Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Un anticlérical: le pharmacien Homais
L'irré vé rence, qui est un des traits fondamentaux du caractè re gaulois, s'est traduite, sur le plan religieux, dans le double mouvement de la libre pensé e et de l'anticlé ricalisme, dont les attaches, en France, sont anciennes et protondes. A cet é gard, le voltairianisme s'insè re tout naturellement dans une des traditions sé culaires de l'esprit franç ais. Encore convient-il de ne pas le confondre avec la caricature qui en a souvent é té faite et que repré sente si bien le personnage cré é par FLAUBERT — ce pharmacien Harnais, devenu un des «type» les plus cé lè bres de la litté rature franç aise.
«Qu'y a-t-il pour votre service, monsieur le curé? demanda la maî tresse d'auberge, tout en atteignant sur la cheminé e un des flambeaux de cuivre qui s'y trouvaient rangé s en colonnades avec leurs chandelles; voulez-vous prendre quelque chose? Un doigt1 de cassis, un verre de vin?»
L'ecclé siastique refusa fort civilement. Il venait chercher son parapluie, qu'il avait oublié l'autre jour au couvent d'Ernemont, et, aprè s avoir prié Mme Lefranç ois2 de le lui faire remettre au presbytè re dans la soiré e, il sortit pour se rendre à l'é glise, où sonnait l'Angé lus'.
Quand le pharmacien n'entendit plus sur la place le bruit de ses souliers, il trouva fort inconvenante sa conduite de tout à l'heure. Ce refus d'accepter un rafraî chissement lui semblait une hypocrisie des plus odieuses.
«Taisez-vous donc, monsieur Homais! vous ê tes un impie! vous n'avez pas de religion!» Le pharmacien ré pondit:
«J'ai une religion, ma religion, et mê me j'en ai plus qu'eux tous avec leurs momeries4 et leurs jongleries! J'adore Dieu, au contraire! Je crois en l'Ê tre suprê me, à un Cré ateur, quel qu'il soit, peu m'importe, qui nous a placé s ici- bas pour y remplir nos devoirs de citoyen et de pè re de famille; ma.is je n'ai pas besoin d'aller, dans une é glise, baiser des plats d'argent, et engraisser de ma poche un tas de farceurs qui se nourrissent mieux que nous! Car on peut l'honorer aussi bien dans un bois, dans un champ, ou mê me en contemplant la voû te é thé ré e, comme les anciens. Mon Dieu, à moi, c'est le Dieu de Socrate. de Frankiin, de Voltaire et de Bé ranger! Je suis pour la Profession de foi du Vicaire savoyartf et les immortels principes de 89)! Aussi je n'admets pas un bonhomme du bon Dieu qui se promè ne dans son parterre la canne à la main, loge ses amis dans le ventre des baleines7, meurt en poussant un cri et ressuscite au bout de trois jours: choses absurdes en elles-mê mes et complè tement opposé es, d'ailleurs, à toutes les lois de la physique; ce qnl
nous dé montre, en passant, que les prê tres ont toujours croupi dans une ignorance turpide8, où ils s'efforcent d'engloutir avec eux les populations*.
GUSTAVE FLAUBERT. Madame Bovary (1857). Примечания:
1. На палец. 2. Хозяйка ресторанчика. 3. Ангелус, колокольный звон, призываю- щий к молитве. 4. Неуместные церемонии, притворство. 5. Беранже, Пьер Жан (1780 - 1857) — французский поэт, автор песен антимонархической и антиклерикаль- ной направленности. 6. В романе Ж.-Ж. Руссо " Эмиль". 7. Намек на библейского про- рока Иону, которого проглотил кит. 8. В гнусном невежестве.
Вопросы:
* En quoi consiste le ridicule du personnage? — Montrez le tour vulgaire que prennent ses invectives.
IX. Общественная жизнь
Как и во всех крупных странах, общественная жизнь во Франции иногда бывает очень бурной. Даже чрезмерно, как кажется некоторым нашим друзьям. Все оттого, что во Франции демократия перешла не- кую грань: законодательная власть слишком часто подминает власть исполнительную, а раздробленность партий и их неспособность соз- давать прочные коалиции долгое время мешала любому правительст- ву работать согласованно и целенаправленно.
Такая ситуация объясняется многими причинами. Первая и, вне всяких сомнений, самая главная — наш национальный характер. Француз по своей натуре индивидуалист до такой степени, что ему невыносима сама мысль об объединении, а если он и пойдет на него. то уж отказаться от свободы суждений в пользу групповых интересов не согласится ни за что. Избиратель чаще обращает внимание на лич ность кандидата, чем на политическую платформу, которую тот прел ставляет. Оказавшись избранным в парламент, француз вовсе не обя зательно присоединится при голосовании к своим коллегам по поли- тической группировке. Оттого во Франции такое множество партий, оттого происходят их расколы во время работы законодательного ор- гана, оттого-то во Франции такое небывалое количество депутатов и сенаторов, именующих себя " независимыми". И в этом же причина министерских кризисов, которые до установления Пятой Республикг могли затягиваться на долгие недели...
После того как к власти пришел голлизм, бурность политическом жизни сменилась молчаливой дисциплиной, нарушаемой время о времени социальными либо студенческими волнениями, дисциплп ной, которая в конечном счете направляет движение жизни всего го- сударства.
Облик внутренней политики изменился, избрание президента рее публики всеобщим голосованием, похоже, встретило поддержку на- рода. Можно ли сказать то же самое о практике референдумов, кото- рая является необходимым следствием новой политической системы но существенно снижает значение Национального Собрания и заменяс
176.
парламентские дискуссии общенародным голосованием, когда необ- ходимо ответить " да" или " нет" на достаточно просто сформулиро- ванные вопросы?
Все эти факты как бы оттеняют то исключительное положение, ко- торое занял в политической жизни человек (имеется в виду де Голль), чьи инициативы не могли порой не удивлять огромное множество французов.
Что останется через некоторое время от подобной концентрации власти в руках одного человека? Сумеют ли партии, которые сейчас с трудом пытаются сблизить свои позиции, когда-нибудь противостоять такому положению? Как повлияет после де Голля на французскую политику социальное и экономическое положение страны, внешние проблемы?
Встает огромное множество вопросов, на которые сможет ответить только будущее, так как настоящее, по правде сказать, препятствует продуктивному их осмыслению.
|