Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ 14 страница




18. Письмянные свидетельства прежде не признаются, пока представитель оных в суде за правдивые объявит и на то присягу учинит.

Гл. IV. - О писылянном свидетельстве или о доказах 1. Третий образ доказания бывает чрез грамотки 1 и письмянное свидетельство в сих писмах находится, что друг другу обязан, и по силе оных един из них имеет право от другаго что нибудь претендовать.

2. И сие суть либо явныя писма и свидетельства, которые со известия судейскаго учинены и находятся записаны, яко в городовых книгах, судейских книгах и протчих таких сви-детелствующих, чрез которыя судья может доказать, что такое дело при нем таким образом случилось и протчее, или такия писма, которые без судьи между собою постановлены бывают, яко купецкие писма, духовные2, мирные писма и рукописание, реверзы 3 и протчая.

3. В сих явное самое дело содержано и ознаймено есть, и ежели оный, против которого сии писма до кажутся, за правомерные признает, тогда судья, усмотря такое доказание, может на оное дело приговор учинить.

4. Буде же писма или грамотки, которые объявлены будут, на другие ссылаются, то оные прежде, пока досталные не объявятся, за правые признаны не будут, разве все обстоятельства во оных равным образом содержаны явятся, и дело из оных доволно доказать мочно.

5. Купецкие книги, из которых видимо, что тот и тот толи-кое число винен, могут токмо вместо половины доказания

1 Письменные документы.

2 Духовная - завещание.

3 Реверс - письменное обязательство.

 

служить. А ежели доказанию быть совершенну, и купец оную свою книгу во исполнение присягою утвердит, то надлежит смотреть: 1) чтоб оный купец был честный человек, которого непристойным поступком опорочить не мочно; 2) и книги таким образом учреждены, в которых его долги и что на нем чужаго есть, взнесены б были; 3) в каждой почтовой день число записано.

6. А ежели должник под купецким щетом подписался, то уже совершенный есть доказ, и оное дело в равной силе яко духовная или реверс содерживается.

Гл. V. - О присяге

 

1. Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая присяга очистительная называется и при оной следующие находятся обстоятельства.

2. Когда челобитчик ответчика некоторою притчиною обвинит, которую он токмо полуявным основанием доказать может, или ответчик в явных собраниях таким же образом обнесет, а иных доказов иметь не может, то повинен он свое дело присягою удостоверить.

3. Токмо чтоб голос, который в народе о обвиненном произойдет, не вымышленный бы от злых людей был, которое почасту вражды ради происходящей или ненависти от злых людей вымышляется, но буде во всем народе подтвержение свое имеет и достоверности подобно есть. А оному, которой огласит, надлежит всеконечно доказать, инако бо наказан будет.



4. Сию присягу очистительную надлежит всегда ответчику, а не челобитчику чинить. А ежели челобитчик к челобитью своему никакова иного свидетельства обресть не может и похощет на то присягать, то не надлежит ево к тому допущать, но в том ему отказать.

5. Также ответчика к такой присяге принуждать не надлежит, разве притчина ево одним свидетелем уже очищена или имеется еще в полуподозрении.

6. Между протчим последующие притчины, когда злое действо учинено, в подозрении имеются:

(1) Когда ответчик бежать вознамерится;

(2) Когда с другими злодеями в компании был;

(3) Ежели он напред сего равные же чинил злыя действа;

(4) Когда на оных, которых прежде того обидел, грозился;

(5) Ежели он пред судом двоякое учинил до ношение и будет свои слова толковать инако;

(6) Буде он в других местах признает нечто из своих действ или тем похвалится;

(7) Или когда достоверный свидетель при том присудствен был.

7. Токмо судьям не надлежит вскоре оного к присяге принуждать, но прежде всемерно трудитися чрез иные способы правду изведать, понеже сия присяга призираема и осторожности достойна есть.

8. Когда ответчик присягу учинить может и оную учинит, тогда судья довольное имеет основание приговор учинить и его от наказания освободить, понеже в сей присяге сия сила есть, что когда ответчик оную учинил, то уже от наказания и дальнаго обвинения освобожден быть может.

 

9. Буде же ответчик оной присяги учинить не может, то правда, что за винного содержан будет. Но понеже к свиде-тельствованию явные и довольные требуются доказы, того ради судье надлежит в смертных делах пристойным наказанием его наказать опасатся, но толь паче чреззвычайно наказать, понеже лучше есть 10 винных освободить, нежели одного невинного к смерти приговорить.



10. Ежели судья усмотрит, что ответчик преступление клятвы учинить намерен, а совершеннаго основания не имеет оную подозрителную особу тем доказать, тогда пристойнее есть оное дело предать воли божией и положитися в том веема на бога, пока впредь само объявится. Но понеже во многих местах, когда важные происходят злодейства, и ответчик подозрением или полудоказанием отягчен есть, отставя присягу к пытке приводят, того ради за потребно изобретаю об оной здесь упомянуть. Гл. VI. - О распросе с пристрастием 1 и о пытке 1. Сей роспрос такой есть, когда судья того, на которого есть подозрение, и оный доброволно повинитися не хощет, пред пыткою спрашивает, испытуя от него правды и признания в деле.

2. Судье не надлежит без доволного подозрения дерзнуть вскоре никого к пытке привесть, но прежде важные к тому иметь притчины и совершенное подозрение, и когда имеющее подозрение кому приложится, а он в том запрется, тогда надлежит оное доказать, например, когда твердое свидетелство принесется, что тот злое действо учинил, о чем его роспросить надлежит, тогда доволное есть основание к

 

1 Допрос с угрозой применения пытки.

 

пытке. Буде же свидетель самого действа не видал, но токмо оного подозрителного на оном месте, где преступление учинено, обрел, такого свидетельства не довольно есть, но в таком случае по самой малой мере надлежит быть двум свидетелем, которые бы его видели.

3. Пытка употребляется в делах видимых, в которых есть преступление. Но в гражданских делах прежде пытать не мочно, пока в самом деле злое действо наруже не объявится, разве когда свидетель в болших и важных гражданских делах в скаске своей обробеет или смутится, или в лице изменится, то пытан бывает.

4. Однако ж надлежит жестокую пытку умеренно, с раз-смотрением чинить, понеже умерение пытки веема на раз-суждение судейское положено. Того ради надлежит судье наперед разсудить количество дела, в котором подозрителного пытать намеряется, ибо в вящших и тяжких делах пытки жесточае, нежели в малых бывает. Также надлежит ему оных особ, которые к пытке приводятся, разсмотреть, и усмотря твердых, безстыдных и худых людей, жесточае, тех же, кои деликатного тела и честные суть люди, легчее, и буде такой пытки доволно будет, то не надлежит судье его приводить к болшему истязанию. Притом же надлежит судье у пытки быть осторожну, чтоб усмотря подобие правды, онаго тело, которого пытает, истязанием не озлобить, но либо к смерти приговорить или из невинности его вывесть. Понеже который судья без притчины и подозрения пытать велит, того надлежит равно как обвиненного, который уже уличен в деле, наказать, или по самой малой мере лишить чину его. Буде же судья без обману и вымыслу оного, которого пытать не надлежит, повелит пытать или преступит обыкновение распросов, тому надлежит пытаннаго некоторою суммою денег удовольствовать. Равным же образом, когда судья из вымыслу без жадного подозрения чрез меру пытать повелит, что он от того умрет, тогда может лишен быть живота. А буде не из вымыслу, но за недостаточным подозрением или протчих ради притчин чрез меру преступит, или от его неосторожности так случится, что пытанный от пытки умрет, тогда оный по присуждению вышняго судьи накажется. 5. Когда судья в оном злодействе многих имеет пред собою преступников, которых жестоко допрашивать потребно, тогда надлежит ему оного, от которого он мнит скоряя уведать правду, прежде пытать. И буде от сего еще подлинно не уведает, то того, который в злодействе более всех подозрителен явился, прежде всех пытать. Буде же все пре-

ступники в равном явятся подозрении, и между оными отец с сыном или муж с женою найдется, тогда сына или жену наперед к пытке привесть.

6. Ежели судья преступника жестоко пытал, и оный ничего не признает, то уже его в том паки пытать не надлежит, разве иное еще разное от перваго дела получит подозрение, яко например, понеже в народе голос происходил на преступника, и он сего ради подозрения впервые пытан, и его во оное время, когда злодейство учинено, на том месте видели, а он в том не винится, потом уведает судья, что преступник во время учиненнаго злодейства с воровским ружьем видим был, и что он со обиженным в правде жил, и на него грозился, сие суть новыя подозрения. И тогда может подозрителный паки к пытке приведен быть.

7. Буде же кто по доволному подозрению пытан будет, и на пытке в своем злодействе повинится, потом же в суде паки от своей скаски отречется, предлагая, что он от пытки в том повинитца принужден был, тогда может он паки пытан быть, понеже учиненное признание, паки его в новое приводит подозрение, и таким образом может и в третий раз пытан быть. А ежели трижды пытку снесет, и паки отречется, то уже оного более допрашивать не надлежит, но взяв от него полное число порук, чтоб ему всегда, когда потребен, в суде явитися, также и присягу, что учиненное над ним истяжание ни на ком не отмещать, освободить, токмо от злодейства веема не уволить, понеже времянем могут новыя явитися подозрения, и тогда его паки к пытке привесть надлежит.

8. Недоволно того, когда пытанный на пытке или устрашась оной, в преступлении повинится, а доволного основания к приговору в деле еще нет, но надлежит судье по нескольку дней, когда болезнь минется, паки его распросить, твердо ли он в признании своем застает, и буде он тогда пред судом признает, то уже из такого его признания мочно учинить приговор.

9. Буде же пытанный оговорит на пытке других, о которых также злый слух происходил, то находится во обыкновении, что судья по силе сего признания и злато происходящаго слуха, оных особ равным образом роспрашивать и пытать велит, хотя права повелевают, чтоб без доволнаго свидетельства или подозрения никого по оговорке от других к пытке не приводить.

10. В правах последующие от пытки изъяты суть, яко: шляхта, служители высоких чинов, старые седмкдесять лет,недоросли и беременные жены. Все сие никогда к пытке подвержены не бывают, разве в государственных делах и в убийствах, однакож с подлинными о том доводами. ТРЕТИЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕСУ

Гл. I. - О приговорах

1. Когда по донесенной жалобе и ответу от обеих сторон, либо чрез собственное признание, доказ или основание дела порядочным образом скончается, тогда в суде следует приговор таким образом: Перво, чтоб все обретающияся в суде об оном деле подали советы и мнение свое открыли. И буде судьи в мнении своем не согласятся, тогда надлежит сбирать голосы от перваго до последняго, и на которой стороне более явятся, на оной, яко в воинских артикулах, божественных и протчих правах утверждено, основается приговор. Буде же они в мнении своем не согласятся, и на обеих сторонах равные будут голосы, тогда приговор при оной стороне, которую президент за лутчую и основательную обрящет, останется.

2. Пока приговор еще не объявлен в суде публично, дотоль может судья данный свой голос всегда переменить, однако ж надлежит притом явные притчины и основание доказать и обстоятелно объявить.

3. Когда в голосах согласятся, то приговор от генерала или обор аудитора, или от секретаря писмянно предложится, в котором обстоятелства и фундамент, по чьему приговору определен, содержан есть. И когда оный от всех судей или от президента и аудитора подписан, тогда в присудствии челобитчика и ответчика в селящем суде от секретаря публично прочитается.

4. Приговор надлежит токмо над челобитчиком и ответчиком чинить, хотя при оном деле и посторонние случаются особы, однакож о всем упомянуть потребно и ничего в этом деле случившагося не умолчать, какие жалобы принесены, и что ответствовано, для лутчаго решения и приговор объявить.

5. В вышнем суде гражданские дела судимы не бывают, кроме того, ежели челобитчик или ответчик приговором нижняго суда гражданских дел недоволен явится, и того ради для лутчей осторожности дело свое в генералный кригсрехт перенесть похощет, тогда вышний суд, приняв челобитье против приговора нижняго суда, которое кратко содержано, и выслушав оное, от ответчика ответа требуют, и усмотря оное дело по обстоятельству, паки приговором решат, и какой потом в вышнем суду учинится приговор, оный уже твердо содержан бывает, но в пристойных делах надлежит приговор отослать к вышнему начальству или

объявить фелтьмаршалу его, и о том известие подать, а не получа указу, весьма эксекуции не чинить. б. Также когда в нижнем суде в пыточном деле приговор учинен, тогда надлежит прежде фелтьмаршалу или командующему генералу подать тот приговор, и когда он мнение свое на онои объявит, прибавит или убавит, потому и экзекуция отправлена быть имеет. Буде же кто из нижняго суда видимо себя отягченна помнит, тот может о себе фелтьмаршалу чрез просителное писмо о том объявить и от него решения ожидать. А ежели без притчины на судию принесется жалоба, то надлежит накрепко наказать. Впротчем может челобитчик или ответчик в гражданских делех, когда он приговором нижняго суда не доволен явится, чрез аппелацию в вышний суд дело, яко выше сего помянуто перенесть.

Гл. II. - О уничтожении приговору.

1. Оное уничтожение приговаривающих, ради следующих притчи н бывает:

(1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия не имев оных, на его дело приговор учинил;

(2) Ежели судья над таким делом, о котором в суде спора нет, приговор же учинит;

(3) Ежели на такое дело, на которое еще не ответствовано, приговор учинит;

(4) Буде челобитчик и ответчик оба присягать похотят, а судья прежде присяги их приговор учинил;

(5) Когда приговор противогласящийся 1или

(6) Когда оный нагло против прав есть.

2. Когда приговор причиною, которую нибудь из сих опорочен, тогда оный от челобитчика или ответчика уничтожен быть может, и не имея в себе силы, ко исполнению не приидет.

 

3. Вышепомянутый приговор от вышняго судьи, когда ему от челобитчика или ответчика оный объявлен будет, опровергается.

О ОГЛАВЛЕНИИ ПРИГОВОРОВ В НАКАЗАНИЯХ И КАЗНЕХ 1. Обыкновенныя телесныя наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключе 1 Содержащий в себе противоречия.

 

нием, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на деревянных лошадях, и по деревянным кольям ходить, или битьем батогов.

2. Жестокие телесные наказания в наших пунктах разумеваютца, егда кто тяжелым заключением наказан, или сквозь шпицрутен и лозы бегати принужден; таков же, егда от палача (кнутом) бит и запятнан железом или обрезанием ушей, отсечением руки или палцов казнен будет, то ж ссыланием на каторгу вечно или на несколко лет.3. Наказания смертные чинятца застрелением, мечем, виселицею, колесом, четвертованием и огнем.

4. Легкое чести нарушимыя наказания суть, егда которой начальной человек чину извержен или без заслуженого жалованья и без пасу (или отпускного писма) от полку отослан, или из государства нашего выгнан будет. 5. Тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена, и вором (шелм) объявлен будет.

Надлежит знать всем, как с тем поступать, кто чести лишен, шелмован (то есть из числа добрых людей и верных извергнут).

 

1. Ни в какое дело ниже свидетельство не принимать. 2. Кто такого ограбит, побьет или ранит, или у него отъимет, у оного челобитья не приимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет. 3. В кампании не допускать, и единым словом, - таковый веема лишен общества добрых людей; а кто сие преступит, сам может наказан быть.

Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. Том 4, с. 408-425.

АРТИКУЛ ВОИНСКИЙ (1715г., апреля 26) [Извлечение]

Гл. I. - О страхе божий

Арт11. Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемер-

1Арктикул - статья.

 

ном страхе божий содержать себя: однакоже сие солдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго бога всемогущаго, яко от истиннаго начала всего блага и праведного победодавца происходит, и оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать:

того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чер-нокнижество) наикрепчайше запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо. И ежеле кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах 1, гонянием шпицрутен 2 наказан или весьма сожжен имеет быть.

Толкование. Наказание сожжения естьобыкновенная казнь чернокнижцам, ежеле оный своим чародейством вред кому учинил, или действительно с диаволом обязательство имеет. А ежели ж он чародейством своим никому никакова вреду не учинил и обязательства с сатаною никакова не имеет, то надлежит, по изобретению дела, того наказать другими вышеупомянутыми наказаниями, и притом церковным публичным покаянием.

Арт. 2. Кто чародея подкупит, или к тому склонит, чтоб он кому другому вред учинил, оный равно так как чародей сам наказан будет.

Толк. Что один чрез другаго чинит, почитается так, яко бы он сам то учинит.

Арт. 3. Кто имени божию хулению приносит, и оное презирает, и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет; хотя сие в пиянстве или в трезвом уме учинится: тогда ему язык роскаленым железом прожжен и потом отсечена глава да будет.

Арт. 4. Кто пресвятую матерю божию деву Марию и святых ругательными словами поносит, оный имеет, по со-1 Заключение в кандалы.

2 Осужденного прогоняли сквозь строй солдат, бивших его шпицрутенами (короткими палками) по спине.

 

стоянию его особы и хуления, телесным наказанием отсечения сустава наказан или живота лишен быть.1

Арт. 5. Ежели кто слышит таковое хуление, и в принадлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть.

Арт. 6. А ежели слова оного ругателя никакова богохуления в себе не содержат, и токмо из легкомыслия произошли, а учинится то единожды или дважды, тогда имеет пре-ступитель 14 дней в железа заключен быть, и жалование его на месяц в шпиталь вычтено, или гонянием шпицрутен наказан, а в третие аркибузирован (розстрелен) быть.

Толк. Ежели в помянутойвинепреступительне смер-тию, но токмо на теле будет наказан, то может и церковное публичное покаяние при том же учинить. Арт. 7. Пресвятое и достохвальное имя божие да не вос-приемлется всуе 2, в клятве, божбе и лже. И ежели кто найдется, который сие в сердце, или с должной ревности чина своего учинит, оный имеет, по состоянию своего чина, некоторое число денег в шпиталь дать или в присудствии реги-менту мушкеты, пики или карабины носить.

Арт. 8. Есть ли сие нарочно, или из злости, или в пиянстве учинится, тогда имеет нарушитель господу богу явное покаяние при собрании людей принести, и притом половину своего месячнаго жалованья в шпиталь вместо наказания дать, или два дни, а на каждый день по одному часу ружье носить.

Гл. II. - О службе божий и о священниках Арт.9. Служба божия имеет отправлятися по вся утра и ве-черы и полдень (как о том установлено уже и публиковано в печатных молитвах) с пением и молением, в лагерях. И дабы при том все духовные присудствовали: того ради надлежит, как при начинании, так и при окончании службы божия, в трубы у командующего генерала над войском, знак дать, и потом от полку до полку барабаны бить, или на трубах трубить, и тако службу божию начинать и оканчивать.

Арт. 10. Есть ли офицер без важной притчины при молитве присудствен не будет, тогда надлежит за каждую небытность по полтине штрафу с него в шпиталь брать, а ре-

1Лишен жизни.

2 Напрасное употребление имени бога.

 

дового в первые и вдругоредь ношением ружья, а в третие заключением в железа наказать.

Арт. 11. Когда офицер при молитве пьян явится, а чрез оное пиянство другим соблазн учинит: тогда оный имеет в первые и вдругоредь арестом у профоса 1 наказан, а в третие на несколько времяни от службы отставлен, и рядовым учинен быть.

Арт. 12. А рядовой, который в таковом же образе обращается, имеет быть в железа посажен.

Арт. 13. Всем офицерам и рядовым надлежит священников любить и почитать. И никто да не дерзает оным как словом, так и делом досаду чинить, и презирать и ругаться. А кто против того погрешит, имеет по изобретению его преступления вдвое так, как бы то над простолюдином (над другим) учинил, наказан быть.

Арт. 14. Насупротив того учрежденныя священники в гарнизонах и при полках и везде должны прилежать к непорочной, трезвой и умеренной жизни. А есть ли которой из священников обрящется в своей науке, животе и поступках нечестив и беззаконен, и другим жизнию своею соблазн чинит, оный имеет за сие к духовному суду отослан быть, и от онаго, по изобретению вины, наказан, чина и достоинства своего лишен.

Арт. 15. Когда священник без знатной причины а имянно; разве за болезнию и таковыми подобными) службу божию отправлять не будет, тогда имеет, вместо наказания, за каждое свое отбытие по 1 рублю в шпиталь дать. А ежели оный во время службы божия пиян будет: тогда оный имеет в первый и другий раз от начальнаго священника при войске жестоко за то наказан. А в третий к духовному суду отослан, и потом своего чина и достоинства лишен быть.

Арт. 16. Сколь скоро к молитве и службе Божией завы-чайный знак дан будет, имеют тогда все маркетентеры, купцы, харчевники и шинкари лавки свои запереть, и отнюдь никаких товаров, ни пива, ни вина, не продавать. Разве когда больной для своей нужды требовать будет. Кто против того погрешит, онаго все товары отписаны будут, и из тех. едина часть в шпиталь, а другая евалтигеру 2, который будет над тем надзиранием иметь, дастся.

1 Воинский служитель, убиравший нечистоты в казармах; арест при нем или наказание от его руки носили характер особой унизительности.

2 В его ведении находились вопросы благоустройства и порядка в армии.

 

 

Арт. 17. Банкеты и все суетныя излишния забавы надлежит во время службы божия отставить; Кто против того преступит, оный имеет штрафу несколько денег в шпиталь дать.

Гл. III. - О команде, предпочтении и почитании высних и нижних офицеров и о послушании рядовых

Арт. 18. Впервых имеют и принуждены все вышния и нижния, которые воинскаго чина люди суть, кто бы они ни были, наивящшее и единое свое намерение к службе его царскаго величества, яко самовластного монарха, от своих государств и земель употребить. Такожде везде, где его царское величество своею высокою особою присутствен, то всех начальников власть и сила отнята есть, кроме тех, которым от его величества нарочно что управить повёлено будет 1.

Арт. 19. Есть ли кто подданный войско вооружит или оружие предприимет против его величества, или умышлять будет помянутое Величество полонить или убить, или учинит ему какое насилство, тогда имеют тот и все оныя, которыя в том вспомогали, или совет свой подавали, яко оскорбители величества, четвертованы быть, и их пожитки забраны.

Толк. Такое же равное наказание чинится над тем, котораго преступление хотя к действу и не произведено, но токмо его воля и хотение к тому было, и над оным, которой о том сведем был, а не известил.

Арт. 20. Кто против его величества особы хулительными словами погрешит, его действо и намерение презирать и непристойным образом о том разсуждать будет, оный имеет живота лишен быть, и отсечением главы казнен. Толк. Ибо его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен. Но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воли и благомнению управлять.

И яко же о его величестве самом в оном артикуле помя-

1 В артикуле закрепляется положение о неограниченной власти монарха.

 

 

нуто, разумеется тако но его величества цесарской супруге, и его государства наследии.

Арт. 21. При сем имеют все офицеры исолдаты фелт-маршалам и генералам всякое должное почтение воздавать, и оным, сколь долго они в его царского величества службе суть, послушны быть. А если кто дерзнет оным, или единаго из них, непристойными и насмешными словами поносить (однакож не такия слова, который чести касатися не будут) , оный имеет по важности своих слов и состоянию особы, пред воинским судом публично отпущения свося вины просить, или заключением, или каким иным наказанием, по благоразсуждению наказан быть.

Арт. 22. Кто фелт маршала или генерала бранными словами поносить, или в компаниях и собрании протчих предосудительный слова их чести касающиеся, говорить будет, тот имеет телесным наказанием наказан быть, или и живота лишен.

Арт. 23. Никто отнюдь не дерзает онаго бить или грабить, или вредить оному, которой от его величества, от фелт маршалов, или генералов охранительной лист и салвогвардию 1 имеет, кто б он ни был, приятель или неприятель; но оная охорона имеет от всех надлежащим образом почтена быть. И кто против того погрешит, живота будет лишен.

Толк. Двоякия салвогвардии суть: (1) состоит в залогах, когда един или многие солдаты даны бывают, для охранения от всяких насильств и обид; (2) состоит на писме, которая по прошению дается, дабы все в помянутом охранительном листе упомянутая вещи и особы, который под охранение государя приняты, от всех насильств свободны были. И оные листы имеют у ворот или над дверми, или публичном каком месте прибыты быть, дабы каждый оныя видеть и прочесть мог. Ибо тот не может салвогвардии нарушить, который не ведает, что таковая кому дана; такожде салвогвардии не нарушаются одними словами, но токмо действом.

Арт. 24. Буде кто фелт маршала или генерала дерзнет вооруженную или невооруженною рукою атаковать, или оному в сердцах противитися, и в том оный веема обличен будет, оный имеет (хотя он тем ружьем повредил, или не повредил) для прикладу другим, всемерно живота лишен, и отсечением главы казнен быть. Такожде и тот живота ли- 1 Охранную трамоту.

 

шен оудет, который в сердцах против своего начальника за оружие свое примется.

Толк. По сему артикулу никакой офицер, ии солдат не может оправдатися, хотя с ним от фелт маршала и генерала непристойным образом поступлено будет, и ему от них некоторым образом оскорбление славы учинится. Ибо почтение генеральству всеконечно и весьма имеет ненарушимо быть. Однакоже таковому обиженному свободно есть о понесенном своем безчестии и несправедливости его величеству, или в ином пристойном месте учтиво жалобу свою принесть, и тамо о сатисфакции иудоволстововании искать я ожидать оныя.

Арт. 25. Равномерное же право, како о фелт маршалах упомянуто, имеют полковники, подполковники, мае оры и все протчие полковые офицеры, и надлежит каждому своего вачалника должным образом почитать, и от подчиненнаго своего возиметь оное почтение.

Арт. 26. Есть ли рядовой грозить будет своего сержанта, фуриера, каптенармуса, или капрала бить, или браня уязвить оного, или оному противитися будет, когда ему что повелят к службе его величества управлять, и случится сие в походе против неприятеля, или в лагере, в котором караулы розставлены: тогда оный лишен будет живота. А ежели вне помянутых случаев приключится, надлежит жестоким наказанием наказать, и именно шпицрутенами.

Арт. 27. Буде офицеру или салдату в его величества службе от началника своего что управить повелево будет, а он того из злости или упрямства не учинит, но тому нарочно и с умыслом противится будет, оный имеет хотя вышний, или нижний, всемерно живота лишен быть.

Арт. 28. Буде же кто от лености, глупости или медлением, однакож без упрямства, злости и умыслу оное не управит, что ему от его началника поведено, оный имеет по состоянию и важности дела от службы либо весьма, или на довольное время оставлен быть, и по вся разы, на сколько время ни он отставите я, за рядоваго служить. Толк. Такожде долженствует оный офицер, которому указ дастся по оному указу веема поступать, и отнюдь из того, что уронить или умедлить, иди что прибавить да не дерзает, хотя б и доброе окончание тому делу было. Однакож он по вышереченному артикулу достойна себя наказания учинил.

Арт. 29. Також имеет подчиненный от всякого непристойного разсуждения об указах, которые ему от его началника даны, весьма воздержатся: а есть ли кто протаво того

учинит, а особливо тогда, когда с неприятелем в бой вступят, или иная тому подобная учинится потреба, то оного по окончании того дела, за непристойное его дерзновение, лишением чести наказать.

Толк. Ибо начальнику принадлежит повелевать, а подчиненному послушну быть. Оный имеет в том, что он приказал, оправдатся, а сей ответ дать, како он поведенное исправил.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал