Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наряду с обязательными дисциплинами кафедры высшего учеб­ного заведения предлагают студентам курсы по выбору, а также дис­циплины специализации, которая установлена вузом.






В программу обучения входит также самостоятельная работа сту­дентов при подготовке курсовых и дипломной работ, в процессе про» хождения практики. Она направлена:

1) на расширение и углубление психологических знаний по отдель­ным темам,

2) на освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач,

3) на усвоение умений и навыков психологического исследования,

4) на усвоение умений и навыков практической психологической работы.

При выполнении курсовых и дипломной работ студент-психолог должен научиться проводить психологические исследования или вы­полнять практическую психологическую работу.

При этом осваиваются умения трех основных типов:

1. Умения поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа.

2. Умения планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его результатов.

3. Умения планирования, проведения инновационной работы в области практической психологии и оформления ее результатов.

 

При выполнении реферативной учебной и научно-исследователь­ской работы студент должен усвоить следующие основные умения:

• самостоятельный поиск информации по заданной теме;

• отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, отделение этой информации от вто­ростепенной (в рамках данной темы);

• анализ и синтез знаний и исследований по проблеме;

• обобщение и классификация информации по исследовательским проблемам;

• логичное и последовательное раскрытие темы;

• обобщение психологических знаний по проблеме и формулирование выводов из литературного обзора материала;

• стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа;

• грамотное оформление научного реферативного текста;

• правильное оформление научной работы.

 

При выполнении эмпирической научно-исследовательской рабо­ты студент должен усвоить следующие умения:

• обоснование актуальности и новизны эмпирического исследования;

• определение предмета и объекта эмпирического исследования;

• формулировка цели и задач эмпирического исследования;

• формулировка гипотезы эмпирического исследования;

• планирование эмпирического исследования и прогнозирование достоверности результатов, которые ожидается получить;

• выбор методов и подбор методик для проверки гипотезы эмпирического исследования;

• практическое освоение методики эмпирического исследования как

средства решения научно-исследовательской задачи;

• количественная обработка данных эмпирического исследования;

• качественная обработка данных эмпирического исследования;

• полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов эмпирического исследования, убедительность аргументации;

• интерпретация результатов эмпирического исследования;

• формулирование выводов, полученных в результате эмпирического исследования, рекомендаций по их использованию; и правильное оформление научной работы.

 

При подготовке разработки в области практической психологии студентом должны быть усвоены соответствующие умения:

• обоснование актуальности задачи, на решение которой направлена работа;

• определение предмета и объекта практической психологической работы;

• формулировка цели и задач, на решение которых направлена разрабатываемая методика;

• характеристика новизны разрабатываемой или адаптируемой методики;

• планирование основных этапов разработки (или адаптации) методики практической психологической работы и понимание за­дач, которые решаются на каждом из них;

• подбор методов и методик для решения поставленной задачи практической психологии;

• практическое освоение методик психодиагностики, консультирования, психотерапии, коррекционной, развивающей пси­хологической работы или работы по психопрофилактике и психологическому просвещению, понимание их места в решении поставленной задачи практической психологии;

• количественная обработка результатов проведенной работы;

• качественная обработка результатов проведенной работы;

• полное, стилистически правильное и грамотное описание процесса и результатов практической психологической работы, убедитель­ность аргументации;

• качественный и количественный анализ эффективности проведенной практической психологической работы, ее интерпре­тация;

• характеристика новизны и специфики разработанной методики практической психологической работы, выводов по ее апроба­ции, описание возможностей и ограничений в применении, реко­мендаций по их использованию;

• грамотное оформление работы.

 

Практическая подготовка студентов включает также различные виды практики: учебную, педагогическую, производственную, науч­но-исследовательскую и квалификационную.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей: освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивиду­альной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе; закрепление теоретических знаний и получение навыков их прак­тического применения; обучение навыкам решения практических задач; формирование профессиональной позиции психолога, мировоззре­ния, стиля — поведения, освоение профессиональной этики; знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного профиля.

 

По окончании вуза студент проходит итоговую государствен­ную аттестацию.

Итоговая государственная аттестация специалиста включает вы­пускную квалификационную работу и государственный экзамен, по­зволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой закон­ченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции студента, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.

Государственный экзамен должен подтвердить знания студента в области обще профессиональных базовых и специальных дисцип­лин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для после­дующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имею­щихся знаний.

 

В случаях, когда психология является в учебной программе до­полнительной специальностью, объем учебного времени и количество изучаемых студентами дисциплин существенно меньше. В результате выпускники оказываются лучше подготовленными к работе по основной специальности, чем по дополнительной. Работать психо­логами им в этом случае оказывается достаточно трудно в силу дефицита психологических знаний и умений.

 

Последипломное психологическое образование.

Специалисты с высшим образованием могут продолжить обуче­ние в аспирантуре. Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах страны и является формой повышения на­учной квалификации психологов. Перечень специальностей в аспи­рантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д. При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре — 3 года (4 года при заочной форме обуче­ния). За это время аспиранты изучают философию, иностранный язык, педагогику и психологию высшего образования, курсы пси­хологии по специальности. Возможно изучение и некоторых других предметов, утвержденных в университете. Аспиранты сдают канди­датские экзамены по философии, иностранному языку, специаль­ности. Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре — проведение под руководством научного руководите­ля психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен показать умение решать конкретную научную про­блему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете. После успешной защиты аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответ­ствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.).

Высшей научно-психологической квалификацией в России яв­ляется ученая степень доктора психологических наук. Специально­го обучения для этого не проводится. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.). В диссертации отражается широкий научно-исследовательский опыт по изучению какого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателем лично (или в качестве лидера исследовательской группы). Присуждение ученой степени утверж­дается Высшей аттестационной комиссией Российской Федера­ции.

Не следует путать степень доктора философии (РНО), исполь­зуемую во многих странах для высшей научной квалификации пси­хологов, с ученой степенью доктора психологических наук в России. Для получения последней требуется гораздо более высокая квали­фикация и более фундаментальный опыт психологического ис­следования. Как отмечалось выше, степень доктора философии (РпВ) может быть в некотором отношении сравнима с российс­кой научной степенью кандидата психологических наук.

Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации про­фессиональных психологов в научной и педагогической сфере суще­ствует также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены зва­ния доцента и профессора. Звание доцента обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень кандидата психологичес­ких наук, опыт научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях. Звание профессора обычно присваивается спе­циалистам, имеющим ученую степень доктора психологических наук, а также большой опыт научной, педагогической деятельности в высших учебных заведениях, а также руководства научной работой аспирантов.

В сфере практической психологии также существует система оцен­ки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зави­симости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдель­ным направлениям психологии.

Для специалистов, уже получивших высшее образование по дру­гой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии. Это мо­жет быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3, 5 года заочного обучения. За этот период студенты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования (общеобразовательные, гуманитарные, социально-эко­номические и т.п.). Второе высшее образование является в России платным.

Для специалистов с высшим образованием в институтах и уни­верситетах организуются также краткосрочные курсы переподго­товки и повышения квалификации. Например, учителя могут получить квалификацию «педагог-психолог», выполнив учебную программу в объеме не менее 1200 учебных часов. В этом случае они имеют право работать школьными психологами. Такого рода краткосрочные курсы существуют и по другим направлениям пси­хологии. Однако базовое психологическое образование в течение пяти лет обучения в вузе становится все более предпочтительным в профессиональной подготовке психологов.

 

(Стр. 153 – 174)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.