Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое состояние новорожденного






Состояние сознания новорожденного и грудного ребенка в значи­тельной мере отличается от состояния сознания взрослого челове­ка. Описать особенности состояния его сознания, чувства и ощуще­ния новорожденного чрезвычайно сложно, поскольку он не может рассказать о том, что именно переживает. Тем не менее есть возмож­ности довольно точно воспроизвести картину его переживаний. Большой вклад в эту область исследований привнес психоанализ. Было установлено, что корни шизофрении лежат в младенческом возрасте. Работая с больным шизофренией, психоаналитик уходит к самым первым дням жизни, к стадии почти абсолютной зависимос­ти. Сильно нарушенный пациент в буквальном смысле впадает в младенчество, становится абсолютно зависимым от окружения, что делает возможным непосредственное наблюдение за младенцем, с той лишь оговоркой, что пациент — взрослый человек (Винникот,


1998). Благодаря многочисленным наблюдениям описание состоя­ния сознания новорожденного еще в 50—60-е годы дал Дональд Вудс Винникот:

...вначале младенец не отличает то, что «-не-Я», от «Я». Таким об­разом, в контексте ранних связей поведение окружения предстает частью младенца в той же мере, в какой им является и поведение самого младенца, с присущими ему врожденными тенденциями к интеграции, автономии, к объектным отношениям и к удовлетво­рительному психосоматическому единству. Ребенок никогда не был матерью. Он не был даже еще и ребенком. Для него все — впервые, все является первоначальным опытом. Отсутствуют мерки. Время для него измеряется не часами или движением солнца с востока на запад, а дыханием матери и тем, как бьется ее сердце, ростом и спадом инстинктивных желаний и другими немеханическими «приборами».... На ранних ступенях эмоционального развития, пока чувства еще не упорядочены, пока еще нет того, что можно назвать «автономным эго», ребенок ис­пытывает огромную тревогу....Эмоциональное страдание на этой ступени сродни панике, а паникане что иное, как защита от непереносимой муки, когда даже самоубийство представляется лучшим выходом.

Таким образом, в сознании новорожденного младенца его личное «я» отождествляется с окружающим миром. Он нахо­дится в неком недифференцированном состоянии, когда его внутреннее пространство неотделимо от внешнего мира. Винникот по этому поводу справедливо замечает, что «с точ­ки зрения ребенка, на свете нет ничего, кроме него самого». В то же время по отношению к внутреннему миру младенца внешними факторами являются не только проявления окру­жающего мира, но и его собственное тело и поведение. В нем живут только чувства и ощущения, которые и есть его недиф­ференцированное «я».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.