Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опубл.: Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 3.






 

 

Хуан Даосю. Некоторые острые вопросы относительно сущности уголовного права и конституционных основ уголовного права КНР

В 1996 г. автором статьи переведен УК РФ на китайский язык. Новый УК РФ вызвал оживление среди китайских юристов, так как они хорошо помнили УК РСФСР и его влияние на уголовное право Нового Китая. Китайский перевод УК РФ стал одним из важнейших документов, которыми пользовались при пересмотре УК КНР в 1996 г. Для того чтобы китайские юристы смогли следить за развитием уголовного права России, переведен УК РФ в редакции федерального закона от 8 декабря 2003 г. сразу после его опубликования. В рамках уголовного права переведен еще «Комментарий к УК РФ» под редакцией Ю.И.Скуратова и В.М.Лебедева и «Курс уголовного права» под редакцией Н.Ф. Кузнецовой. Изучая российское уголовное право, автор часто задумывался над вопросом о конституционных основах китайского уголовного права и не мог прийти к выводу о его удовлетворительном положении.

IКак всем известно, Конституция есть основной закон государства и важнейшая составная часть его правовой системы и потому называется законом-матерью. В КНР была принята первая ее Конституция в 1954 г., потом в 1975, 1978 и 1982 гг. приняты последующие Конституции КНР. В последние годы несколько раз внесены в нее изменения и дополнения. Теперь действует Конституция КНР в редакции закона от 14 марта 2004 года. В отличие от Конституции РФ Конституция КНР не имеет прямого действия, а действует как политическая декларация или юридические принципы. По мере развития законности и правопорядка вопросу о конституционных основах Уголовного кодекса уделяется все больше внимания. Мы изучаем этот вопрос с тем, чтобы найти для уголовного права прочную основу, так как самые важные принципы уголовного права вытекают именно из Конституции.

Когда говорим о конституционных основах уголовного права, мы имеем в виду прежде всего его соответствие Конституции. По сути дела, это и есть вопрос о правомерности уголовно-правовых норм. Разумеется, это вопрос о ценностях общества, об оценке ценностей. Что такое уголовный закон? Долгое время в нашей стране и в России (скорее, в Советском Союзе) под уголовным законом понимался закон подавления преступлений. Как всем известно, в разных социальных формациях уголовный закон играет разную роль. В авторитарном обществе уголовный закон является орудием подавления сопротивления со стороны враждебных элементов, точнее, как у нас говорилось, «ножом» в руках правящего класса. По мере развития гражданского общества и становления структуры разделения политики и государства уголовный закон постепенно теряет такой характер и становится эффективным средством и ограничения права государства на уголовные наказания. Без уголовного закона правящие группы могли бы признать или не признать любое деяние преступлением, могли бы произвольно любыми средствами и потому, быть может, более своевременно, более эффективно подавить преступления, чем когда существует уголовный закон. В самом деле само существование совершенного уголовного кодекса, с одной стороны, предоставляет государству в лице его правоохранительных органов право применять предусмотренные уголовным законом меры государственного принуждения, с другой - ограничивает и исключает возможный произвол государства в борьбе с преступностью. «Нет преступления, нет наказания без указания на то в законе» - этот первый принцип уголовного закона выражает и его контрактный характер. Он ставит грань между правом государства на уголовные наказания и личными правами и свободами граждан государства. Лицо подлежит наказанию только тогда, когда оно совершило деяние, запрещенное уголовным законом под страхом наказания. Смысл этого принципа состоит в том, что он ограничивает право государства на уголовные наказания и тем самым ограничивает его судебную власть. Кодификация уголовного закона и есть закрепление составов преступлений и наказания в уголовном законе.

Но здесь существует другой, не менее важный вопрос «Основан или нет уголовный закон на конституционных положениях?». В Танской династии Китая (618-907 н. э.) был кодифицирован самый развитый уголовный закон феодального характера «Тан люй шу и», который регламентировал все составы преступления и наказания. Для такого уголовного закона не было и не могло быть конституционных основ.

Уголовный кодекс КНР (ст.1) провозглашает, что уголовный закон КНР разработан на основе Конституции КНР. Это означает, что, если Конституция является законом-матерью, то уголовный закон – законом-дочерью. Что касается соотношений между Конституцией и УК, т.е. подконституционности уголовного права, можно сказать, исследования остаются поверхностными, недостаточно полно и всесторонне освещают конституционные основы уголовного права. Долгое время китайские юристы и политики рассматривали Конституцию только как завоевание в классовой борьбе, как декларацию государственной власти. В таком случае невозможно раскрыть сущность уголовного закона как средства ограничения государства на уголовные наказания и охраны прав и свобод человека. По мере развития строительства правового государства в Китае во взглядах на Конституцию и уголовный закон заметны глубокие изменения в правосознании народа и всего общества. Люди все больше и глубже понимают важность ограничения государственной власти, особенно в уголовном праве, которая касается ограничения и лишения прав и интересов, в том числе лишения высшей ценности – человеческой жизни.

II

Ниже автор будет останавливаться на некоторых острых вопросах относительно конституционных основ уголовного закона КНР.

(1)

Теперь в Китае горячо обсуждают вопрос о правомерности судебных разъяснений, изданных Верховным судом КНР. Очень интересно, в этом году в экзаменационном листе для поступающих в докторантуру нашего университета была задача о силе таких судебных разъяснений. Ст. 1 УК РФ говорит: «Уголовное законодательство РФ состоит из настоящего кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий кодекс». А в Китае уголовный кодекс не является единственным источником уголовного права. Наряду с УК КНР на практике применяются многочисленные судебные разъяснения, изданные Верховным судом КНР, Генеральной прокуратурой КНР и даже Министерством общественной безопасности, среди этих разъяснений более 1000 документов остаются в силе и сейчас, нельзя забывать, что сам УК КНР состоит из 452 статей! Когда в общественной жизни возникают новые общественно опасные деяния, в Китае принято не вносить в УК изменения и дополнения, издаются судебные разъяснения, которые предусматривают уголовную ответственность.

В соответствии с Конституцией КНР законодательной властью наделено Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), а согласно Закону КНР о законодательной деятельности от 15 марта 2000 года только Постоянный комитет ВСНП имеет право издавать разъяснения законов. На самом деле органы судебной власти и даже органы исполнительной власти стали субъектами законодательной деятельности. Это и есть грубое нарушение Конституции и указанного закона. Чтобы осуществлять принцип законности в общественной жизни, прежде всего надо отменить все эти разъяснения, а не рассматривать предложения некоторых ученых разрабатывать так называемый закон о судебных разъяснениях (1), который мог бы легализировать судебные разъяснения, нарушал бы единство законности и причинял бы вред авторитетности закона.

В 2004 г. были внесены изменения и дополнения в действующую Конституцию КНР, среди которых важнейшим является включение в нее такой нормы: «государство уважает и охраняет права человека». Это означает переворот ценностей в социальном сознании в сторону уважения и охраны прав человека, что вызывает изменения во всех отраслях права, пересмотр всех законов для приведения их в соответствие с Конституцией. Уголовный кодекс КНР нуждается в соответствующих изменениях в ценностях, структуре и юридической технике.

(2)

Вопрос о свободе слова. Конституция КНР (ст.35) предусматривает, что граждане КНР имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций. Свобода слова является одним из важнейших конституционных прав, охраняемых и уголовным законом. Думается, охрана прав гражданина – это точка соединения конституционного и уголовного права, это и есть задача уголовного закона. Позитивный анализ Особенной части УК КНР показывает, что среди всех составов преступлений существует 47 составов, касающихся свободы слова, т.е. «словесные» преступления, к тому же большинство из них является так называемыми усеченными составами, т.е. само деяние уже составляет оконченное преступление, не требуя никакого общественно опасного последствия. И никто не может отрицать, что в Китае существует цензура печати. С другой стороны, ни одна статья Особенной части УК КНР не предусматривает уголовной ответственности за нарушение свободы слова граждан, хотя УК ставит своей задачей охранять «личные, демократические и другие права граждан». В прошлом году в одном из пекинских вузов состоялся симпозиум (2), где многие правоведы критиковали сложившееся положение дел и выступали за усиление охраны свободы слова путем уменьшения статей УК, ограничивающих эту свободу, и включения новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение свободы слова гражданина. Большинство юристов считает, что полное обеспечение свободы слова, особенно обеспечение нормальной деятельности СМИ, содействует осуществлению независимости, самостоятельности и справедливости юстиции, что является неразделимой частью демократизации общественной жизни Китая.

(3)

Конституция КНР в ст. 34 гласит: «Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет,... имеют право избирать и быть избранными. Исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону». Но что понимается под политическими правами? Неопределенность объема содержания этого юридического понятия стала причиной многих правовых коллизий.

УК КНР предусматривает лишение политических прав как дополнительный вид наказания и в ст. 54 определяет содержание этих прав: лишение политических прав означает лишение таких прав, как (а) право избирать и быть избранным; (б)право на свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций; (в) право нести государственную службу и (г) право быть руководителем государственных предприятий и учреждений и быть руководителем общественных организаций. Лишение права избирать и быть избранным прямо вытекает из Конституции КНР, а лишение перечисленных в пунктах (б)-(г) ст. 54 УК КНР прав далеко вышло за ее пределы, так как эти права не все политические. Так, союзы могут быть разного характера. Ассоциация правоведов носит не политический, а научный характер. И объединения вэньчжоуских коммерсантов (3) – это общественные организации хозяйственного характера и т. д. Когда применяется лишение политических прав как дополнительный вид наказания согласно УК КНР, осужденные фактически лишаются широких других прав человека.

Наказание есть мера государственного принуждения, применяемая к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. Наказание заключается в лишении и ограничении прав осужденного. Надо иметь в виду, что лишение и ограничение – это разные понятия. Важно, чтобы законодатели точно определили, в каких правах осужденные должны быть ограничены и каких прав они должны быть лишены. Это не только вопрос юридической техники, но и важнейший вопрос охраны прав человека.

(4)

Вопрос о смертной казни в Китае всегда привлекает внимание юристов и общественных деятелей всего мира. В Особенной части УК КНР можно найти 68 составов преступлений, к которым может быть применена смертная казнь. Надо признать, что полная отмена смертной казни невозможна в нынешних социальных условиях Китая. Дело в том, что в Китае применяется смертная казнь за преступления в сфере экономической деятельности, против собственности, за коррупцию. Автор не располагает точными цифрами применения смертной казни в год, но думается, это цифры вполне потрясающие. Каков критерий назначения этого строжайшего наказания – лишения жизни? Сколько стоит человеческая жизнь? В самом уголовном законе не предусмотрены, а на практике применяются вышесказанные судебные разъяснения. Было и такое: 20 лет назад за взятку в 400 тыс. юаней лицо могло быть осуждено к смертной казни, а теперь за взятку в 20 млн юаней не обязательно применяется эта исключительная мера наказания. Что это - инфляция человеческой жизни?

КНР присоединилась к Конвенции ООН борьбы против коррупции и Испанской конвенции о выдаче преступников. Когда «коррупционные» преступники подлежат выдаче Китаю, иностранные государства нередко выдвигают неприменение смертной казни как предпосылку выдачи. К таким виновным смертная казнь фактически не применяется, а тех, кому не удалось убежать за границу, вероятно, ждет смертная казнь. Это нарушение принципа равенства граждан перед законом и судом. Согласно УК РФ все лица, осужденные к смертной казни, имеют право обратиться к Президенту РФ с просьбой о помиловании, а в Китае такого механизма пока нет.

Есть в Китае и положительные тенденции: все дела о преступлениях, наказываемых смертной казнью, подлежат пересмотру в Верховном суде КНР. Для этого образовано в Верховном суде несколько специальных судебных коллегий. Можно еще ожидать, что в недалеком будущем отменится смертная казнь за экономические преступления. Китай, традиционно принадлежащий к странам, склонным к применению строгих наказаний, осуществляет шаг за шагом демократизацию и гуманизацию уголовной политики.

Китайские юристы считают, что развитие дела строительства правового государства требует закрепления в Конституции КНР важнейших принципов уголовного права и уголовного процесса и тем самым построения для уголовного закона и процесса прочной почвы законности. Уголовный кодекс КНР (ст. 3) предусматривает: «деяние, признаваемое настоящими кодексом преступлением, наказывается по настоящему кодексу; деяние, прямо не признаваемое настоящим кодексом преступлением, не должно быть признано преступлением и наказано». В УК КНР закреплено еще два принципа: принцип соответствия наказания преступлению и принцип равенства граждан перед законом. Но этого недостаточно. Необходимо придавать этим принципам конституционный характер и только тогда можно будет эффективно регулировать деятельность правоохранительных органов. Закрепление в Конституции важнейших принципов уголовного права имеет большое значение для развития у граждан правосознания, уважения к правам человека, ограничивать возможный судебный произвол и всякого рода злоупотребления властью.

 


1. https://www/calaw.cn

2. https:// www.criminallaw.com.cn

3. Вэньчжоу – город в провинции Чжэцзян, который известен своими деловитыми жителями-коммерсантами.

Уголовный Кодекс КНР (1997)

(Извлечения)

Принят на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г.

Раздел I. Общая часть

Глава 1. Руководящие принципы, задачи и сфера действия уголовного кодекса

Статья 1

Для нанесения возмездия преступности, охраны народа, объединения борьбы нашего государства против преступности с конкретным опытом и реальной ситуацией и в соответствии с Конституцией утвержден настоящий Кодекс.

Статья 2

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики имеет задачей, применяя наказание, вести борьбу с преступностью, защищать спокойствие государства, охранять власть народно-демократической диктатуры и социалистического строя, государственную и коллективную собственность трудящихся масс, частную собственность граждан, личные права граждан, демократические и прочие права, общественный и экономический порядок, гарантировать успешное продвижение дела строительства социализма.

Статья 3

Преступлением является то, что названо как таковое, в настоящем Кодексе, поэтому определение преступления и вынесение приговора осуществляются на основе настоящего Кодекса; если деяние не названо как преступление в настоящем Кодексе, то его нельзя определять как преступление и выносить приговор.

Статья 4

Применение настоящего Кодекса одинаково ко всем лицам. Никому не дозволено иметь привилегию — быть выше закона.

Статья 5

При определении меры наказания должно быть установлено соответствие множественности и характера преступлений с возлагаемой уголовной ответственностью.

Статья 6

Ко всем лицам, совершившим преступления на территории Китайской Народной Республики, за исключением случаев, когда законом предусмотрены особые правила, применяется настоящий Кодекс.

Ко всем лицам, совершившим преступления на борту воздушного, морского или речного судна Китайской Народной Республики, также применяется настоящий Кодекс. Преступные действия либо их последствия, обнаруженные на территории Китайской Народной Республики, также признаются совершенными па территории Китайской Народной Республики.

Статья 7

К гражданам Китайской Народной Республики, совершившим вне ее пределов преступления, подпадающие под действие настоящего Кодекса, применяется настоящий Кодекс. Однако, если для этих лиц согласно настоящему Кодексу предусмотрено самое высокое наказание в виде лишения свободы на срок 3 года и менее, они могут быть освобождены от наказания.

К государственным и военным служащим Китайской Народной Республики, совершившим преступления, подпадающие под действие настоящего Кодекса, независимо от того, совершили они их на территории Китайской Народной Республики или вне ее пределов, также применяется настоящий Кодекс.

Статья 8

К иностранным гражданам, совершившим преступления против Китайской Народной Республики как на территории Китайской Народной Республики, так и вне ее пределов и заслуживающим согласно положениям настоящего Кодекса наказания в виде лишения свободы на срок 3 года и более, может применяться настоящий Кодекс, кроме случаев, когда совершенные действия ненаказуемы по закону места совершения преступления.

Статья 9

К лицам, совершившим преступления, в отношении которых Китайская Народная Республика заключила международные договоры или присоединилась к ним, в пределах осуществления уголовной подсудности по этим договорам применяется настоящий Кодекс.

Статья 10

К лицам, совершившим преступления за пределами Китайской Народной Республики и подлежащим уголовной ответственности согласно положениям настоящего Кодекса, наказание может быть назначено в соответствии с положениями настоящего Кодекса, даже если эти лица привлекались к ответственности за границей. Однако, если лицо за границей подверглось наказанию, оно может быть освобождено от наказания или ему может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного настоящим Кодексом за данное преступление.

Статья 11

Вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом, разрешается дипломатическим путем.

Статья 12

Если деяния были совершены после образования Китайской Народной Республики, но до введения в действие настоящего Кодекса не рассматривались в соответствии с действовавшими в то время законами, указами, политическими установками как преступные, то применяются законы, указы, политические установки того времени. Если же деяния рассматривались в соответствии с действовавшими в то время законами, указами, политическими установками как преступные, то согласно положениям § 8 главы 4 Общей части настоящего Кодекса они должны быть расследованы и признаны уголовно наказуемыми в соответствии с законами, указами, политическими установками того времени. Однако, если настоящий Кодекс не рассматривает эти деяния как преступные либо наказание за них установлено более мягкое, то применяются положения настоящего Кодекса.

Если перед введением в действие настоящего Кодекса по закону того времени уже вступил в силу вынесенный приговор, то он продолжает действовать.

Глава 2. О Преступлении

§ 1. Преступление и уголовная ответственность

Статья 13

Все деяния, наносящие вред государственному суверенитету, территориальной целостности и спокойствию, направленные на раскол государства, подрыв власти народно-демократической диктатуры, свержение социалистического строя, нарушение общественного и экономического порядка, частной или коллективной собственности трудящихся масс, посягающие на личную собственность граждан, их личные, демократические и прочие права, а также другие наносящие вред обществу деяния, за которые в настоящем Кодексе предусмотрено уголовное наказание, являются преступлениями. Однако явно малозначительное, неопасное деяние не может быть признано преступлением.

Статья 14

Преступление признается совершенным умышленно, если лицо сознавало общественно опасный характер своих действии и их последствий, желало или сознательно допускало их наступление.

Преступление, совершенное умышленно, влечет уголовную ответственность.

Статья 15

Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, совершая деяние, должно было предвидеть его общественно опасные последствия, однако по небрежности их не предвидело либо предвидело, но легкомысленно надеялось их предотвратить, а последствия наступили.

Уголовная ответственность за преступление, совершенное по неосторожности, наступает в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 16

Деяния, которые объективно хотя и привели к вредным последствиям, но были вызваны непреодолимой силой или невозможностью их предвидеть, не признаются преступными.

Статья 17

Лица, достигшие 16 лет, совершившие преступление, должны привлекаться к уголовной ответственности.

Лица в возрасте от 14 до 16 лет подлежат уголовной ответственности, если они совершили убийство, причинили тяжкие телесные повреждения, совершили изнасилование, грабеж, распространение наркотиков, поджог, взрыв, отравление либо другие преступления, серьезно нарушающие общественный порядок.

Лица в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие преступления, подлежат более мягкому наказанию либо им назначается наказание ниже низшего предела, предусмотренного настоящим Кодексом за данное преступление.

В тех случаях, когда лица, не достигшие 16 лет, не подвергаются наказанию, главы их семей или опекуны обязаны усилить контроль за поведением таких лиц и их воспитанием; при необходимости эти лица могут быть взяты на воспитание государством.

Статья 18

Лица, страдающие психическими заболеваниями, за вредные последствия, возникшие в момент, когда они не могли отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, не несут уголовной ответственности: однако члены их семей или опекуны обязаны усилить контроль за этими лицами и обеспечить их лечение.

Лица, периодически страдающие психическими заболеваниями, за преступления, совершенные в момент, когда они были в состоянии вменяемости, несут уголовную ответственность.

Лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, должны нести уголовную ответственность.

Статья 19

Глухонемому либо слепому, совершившему преступление, может быть назначено более мягкое наказание или наказание ниже низшего предела, предусмотренного настоящим Кодексом, либо его можно освободить от наказания.

Статья 20

Деяние, совершенное в состоянии необходимой обороны при защите государства, общественных интересов, имущества обороняющегося или других лиц и их прав от незаконных посягательств, если при этом лицу, осуществляющему незаконное посягательство, был нанесен урон, который не превышает допустимую норму защиты, не влечет уголовной ответственности.

Если оборонительные действия превысили необходимый предел и причинили существенный вред, то уголовная ответственность наступает; однако с учетом обстоятельств дела следует назначить наказание ниже низшего предела или освободить от наказания. Если против осуществляемых в данный момент массовой драки, убийства, ограбления, изнасилования, похищения, а также против представляющих серьезную опасность для личности насильственных преступлений была применена необходимая оборона, повлекшая смерть или телесное повреждение лица, применившего незаконное нападение, но не по причине превышения пределов необходимой обороны, уголовная ответственность не наступает.

Статья 21

Не подлежит уголовной ответственности лицо, принявшее в состоянии крайней необходимости срочные меры для предотвращения опасности, грозившей общественным или иным интересам, личности и правам данного лица либо третьим лицам. Если действия, совершенные в состоянии крайней необходимости, превысили необходимые пределы и причинили существенный вред, то уголовная ответственность наступает; однако с учетом обстоятельств дела следует назначить наказание ниже низшего предела или освободить от наказания.

Положение части первой настоящей статьи о предотвращении опасности, грозившей личности и правам данного лица, не распространяется на лиц, которые в силу служебного положения выполняют специальные обязанности.

§ 2. Приготовление к преступлению, покушение на преступление, добровольный отказ

Статья 22

Приготовлением к преступлению признается приискание орудий, создание условий для совершения преступления.

За приготовление к преступлению можно назначить наказание более мягкое, чем за оконченное преступление, наказание ниже низшего предела либо освободить от наказания.

Статья 23

Покушением на преступление признается действие, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не доведено до конца по причинам, не зависящим от воли преступника.

За покушение на преступление можно назначить наказание более мягкое, чем за оконченное преступление, либо наказание ниже низшего предела.

Статья 24

Добровольным отказом в ходе преступления признается добровольное прекращение его совершения либо добровольное, эффективное предотвращение наступления последствий преступления.

За добровольный отказ от совершения преступления, если не было причинено никакого ущерба, следует освободить от наказания либо назначить наказание ниже низшего предела.

§ 3. Соучастие в преступлении

Статья 25

Соучастием в преступлении признается совместное умышленное участие двух и более лиц в совершении преступления.

Двое и более лиц, совместно совершивших преступление по неосторожности, не рассматриваются как соучастники преступления. Они должны нести уголовную ответственность, подвергнуться различным наказаниям в соответствии с совершенными ими преступлениями.

Статья 26

Главным преступником признается организатор, руководитель преступной группы по осуществлению преступных деяний либо лицо, играющее главную роль в совместном преступлении.

Преступным сообществом признаются трое и более лиц, создавшие устойчивую преступную группу для совместного осуществления преступлений.

Главный преступник в организации и руководстве преступным сообществом несет наказание по всем совершенным преступным сообществом преступлениям.

Кроме части третьей настоящей статьи, главный преступник несет наказание за все прочие преступления, к которым он присоединялся, которые организовывал или которыми руководил.

Статья 27

Пособниками признаются лица, выполняющие в групповых преступлениях второстепенные пли вспомогательные роли.

Пособникам назначается более мягкое наказание, чем главным преступникам, либо наказание ниже низшего предела, либо они освобождаются от наказания.

Статья 28

Лицам, втянутым в преступную деятельность посредством угроз или обмана, следует, с учетом обстоятельств дела, назначить наказание ниже низшего предела либо освободить их от наказания.

Статья 29

Подстрекающий других к преступлению должен быть наказан в соответствии с той ролью, которую он играл в совместном преступлении.

Подстрекающий к преступлению лиц моложе 18 лет должен нести более строгое наказание.

Если подстрекаемый не совершил преступления, к которому его подстрекали, то подстрекателю можно назначить более мягкое наказание либо наказание ниже низшего предела.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.