на нем действия самостоятельно постройте ООД.

Протокол наблюдения № 1.

Наблюдение за организацией работы учащихся на занятиях.

При заполнении протокола в левой части страницы указывается элемент организации работы; в правой части страницы отмечается наличие или отсутствие данного элемента, а также даются пояснения – конкретные примеры или краткое описание действий преподавателя.

ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ. НАЛИЧИЕ–ОТСУСТВИЕ ПОЯСНЕНИЯ.

1. Структурная организация действия. Выделена или нет
1.1. Ориентировочная часть 1.2. Исполнительная часть 1.3. Дана ли мотивация 1.4. Действие задается: а) в материальной форме (дан сам объект действия) б) в материализованной форме (дан заменитель, модель) в) содержит ли заменитель все элементы реального объекта  
2. Задание ООД. 2.1. Полная – неполная 2.2. Задается в готовом виде (в виде схемы и т.д.) 2.3. Дается в виде объяснения преподавателя (устно)  
3. Наличие компонентов ООД. 3.1. Формулировка цели действия: а) задана конкретно б) дана в вероятностных суждениях в) отсутствует 3.2. Наличие заданного алгоритма: а) линейный б) разветвленный в) отсутствует 3.3. Форма задания плана действия: а) в виде названия операций б) в виде таблицы в) в виде графа 3.4. Наличие оценки и учета условий исполнения действия 3.5. Наличие самоконтроля (обратной связи). Задается ли: а) система ориентиров для проверки правильности выполнения каждого этапа алгоритма б) система критериев (ориентиров) достижения цели действия  
4. Работают ли учащиеся в соответствии с заданной ООД и структурой действия или вносят свои изменения.  
5. Формируется ли умение выполнять действие.  
6. Происходит ли закрепление умения: могут ли учащиеся выполнить действие самостоятельно.  
7. Как производится оценка результата выполнения действия. 7.1. По конечному результату («правильно – неправильно»), 7.2. В балльной системе.  

Протокол № 2.

Наблюдение за деятельностью преподавателя. Отметьте наличие или отсутствие каждого компонента деятельности преподавателя. Совпадает ли их последовательность с приведенной в схеме?

Предварительное ознакомление учащихся с заданием, мотивирование.

¦

Задание ООД

¦

Преподаватель устанавливает наличный у учащихся уровень умений.
Учащийся подключается к выполнению отдельных операций представленных в ООД, под руководством преподавателя. Учащийся руководит действиями другого учащегося.

Подсказка преподавателя и его руководство при выполнении учащимся отдельных элементов действия.

¦

Подсказка и руководство учащимся при его переходе от одного действия к другому.

¦

Постепенное сведение на нет подсказки, формирование у учащегося самоконтроля.

¦

Закрепление умения.

¦

Умение в ситуации меняющихся внешних условий:

– организация работы малыми группами;

– индивидуализация обучения в условиях группового взаимодействия.

ВОПРОСНИК.

Определение степени удовлетворенности учащихся занятием. Опрос

проводится анонимно.

Инструкция.

«Мы просим вас оценить, в какой степени вы испытываете трудности в

различные моменты выполнения учебного задания на занятии. Оценка дается в баллах. Самое трудное – балл 1, самое легкое – балл 3.

содержание учебной деятельности 5 4 3 2 1 легко средне трудно  
1. Приступить к работе, к выполнению задания      
2. Понимать и увязывать материал с ранее полученными знаниями      
3. Обосновывать свои выводы, докладывать их, выступать перед группой      
4. Выполнять учебные задания в целом      
5. Описывать результаты своей работы      

После окончания опроса подсчитывается средний балл (для каждого учащегося и по всей группе опрошенных).

3. ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет строится по следующему плану:

1) Введение. Указывается тема и задачи работы.

2) Методика. Описываются методы, которые использовались для получения данных.

3) Анализ результатов. Проанализируйте полученные данные по следующему плану:

а) Сопоставьте ООД, предложенную преподавателем, и ООД, составленную вами. На основании протоколов 1 и 2 определите, какие компоненты ООД и какие аспекты организации работы учащихся на занятии отсутствуют в наблюдаемом занятии. Являются ли отсутствующие элементы важными, влияет ли их отсутствие на качество и быстроту усвоения?

б) Совпадает ли ваша оценка трудности исполнения элементов действия с наблюдавшимися на занятии затруднениями учащихся?

в) Определите тип учения, по которому обучались учащиеся. Укажите признаки, по которым вы это определили.

г) Что можно сказать об успешности усвоения учащимися предложенного действия и об их удовлетворенности занятием?

д) Что можно посоветовать преподавателю относительно организации работы учащихся на занятии? Что можно сделать для повышения эффективности усвоения, улучшения понимания учащимися сути производимого действия?

е) Обсуждение результатов. Имеются ли какие-либо противоречия в результатах работы разных наблюдателей? Какие задания вызвали у наблюдателей наибольшие трудности? Какие моменты вызвали разногласия наблюдателей?

4) Выводы. Кратко формулируются результаты работы.

5) Письменный отчет вносится в дневник наблюдений.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.