Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры со звуками, буквами и словами 5 страница






Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?

лето (какое?) (жаркое, теплое, прохладное, сырое, дож-
дливое, засушливое, сухое, короткое, длинное, долгож-
данное, северное, чудесное)

погода (какая?) (жаркая, знойная, теплая, прохладная,
безветренная, ясная, тихая)

солнце (какое?) (яркое, жаркое, горячее, лучистое, зо-
лотое)

облака (какие?) (кучевые, перистые, дождевые, грозо-
вые, слоистые)

небо (какое?) (прозрачное, ясное, чистое, лазурное, го-
лубое, облачное)

день (какой?) (летний, жаркий, знойный, теплый, сол-
нечный, безветренный, погожий, дождливый, яркий, яс-
ный, пасмурный)

дождь (какой?) (мелкий, редкий, теплый, летний, гриб-
ной, проливной, продолжительный, затяжной)

ветер (какой?) (теплый, свежий, ласковый, легкий)
воздух (какой?) (горячий, знойный, раскаленный, пыль-
ный, загрязненный)

 

Глагол

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
греть греет, -ют грел будет греть
грохотать грохочет, -ут грохотал будет грохотать
цвести цветет, -ут цвел будет цвести
косить косит, -ят косил будет косить
рыбачить рыбачит, -ат рыбачил будет рыбачить

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределенная форма Прошедшее время Будущее время
загореть загорел загорит, -ят
отдохнуть отдохнул отдохнет, -ут
искупаться искупался искупается, -ются
поймать поймал поймает, -ют
скосить скосил скосит, -ят

 

Ответьте на вопросы.

Что делает Миша на речке? (Миша ловит рыбу.)
Что делал Миша на речке? (Миша ловил рыбу.)

Что делают рыбаки? (Рыбаки ловят рыбу.)
Что будет делать мама с рыбой? (Мама будет чистить
рыбу.)

Что сделает мама с рыбой? (Мама сварит уху из рыбы.)

 

Загадайте желание.

Я хочу, чтобы лето...

Я хочу, чтобы летом...

Я хочу каждый день плавать...

 

Цепочка слов. Что сначала, что потом?

складывать, сгребать, сушить, косить

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я загораю, купаюсь, плыву.)
Что мы делаем? (Мы загораем, купаемся, плывем.)
Спросите у друга. (Ты загораешь, купаешься, плы-
вешь?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы загораете, купае-
тесь, плывете.)

Что он(-а) делает? (Он(-а) загорает, купается, плы-
вет.)

Что они делают? (Они загорают, купаются, плывут.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Наши просьбы, пожелания, советы и предложения.

Не рвите цветы! Любуйтесь цветами! Наслаждайтесь
летней красотой!

Накосите сена корове.

Загорайте осторожно! Не сожгите спину!

Не ходите в знойный день без головного убора!

Не заплывайте слишком далеко от берега!

Не ходите без родителей на водоем!

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах жара, радуга, туман, гроза, молния. Как называются эти звуки? (Согласные твердые звуки.)

Какой последний звук слышится в словах июль, июнь, ливень, свежесть, зелень? Как называются эти звуки? (Согласные мягкие звуки.)

Какие гласные звуки слышатся в середине слов зной, град, гриб, пыль?

Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых первый звук р. (Рыбалка, рыболов, раскат, радуга, роса.)

Назовите пять слов, относящихся к лету, в которых есть звук ж. (Урожай, свежесть, дождик, жара, жажда.)

Назовите семь слов, в которых слышится первый звук к. (Купание, костер, купальник, коса, колос, кап­ля, крючок.)

Какого звука не хватает в словах...епло (т'),...дочка (у),...уман (т),...елень (з'),...адуга (p)?

Вставьте пропущенные гласные буквы в слова л...т... (е, о), р...с... (о, а), и...нь (ю), гр...з... (о, а).

Вставьте пропущенные согласные буквы в слова г...ом (р), теп...о (л), ав...уст (г), рыба...ка (л).

Составьте слова из «рассыпанных» звуков: р, а, ж, а (жара); л', о, т, э (лето); з, а, р, о, г (гроза). Определи­те количество согласных звуков в каждом слове.

«Разбросайте» звуки в словах гриб, шорты, туман. Назовите гласные звуки каждого слова.

Замените в словах горе, жар, цапля, роса один звук (одну букву). Какое новое слово получится? (Море, пар, капля, коса.) Добавьте в слово пар звук к, а в слово роза звук г. Какие новые слова получатся? (Парк, гроза.)

Какого слога не хватает в словах солн... (це),...вень (ли),...за (гро)?

Угадайте слова по перепутанным слогам: ло-теп (теп­ло), тер-ве (ветер), дых-от (отдых).

«Слово в слове». Составьте новые слова из слов: ры балка (рыба, балка, лак, бал), удочка (дочка, чудо), гро за (роза), сенокос (сено, нос), зелень (лень), цветение (цвет, тени), жара (жар), роса (оса), дымка (дым).

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Расскажите о характерных запахах лета.

Сравните на ощупь природные материалы — песок, глину, камень, торф. Из чего лучше всего лепить пирож­ки, строить замки?

Послушайте звуки лета: птичьи голоса, шум листвы, звон дождевых капель и др.

Какими красками или карандашами можно нарисовать лето?

Нарисуйте град разного размера, крупные и мелкие капельки дождя.

Назовите цветущие растения красных, желтых и си­них оттенков.

Часть какой геометрической фигуры напоминает ра­дуга?

Что бывает с растением сначала, а что — потом? (Ра­стет, цветет, созревает и плодоносит.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Игра «Бывает — не бывает». Сделайте хлопок в ладо­ши, если такое явление наблюдается летом.

Гремит гром. Сверкает молния. Падает снег. Цветут сады. Растут грибы. Птицы вьют гнезда. Опадают листья. Головастики превращаются в лягушек. Медведь впадает в спячку. Белка меняет рыжую шер­стку на серую.

Игра «Я — не я».

Я люблю землянику. Я люблю жареные грибы. Я люблю есть траву. Я люблю бегать по траве босиком. Я летом бегаю в валенках. Я люблю купаться в шубе. Я собираю грибы на тротуаре. Я встретился с медведем.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Цепочка слов. Кто больше назовет слов, которые подходят к данному слову?

лето (листва, грибы, цветы, плоды, яблоко, земляника и т. д.)

река (пляж, загорать, купаться, нырять, отдых, ры­балка, водный велосипед, яхта и т. д.)

рыбалка (удочка, спиннинг, лодка, берег, рыба, рыбак) сенокос (коса, сено, косарь, луг, копна, корова, коза)

 

Послушайте, запомните и повторите слова. Какое слово ис­чезло из ряда?

Роса, град, зной, свежесть, жара, прохлада. Град, зной, свежесть, жара, прохлада.

 

Кто быстрее найдет картинки? Выберите грибы, цветы и яго­ды из ряда других картинок.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

 

Какой общий признак у предметов? В чем их различие?

Солнце, лимон, цыпленок и подсолнух. (Они желтого цвета.)

Молния, огонь и солнце. (Они могут сжигать все живое.)

 

■ УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ ПО СОВО­КУПНОСТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

 

Установите связь между предметами.

Дерево — листва, платье — девочка. (Девочка наря­жается в платье, а дерево — листвой.)

Кузнечик, мяч, заводной зайка, мальчик. (Они прыга­ют.)

 

Исключите лишнее слово.

растение (бегает, цветет, растет, плодоносит, созревает) стрекоза (летает, порхает, прыгает, кружится, садится) град (молния, снежинка, радуга) цветы (плоды, листья, пень, дерево)

Игра «Бывает — не бывает».

На лугу пасется медведь. Косари косят траву. В лесу запели лисы. Проскакал коричневый зайчик. В лесу созрела земляника. Запасливая белочка насу­шила клюквы. На елке выросли груши. На лугу расцвели грибы.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что в лесу выросла земляника величиной с арбуз. Что будем с ней делать?

Вообразите, что огромная Стрекоза приглашает нас в путешествие. Куда бы вы хотели отправиться?

Представьте, что Солнечный лучик зовет вас в гости к Солнцу. Что вы ему ответите?

 

«Голоса Природы». Придумайте диалоги.

О чем говорят между собой Земляника и Колоколь­чик?

О чем поведала Белочка Ежонку в летний день? Что могли бы сказать Птицы Кукушке, узнав, что она не высиживает своих Птенцов?

 

Сочините чистоговорки-«страшилки» и чистоговорки-«сме-шинки».

Ок-ок-ок, ок-ок-ок, прыгнул зайчик в (кузовок). Бы-бы-бы, бы-бы-бы, убежали все (грибы). Су-су-су, су-су-су, зебру видели в (лесу). Ор-ор-ор, ор-ор-ор, на нас напал (мухомор).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Лето». Составьте мини-диалоги.

После какого времени года наступает лето? Назови­те летние месяцы. Как узнать, что наступило лето? Что летом длиннее —день или ночь? Почему летом ночь короче дня? Когда бывает день летнего солнцестояния? (22 июня.)

Какая погода бывает летом? Какая температура возду­ха бывает летом? При какой температуре воздуха можно ходить в легкой одежде? Что такое тень? Какие облака чаще всего бывают в летние дни? (Кучевые, перистые, слоистые.) Почему утром и ночью бывает прохладнее, чем днем?

Почему нельзя долго находиться на жаре? (Можно по­лучить тепловой или солнечный удар.) Как можно от этого уберечься? (Нужно прикрывать голову панамкой или кепкой.) Что может случиться, если долго находить­ся под палящими лучами солнца? (Можно получить ожог кожи.) Какую помощь нужно оказать пострадавшему от солнечного ожога? (Нужно увести его в прохладное по­мещение или в тень, покрасневшие участки кожи сма­зать кислым молоком или простоквашей. Можно поло­жить на обожженный участок влажное полотенце, смо­ченное в прохладной воде.)

Какие природные явления можно наблюдать летом? Как можно догадаться о приближении грозы? Что бы­вает во время грозы? Что опаснее — молния или гром? Почему нельзя прятаться в грозу под высокими деревь­ями и находиться рядом с металлическими предметами? Что может послужить причиной пожара в грозу — гром или молния? Что такое град? Для чего он представля­ет большую опасность? Какой дождь называют ливнем? Что можно наблюдать в небе после дождя и грозы? Можно ли посидеть на радуге? Почему нельзя по ней пробежать? Что собой представляет радуга? (Радуга — это разноцветная дуга, которая появляется на небе пос ле дождя. Она состоит из мельчайших дождевых капе­лек, в которых преломляются солнечные лучи.) Из ка­ких цветов состоит радуга? Бывают ли летом бури и ураганы? Какой вред природе и людям они наносят? Что такое роса и туман? (Роса и туман — мельчайшие водя ные капельки, которые образуются при охлаждении воз­духа. Эти явления бывают по утрам.)

Что делают птицы в летнее время? (Они вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают птенцов.) Почему лю­ди называют птиц своими друзьями? (Птицы защищают сады и огороды от вредных насекомых.) Какие насеко­мые досаждают людям и животным летом?

Почему листья растений летом зеленые? (Зеленый цвет листьям придает особое вещество — хлорофилл. Хлоро­филл образуется только в светлое время дня. Ночью он разрушается, а с наступлением дня восстанавливается.) Что летом происходит с растениями? (Они цветут, ра­стут и плодоносят.) Что им нужно для роста? (Свет, тепло и влага.)

Что такое засуха? Какую угрозу для растений и че­ловека она представляет? Как можно помочь растениям выжить в засушливое лето? Какую работу выполняют люди в огородах, садах и в поле? Какие овощи созре­вают летом? Какие фрукты вызревают в летние месяцы? Какие зерновые культуры убирают летом? Почему так говорят: «Летний день год кормит»?

За что вы любите лето? Где вы предпочитаете от­дыхать в летнюю пору? Какие правила осторожности надо соблюдать, отдыхая на водоемах? Почему так го­ворят: «Не зная броду, не суйся в воду»? Что может случиться с теми, кто пренебрегает правилами осторож­ности на воде?

Какие дары летнего леса человек использует в пищу? Знаете ли вы, что не все ягоды и грибы съедобны? Ка­кие ядовитые ягоды и грибы, растущие в ваших лесах, вы знаете? Как следует вести себя в лесу?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО

Лето, лето к нам пришло!

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком!

Кружат пчелы,

Вьются птицы.

А Маринка веселится.

Увидала петуха:

— Вот так чудо! Ха-ха-ха!

Удивительный петух:

Сверху перья, снизу — пух!

Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:
Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,

Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пес,
Рассмешил ее до слез:
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом!
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.
Пес уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло,
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком!

В. Берестов

 

В НОЧНОМ

Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается,

То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!

Я. Суриков

 

НАСТУПИЛО ЛЕТО
Июнь

В лес июньский загляни-ка:
Поспевает земляника,
Каждая полянка —
Скатерть-самобранка.

Июль

Колокольчики! Ромашки!
Незабудки! Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.

Август

Приходит август с урожаем

Ко всем, но только не к лентяям.

Кто проспит, тот вернется

С пустыми руками.

А кто рано проснется,

Тот — с боровиками.

Б. Берестов

 

— Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили.

— А вы, ручки, не скучали?

— Мы грибочки собирали.

— А вы, глазки, помогали?

— Мы искали да смотрели —
Все пенечки оглядели.—

Вот Ванюшка с грибком,
С подосиновиком!

В. Лебедев-Кумач

 

ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?

Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На все лето к нам пришло.
Оттого и каждый день

Все длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

НочЬ от ночи,

Все короче и короче...

И. Мазнин

 

ЛЕТНЯЯ ПЕСЕНКА

Опять смеется лето
В открытое окно,
И солнышка, и света
Полным, полным-полно!

Опять трусы и майки
Лежат на берегу.
И нежатся лужайки
В ромашковом снегу!

Т. Белозеров

 

ЛЕТО

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Все кругом светло.
По лугу пестреют
Яркие цветы,

Золотом облиты
Темные листы.
Дремлет лес: ни звука —
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.

И. Суриков

 

ДОЖДЬ

Дождь идет,

Дождь идет...

Даже дождик устает.

В землю отдохнуть уйдет...

Стало тихо-тихо,
А из дождика растет
Земляника.

О. Вациетис

 

ДОЖДЬ

Как из тучи из гремучей
Льется дождь косой, колючий!
На крапиву, на малину,
К нам на ягоды в корзину,
Травы, чмокая, жует,
Ни на шаг не отстает!
Мчится с нами до калитки!
Он промочит нас до нитки!

Г. Лагздынь

 

СЕНОКОС

Сенокос, сенокос!
Растревожил стрекоз,
Вьются друг за другом
Над зеленым лугом.
Сенокос, сенокос!
Сколько грабель,
Сколько кос!

Вся деревня на лугу.
Я всех выше — на стогу!
Сенокос, сенокос!
Для коров, овец и коз
Запасаются корма...
Доброй будет им зима!

Г. Ладонщиков

 

ГРИБОК

Мы в лесок пойдем.
Мы грибок найдем
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной.

Ты не прячь, не прячь, грибок,
Под листок свой бок!
Ты ребятам нужен
К вечеру на ужин.

О. Высотская

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я (лето).

Е. Карганова

 

Бежал по тропке луговой —
Кивали маки головой;
Бежал по речке голубой —
Речка сделалась рябой.

(Ветер)

 

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем — не найдем.

(Роса)

 

Над тобою, надо мною
Пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес —
Прохудился и исчез.

(Дождевая туча)

 

Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.

(Молния и гром)

 

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!..
В них ни въехать, ни войти...

(Радуга)

 

На дворе переполох —
Белый падает горох
Прямо на голову — ох!
Он сбивает с яблонь цвет
И полям приносит вред.

(Град)

 

Это что там за стрела
Небо черное зажгла?
Небо черное зажгла —
В землю с грохотом ушла.

(Молния)

Его просят, его ждут,
А как придет —
Прятаться начнут.

(Дождь)

 

Красным зовется,
Платье в цветах.
Ягодой сладкой
Зреет в лесах.
Дождиком теплым
По саду идет.
Иволгой звонкой
На ветке поет.

(Лето)
В. Степанов

ОСЕНЬ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ осень сентябрь школа ученик День знаний октябрь ноябрь природа листопад наряд убор убранство золото багрянец краска яркость грусть уныние печаль листва трава погода облако ДОЖДЬ зонт туча туман ветер сырость ненастье холод плащ дождевик куртка сапоги ботинки гриб грибник ягода сбор заготовка запас урожай сад огород поле озимь озимые стая клин перелет юг край подготовка спячка линька окраска насекомые паутина оцепенение имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ осенний золотой волшебный косой грибной яркий красочный тусклый богатый щедрый обильный скудный унылый грустный багряный изменчивый капризный проливной затяжной ГЛАГОЛ приходить
краснеть желтеть сохнуть опадать осыпаться хрустеть шелестеть шуршать кружиться опускаться отцветать собирать убирать запасать заготавливать мокнуть струиться лить собирать улетать кувыркать зимовать готовиться залегать прятаться линять засохнуть завянуть отцвести собрать вспахать вскопать посеять залечь заснуть подготовиться ПРИЧАСТИЕ пожелтевший поникший опустевший опадающий опавший упавший шуршащий шелестящий высохший увядший моросящий улетевший моросящий улетающий улетевший засыпающий задремавший раскисший НАРЕЧИЕ осенью по-осеннему щедро богато празднично ярко прохладно хмуро пасмурно уныло грязно мокро сыро ветрено дождливо пусто
       

 

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕС-
КОГО СОСТОЯНИЯ

Покажите, какое у вас настроение в осенний, дождли-
вый и хмурый день.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Какой вы себе представляете Осень? Изобразите ран-
нюю и позднюю Осень. У ранней Осени легкая поступь,
веселое лицо, она радостная, щедрая, добрая и красивая.
Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая.

Изобразите птиц, улетающих в теплые края. Прощаем-
ся с улетающими птицами (выражение грусти и печали).

Передайте позой, мимикой и движением образы жи-
вотных, готовящихся к зиме: ежика, забравшегося в нор-
ку; медведя, укладывающегося спать; белочку, собираю-
щую грибы и шишки в свою кладовую.

Изобразите дрожащую на ветру осинку; могучий дуб,
который не боится ни дождя, ни ветра; плакучую иву,
которой жалко расставаться со своей листвой.

 

■ ДЕЙСТВИЯ С ВООБРАЖАЕМЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Придумайте действия, которые можно наблюдать в осен-
нюю пору: уборка урожая, сбор фруктов и др.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Прогулка в лес». Пробираемся сквозь бурелом, встре-
чаем пугливого зайца, собираем чернику, бруснику и во-
ронику.

«Собираем грибы».

Мы по лесу шли-шли-шли, подосиновик нашли,

Положили в кузовок и дальше пошли.

Мы по лесу шли-шли-шли, белый гриб нашли...

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения в соответствии со смыслом
текстов стихотворений.

Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:

— Ой-ой-ой! Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:

— Эх-эх-эх! А вдруг пойдет снег?
Средний палец ворчит:

— Ох-ох-ох! От ветра я оглох!

Безымянныи палец кричит:

— Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:

— Ах-ах-ах! Жаль, я не в сапогах!
Ух-ух-ух! Дайте мне кожух!

Перевод с немецкого О. Асписовой

 

Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ Синонимы

 

Подберите близкие по значению слова — «слова-приятели».

грусть — тоска, печаль, уныние
богатый — щедрый, большой, обильный
мрачная — унылая, невеселая, скучная
яркий — красочный, разноцветный
поникнуть — завянуть, увянуть, пожухнуть
заготавливать — запасать, собирать

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

ранняя — поздняя
ясная — пасмурная
веселая — унылая
тусклый — яркий
тихая — ветреная
частый — редкий

дождливая — солнечная
скучная — веселая
скудный — щедрый
вянуть — расцветать
засыпать — просыпаться
висеть — падать

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах?

лист, листок, листочек, листопад

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИК
СОВ

 

Скажите ласково.

гриб — грибок, грибочек ягода — ягодка
масленок — масленочек брусника — брусничка
боровик — боровичок клюква — клюковка

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

Явление, когда падают листья, называется (листопад).
Земля, которая дарит плоды (плодородная).

 

■ УСВОЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

Какое самое щедрое время года?

Когда погода изменчивее — летом или осенью?

В какое время года тучи мрачнее?

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один гриб — грибы — много грибов
одна ягода — ягоды — много ягод
одна стая — стаи — много стай

 

Ответьте на вопрос.

Без чего не бывает осени? (Без грибов, ягод, урожая,
золотых листьев, дождей.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом листопад.

Пад-пад-пад, наступает (листопад).
Пада-пада-пада, не будет осени без (листопада).
Паду-паду-паду, дети рады (листопаду).
Падом-падом-падом, грусть приходит с (листопадом).
Паде-паде-паде, зимой забудем мы о (листопаде).

 

Сочините чистоговорки со словами школа, грибы, брусника,
урожай.

 

Закончите предложения.

В лес ходили за (грибами, волнушками, моховиками,
ягодами, брусникой, орехами и т. д.).

В лесу видели (ели, сосны, березы, белочку, зайца,
грибы и т. д.).

 

Вставьте коротенькие слова — предлоги.

Миша и Ваня пошли... лес за грибами. Они взяли...
собой корзинки.... дороге в лес мальчики видели маши-
ны... овощами. В лесу... березами они собирали подбе-
резовики,... осинами — подосиновики,... мху — мохо-
вики.... сучках сосны Миша увидел сухие грибы — это
были белкины запасы.... елки прямо... них выскочил
заяц. Проходя... болотце, ребята увидели покрасневшую
клюкву. Миша и Ваня будут долго помнить... своем
походе. (В, с, но, с, под, во, на, из-под, на, через, о.)

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких дарах осени можно сказать мой, твой, наш?
(Урожай, гриб, орех, гранат, виноград.)

Название каких ягод подходит к словам моя, твоя,
наша? (Брусника, черника, клюква, ежевика, клубника.)

Как правильно сказать—мое или мои поле, облако?
(Мое поле, облако.)

О каких словах, относящихся к осени, можно сказать
мои, твои, наши? (Цветы, грибы, запасы, заготовки.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Сосчитайте грибы.

два (подосиновика) пять (волнушек)

три (моховика) четыре (сыроежки)

семь (подберезовиков) семь (лисичек)

 

Подберите слова.

осенний (день, месяц, урожай, сад, лес, парк, лист, дождь)
осенняя (погода, природа, листва, пора, одежда, линь-
ка, обувь)

осеннее (солнце, утро, пальто, настроение)

осенние (месяцы, дни, листья, деревья, дороги, поля)

 

Исправьте ошибку.

пожелтевший, опавший (листья)
раскисшая (дороги)
опустевший (леса, сады, парки)
улетающие (птица)

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Ответьте на вопросы какой? какая? какое? какие?

Лист (какой?) (золотой, красный, бордовый, багряный,
желтый, сухой, пожухлый).

Дождь (какой?) (холодный, косой, частый, проливной,
затяжной, густой, мелкий, грибной).

Урожай (какой?) (богатый, щедрый, большой, обиль-
ный, плохой, скудный).

Осень (какая?) (ранняя, поздняя, золотая, сказочная,
красивая, волшебная, яркая, разноцветная, нарядная, бо-
гатая, грустная, сухая, сырая, холодная, унылая, щедрая).

Погода (какая?) (пасмурная, хмурая, дождливая, неус-
тойчивая, изменчивая, капризная, ветреная, ясная, холод-
ная, осенняя).

Солнце (какое?) (тусклое, холодное, неяркое).

Поле (какое?) (пустое, мрачное, черное, широкое, раз-
дольное).

Деревья (какие?) (яркие, красочные, золотые, нарядные,
ярко-красные, разноцветные, темные, голые, унылые).

 

Глагол

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ-
НАМ

 

Неопределен- ная форма Единственное и множест- венное число настоящего времени Прошедшее время Будущее время
приходить приходит, -ят приходил будет приходить
краснеть краснеет, -ют краснел будет краснеть
желтеть желтеет, -ют желтел будет желтеть
сохнуть сохнет, -ут сох будет сохнуть
опадать опадает, -ют опадал будет опадать

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.