Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тушение пожаров в нефтеналивных танках.






Тушение пожаров на нефтеналивных судах является наиболее трудоемким и сложным процессом. Для тушения жидкостей в танках применимо как поверхностное, так и объемное тушение. Объемное тушение применимо в тех случаях, когда танки не разрушены и площадь отверстий, связывающих поверхность жидкости с атмосферой, незначительны, примерно не более 10% площади танка. Объемное тушение осуществляется главным образом стационарными установками паротушения и газотушения. Если танки разрушены значительно, то прибегают к поверхностному тушению пенами.

Приемы и средства тушения факелов аналогичны тушению их в резервуарных парках. При наличии большого количества факелов необходимо подавать пар или газы внутрь горящих и соседних танков, а также интенсивно охлаждать палубу и коммуникации над танками, где наблюдается выход паров.

Первоначальные действия пожарных подразделений по локализации пожара заключаются в обеспечении достаточного охлаждения горящего и смежных танков, их герметизации и, главное, в предотвращении взрывов и распространения пожара. Чтобы предотвратить взрывы и распространение пожара:

1. задраивают наглухо все отверстия;

2. соседние танки заполняют водой, пеной, нефтепродуктами или негорючими газами, отключают газо-паропроводы от аварийного отсека;

3. подают струи на охлаждение палубы, надстроек и коммуникаций трубопроводов.

Наиболее интенсивно следует охлаждать палубу над соседними танками, в которых концентрации паров находятся в пределах взрываемости или ниже нижнего предела. Если в танке концентрация выше верхнего предела взрываемости, то он представляет наименьшую опасность, при этом необходимо учитывать, что сильное охлаждение такого танка (если концентрация выше верхнего предела образовалась от действия тепла пожара) может снизить концентрацию до взрывоопасных значений, что приведет к взрыву, в таком случае лучше стравливать давление. Для охлаждения различных поверхностей и коммуникаций лучше использовать распыленные струи из ПЛС и стволов РС-70 со свернутыми насадками.

Охлаждению должны подвергаться все обогреваемые поверхности танков, так как оно должно не только предотвратить воспламенение паров от раскаленных металлических конструкций, но и сохранить их прочность. Подача воды для охлаждения металлических конструкций, находящихся в зоне действия пламени, должна быть с интенсивностью в пределах 0, 18 - 0, 22 л/(с∙ м2) или один литр на погонный метр борта танкера.

При значительном повреждении палубы горящих танков стационарные установки газового тушения используют для заполнения газами соседних танков.

Основным средством поверхностного тушения при значительной площади вскрытия палубы является воздушно-механическая пена. Для подачи пены в танки используют, в первую очередь, стационарные устройства, а также переносные закидные пеносливы и пенные стволы. При проведении пенной атаки весь личный состав, работающий с пеносливами и стволами, должен находиться под защитой распыленных струй. Тушение танков при недостатке сил производят поочередно одним комплектом аппаратов, начиная с наветренной стороны.

При низком уровне жидкости и наличии внутри танка деформированных или обрушившихся конструкций переборок, палуб и оборудования, когда тушение пенами бывает затруднительным, прибегают к заполнению танка нефтепродуктами или водой с тем, чтобы поднять уровень и освободить зеркало жидкости.

После прекращения горения в танке нельзя прекращать охлаждение его стенок в течение 10 - 15 мин, а также откачивать или закачивать в него нефтепродукты.

Если корпус поврежден и судно находится в плавающей и горящей на поверхности воды жидкости, то судно необходимо вывести из зоны горения, развернуть и поставить на якорь так, чтобы вытекающий нефтепродукт уходил по течению или по ветру. При этом необходимо обеспечить интенсивное охлаждение борта танкера и удаление с помощью мощных струй нефтепродукта от танкера. Если вывести судно из разлившихся или разливающихся и горящих нефтепродуктов невозможно, то горение пленки нефтепродукта ликвидируется на поверхности воды путем перемешивания его мощными компактными струями воды. Для ограничения растекания нефти по акватории необходимо использовать бонные заграждения (рис.27).

 

Рис.27. Использование бонных заграждений.

 

При этом устанавливать их необходимо так, чтобы воздействию пламени подвергалась как можно меньшая часть борта танкера. Оцепление танкера заграждениями по всему периметру ликвидирует растекание нефтепродукта по акватории, но создает более тяжелые условия тушения, так как судно будет гореть по всему периметру. Если танкер находится под погрузкой или разгрузкой, то при пожаре приемонаполнительные линии должны быть отключены.

Тушение пожаров в машинных и котельных отделениях. При пожарах в МКО вследствие плотного задымления и быстрого роста температуры попытки проникнуть внутрь помещения сверху по трапам даже под прикрытием распыленных струй в большинстве случаев бывают безрезультатны. Для проникновения в эти помещения необходимо, в первую очередь, использовать входы через коридор гребного вала или с платформ. При этом необходимо иметь в виду, что если вентиляционные шахты и люки котельной или машинного отделения закрыты, то при открывании дверей дым пойдет навстречу. Поэтому для проникновения в машинно-котельное отделение через коридор гребного вала необходимо предварительно открыть люки шахт или на некоторое время включить вентиляцию.

При горении в МКО топлива под настилом или котлами тушение производят пенными струями, а после тушения некоторое время выдерживают помещения закрытыми для охлаждения жидкости и металлических поверхностей в целях предотвращения повторного воспламенения. В этот период нельзя открывать проемы и включать вентиляцию. Сложнее тушить пожар, когда топливо вытекает из донного топливного танка, главных или расходных цистерн и проникает в машинный отсек. При этом огнем бывают охвачены все помещения машинно-котельного отделения. В таком случае прибегают, как правило, к объемному тушению газами, паром, пеной средней или высокой кратности. Для успешного тушения газами необходимо особо тщательно герметизировать горящее помещение и организовать охлаждение всех переборок из соседних помещений. В некоторых случаях наряду с подачей газов или пара через иллюминаторы, люки или прорезанные отверстия в переборках вводят в отсек распыленные струи воды, которые, падая на нагретые металлические части, испаряются и ускоряют процесс тушения. При объемном тушении необходимо предварительно отключить электросиловые и осветительные линии. При тушении среднекратной пеной коэффициент запаса принимается равным пяти. Подача среднекратной пены через люки шахты МКО с открытой или верхней палубы неэффективна, так как пена быстро разрушается, выбрасывается газовым потоком и не достигает очага горения.

При тушении пожаров в машинно-котельных отделениях необходимо перекрывать все краны и клапаны на топливопроводах. Нельзя допускать перекачки топлива из одних емкостей в другие, находящихся в зоне воздействия пожара.

При тушении пожаров на судах необходимо прежде всего определить, можно ли его оставить на месте или отвести его от причала или других судов. Тушение значительно осложняется, когда аварийное судно не имеет непосредственного сообщения с берегом, поэтому чаще всего пожары на судах тушат у причалов. Судно от береговых сооружений отводят в тех случаях, когда оно нагружено взрывчатыми веществами, горючими сжиженными газами и имеется угроза переброски огня на береговые сооружения или возникает опасность их разрушения, а сил и средств для ликвидации пожара недостаточно.

Отводить нефтеналивные суда при пожарах на них от причалов, как показывает практика, нецелесообразно. Отводить танкер от причала необходимо при наличии явной угрозы распространения пожара на нефтебазу при отсутствии средств защиты ее или заполнения акватории порта растекающимся нефтепродуктом.

Транспортные суда, а также пассажирские отводят от причалов и соседних судов лишь в случаях, когда имеется угроза распространения огня на береговые сооружения или соседние суда, а сил и средств для их защиты недостаточно или когда судно необходимо переставить на другое место с целью приближения его к береговому источнику водоснабжения и обеспечения условий работы береговых пожарных частей. Если горящее судно угрожает соседним судам и есть возможность отвести их при развернувшихся силах и средствах, то целесообразно отвести соседние суда от горящего.

Если отвод судна все же необходим, то отводят его после того, как сняты с него все пассажиры. Не следует отводить суда от пристаней и береговых сооружений при значительном количестве развернувшихся пожарных подразделений. Особенно опасен отвод судов при пожаре надстройки.

Во всех случаях отвод судна от причалов и береговых сооружений должен осуществляться под прикрытием струй, подаваемых от пожарных или других судов с соблюдением техники безопасности. Для буксировки горящего судна необходимо использовать через диспетчера порта дежурные портовые буксиры или другие суда и только в крайних случаях пожарные, при этом тушение с пожарных судов не должно прекращаться.

Находящееся на рейде судно необходимо прибуксировать к одному из причалов, где имеются береговые средства тушения. Если же прибуксировка судна к причалу по тем или иным причинам невозможна, то необходимо развернуть его так, чтобы ветер сносил дым и пламя за борт, и перебросить на него с помощью других судов противопожарную технику и личный состав береговых подразделений. Пожарные автомобили независимо от состояния моря должны быть надежно закреплены на палубе. При установке автонасосов и мотопомп на борту судна необходимо учитывать также высоту свободного борта и волновой режим. При сильном волнении всасываемые рукава с сеткой могут обнажаться, поэтому с помощью веревок рукава нужно подтянуть и прикрепить к борту. На крупных судах при большой высоте надводного борта морскую воду необходимо забирать при помощи гидроэлеваторов или устанавливать на нижних палубах переносные мотопомпы.

При тушении пожара на судне, находящемся на плаву, РТП должен следить за его остойчивостью и при значительном крене потребовать от капитана принять меры против опрокидывания и перевертывания судна.

Руководство тушением пожаров на судах, находящихся у причалов, до прибытия пожарных частей осуществляет капитан, в его распоряжение поступают все аварийно-спасательные партии других судов. По прибытии пожарной части руководство тушением пожара, как правило, переходит от капитана к старшему начальнику пожарной охраны, который должен согласовывать с капитаном все действия в отношении «живучести» судна. В состав штаба пожаротушения обязательно должны входить капитан судна или его помощник и представитель руководства порта. Для обеспечения успешного тушения в портах начальником гарнизона пожарной охраны совместно с руководителями порта должна быть разработана и утверждена инструкция о взаимодействии портовых служб и плавсредств с пожарными частями на случай пожара.

Для успешной борьбы с пожаром на судне очень большое значение имеет четкое взаимодействие пожарных с экипажем судна. При проведении разведки или других операций необходимо включать в группы тушения одного - двух человек из состава разведгруппы экипажа.

Во всех случаях разведки и тушения пожаров на судах весь личный состав пожарных частей и экипажа, действующий внутри судна, должен быть оснащен СИЗОД, приборами освещения и средствами связи. Работа звеньев должна контролироваться постами безопасности.

Для обеспечения более оперативного руководства тушением пожара на судне и связи с берегом необходимо в первую очередь использовать трансляционную сеть аварийного судна, пожарных и других судов, участвующих в тушении, а также рупоры и мегафоны. Работа на переносных радиостанциях внутри судна затруднительна. В ночное время для связи с берегом могут быть использованы светосигнальные устройства аварийного судна и других судов, участвующих в тушении. При тушении пожаров на судах, находящихся, на рейде, очень важно иметь хорошую связь с берегом, где обычно сосредотачивается резерв сил и средств.

 

 

Приложение 1

Характеристики пожарной нагрузки

Наименование материалов Вид упаковки Нагрузка на 1 м2 площади складирования при высоте укладки на 1 м. (т\м2)
Автопокрышки Без упаковки 0, 5÷ 1 0, 105
Асботкань Рулоны в бумажной упаковке 1, 5÷ 2 0, 3
Изделия разные мелкие резиновые Коробки картонные 2÷ 3 0, 12÷ 0, 2
Рукава напорные, всасывающие Мешки 0, 6÷ 1 0, 1÷ 0, 147
Арматура осветительная Коробки, ящики 2÷ 3 0, 9÷ 1, 2
Изделия электроустановочные Коробки, ящики 2÷ 3 0, 9÷ 1, 12
Кабель силовой Бухты, ящики 0, 7÷ 1 0, 3÷ 0, 7
Каучук Кипы, обернутые мешковиной 0, 4÷ 1 0, 4÷ 0, 55
Лакоткань маслостойкая Ящики деревянные 0, 8÷ 1, 5 0, 12
Лампы электрические коробки 2÷ 3 0, 2
Ленты: нейритовая   полихлорвиниловая Рулоны, упакованные в мешки, пропитанные лаком Упаковка хлопчатобумажная 2÷ 4 0, 64   0, 4÷ 0, 7 0, 64
Смолы твердая Мешки 0, 4÷ 0, 8 0, 1
Стекло органическое Ящики деревянные 0, 8÷ 1, 5 0, 45
Нашатырный спирт Бутыли в карминах 0, 7÷ 1, 4 0, 15
Ацетон Бочки стальные -------- 0, 48
Белила цинковые сухие Мешки, барабаны деревянные 0, 8÷ 1, 2 0, 7
Краски густотвердые Фляги, бочки --------- 0, 4÷ 0, 6
Нитроэмаль Банки жестяные --------- 0, 4÷ 0, 6

 

Список использованной литературы.

Основная:

1. Бессмертнов В. Ф., Вязигин В. Г., Малыгин И. Г. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003.

2. Климушкин Н. Г., Кононов В. М. «Тушение пожаров в зданиях повышенной этажности». – М.: Стройиздат, 1983г.

3. Каммерер Ю. Ю., Харкевич А. Е. Аварийные работы в очагах по­ражения. М: Энергоатомиздат, 1990.

4. Савчук О. Н. «Методика выявления последствий аварий на АЭС и химически опасных объектах». Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999г.

5. Повзик Я. С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

Дополнительная:

1. Абдурагимов И. М. и др. Процессы горения. М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.

2. Плеханов В. И. Организация работы тыла на пожаре. М.: Стройиздат, 1987.

3. Повзик Я. С, Некрасов В. Б, Теребнев В. В. Пожарная тактика в примерах. М.: Стройиздат, 1992.

4. Максимов М. Т., Оджогов Г. О. «Радиоактивные загрязнения и их измерения». Учебное посо­бие. М: Энергоатомиздат, 1989.

5. Повзик Я. С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

6. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М.: МПС, Транспорт, 1984.

7. Рекомендации по тушению пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах. М.: ГИПН МВД РСФСР, ВНИИПО МВД СССР, 1991.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.