Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мягкая адаптация новорожденного к новым условиям жизни




Рождающийся ребенок, как мы уже знаем, это не чистый лист бума­ги, а существо, обладающее собственным уникальным опытом. Рож­дение — это переворот, кардинальная смена обстановки, в которой старый опыт младенца перестает себя оправдывать. Китайская муд­рость гласит, что при рождении ребенку уже 9 месяцев. Эти месяцы уходят на то, чтобы приспособиться к жизни в утробе, а потом нуж­но еще 9 месяцев, чтобы от нее отвыкнуть. Адаптация новорожденного к внеутробному существованию продолжается в течение первого года жизни и помимо физиологического имеет психологический ас­пект. Рождение является ломкой сложившегося способа существова­ния и представлений о мире и не может не отразиться на ощущени­ях ребенка. Изменение внешних условий влечет за собой изменение в работе его органов чувств, в результате чего ощущения ребенка раз­деляются на знакомые, составляющие внутриутробный опыт, и не­знакомые. Таким образом, после рождения окружающий мир делит­ся для младенца на привычный, являющийся для него источником счастья и безопасности, и незнакомый, служащий для него источни­ком опасности.

В результате рождения для ребенка единственным источником при­вычных ощущений и надежности является его мать. Таким образом, мягкая адаптация новорожденного к новым условиям существования заключается в первую очередь в продолжении симбиотического единства с матерью. Но, кроме этого, она включает в себя уход и удовлетворение физиологических потребностей ребенка, форми­рование благоприятного впечатления об окружающем мире. Чтобы лучше понять значение внутриутробного опыта новорожден­ного и тех сложностей, которые у него возникают в связи с появле­нием на свет, необходимо еще раз вернуться к опыту рождения и рас­смотреть аналогичную ситуацию, в которую может попасть взрос­лый человек. В качестве примера удобнее всего представить ситуа­цию неожиданного и некомфортного переезда в другую страну. Вы идете по улице, и вдруг вам набрасывают на голову мешок, туго свя­зывают и куда-то везут. Вам плохо, больно и душно, вы не можете ни кричать, ни сопротивляться, время течет для вас мучительно долго, но наконец вас развязывают и выпускают. Первое, что вы ощущаете, это ужасную боль во всем теле, сопровож­дающуюся ощущением невесомости, и яркий свет, который букваль­но вас ослепляет. Через несколько мгновений вы понимаете, что, кроме этого, вам очень трудно дышать. Постепенно эти первые ощу­щения полетности, боли, затрудненного дыхания и сияющего света проходят, и вы начинаете понимать, что находитесь в совершенно другой стране, где у вас нет ни друзей, ни знакомых, ни привычной обстановки.

Что вы будете делать в такой ситуации? Первое — это попробуете убедиться в своей безопасности (ведь совсем недавно с вами обо­шлись очень плохо) и постараетесь найти то, что вам уже знакомо из прошлого опыта. Только в том случае, когда придет чувство безопас­ности и появятся опорные точки, вы сможете предпринимать какие-либо новые действия: попытаетесь получше узнать страну, в которой очутились, попробуете с кем-либо познакомиться и приспособиться к жизни в новых условиях. Чем больше ориентиров вы получите, тем увереннее будете себя чувствовать и тем безопаснее и спокойнее бу­дет ваша жизнь.

Абсолютно все, что в этой ситуации справедливо для взрослого чело­века, справедливо и для новорожденного ребенка, для которого роды являются переездом, наш мир — далекой неизвестной страной, а ма­ма — единственной опорой.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал