Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы связей меяеду сенсорными репрезентациями






Т.Э.: В качестве аналогии, к примеру, возьмем соревнова-1 ние по кулинарному искусству, где Том, Джулия и я каж-1 дый пекли шоколадный кекс. По мере выпечки кексов мы записывали количества различных используемых продукт тов, способы их смешивания, время и температуру выпеч-1 ки. Представьте, что когда мы закончили, у всех получи-

лись разные шоколадные кексы. После дегустации, одна-1 ко, все мы согласились, что кекс у Тома вышел лучше всего. Если бы мы захотели знать, как у Тома это получи-' лось, с тем, чтобы самим приготовить такое же пирожное, нам пришлось бы взять его рецепт и выяснять, как он гото-1 вил свое пирожное, что он делал не так, как Джулия или я.

Р.Д.: Именно так мы и полагаем, что основная разница между «хорошим орфографом» и «плохим» заключается в умственном «рецепте», которым они пользуются для до-1 стижения специфического умения. Можно привести и еще одну аналогию верной стратегии — это как правильный на-1 бор номера телефона. Если дом горит и необходима по-1 мощь, вы должны набрать 911 или принятый в вашей мест-' ности код пожарной части. С другой стороны, если же хсг чется заказать пиццу, потребуется набирать уже другой номер.

Т.Э.: Можете позвонить моему дядюшке, уж он-то номер знает.

Р.Д.: Одна из сложностей в области образования, связан-' ная с такими мысленными «номерами телефонов», состо-' иг в том, что большинству не удается найти правильный «номер». Иными словами, если спросить: «Как вы это еде-1 лали?» — они отвечают: «Я не знаю» или «Ну, сделал и все». Особой информации из такого ответа не почерпнешь. Да-1 же не извинятся за это.

Поэтому важно иметь определенные способы получе-1 ния такой информации; дело не в том, что они сознательно ее от вас прячут. Я думаю, что это результат основного фе-1 номена обучения, заключающегося в том, что «чем больше изучаешь что-то, тем меньше знаешь, что делаешь». К при-1 меру, когда только учишься водить машину, нужно напо-1 минать себе не забыть проверить зеркала, отпустить руч-1 ной тормоз, посмотреть вперед и назад и т.д. Позже это по-1 ведение становится настолько автоматическим, что уже нет необходимости вообще о нем вспоминать. Можно при этом сосредоточенно думать о чем-то и управлять машиной вполне эффективно и безопасно.

Иными словами, мы знаем, что изучили что-то хорошо когда можем делать это без особого внимания. Когда я учился играть на гитаре, я. знал, что начинаю на самом деле приобретать навык, когда смог говорить с кем-то и при

этом играть, а не все время концентрировать все свое вни-1 мание на нотах. В этом состоит преимущество опытного от новичка — не нужно тратить впустую время, думая о вы-1 полняемой работе. Но в этом-то как раз и состоит пробле-1 ма для того, кто пытается выяснить, как делается то, что делается естественно. Проблемой становится также и то, когда вы стараетесь определить что-то, что вы уже делаете.

Т.Э.: Те из вас, кто сначала учился управлять машиной с авг1 тематической трансмиссией и затем пытался учиться управлять машиной со сцеплением, может, вероятно, по-1 нять, о чем говорит Роберт.

Р. Д.: Чтобы приспособить стратегию, следует знать, что вы уже думаете о ней. Способность знать то, как вы думаете, называется «метапознанием». Одно из преимуществ НЛП состоит в том, что оно обеспечивает средства для способ-' ности в некоторой степени «считывать мысль». Имеются определенные виды вербальных и невербальных ключей, которые люди показывают, когда набирают те внутренние телефонные номера, которые помогают вам узнать что-то о том, что происходит внутри их разума.

ПКЖДМмодель

Р.Д.: В наших упражнениях по динамическому обучению мы задействуем слушателей в различных учебных задачах, отмечая, какие части нервной системы используются в данных аспектах задания. Для этого потребуется опреде-1 ленный способ идентификации, какие чувства или комби-1 нации чувств мобилизуются. НЛП различает типы гоня-1 тий и стратегий, что помогает определиться. Мы собрали эти различные ключи в то, что называем модель ШСЖДМ:

Поза.

Ключи доступа. Жесты.

Движения глаз. Модели речи.

Поза

Люди часто принимают традиционные, обычные позы, когда думают или учатся. Эти позы могут указывать на ис-

4$

пользуемую репрезентативную систему. Вот несколько ти-1 пичных примеров:

а. Вшуальный: откинувшись назад, с поднятой головой и округлыми плечами, неглубоким дыханием.

б. Слуховой: тело наклонено вперед, голова вскинута, плечи отведены назад, руки сложены.

в. Кинестетический: голова и плечи вниз, дыхание глубокое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.