Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра «Бывает — не бывает». 2 страница






Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р'? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л', м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний — нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний — на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний — ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру.... Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

 

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

 

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

 

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой — самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее — ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше — фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже — куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.

 

Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

 

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду — яблока, лимона и сливы. В тре­тьем — лимона, груши и сливы. В четвертом — яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает — не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

 

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

 

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

 

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград

Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

 

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

 

Я буду говорить слова-подсказки, а вы — назы­вать фрукты или ягоды.

лоза — (виноград) дольки — (апельсин, лимон)

лампочка — (груша) косточка — (персик) земля — (земляника) чай — (лимон)

 

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре — шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

 

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

 

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

 

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко — фрукт, капуста — овощ, персик — фрукт, клубника — ягода, подберезовик — гриб.

 

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

 

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

 

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

 

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

 

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

 

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека — сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек — кура­га, а с косточками — урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?

Какие ягоды можно вырастить в саду? На чем растут смородина, крыжовник, жимолость, облепиха и другие ягоды? (На кустах и кустарниках.) На чем растет клуб­ника и земляника? (На кустах и кустиках.) На чем рас­тет виноград? (На виноградной лозе.) Как называется место, где растет виноград? (Виноградник.)

Что сажают для украшения сада? (Декоративные кус­ты и цветы.) Какие декоративные кусты вы знаете? (Си­рень, жасмин, акация.) Почему эти кустарники называ­ются декоративными? (Потому что они украшают сад и радуют людей своими ароматными и красивыми цветами.)

Какие садовые цветы вы знаете? Зачем люди выра­щивают цветы? Где растут цветы? (На клумбах и газо­нах.) Кто выращивает цветы? (Цветовод.) Зачем нужны в саду лужайки? Что высевают на лужайке?

Что нужно для того, чтобы в саду выросли цветы, ягоды и фрукты? (Почва, свет, тепло и влага.) Как люди заботятся о деревьях? (Они удобряют и рыхлят почву вокруг деревьев, обрезают сухие сучья и ненужные вет­ки, уничтожают вредителей сада.) Зачем весной белят стволы деревьев? (Светлая кора меньше нагревается на солнце, и дереву от этого прохладнее в жаркую летнюю погоду, на побеленных стволах не любят селиться вред­ные насекомые.) Зачем на зиму нужно обвязывать ство­лы деревьев? (Чтобы зайцы не сгрызли кору и стволам деревьев было теплее в лютые морозы.)

Как называются профессии людей, которые разводят сады и ухаживают за ними? (Садовод и садовник.) Как должны люди относиться к деревьям и цветам? (Береж­но, заботливо, с любовью.) Знаете ли вы, что деревья и цветы, так же как животные и люди, любят, чтобы им говорили ласковые, нежные и добрые слова?

Есть ли у человека помощники? Кто они? (Птицы и насекомые.) Как птицы помогают человеку? Что случит­ся, если в саду появится много гусениц? (Они съедят все листья, и сад не будет плодоносить.) Как человек может отблагодарить скворцов за помощь? (Развесить в саду скворечники.) Каких полезных насекомых можно увидеть в саду? (Божьих коровок.) Почему их можно назвать полезными? (Потому что они уничтожают тлю.) Как люди должны к ним относиться?

В какое время года цветут фруктовые деревья? Поче­му нельзя рвать цветы с фруктовых деревьев? Каких насекомых можно чаще других встретить в цветущем саду? (Пчел, шмелей и ос.) Как зависит урожай фруктов от количества этих насекомых? Почему пчеловоды пред­почитают ставить улья в садах?

Хорошо это или плохо, если на нашей планете будет расти много фруктовых садов? Что ты сделаешь для того, чтобы на земле было много садов?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

ВИШНЕВЫЙ САД

Посадили вишенку
Раннею весной,
Напоили вишенку
Талою водой.
Подрастала вишенка
Много лет подряд.

— Расцвела, красавица! —

Люди говорят.

Мы подружек вишенке

Посадили в ряд.

Радует прохожих

Наш вишневый сад.

Л. Герасимов

 

ЯБЛОКО

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим разделю.

Я. Аким

 

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке —
Дело продвигается,
Ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке —
Тают, как снежинки,
Ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
Показалось донышко,
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой,
Съем ее — и с плеч
Долой.

Н. Саконская

 

ЯБЛОНЯ

— Яблоня, яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния свалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?

Куда они пропали?
— Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!

Сербская песенка
Перевод С. Маршака

 

Я ЛИШНИЙ

Окапывали вишни.

Сергей сказал: —Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

— Ну, нет, теперь ты лишний! —

Ребята говорят.

А. Барто

 

ЯБЛОНЬКА

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

И. Токмакова

***

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щеки яблоки надули
И под листьями висят.

В. Орлов

 

В САДУ

В саду

Такое буйство!
Тут властвуют
Цветы.
Тюльпанами

Любуйся.
Нарциссами
Любуйся
До самой
Темноты!

Е. Благинина

 

МАЛЬЧИК И ДЕРЕВО

Дерево,
Послушай,
Подари мне
Грушу!

Всей листвой на солнце

Дерево смеется:
— Ветку, мальчик, не тряси.
Нету груши у меня.
Лучше яблок попроси,
Я ведь — яблоня.

О. Дриз
Перевод Г. Сатира

 

ВАРЕНЬЕ

Поспела малина
И нас поманила,
Красна, и вкусна,
И сока полна.
Пришли мы и сразу
Наполнили тазик.
Горит костерок,

Стоит таганок.
Имейте терпенье,
И будет варенье.
Мы с мамой сидим
И пенки едим.
И смотрит со взгорка
Малина, как зорька.

Б. Егоров

 

КРАСНОЕ ЯБЛОЧКО

Яблони в печали
Ветками качали:
Наши яблочки, как мед,
А никто их не берет.
Тут одно висеть устало,
На зеленый луг упало,

Покатилось по дорожке
Прямо Машеньке под ножки.
Маша яблочко нашла,
Маша красное взяла,
Покрутила, повертела
И... съела.

* * * Б. Бояринов

 

Зерна красные горят,

Сок готовит нам гранат.

Сок гранатовый густой,

В нем луч солнца золотой.

Как птенец, птенец пушистый,

Персик розовый, душистый.

Украшенье сада —

Гроздья винограда.

Не растут средь белых льдин

Апельсин и мандарин,

А растут они на юге,

Далеко от белой вьюги.

В каждой дольке сладость.

В каждой дольке радость.

А лимон — родной их брат —

Все же будет кисловат.

Но зато, как Айболит,

От болезней исцелит...

Б. Степанов

 

ТЮЛЬПАНЫ

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,

И у каждого наряд
Очень ярок и богат!

 

гвоздички

Мы — гвоздички красные,
Лепестки атласные,

Стройненькие ножки,
Зеленые сапожки.

 

колокольчик

В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.

С кем ни повстречается —
До земли склоняется!

 

лилия

Хрупкая, неясная,
Вся белоснежная,

Золотой завиток
Украшает цветок.

 

АСТРЫ

С холодом и ветром
Вновь дожди пришли.
А в саду, как летом,
Астры расцвели!

Даже под холодным
Проливным дождем
Долго астры радуют
Нас цветным ковром.

Л. Герасимова

 

Загадки

 

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

 

— Желтый, круглый, ты откуда?

— Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?

(Апельсин)
Г. Сапгир

 

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

(Яблоко)

 

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине — сладко.

(Слива)

 

Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем — гладко,
А откусишь — сладко.

(Яблоко)
И. Котляров

 

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела — посинела.

(Слива)
И. Котляров

 

Ветер дул что было сил —
Только их не погасил.
Долго дождик моросил —
Тоже их не погасил.

И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят.

(Вишни)
И. Котляров

 

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.

(Рябина)

 

Маленькая печка

С красными угольками.

(Гранат)

 

Каждый листик — как ладошка.
Схож он с бусами немножко.
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, красным, синим.

(Виноград)

 

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, —
И вот теперь — я спелая.

(Смородина)

 

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животное кошка кот котенок собака пес щенок корова бык теленок лошадь конь жеребенок мул осел ишак осленок овца баран ягненок свинья поросенок верблюд олень як кролик лама буйвол скот части тела голова шея туловище холка рот пасть ухо глаз борода грива рог усы нога лапа копыто коготь хвост шкура место проживания двор клетка конура сарай ферма коровник конюшня ипподром конезавод свинарник овчарня загон вольер пастбище выгон навес место обитания луг горы высокогорье пустыня тундра профессии фермер скотник свинарка телятница доярка овчар чабан конюх пахарь
жокей пастух оленевод погонщик отношение человека забота уход любовь радость ответственность ласка терпение доброта внимательность дружба преданность привязанность верность привычка прочие слова молоко мясо сало жир щетина кожа шерсть пух охрана поиск стадо отара табун кличка порода скакун голоса животных хрюканье мычание ржание рык блеяние меканье лай имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ жвачный домашний молочный мясной копытный ездовой гужевой верховой каракулевый горбатый меховой сторожевой охотничий пожарный декоративный розыскной служебный породистый крупный худой бодливый лохматый шелковистый курчавый густой пушистый теплый мягкий шершавый гладкий кудрявый смирный ушастый послушный грациозный ловкий выносливый забавный смешной ласковый верный доверчивый кошачий собачий коровий лошадиный олений козий верблюжий кроличий свиной овечий фермерский хозяйский ГЛАГОЛ мяукать мурлыкать мычать ржать блеять лаять хрюкать мекать визжать жмуриться бегать резвиться скакать валяться рыть выпускать обмахиваться пастись жевать пережевывать грызть лакать пить охранять ласкаться дружить  
лизать заботиться доить запрягать дрессировать накормить напоить приручить приласкать выпустить ПРИЧАСТИЕ лающий мяукающий мычащая хрюкающий накормленный свисающий торчащий ласкающий угнанный запряженный резвившийся ускакавший НАРЕЧИЕ вскачь рысью трусцой верхом галопом ласково заботливо постоянно всегда лениво бесшумно радостно тихонько украдкой  
             

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите мимикой и жестами отношение разных лю-
дей к животным: хозяин косит траву для коров, забот-
ливый конюх чистит и причесывает коня, хозяйка нали-
вает молоко в миску для котенка. Выразите состояние
хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.

 

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка;
довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую
корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи,
и верблюда, идущего по пустыне. Представьте и покажи-
те мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома,
голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

 

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего
в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого
мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

«На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу.
«Мы едем, едем, едем». (Имитация езды на разных
животных.)

 

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВО-
РЕНИЙ

 

КОНИ

Скачут кони по полям.
Ох и весело коням.

А. Ахундова

 

ЕЖИК И БЫЧОК

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

А. Воронько

 

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:

Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов.

 

Идет коза рогатая. (Вытягиваем указательный палец
и мизинчик так, чтобы получились «рожки».)

Глазками — хлоп, хлоп. (Кисти рук сжимаем и раз-
жимаем.)

Ножками — топ, топ. (Средний и безымянный пальцы «бе-
гут» по столу, а указательный и мизинец — вытянуты.)
Кто каши не ест?
Молока не пьет?
Забодаю, забодаю!

 

СОБАЧКА

Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. (Поднять
большой палец вверх — это Жучкино ухо. Остальные
четыре пальца сложить вместе — это собачья морда.
Ритмично опускать и поднимать мизинчик — Жучкин
рот открывается и закрывается.)

 

КОШЕЧКА

Вот серенькая кошечка села на окошечко. (Сжать
пальцы в кулачок, чуть-чуть приподняв мизинчик и ука-
зательный пальчик.)

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ Синонимы

 

Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели».

дружба — верность, преданность, привязанность
домашние животные — четвероногие, скот
рот — пасть

собака — пес, дворняжка
конь — скакун

ехать быстро — мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись

ехать медленно — тянуться, тащиться

поехать — покатиться, помчаться, понестись, покатить

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

 

верность — предательство
ласка — грубость
пушистый — гладкий

бородатый — безбородый
злобный — добродушный
запрягать — распрягать

рогатый — безрогий
сердитый — ласковый
послушный — озорной
быстрый — медлительный

ускакать — прискакать
галопом — трусцой
быстро — лениво
зло — ласково

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род-
ственных словах?

корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий
корова, коровушка, коровник, коровий
собака, собаковод, собачий
ферма, фермер, фермерский

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите по-другому.

кот — котик, коток, котище
лошадь — лошадка, лошадушка
хвост — хвостик, хвостище
собака — собачка, собачонка
корова — коровка, коровушка
шерсть — шерстка
рыжий — рыженький
мягкий — мягонький
пушистый — пушистенький
пестрый — пестренький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

питаются молоком — млекопитающие
поить водой — водопой

(тащит) тяжелый воз — тяжеловоз (конь)

четыре ноги — четвероногие

траву едят — травоядные

два горба — двугорбый (верблюд)

быстрые ноги — быстроногий

острые глаза — остроглазый

гладкая шерсть — гладкошерстный

дружбу любит — дружелюбный

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

 

Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один котенок — котята — много котят

один верблюжонок — верблюжата — много верблюжат

один баран — бараны — много баранов

одна лошадь — лошади — много лошадей

одна корова — коровы — много коров

одна овца — овцы — много овец

одна лама — ламы — много лам

одно животное — животные — много животных

 

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывают лошади? (Без гривы, ног, копыт.)

А кошки? (Без острых когтей, зубов.)

А верблюды? (Без горбов.)

А кролики? (Без длинных ушей.)

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки со словом кот.

От-от-от, у нас в доме живет (кот).
Та-та-та, очень любим мы (кота).
Ту-ту-ту, молочка дадим (коту).
Та-та-та, прячьтесь, мышки, от (кота).
Том-том-том, поиграем мы с (котом).
Те-те-те, мечтает друг мой о (коте).

 

Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца.

 

Ответьте на вопросы.

 

Чем кормят домашних животных?

корову — травой (летом), сеном (зимой)

лошадь — травой, сеном и овсом

козу — травой, сеном и молодыми ветками

овцу — травой и сеном

верблюда — верблюжьими колючками

свинью — клубнями и листьями растений

кролика — капустой, картошкой и ботвой

собаку — мясом с косточкой

кошку — молоком, рыбой и сосиской

 

За кем ухаживают люди данных профессий?

конюх — за лошадьми чабан — за овцами
свинарка — за свиньями оленевод — за оленями
погонщик — за верблюдами

 

Кто чем защищается?

лошадь — копытами

корова, бык, козел, олень — рогами

кошка — когтями
собака — зубами
баран — лбом и рогами

 

Исправьте ошибку.

Ваня убегает от (собаку). Галя гуляет с (собака.)

Хозяева заботятся о (собаке, кошки, лошадь, козе).

Хозяйка ухаживает за (корова), конюх — за (лошадь),
свинарка — за (свинья).

Летом надо накосить травы для (корова, коза, конь).
Трудно в деревне прожить без (корову, козу, лошадь).
Дети поют песенки про (кошки, коровы, лошадки).

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких домашних животных можно сказать мой, твой,
наш, ее, его? (Котенок, щенок, пес.)

О каких домашних животных можно сказать моя, твоя,
наша? (Корова, лошадь, овца, кошка.)

Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. (Седло,
животное.)

Мои, твои, наши, их (котята, лошади, ягнята).

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади?

 

Сосчитайте детенышей животных.

два (теленка), пять (телят)
три (щенка), пять (щенков)
четыре (поросенка), шесть (поросят)
два (крольчонка), пять (крольчат)

 

Придумайте загадку-описание «Угадай, кто я».

лохматый, бодливый, рогатый, упрямый (козленок)
маленький, кудрявый, слабенький (ягненок)
бодливая, рогатая, крупная, черная, смирная (корова)
пушистая, игривая, ласковая, полосатая (кошка)

 

Скажите по-другому.

Корова мычит. (Мычащая корова.)
Пес лает. (Лающий пес.)

Жеребенок резвится. (Резвящийся жеребенок.)
Кошка мяукает. (Мяукающая кошка.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.