Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация а/д по народнохозяйственному и административному значению.






Общие понятия об элементах дорог

Роль а/д в народном хозяйстве, транспортная система народного хозяйства РФ.

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются по сети путей сообщения, которая состоит из железных и автомобильных дорог, авиационных трасс, речных и морских судоходных линий. Жидкости и газы транспортируют по трубопроводам. В условиях планового со­циалистического хозяйства все виды транспорта образуют единую транспортную систему и работают во взаимной увязке, не конкури­руя, а дополняя друг друга, чем создаются возможности наиболее це­лесообразного использования каждого из них.

Железнодорожный транспорт выполняет основную массу грузовых и пассажирских перевозок на дальние расстояния. Однако поступ­ление и прием грузов на железные дороги связаны с погрузочными станциями. Поэтому железнодорожный транспорт неизбежно должен работать в сочетании с другими видами транспорта, обслуживающими его подъездные пути. В подъездных путях нуждаются также пристани и аэропорты. Роль подъездных путей выполняют автомобильные дороги.

Автомобильный транспорт может принимать грузы непосредст­венно на месте их формирования и доставлять их к месту назначения без перегрузок («от двери к двери»). Поэтому он является наиболее эффективным видом транспорта для перевозки на сравнительно корот­кие расстояния, так как в зависимости от состояния дорожной сети грузы на расстоянии до 200—400 км автомобильным транспортом доставляются быстрее, чем железнодорожным. В связи с созданием сети маги­стральных дорог автомобильный транспорт приобрел теперь самостоя­тельное значение для перевозок на дальние расстояния скоропортящих­ся и срочных грузов, поскольку его средняя скорость доставки выше, чем по железной дороге благодаря отсутствию потерь времени на пере­формирование поездов на узловых станциях. Пассажирские перевозки осуществляются автомобильным транспортом в большей частотой рей­сов, чем по железным дорогам.

Большое значение имеет автомобильный транспорт для освоения малонаселенных районов, позволяя обеспечить перевозки грузов при меньших затратах на постройку автомобильных дорог, чем на строи­тельство железных дорог. Поэтому дорожное строительство сопутствует всем работам по освоению новых сельскохозяйственных территорий, по разработке больших месторождений полезных ископаемых и по строи­тельству новых крупных промышленных районов.

Классификация а/д по народнохозяйственному и административному значению.

Автомобильные дороги классифицируются по:

+ административному значению

+ производственным функциям

+ отраслевому признаку

По отраслевому признаку автомобильные дороги делятся на:

+ дороги общего пользования

+ улицы и дороги городов

+ сельскохозяйственные дороги

+ дороги промышленных предприятий

Внутрихозяйственные дороги классифицируются по СНиП 2.05.11-83 и делятся на ТРИ категории: Ic, IIс, IIIс, дороги классифицируются по объему выполняемых по ним перевозок в месяц.

Ic, > 10.000 тонн нетто
IIс < 10.000 тонн нетто
IIIс полевые дороги для с/х работ

Дороги общего пользования классифицируют по СНиП 2.05.02-85 в зависимости от расчетной интенсивности движения и административному значению

Категория Интенсивность движения Административное значение дороги
Приведенная к легковому Транспортных единиц
> 14000 > 7000 Магистральные дороги международного сообщения
> 14000 > 7000 Федеральные дороги и дороги областного значения
II > 6000 до 14000 > 3000 до 7000 Федеральные дороги и дороги областного значения
III > 2000 до 6000 > 1000 до 3000 Федеральные и областные дороги не отнесенные к II категории и дороги местного значения
IV > 200 до 2000 > 100 до 1000 Дороги не вошедшие в III категорию и местные дороги
V < 200 < 100 А/д местного значения.

Интенсивность движения - число транспортных средств прошедших через данное сечение дороги в единицу времени.

Приведение транспортного потока к легковому автомобилю осуществляется путем применения соответствующих коэффициентов приведения (указаны в п 1.3 СНиП 2.05.02.-85), они назначаются в зависимости от типа транспортного средства и его грузоподъемности.

Улицы и дороги ГОРОДОВ классифицируются по СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”. Городские улицы и дороги классифицируются:

1. Магистральные дороги (скоростного и регулируемого движения)

2. Магистральные улицы:

а) общегородского значения: непрерывного движения, регулируемого движения

б) дороги районного значения: (транспортно-пешеходные, пешеходно-транспортные)

3. Улицы и дороги местного значения:

а) улицы в жилой застройке

б) проезды

 

Требования к современной а/д. Взаимодействие а/м с а/д и учет особенностей восприятия водителями дорожных условий как научная база проектирования автомобильных дорог. Автомобильная дорога - это комплекс инженерных сооружений предназначенных для обеспечения непрерывного, безопасного движения транспортных средств, с расчетными скоростями и нагрузками.

Непрерывное движение - движение по АД должно обеспечиваться круглогодично, бесперебойно, независимо от климатических факторов.

Безопасное движение - одно из основных требований, предъявляемых к АД, обеспечивается применением пассивных устройств, а так же принятием нормативных актов, регламентирующих поведение участников движения на дороге.

Пассивные устройства: ограждения, устройство безопасных поперечных профилей, дорожные знаки и разметка.

Удобство движения - дорога это место работы водитей и место отдыха для пассажиров. Производительность водителей во многом зависит от условия движения по АД, чем выше утомляемость водителей, тем больше ошибок он совершает тем больше ДТП.

Расчетная нагрузка - это нагрузка передаваемая колесом автомобиля на АД, является основным параметром, для прочностных расчетов элементов дороги. На сегодня допустимые - 10 т на ось и 5 тонн на колесо, предельное давление в зоне контакта 0.65 МПа.

Расчетная скорость - один из основных технико-экономических показателей дороги, который характеризует эффективность её работы. Расчетная скорость дорог, назначается в зависимости от технической категории и административного значения дороги.

Проектирование дорог - рассматривает принципы технико-экономического обоснования размеров всех элементов дороги, на основе комплексного учета народнохозяйственного значения, а также природных условий и требований эффективности, экономичности и безопасности перевозок. Проектирование дорог решает задачу составления проекта строительства дороги.

Элементы дорог Полоса отвода - это полоса на местности, которую занимает автомобильная дорога со всеми своими сооружениями и устройствами. Различают постоянную и временную полосу отвода.

Постоянная полоса отвода - это полоса земли, которую занимает дорога в процессе эксплуатации (временная - на период строительства)

На постоянной полосе отвода располагают земляное полотно, вспомогательные сооружения и зеленые насаждения. Граница постоянной полосы отвода назначается на расстоянии 1 метр от крайней точки дорожного сооружения или зеленого насаждения.

Земляное полотно - это дорожное сооружения, служащее основанием для размещения слоев ДО и других элементов дороги, а так же связанная с земляным полотном система водоотвода. Ширина земляного полотна - это расстояние между бровками ЗП. Бровка ЗП- линия сопряжения поверхности обочин с пов-тью откоса. Кромка ПЧ-линия сопряжения пов-ти ПЧ с пов-тью обочин. Расстояние между кромками- ширина ПЧ.

Земляное полотно состоит из:

1. Рабочий слой - верхняя часть земляного полотна располагающаяся от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания но не менее 1.5 метра от поверхности покрытия.

2. Тело насыпи - включает в себя откосы, это массив грунта техногенной структуры, расположенный между рабочим слоем и основанием насыпи.

3. Основание насыпи - массив грунта в условиях естественного сложения, расположенный ниже насыпного слоя.

Земляное полотно строится для обеспечения возвышения дорожной одежды над окружающей местностью а так же для того чтобы обеспечить геометрическую плавность дороги. Возвышение земляного полотна над окружающей местностью определяют по расположению бровки земляного полотна относительно отметки земли по оси дороги. Возвышение земляного полотна назначают с учетом уровня грунтовых вод, или длительно стоящих поверхностных вод, с учетом снегонезаносимости во время метелей.

Поперечные профили земляного полотна:

Поперечным профилем называется сечение дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.

Если бровка земляного полотна располагается выше отметки земли по оси дороги, то дорога проходит в насыпи, если бровка ниже отметки земли по оси дороги - дорога в выемках, если отметки совпадают то дорога проходит в нулевых отметках. Соответственно различаются и поперечники которые условно делятся на три группы: насыпи, выемки, косогоры - участки местности с поперечным уклоном > 1: 5

Поперечный профиль:

1. Проезжая часть - полоса поверхности дороги в пределах которой проходит движение транспортных средств, её укрепляют - конструкция укрепления называется дорожной одеждой. На дорогах высоких категорий, для каждого направления движения может быть устроена самостоятельная проезжая часть с устройством между ними разделительной полосы. Проезжая часть может иметь двускатный или односкатный уклон от 20-40 ‰

2. Обочина - участок поперечного профиля между кромкой проезжей части и бровкой земляного полотна. Представляет собой спланированную наклонную плоскость, предназначена для временной остановки автомобиля. Обочины должны иметь поперечный уклон от оси дороги на 20 ‰ больше чем у проезжей части

3. Откосы - наклонная поверхность соединяющая бровку земляного полотна и подошву насыпи. Предназначены для сопряжения поверхности ЗП с окружающей местностью. Характеризуется заложением которое назначается с учетом безопасности движения, устойчивости откосов, и допускаемой шириной полосы отвода.

Сооружения для отвода воды от АД предназначенные для сбора воды с ЗП и прилегающей местности, отвода её в пониженные места и естественные водотоки, а также пропуска воды под АД.

Различают водоотводные канавы или кюветы, нагорные канавы, малые мосты и трубы.

Размещение резервов и отвалов грунта.

Различают притрассовые резервы и отвалы и сосредоточенные:

1. Притрассовые резервы возникают в том случае когда насыпь имеет незначительную высоту а грунт в пределах полосы отвода не находится на ценных землях. К притрассовым резервам предъявляются специальные требования - после окончания строительства откосы и дно резервов должны быть спланированы.

Притрассовые отвалы грунта - используются в для складирования чаще всего растительного грунта, на период строительства.. притрассовые отвалы грунта располагают на границе полосы отвода, валами высотой до 1.5 метров.

Под сосредоточенные резервы грунта отводят малоценные земли в с/х отношении. Сосредоточенные отвалы грунта размещаются на участках не пригодных для с/х использования, либо на участках подлежащих рекультивации.

ДО и водопропускные сооружения Дорожная одежда - это укрепленная часть АД состоящая из покрытия основания и подстилающего слоя, укладываемого на земляное полотно. Основное назначение дорожной одежды - воспринимать нагрузки от транспортных средств и распределять её на большую площадь. Чем больше модуль упругости отдельно взятого конструктивного слоя, тем больше распределяющей способностью он обладает.

Различают ДО жесткие и нежесткие:

Нежесткие - ДО, которые допускают упругую деформацию при проезде колеса транспортного средства.

Жесткие ДО - которые практически не деформируются при наезде т. средства.

К нежестким ДО относят одежды с конструктивными слоями из материалов обрабатываемых органическими и неорганическими и комплексными вяжущими, и из каменных материалов. Жесткие - это из цементобетона.

Конструкция нежесткой: слой износа, покрытие, основание, дополнительный слой основания, грунт рабочего слоя ЗП. покрытие - верхний слой дорожной одежды несущий слой на который не посредственно передаются усилия от движущихся транспортных средств и которые подвергаются не посредственному воздействию природно климатических факторов. основание – несущий слой расположенный не посредственно под покрытием который воспринимает передающиеся через покрытия усилия и распределяется на ниже лежащие слои. дополнительный слой основания – также явл несущим слое основания выполняет функции морозозащитного и дренирующего слоя Не жесткая дорожная одежда – это дорожная одежда не содержит слои из бетона, ж/б К жестким дорожным одеждам относятся где хотя бы один слой покрыт бетоном или ж/б Кроме того дорожные одежды классифицируют по типу покрытия: 1. усовершенствованные а) капитальный) облегченный2.переходные3.низшие. Усовершенствованные капитальные – дорожная одежда с таким покрытием должны проектировать таким образом в течении расчетного срока службы до капитального ремонта должны работать в стадии упругой деформации. Облегченные - так же проектируются на работу в стадии упругих деформаций но меньший срок службы до капитального ремонта. С переходным типом покрытия – допускается некоторое накопление остаточной деформации между капитальными ремонтами. Низшие покрытии на дорогах V категории улучшенные грунтовыми добавками каменные материалы.

Сооружения и устройства для отвода воды от дороги.

Вода может попадать в земляное полотно двумя путями: 1. Просачиваться с поверхности2. Подниматься по капиллярам в виде паров и пленок жидкостей, от уровня грунтовых и длительно стоящих вод.

Придание поперечных и продольных уклонов проезжей части и обочинам.

Боковые канавы (кюветы) предназначены для осушения дороги и отвода от нее воды, глубина канавы назначается по расчету но не менее 0.3 метра, при больших продольных уклонах укрепляется. Устраивают в выемках и у насыпей высотой до 2 метров. Такие канавы также способствуют осушению верхней части земляного полотна - в связи с испарением влаги. Канавы могут быть трапецеидального сечения, с шириной по дну 0.4 метра, глубиной обычно 0.7-0.8 метра, откосам канавы придают крутизну 1: 1.5-1: 3. Если земляное полотно устраивают в сухих местах с обеспеченным быстрым стоком воды - то треугольного сечения, глубиной не менее 0.3 метра, откосы 1: 3. Минимальный продольный уклон 5‰ в 1-3 ДКЗ, 3‰ в 4-5 ДКЗ.

Нагорные канавы служат для перехвата воды, стекающей по косогору к дороге и отводу этой воды в резервы, пониженные места или к ИССО. Нагорные канавы - трапецеидального сечения, глубина и укрепление по расчету. Длинные канавы рассчитывают по участкам, учитывая изменение площади водосбора.

Резервы - также могут быть использованы для отводы воды, для этого их тщательно планируют, если ширина резерва более 6 метров, ему придают вогнутый поперечный профиль, с уклоном к середине. При продольном уклоне менее 5 ‰ для лучшего отводы воды в центре делают канаву шириной по дну 0.4 метра.

Водопропускные и водоперепускные трубы

Испарительные бассейны.

Дренаж может быть понижающим и перехватывающим, дренаж может быть закрытым и открытым, перехватывающий дренаж предназначен для перехвата грунтовой воды и отвода её в пониженные места. Дренажи - устраивают в виде заложенных в грунт труб - закрытый дренаж или заглубленных в водоносный слой грунта канав, заполненных крупным заполнителем - открытый дренаж. Закрытый дренаж - это труба-дрена вода в которую поступает через открытые стыки звеньев, труба с пористой засыпке, которая собирает притекающую из грунта воду, которая далее стекает по трубе.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.