Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка профессиональных психологов за рубежом






Традиционные виды подготовки профессиональных психологов, развивавшиеся в течение XX века, существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Бельгии, Нидерландах, России, а также в Соединенных Штатах Америки и Канаде. В этих странах накоплен опыт научной и препо­давательской деятельности психологов, исторически сложилась си­стема высшего образования. В других европейских странах, а также в Австралии, странах Азии и Африки, Южной Америки за образец обычно берется какая-либо из уже существующих моделей подго­товки психологов. Структура и длительность психологического об­разования в отдельных странах в значительной степени определяется национальными традициями высшего образования, а содержание изучаемых учебных дисциплин — достижениями психологии как науки и практики…

В 90-е годы ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах и пытались выработать общие подходы. В результате такой работы Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психо­логов в 1990 г. были одобрены «Оптимальные стандарты» для про­фессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения…

В настоящее время уже накоплен определенный опыт сравни­тельных исследований систем подготовки психологов в разных стра­нах…

Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию образования.

Длительность подготовки психологов. В Европе, например, в од­них странах типичный период профессионального психологичес­кого образования составляет в целом 5 лет, в других — 6. Этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделяться на два уровня. В некоторых странах, например, в Норве­гии, после 1 года вводного курса высшего образования студенты должны пройти пятилетнюю программу подготовки профессио­нальных психологов. В Англии базовое психологическое образова­ние включает 3 года обучения. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами и получить возможность рабо­тать самостоятельно, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализиро­ванной программе. В Шотландии базовое психологическое образо­вание составляет 4 года, дополнительное профессиональное психологическое образование рассчитано еще на 2 года.

Во многих странах требуется больший, чем обычно, период, что­бы реально завершить психологическое образование. Это связано прежде всего с тем, что студенты имеют возможность самостоя­тельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психоло­гии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров, т.е. 4, 5 года. Но большинству студентов для этого тре­буется 12 семестров, т.е. 6 лет.

В США базовое психологическое образование (Undergraduate) в течение 4 лет ведет к получению студентом степени бакалавра (Bachelor degree). Все последующее образование обычно называет­ся послевузовским (Postgraduate). На степень магистра (Master degree) необходимо учиться дополнительно 2 года. Или по выбору студента, в зависимости от его интересов и профессиональных намерений, он может после получения степени бакалавра прой­ти 2-летнюю программу по подготовке практических психологов (Professional psychology).

 

Структура подготовки психологов.

В большинстве стран мира в настоящее время выделяется три основных типа профессионального психологического образования:

— непрерывное пятилетнее специализированное;

— непрерывное пятилетнее общее;

— прерывающееся специализированное образование (Newstead, 1994)

При непрерывном пятилетнем специализированном образовании студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии, например, в клинической, педагогической или психо­логии развития. Такая система психологического образования су­ществует, например, в Финляндии, Швеции, Бельгии (Newstead, Makinen, 1997).

При непрерывном пятилетнем общем образовании студенты на­чинают с общего психологического образования и специализиру­ются только на последних курсах или, в некоторых случаях, даже после окончания университета. Такая система существует в Порту­галии, Финляндии, Норвегии, Нидерландах, Австрии, Испании, Вен­грии, Италии, Германии, Швейцарии, России и Дании (Newstead, Makinen, 1997).

Прерывающееся психологическое образование имеет два вариан­та. В Англии типична модель «три+три», при которой студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образова­ние в течение последующих трех лет уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое обра­зование на второй ступени по другой специальности, может быть уже в другом университете. Такая система взята за основу в ряде стран, например, е Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте (там же, 1997).

Другой вариант прерывающегося психологического образова­ния предполагает базовое 4-летнее образование в области психо­логии с последующей 2-летней специализацией в какой-либо сфере профессиональной психологии. Это традиционная модель для США и стран, ориентированных на американскую систему образования. Такая же система принята в Шотландии.

 

В связи с расширением психологической службы в системе обра­зования во многих странах организуется специальная профессиональ­ная подготовка школьных психологов. Как показывает опыт, для этого общей психологической подготовки порой оказывается недоста­точно. Специалисты по клинической психологии, например, часто плохо понимают специфику школьных психологических проблем.

В большинстве стран школьный психолог должен иметь универ­ситетское образование. Он проходит подготовку по таким предме­там, как медицина, психология развития, педагогическая психология, хорошо знает теории личности, вопросы психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и т.д. Кроме основного теоретического образования, от будущего школь­ного психолога требуется стажировка в течение двух лет, в том числе практическая работа в психологической службе под руко­водством специалиста. Во многих странах школьный психолог дол­жен иметь стаж работы в качестве учителя.

 

Содержание подготовки психологов.

Содержание образования профессиональных психологов во многих странах достаточно сходно. С.Ньюстед выделил 10 пред­метных областей психологии, в рамках которых могут рассматри­ваться психологические дисциплины. Психономика (которая включает восприятие и познание), биологическая психология, со­циальная психология, психология развития, индивидуальные раз­личия, теория, методология изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологи­ческого образования. В то же время значительное место занимает изучение прикладных отраслей психологии: клинической, орга­низационной, педагогической. Помимо этого существует большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубля­ют профессиональную подготовку психолога. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследователь­ский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения, входят в состав обязательных компонентов обучения психологов во всех странах Европы (Newstead, Makinen, 1997). Для того чтобы сделать психологическое образование сопоставимым и взаимно признаваемым в разных странах Европейского Сообщества, пси­хологи этих стран стремятся к изучению опыта друг друга и выра­батывают общие подходы к профессиональной подготовке.

Рассмотрим содержание базового психологического образования в США. Оно в значительной степени сходно с содержанием учебных дисциплин, изучаемых студентами-психологами в большинстве ев­ропейских стран. Однако стандартов, на которые должны ориентиро­ваться американские университеты и колледжи, в настоящее время не существует. Требования к содержанию учебных курсов определя­ются каждым высшим учебным заведением самостоятельно. Тем не менее, существуют значительные черты сходства.

Основу высшего психологического образования в США состав­ляет обучение в университетах для получения степени бакалавра (Bachelor degree). В учебные программы подготовки бакалавров вхо­дят три группы дисциплин:

- общеобразовательные дисциплины,

- специальные дисциплины (основные - major и второстепенные - minor),

- дисциплины по выбору студента (electivеs).

Общеобразовательная подготовка — существенная часть учеб­ной программы психологов-бакалавров. Она различается в разных колледжах и университетах и может включать, например, такие дис­циплины как «Философия», «Этика», «Логика», «Литература», «Ма­тематика», физические и биологические науки, религиозные и социальные дисциплины, «Научное исследование», курсы по пись­менной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его про­шлого. Следует иметь в виду, что это только предметные области, из числа которых студент выбирает курсы для изучения (Володарская, Лизунова, 1990, с. 60—61).

Специальное обучение в высших учебных заведениях США ис­ходит, прежде всего, из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной либо на подготовку к научной дея­тельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответ­ствующие общему (General Тгаск) или специальному (Сагеег Тгаск) направлениям подготовки. По психологии студентам предлагается три типа курсов:

- обязательные,

- специальные курсы по интересам,

- продвинутые интегративные курсы,

К обязательным учебным курсам относятся: «Вводный курс психологии», «Статистика», «Методология научных исследований», «Экспериментальная психология». Далее идут обязательные элективы. В Американском университете в Вашингтоне, например, в ка­честве обязательных элективов предлагаются курсы «Принципы поведения», «Перцепция и суждение», «Биологические основы по­ведения», «Процессы изменения поведения», «Учение и мотива­ция», «Физиологическая психология», «Ощущение и восприятие», «Учение человека: вербальное поведение», «Обусловливание и учение», «Основы экспериментального исследования», «Самоуправ­ление», «Психология ребенка», «Кризисное вмешательство», «Теория личности», «Социальная психология», «Психопатология», «Сексуальное поведение человека», «История и системы психоло­гии», «Групповой процесс», «Тесты и измерения», «Учение: прин­ципы и их применение», «Психология смерти, самоубийства и угрожающего для жизни поведения». Кроме этого студенты долж­ны пройти еще несколько дополнительных курсов по своему вы­бору (Володарская, Лизунова, 1990, с. 62).

Такая широкопрофильная подготовка бакалавра-психолога счи­тается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. По программам на степень бака­лавра осуществляется обучение специалистов в области психоло­гии, которые могут под руководством квалифицированного психолога заниматься тестированием, проводить работу непосред­ственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Специалис­ты такого рода трудятся в центрах психического здоровья, в про­фессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.

Однако для большинства студентов четырехгодичные коллед­жи и полученная степень бакалавра служат всего лишь подготов­кой для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональной школе (направление прак­тической психологии).

Следующий уровень высшего психологического образования со­ставляет обучение в университетах для получения степени магистра (Master degree). Для этого в рамках одного университета, как пра­вило, функционируют два типа учебных программ:

- исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;

- профессиональные школы, ведущие подготовку специалистов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.

Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после одного-двух лет обучения в исследовательской шко­ле. Для получения данной степени помимо изучения целого ряда специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе прове­денного исследования.

Этот уровень образования дает возможность работать в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: заниматься тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.

 

Последипломное образование психологов.

В последипломном образовании психологов во многих евро­пейских странах, в США и Канаде можно выделить два основных направления: исследовательское и практическое профессиональное.

Исследовательское последипломное образование психологов - это программы обучения, направленные на получение степени докто­ра философии (PhD)*, которые включают изучение ряда дисцип­лин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации.

[*Иногда у студентов возникает вопрос: Почему степень доктора фи­лософии, а не доктора психологии? Дело в том, что традиционно в системе образования и научной квалификации многих стран мира степень доктора философии обозначает не научную специализа­цию ученого, а уровень его научной квалификации. Степень докто­ра философии характеризует уровень квалификации, аналогичный ученой степени кандидата наук в отечественной академической системе. При этом название ученой степени кандидат психологи­ческих наук считается традиционно принятым, не требующим даль­нейшей расшифровки. И обычно не возникает излишний вопрос: Кандидат... (куда?). Традиционные наименования ученых степеней и у нас в стране, и в других странах принимаются как само собой разумеющиеся.]

Подготовка доктора занимает приблизительно 3—5 лет. Данная степень является исследовательской. Чтобы получить ее, необходи­мо провести большую научную работу в области психологии и написать докторскую диссертацию. Подготовка психологов-иссле­дователей, ведущая к получению степени доктора философии (PhD), обычно включает:

- обязательные учебные курсы («Введение в планирование эксперимента», «Исследовательский проект в психологии», продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, учению, когнитивным процессам, лич­ности, развитию, социальной и организационной психологии), изу­чаемые обычно в первый год обучения;

- элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4, из которых 2 курса разрешается выбрать не на факуль­тете психологии);

- исследовательскую деятельность и написание диссертации (Володарская, Лизунова, 1990, с. 66).

Специалисты-психологи со степенью доктора философии (PhD) имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им пре­доставляется большой выбор разнообразных видов деятельности: пре­подавание, консультирование, проведение исследований, написание или редактирование учебных пособий или научных трудов.

 

Практическое профессиональное последипломное образование психологов — это программы, направленные на обучение конкрет­ным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваи­вает в течение нескольких лет в свободное от основной професси­ональной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Специальные программы практической подготовки клинических психологов су­ществуют в США и многих европейских странах. По завершении этих курсов, продолжающихся в течение нескольких лет, психолог получает соответствующий сертификат, дающий ему право на ра­боту в качестве клинического психолога.

В США, в отличие от большинства стран мира, есть профессио­нальные школы, которые дают магистерскую или докторскую сте­пень в области практической профессиональной психологии. Обучение студентов по таким программам в большей мере ориен­тировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области. Профессиональные школы осуществляют подготовку док­торов психологии (PsyD). Степень доктора психологии присужда­ется (в отличие от степени доктора философии) за весомый практический вклад в области психологии.

В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования (EdD) является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение (Володарская, Лизунова, 1989, с. 54).

 

В заключение необходимо отметить, что интерес студентов к психологическому образованию в течение последних десятилетии возрастает и в США, и в большинстве стран Европы, многие сту­денты выбирают профессию психолога для продолжения высшего образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.