Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключение.




Хотя я и назвал эти страницы заключением, задача их состоит не в том, чтобы подвести итоги, а, скорее, в том, чтобы наметить дальнейшуюперспективу. Она открывается, на мой взгляд, исследованием тех переходов, которые можно назвать межуровневыми. Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровеньбиологический, на котором он открывается в качестве телесного, природногосущества: уровень психологической, на котором он выступает как субъектодушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором онвыступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровеньсоциальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективныеобщественные отношения, общественно - исторический процесс. Сосуществованиеэтих уровней и ставит проблему во внутренних отношениях, которые связываютпсихологический уровень с биологическим и социальным. Хотя эта проблема издавна стоит перед психологией, она и до сих пор неможет считаться в ней решенной. Трудность заключается в том, что для своегонаучного решения она требует предварительной абстракции тех специфическихвзаимодействий и связей субъекта, которые порождают психическое отражениереальности в мозге человека. Категория деятельности, собственно, и содержитв себе эту абстракцию, которая, разумеется, не только не разрушаетцелостности конкретного субъекта, каким мы встречаем его на работе, в семьеили даже в наших лабораториях, но, напротив, возвращает его в психологию. Возвращение целостного человека в психологическую науку, однако, можетосуществляться лишь на основе специального исследования взаимопереходоводних уровней в другие, возникающих в ходе развития. Такие исследованиедолжно отказаться от идеи рассматривать эти уровни как наложенные друг надруга или тем более сводить один уровень к другому. Очевидность этогоособенно выступает при изучении онтогенеза. Если на начальных шагах психического развития ребенка на первом планеоказываются его биологические приспособления (которые делают решающий вкладв становление его восприятий и эмоций), то затем эти приспособлениятрансформируются. Это, конечно, не значит, что они просто перестаютфункционировать; это значит другое, а именно, что они становятсяреализующими иной, более высокий уровень деятельности, от которого и зависитмера их вклада на каждом данном этапе развития. Двоякая задача состоит, следовательно, в том, чтобы исследовать те возможности (или ограничения), которые они создают. В онтогенетическом развитии задача эта воспроизводитсяпостоянно, и иногда в очень острой форме, как это происходит, скажем, впубертатный период, когда наступают биологические сдвиги, с самого началаполучающие уже психологически трансформированные выражения, и когда весьвопрос заключается в том, каковы эти выражения. Но оставим в стороне возрастную психологию. Общий принцип, которомуподчиняются межуровневые отношения, состоит в том, что наличный высшийуровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только спомощью уровней нижележащих и в этом от них зависит. Таким образом, задача междуровневых исследований состоит в изучениимногообразных форм этих реализаций, благодаря чему процессы высшего уровняполучают не только свою конкретизацию, но и индивидуализацию. Главное, нельзя упускать из виду то обстоятельство, что в межуровневыхисследованиях мы имеем дело не с односторонним, а с двухсторонним и к томуже спиралеобразным движением: с формированием высших уровней и" отслаиванием" - или переделкой - уровней нижележащих, в свою очередьобусловливающих возможность дальнейшего развития системы в целом. Такимобразом, межуровневое исследование, оставаясь междисциплинарным, вместе стем исключает понимание последнего как редуцирующего один уровень к другомуили стремящегося найти их коррелятивные связи и координации. Я особенноподчеркиваю это потому, что если в свое время Н.Н.Ланге говорил опсихофизиологическом параллелизме как о мысле " страшной", то сейчас поистинестрашным для психологии стал редукционизм. Осознание этого все большепроникает и в западную науку. Общий вывод из анализа редукционизма был, пожалуй, острее всего сформулирован английскими авторами на страницахпоследнего (1974) выпуска международного журнала " Cognition": единственнойальтернативой редукционизму является диалектический материализм (S. Rose andH. Rose, vol. II, N 4). Это действительно так. Научное решение проблемыбиологического и психологического, психологического и социального внемарксистского системного анализа попросту невозможно. Поэтому ипозитивистская программа " Единой науки" (с большой буквы!), претендующая наобъединение знаний с помощью универсальных кибернетических имножественно-математических (модельных) схем, потерпела явный провал. Хотя схемы эти действительно способны сопоставлять между собойкачественно различные явления, но лишь в определенной плоскости абстракции, на уровне которой специфика этих явлений, как и их взаимопревращения, исчезает. Что же касается психологии, то она при этом окончательно порываетс конкретностью человека. Конечно, говоря все это, я имею в виду прежде всего отношения междупсихологическими и морфофизиологическими уровнями исследования. Нужно, однако, думать, что не иначе обстоит дело и с той связью, которая существуетмежду социальным и психологическим уровнями. К сожалению, именно социально-психологические проблемы остаются в нашейнауке наименее разработанными, наиболее засоренными концепциями и методами, почерпнутыми из зарубежных исследований. то есть из исследований, подчиненных задаче поиска психологических оснований для оправдания иувековечения межчеловеческих отношений, порожденных буржуазным обществом. Ноперестройка социально-психологической науки с марксистских позиций не можетпроисходить независимо от того или иного общепсихологического пониманиячеловека, роли в его формировании жизненных связей человека с миром, порождаемых теми общественными отношениями, в которые он вступает. Поэтому, думая о перспективах психологической науки как центрирующей всебе многообразные подходы к человеку, нельзя отвлекаться от того факта, чтоцентрация эта задается на социальном уровне, - точно так же, как на этомуровне решается и человеческая судьба.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.