Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игра «Бывает — не бывает». 1 страница






 

Помидоры растут под землей.

В огороде выросла картошка.

Из овощей сварили компот.

В лесу выросло много редиски.

На грядке выросли фиолетовые огурцы.

 

Составьте логическую цепочку.

Ворона, подсолнух, огородное пугало, хозяйка. (Воро­на клевала подсолнух. Хозяйка поставила огородное пу­гало. Ворона испугалась и больше не прилетала.)

Сковорода, растительное масло, картошка, плита, ма­ма. (Мама зажгла плиту. На плиту поставила сковороду. Мама налила растительного масла в сковороду и поджа­рила картошку.)

Трактор, тракторист, поле, червяк, грач.

 

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги.

Что могли бы сказать Овощи Солнышку и Дождику? Что рассказывают друг другу о себе Огурец и Помидор? Чем хвастаются друг перед другом Капуста и Арбуз? О чем говорят Картошка с Колорадским Жуком?

О чем могут говорить Нож и Лук, Огурец и Соль, По­мидор и Банка, Капуста и Бочка?

 

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Ор-ор-ор, вырос красный (помидор).

Ор-ор-ор, поет песню (помидор).

Ор-ор-ор, напал на зайца (помидор).

Ец-ец-ец, съем хрустящий (огурец).

Ец-ец-ец, прыгнул в ротик (огурец).

Ец-ец-ец, полез в драку (огурец).

 

Развитие диалогической речи

 

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Овощи, огород, поле». Составьте мини-диалоги.

Какие вы знаете овощи? Почему овощи можно назвать растениями? Какие части есть у растения? (Корень, сте­бель, листья, цветы, плоды, семена.) Где находится ко­рень? Зачем растениям корень? (С помощью корней рас­тения закрепляются в земле и поглощают нужные им для жизни вещества и воду. Корни некоторых растений слу­жат для размножения. Их можно разделить и вырастить новое растение.) Почему растение погибает, если повре­дить его корень? Что располагается на стебле? Зачем растениям стебель? (Стебель связывает корень с листья­ми, цветами, плодами и служит для них опорой. По стеб­лю поступают вода и питательные вещества к листьям, цветам и плодам растения.) Зачем растениям листья? (С помощью листьев растения дышат.) Зачем растениям цветок? (Из цветков появляются плоды. В каждом цвет­ке есть пыльца. Если она попадет с одного растения на другое, тогда растение опыляется и из цветка развива­ются семя и плод. Без опыления цветок никогда не ста­нет плодом.)

Зачем люди выращивают овощи? Чем овощи полезны для человека? (В овощах содержатся витамины, необхо­димые для жизни и здоровья человека. В луке и чесноке есть вещества, убивающие микробы и бактерии. У тех, кто ест морковь, помидоры и перец, будет хорошим зре­ние. Капустным соком лечат желудочные болезни.)

Какие части овощных растений мы едим? Почему не­которые овощи называют корнеплодами? Корни каких овощей можно употреблять в пищу? (Морковь, репа, петрушка, брюква, редька, редис и т. д.) Какие листо­вые овощи используются в пищу? (Листья салата, щаве­ля, укропа, капусты.) У каких овощей съедобные пло­ды? (Плоды кабачка, помидора, патиссона, перца, бакла­жана и др.) У какой овощной культуры съедобны стебли? (Кольраби.) У каких овощей съедобны цветы? (Цветной и брюссельской капусты.) Семена каких растений при­годны в пищу? (Горох, фасоль, бобы, кукуруза, чечевица и т. д.) Почему их называют стручковыми? Какие части лука используются в пищу?

Где можно купить овощи? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи можно солить, мариновать и кон­сервировать? Из каких овощей готовят икру? (Икру го­товят из свеклы, моркови, кабачков, баклажанов, лука и др.) Какие овощи полезнее для здоровья человека — сырые или вареные? Почему сырые овощи полезнее? Ка­кие овощи можно употреблять в пищу в сыром виде? Что нужно сделать с овощами, прежде чем их съесть? Поче­му нельзя есть грязные овощи?

Где могут расти овощи? (На грядке, в огороде и в поле.) Где люди выращивают много овощей? Чем отли­чаются огород, поле и сад? Какие сельскохозяйственные машины используют люди для уборки урожая? Как на­зывается профессия людей, выращивающих овощи? (Ово-

щеводы.) Какие еще профессии людей, работающих в сельском хозяйстве, вы знаете? Тяжел или легок их труд? Как мы должны относиться к людям, благодаря которым мы получаем продукты питания? Почему мы не должны выбрасывать хлеб и другие продукты питания?

Что нужно для роста растений? (Почва, свет, тепло, влага и удобрения.) Где лучше растут овощи — в тени или на солнце? В каких случаях солнце приносит вред растению? Откуда растения получают влагу? Когда ово­щи нуждаются в поливе? Дышат ли растения? (Растения тоже дышат.) Для чего нужно рыхлить землю, в которой растут овощи? (В рыхлую почву легче проникнуть воз­духу.) Для чего нужна прополка? (Сорняки поглощают питательные вещества, затеняют растения, тем самым мешают росту растений.) Кто из животного мира явля­ется помощником человека при выращивании овощей? (Дождевые черви, жабы, птицы, божьи коровки, пчелы, шмели и др.) Как они могут помочь? (Дождевые черви рыхлят почву. Пчелы и шмели переносят пыльцу с рас­тения на растение, опыляя их. Божьи коровки уничто­жают тлю, а птицы и жабы поедают других вредных насекомых.) Как вы будете относиться к таким помощ­никам?

 

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

 

«ЩИ-ТАЛОЧКИ»

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен.
— Кочерыжка, выйди вон!

М. Боровицкая

 

ОГОРОД

Наши грядки солнце греет,
Все цветет на них и зреет —
И картошка, и горох,
Только мак один засох —
Продырявилась в жару
У него макушка.
И шумит он на ветру,
Словно погремушка.
Но такие молодцы
Стали наши огурцы!
Сладко нежатся в тени,
Прячась под листочки.
Все в пупырышках они,
На носу — цветочки.
Тыква лезет на плетень,
Редька стала сладкой,
И жужжат шмели везде
По-над каждой грядкой.

Т. Белозеров

 

***

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Н. Кончаловская

 

овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим
Перевод С. Михалкова

 

ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ

Желтое солнце
Не жжет, не печет.
Желтому солнцу
В доме почет.

Прохлада и сладость
Упрятаны в нем.
Сладкое солнце
Дыней зовем.

Таджикская песенка.

Л. Яхнин

 

КАРТОШКА И СВЕКЛА

— Эи, свекла, — дразнила
Соседку картошка, —
Ты хоть бы, дружок,
Погрустила немножко:
Хозяйка-то наша
Из свеклы и круп
Задумала сделать
Невиданный суп.

А свекла в ответ ей:
— Хозяйское дело!
Но лучше б, дружок,
Ты себя пожалела:
Слыхала я как-то,
Что больно вкусны
Из старой картошки
Выходят блины!

В. Пальчинскайте

 

КАРТОШКА

Посадили мы картошку:

Мама — в поле, я — в саду.

Мама — много, я — немножко,

Я — всего одну гряду.

Чтоб моя росла скорей,

Я весь день тружусь над ней.

Я минуты неподвижно

У картошки не сижу.

То подальше, то поближе

Я ее пересажу.

— Будет чудо-огород, —
Говорит сосед Сережка, —
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

И. Беляков

 

КОЛОСОК

— Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?

— Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне не стать без них
Таким

Сильным, рослым, золотым!

Н. Красилъников

 

МОРКОВКА

Иль она играет в прятки?

Скрылась с головою в грядке

И сидит, таясь по-лисьи...

Потянул ее за листья

И поддел рукою ловко —

Раз!

Подпрыгнула морковка.

В. Егоров

 

МОРКОВЬ

До морковки долетела весть,

Что ее зайчишка хочет съесть.

— Брось, косой, не думай, бесполезно! —

Морковь поглубже в чернозем залезла.

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

И. Беляков

 

КАБАЧОК

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку отодвинув,
Он солнцу говорит:
«Погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей...»
Вмиг солнце принялось за дело
И спину кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел...
Но повернуться не сумел.

И. Беляков

 

ПОМИДОР

В огороде
Помидор

Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он —
Огородник!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя Репа:

— Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец:

— Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук:

— Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец —
И скатился
Чин по чину
К огороднику
В корзину!

Л. Стрельцова

 

***

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

 

СКОРОГОВОРКА

У Егора — огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры —

Там на грядках
Помидоры.

Л. Ульяницкая

 

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

 

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

(Огурец)

 

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

(Огурцы)

 

Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..

(Огурцы.)

 

Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

(Помидоры)

 

Я, друзья, бываю разный —
Желтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.

(Помидор)
В. Степанов

 

Сидит красавица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

 

На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар, сладкая.

(Морковь)

 

На грядке сидит Фекла,
И зовут ее... (свекла).

В огороде старичок
Встал на грядки и — молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.

(Морковь)

 

Был ребенок —
Не знал пеленок,
Стал стариком —
Сто пеленок на нем.

(Капуста)

 

Семьдесят одежек
И все без застежек.

(Капуста)

 

Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи —
Меня ищи.

(Капуста)

 

Лоскуток на лоскуте —
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.

(Капуста)
Л. Яхнин

 

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Без нее какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши —
Наедайся от души.

(Картошка)
В. Степанов

Золотая голова
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

(Тыква)

 

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

 

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)

 

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)

 

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И рассыпались оттуда
Бусинки-дробинки.

(Горох)

 

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.

(Горох)

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох)

 

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид — похож на мяч.

(Арбуз)

 

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

(Редис)

 

Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка.)

 

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.

(Подсолнух)

 

Кругла да гладка.
Откусишь — сладка.
Засела крепко
На грядке... (репка).

 

А какой же овощ это
Фиолетового цвета,
Что пришел из южных стран?
Это — сладкий... (баклажан).

В. Степанов

 

ФРУКТЫ, ягоды.

ЦВЕТЫ. САД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ яблоня яблоко груша айва ирга рябина абрикос персик вишня черешня слива алыча кизил маслина цитрусовые лимон апельсин грейпфрут мандарин субтропические и тропические инжир гранат ананас хурма банан манго авокадо киви ягодные культуры крыжовник смородина малина облепиха калина жимолость ежевика виноград клубника земляника садовые цветы тюльпан нарцисс пион ромашка роза ирис георгин гладиолус астра анютины глазки маргаритки календула гвоздика хризантема прочие слова садовник садовод цветовод дачник сад цветник ягодник клумба газон лужайка палисадник дорожка дача ствол ветки  
лист куст трава цвет аромат запах благоухание плод семя косточка сердцевина кожура кожица мякоть долька гроздь посадка цветение завязь полив рыхление изюм курага урюк блюда из фруктов сок компот кисель морс джем желе варенье повидло сироп мармелад цукаты имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ садовый плодовый фруктовый яблочный грушевый абрикосовый персиковый вишневый сливовый лимонный апельсиновый смородиновый виноградный малиновый ежевичный клубничный земляничный рябиновый декоративный цветочный ароматный душистый сладкий кислый вкусный терпкий сочный бархатистый гладкий блестящий спелый зрелый ГЛАГОЛ расти распускаться цвести зреть созревать наливаться опадать сажать ухаживать выращивать поливать опрыскивать подвязывать собирать складывать продавать сорвать вымыть разрезать высушить приготовить сварить отжать ПРИЧАСТИЕ созревший поспевший перезревший висевший сгнивший упавший срывающий собирающий уносящий перевозивший высушенный
           

 

Психогимнастика

 

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО состояния

 

Выразите удовольствие от приятного запаха землянич-
ного варенья, цветов розы и других цветов.

Передайте свое эмоциональное состояние: едим слад-
кий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или
айву.

Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем
плодовые деревья, белим стволы деревьев, делаем обрез-
ку, опрыскиваем деревья и т. д.

Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу,
разравниваем ее граблями, высаживаем и поливаем цве-
точную рассаду.

«Уборка урожая». Имитация действий: ставим лест-
ницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем
грузим их в машину.

«Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем
фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпа-
ем их сахаром и помешиваем варенье.

 

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми налив-
ными яблоками; яблоком, которое грызет червяк; земля-
никой на солнечной полянке.

Представьте себя маленьким цветочным ростком, тя-
нущимся к солнышку. Палящее солнце высушило зем-
лю, и цветы завяли. Дождик полил цветы, и они опять
тянутся к солнышку.

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Т. Ткаченко

 

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

 

Выполняйте действия в соответствии со смыслом текстов стихо-
творений.

 

(Поочередно загибаем пальчики правой, а затем ле
вой руки.)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик — самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

И. Лопухина

 

ПОТЕШКА

Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.

Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным —

Клубнику.

И. Лопухина

 

Формирование
лексико-грамматического строя речи

 

■ синонимы

 

Послушайте и повторите слова, близкие по значению, —
«слова-приятели». О чем так можно сказать?

твердый — жесткий, затверделый, окаменелый
зрелый — спелый, наливной, налитой
зреет — созревает, вызревает, спеет, поспевает, нали-
вается

 

■ АНТОНИМЫ

 

Назовите слова, противоположные по значению, — «слова-
неприятели».

твердый — мягкий
вкусный — невкусный
недозрелый — перезрелый
мягкий — жесткий
свежий — гнилой
ранний — поздний

растет — сохнет
висит — падает
заморозить — разморозить
высоко — низко
полно — пусто

 

Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (глад-
кая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

 

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

 

Ответьте на вопросы.

Какая бывает косточка? (Косточка бывает фруктовая,
куриная.)

Какие фрукты покрыты кожицей? (Яблоки и сливы.)

 

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

 

Послушайте и повторите слова. Какие слова не являются
родственными?

сад — садовник, садовод, садовница, садоводство, са

довый, садится

ягода — ягодник, ягодница, ягодный, ежевика
малина — малинка, малинник, малиновый, маленький
плод — плодовый, плодоовощной, плодородный, ПЛО

доносить, плов

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

 

Скажите ласково.

яблоке — яблочко
смородина — смородинка
рябина — рябинка
мандарин — мандаринчик
апельсин — апельсинчик

лимон — лимончик
вкусный — вкусненький
кислый — кисленький
круглый — кругленький
мягкий — мягонький

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

 

Составьте новое слово из двух.

желтый, красный — желто-красный
желтый, зеленый — желто-зеленый
красный, зеленый — красно-зеленый
плоды, овощи — плодоовощной
Как называются сухие фрукты? (Сухофрукты.)
Как называются высушенные черные сливы? (Черно-
слив.)

Рябина, у которой черные плоды? (Черноплодная ряби-
на.)

Цветы разводит. (Цветовод.)

Машина, с помощью которой выжимают сок. (Соко-
выжималка.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

ароматный — ароматнее — самый ароматный (аромат-
нейший)

нежный — нежнее — самый нежный (нежнейший)
сладкий — слаще — самый сладкий (сладчайший)
кислый — кислее — самый кислый (кислейший)

 

Подскажите нужное слово.

Яблоко (ароматное), мандарин (ароматнее), а апельсин
(самый ароматный).

К каким фруктам и ягодам подходит слово аромат-
нейший? (Ароматнейший из фруктов — ананас, а аро-
матнейшая из ягод — земляника.)

 

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

 

Составьте новые слова.

 

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

 

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

 

«Один — много».

один апельсин — апельсины — много апельсинов
один мандарин — мандарины — много мандаринов
один грейпфрут — грейпфруты — много грейпфрутов

одно яблоко — яблоки — много яблок
одна груша — груши — много груш
одна вишня — вишни — много вишен

 

Дополните предложение.

В саду созрело много (...). На клумбе расцвели (...).
Из ягод малины сварили три литра (...).
Для компота нужно нарезать много (...).

 

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Сочините чистоговорки.

Бина-бина-бина, полезна красная (рябина).
Ины-ины-ины, созрели ягоды (малины).
Уше-уше-уше, подойдите дети к (груше).
Нику-нику-нику, очень я люблю (клубнику).
Оном-оном-оном, пахнет на кухне (лимоном).
Уше-уше-уше, мы позаботимся о (груше).

 

Составьте предложения из перепутанных слов.

Сад, дети, собрались, пойти, в.

Для, они, сбора, взяли, фруктов, корзинки.

На, висит, груше, груш, много.

Под, лежит, много, яблоней, яблок.

Между, бегает, деревьями, собачка.

Из, мама, груш, компот, яблок, и, варит.

 

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

 

Ответьте на вопросы.

О каких фруктах можно сказать мой, твой, наш, их,
его, ее? (Абрикос, гранат, виноград, грейпфрут и т. д.)

О каких фруктах можно сказать моя, твоя, наша?
(Слива, вишня, хурма, алыча, груша и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мое, твое, наше? (Яб-
локо, киви и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мои, твои, наши?
(Апельсины, бананы, персики, абрикосы и т. д.)

 

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

 

Подберите слова.

Пять высоких (рябин, яблонь, груш и т. д.).
Три оранжевых (апельсина, грейпфрута, абрикоса, пер-
сика и т. д.).

Десять ягод (смородины, малины, калины и т. д.).
Две раскидистые (вишни, черешни, груши и т. д.).

 

Добавьте нужное слово.

оранжевый (апельсин)
кислый (лимон)
фиолетовая (слива)
терпкая (хурма)
ароматная (земляника)

круглый...
овальный...
желтый...
сочный...
мягкие...

 

Кто знает, пусть продолжает.

Круглые (яблоки, гранаты, вишни, апельсины).
Овальные (сливы, киви, ананасы, лимоны).
Желтые (лимоны, бананы, сливы, яблоки, груши).
Сочные (груши, сливы, вишни, ягоды, фрукты).
Мягкие... Ароматные...

 

Найдите слову пару.

сушеный замороженная созревшее висящие (на дереве) фрукты виноград земляника яблоко

 

Имя прилагательное

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

 

Повторите слова. Какое слово лишнее?

персик бархатистый, оранжевый, синий
груша вкусная, сладкая, горькая

яблоко круглое, сочное, шероховатое
бананы съедобные, желтые, соленые

 

Глагол

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ
НАМ

 

Неопределен- ная форма   Единственное и множест- венное число настоящего времени   Прошедшее время   Будущее время  
расти растет, -ут рос будет расти
цвести цветет, -ут цвел будет цвести
зреть зреет, -ют зрел будет зреть
опадать опадает, -ют опадал будет опадать

 

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

 

Неопределен- ная форма   Прошедшее время Будущее время
сорвать сорвал сорвет, -ут
вымыть вымыл вымоет, -ют
разрезать разрезал разрежет, -ут
высушить высушил высушит, -ат
приготовить приготовил приготовит, -ят

 

«Я умею — не умею».

Я умею чистить бананы. Я не умею варить варенье.
Я умею подвязывать деревья. Я умею поливать кусты.
Я не умею готовить компот.

 

Ответьте на вопросы.

Что делает садовник? (Садовник ухаживает за фрук-
товыми деревьями.)

Где растут садовые цветы? (Садовые цветы растут в
саду на клумбе.)

Что сделает мама с вишнями? (Мама вымоет вишни.)

Что сварила мама из вишен? (Мама сварила из вишен
компот.)

Из каких ягод выжали сок? (Сок выжали из ягод ма-
лины.)

Когда будут опадать листья рябин? (Листья рябин бу-
дут опадать осенью.)

 

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я срываю, собираю, кладу яблоки.)

Что мы делаем? (Мы срываем, собираем, кладем груши.)

Спроси у друга. (Ты срываешь сливы? Ты собираешь
яблоки? Ты кладешь яблоки?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы срываете, собира-
ете, кладете груши.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) срывает,
собирает, кладет яблоки.)

Что они делают? (Они срывают, собирают, кладут
груши.)

 

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

 

Придумайте просьбы, пожелания и советы.

Сорви мне, пожалуйста, вишенку. Достань, пожалуй-
ста, гроздь винограда. Соберите упавшие яблоки. Не ешь-
те немытые фрукты! Посадите фруктовые деревья. Бере-
гите фруктовые деревья. Не ломайте ветки!

 

Игры со звуками, буквами и словами

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

Назовите первый звук в словах айва, алыча, ирга, изюм. Какие это звуки? (Гласные звуки.)

Какого звука не хватает в словах...йва,...нанас,...бри кос,...пельсин! (Звука а.)

Назовите первый и последний звук в словах банан, гранат, мандарин, грейпфрут. Какие это звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Назовите мягкие согласные звуки в словах лимон (л'), персик (п', с'), вишня (в', н'), слива (л'), кизил (к', з').

Какой один и тот же согласный мягкий звук слышится в словах малина, калина, облепиха, лимон? (Звук л'.)

Угадайте названия фруктов по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, после­дний — а! (Груша.) В слове первый звук а, последний — н. Что это? (Апельсин.) В названии ягод первый звук с, последний — а. (Смородина.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки х, р, м. Какое это слово? (Хурма.) В слове есть согласные звуки м, л', н. (Малина.) В слове есть согласные звуки б, н, н. (Банан.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.