Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ 9 страница






33. А будет кто закладную вотчину кому просрочит, и учнёт о выкупке той своей вотчины бити челом государю после сроку, и ему в том отказать, и закладныя его вотчины на выкуп ему не давать, а велети такими закладными вотчинами владеть тем, у кого они в закладе будут, и в книги велеть такия закладныя вотчины по закладным писати за теми людьми, кому те вотчины будут просрочены, и бес челобитной того, кто ту вотчину заложа просрочит, сослався с Судным приказом, не было ли его о выкупе той закладной вотчины в Судном приказе челобитья.

34. А будет кто вотчину свою родовую, или выслуженую, или купленую кому продаст, и деньги возмет и купчюю даст, а в Поместном приказе в книгах ту вотчину за купцом не запишет, да после того тое же свою вотчину иному кому продаст воровством, и денги возмет, и в Поместном приказе в книги ту вотчину за последним купцом запишет, и тою. вотчиною владети тому, за кем та вотчина в Поместном приказе в книгах записана, а первому купцу тою вотчиною

владети не велети, для того, что он ту вотчину купя, в Поместном приказе за собою в книги не записал. А велети ему на том продавце по купчей доправити его деньги, да тому же продавцу за такое его воровство, что он одну свою вотчину двум продал, учинити наказание, велети ему при многих людех у приказу бити кнутом нещадно, чтобы на то смотря иным неповадно было так делать. А будет он ту вотчину продав за обеими купцами в книги не запишет, и та вотчина отдати по купчей первому купцу, и в книги за ним записати, а последнему купцу велети на нем доправити деньги.

35. А будет кто воровством продаст или заложит чью чюжую родовую или выслуженую, или купленую вотчину, и в купчей, или в закладной напишет в продавцех того, чья та вотчина, да с ним себя и руку в того место, чья та вотчина, и в свое место к купчей, или к закладной приложит заочно, и в книги в Поместном приказе ту купчую, или закладную вотчину запишет по стачке с тем, кому он ту вотчину продаст, или заложит, а после того тот, чья та вотчина, учнет на него бити челом государю, что он той своей вотчины никому сам не продавывал, и не закладывал, и ни кому продавать, и руки к купчей или к закладной, в свое место, прикладывать не веливал, а сыщется про то допряма, и та вотчина по крепостям отдати тому вотчичю, чья та вотчина. А про купчей, или по закладной деньги на продавце доправя, отдати тому, кому он ту чюжую вотчину продал, или заложил, да того же продавца за воровство, что он продал, или заложил чюжую вотчину, велеть бити кнутом, чтобы на то смотря иным не повадно было так воровать. А что от него в той вотчинной продаже тому, чья та вотчина, учинится убытка и те убытки на нем доправя, отдати тому, чья та вотчина. 36. А будет кто вотчину свою кому продаст или заложит, а к купчей, или к закладной, в свою место, велит кому нибудь руку приложить для того, что он сам грамоте не умеет, а после того учнет он на того, кто в его место руку приложит, бити челом государю, и скажет, что он в его место руку приложил без его ведома, а тот, кто в его место руку приложил, учнет бити челом государю, и скажет, что он его лживит напрасно, а он к купчей или к закладной руку приложил по его веленью, а не без его ведома, и потому его челобитью сыщется про то допряма, что он к купчей или к закладной руку приложил по того веленью кто его лживил, и по тому сыску тому, кто его лживил напрасно, за ложное его челобитье, учинити жестокое наказание, велеть его би-

ти кнутом нещадно при многих людех, чтобы на то смотря иным не повадно было так делати, а вотчины его у того, кому он продал, или заложил отьимать не велети. А будет кто к вотчинной купчей или к закладной в чье место руку приложит за очи воровски, и сыщется про то допряма, и тому потому же учинити жестокое наказание, велети его бити кнутом нещадно, а вотчин по таким купчим и по закладным в записныя книги не записывати.

37. А которыя порозжия поместныя земли в Московском уезде и в городех вотчинныя земли покупали патриарши, и митрополичи и архиепископли дети боярские себе в вотчину, а те патриарши и иных властей дети боярские изстари природные дети боярские, и за ними тем землям и впредь по купле быти в вотчине же. А которые патриарши же, и митрополичи, и архиепископли, и епископли дворовые люди, неслужилых отцов дети, и не природные дети боярские покупили себе вотчины, и тех патриарших и митрополичих, и архиепископлих, и епископлих дворовых людей по тем вотчинам написати в государеву службу з городы. А будет кто ис тех патриарших, и митрополичьих, и архиепископлих, и епископлих детей боярских государевы службы служить не похощет, и у него купленая его вотчина взяв, отдати в роздачю, кому государь укажет.

38. А будет кто кому вотчину продаст или заложит, и просрочит, и купчюю или закладную кабалу на тое вотчину в книги запишет, и после того изменит, из Московъскаго государьства отъедет в ыную землю, и тому, кто у него ту вотчину купит, владеть тою вотчиною без выкупу, по тому что он у того изменника ту вотчину купил до его измены, а роду того изменника той вотчины на выкуп не отдавать.

39. А будет кто учнет владеть изменничьею вотчиною, а купчей или закладной на ту вотчину не положит, или будет и положит, а срок той вотчине прошол, а в книги купчая, или закладная не записана, и у него та изменничья вотчина взяти на государя для того, что он ту вотчину купя, или взяв в заклад на срок, и после сроку, которой срок в закладной написан, за собою в книги не записал.

40. А будет такой изменник заложа вотчину до сроку отъедет, и та вотчина у того, у кого она будет заложена, взяти на государя, а денги ему по закладной отдати из животов того изменника.

41. А боярским людем и монастырским слугам вотчин не покупати, и в закладе за собою не держати. А кто боярской человек или монастырьской слуга вотчину купит, или учнет в закладе держати, а кто такую вотчину сведав, учнет об

 

ней государю бити челом, и сыщется про то допряма, и ту вотчину у боярскаго человека, или у монастырскаго слуги взяти на государя и отдати в поместье челобитчиком, кто за ними ту вотчину сыщет.

42. Да в прошлых годех, со ста тридесять шестаго году, по указу, блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, писано в его государевых жаловалных вотчинных грамотах: вотчинником, которым по его государеву указу вотчины даны за службы, что тем вотчинником и их детем, и внучатом, и правнучатом выслуженые вотчины вольно продать, и заложити, ив приданые, и в монастырь по душе дать. А кто будет роду его ту вотчину из монастыря похочет выкупить, и ему та вотчина выкупати по прежнему уложенью, как выкупали при прежних государех родовые и купленые вотчины. А будет у него роду не останется или останется, а выкупати не похотят, и та вотчина из монастыря взяти на государя, а деньги в монастырь дать за нея из государевы казны, по уложенью, по полтине за четверть, а в монастырь та вотчина не крепка.

А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии, советовав со отцем своим и богомолцем святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со архимариты, и игумены, и со всем Освященным собором, и говоря с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми и с столники, и с стряпчими и з дворяны московскими, и з городовыми дворяны и детми боярскими указал, и собором уложили: впредь с нынешняго уложения патриарху, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, и в монастыри ни у кого родовых и выслуженых и купленых вотчин не покупати и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечной поминок не имати никоторыми делы, и в Поместном приказе за патриархом, и за митрополиты, и за архиепископы, и епископы, и за монастыри таких вотчин не записывати, а вотчинником никому вотчин в монастыри не давати. А кто и напишет вотчину в монастырь в духовной, и тех вотчин в монастыри по духовным не давати, а дати в монастырь родителем их денги, чего та вотчина стоит, или что умеръшей вотчине цену напишет в духовной. А будет родители тоя вотчины себе взяти не похотят, и денег в монастырь не заплатят, и ту вотчину прикащиком продать сторонним людем, а деньги дать в монастырь по умершаго душе по духовной. А будет кто с сего уложения вотчину свою родовую, или выслуже-

 

ную, или купленую продаст, или заложит, или по душе отдаст патриарху, или митрополиту, или архиепископу, или епископу, или в которой монастырь, и та вотчина взяти на государя безденежно, и отдати в роздачю челобитчиком, кто о той вотчине учнет государю бити челом.43. А будет кто вотчинник какова чину ни будь или вдова постригутся, а за ними будут родовые, или выслуженые, или купленые вотчины, и им тех вотчин в монастыри не отдавать, а самим теми вотчинами постригщися не владети, а отдати те родовые и выслуженые вотчины вотчинником по уложению, а вотчинником их за те вотчины кормити и одевати, и всяким покоем покоити до их смерти. А будет они учнут государю бити челом, что родители их взяв у них родовыя, или выслуженыя, или купленыя вотчины, их не кормят, и никакова покоя им от родителей их нет, и им те вотчины продать родителем же своим, или и на сторону. А будет у них будут купленыя вотчины, и им те свои вотчины вольно продать, или безденежно отдать, кому похотят. А постригшися, будучи в монастыре, за собою вотчин отнюд не держати.

44. А будет которые вотчинники, или вдовы постригайся до сего государева указу, а вотчины за ними есть, и им въпредь с сего государева указу по тому же теми своими вотчинами не владети, и будучи в монастыре, вотчин за собою не держати, и чинить о тех их вотчинах тот же указ, как писано выше сего.

45. Указ о продажных землях, которые продаваны ис порозжих земель в Поместном приказ ей во дворце в вотчины. В прошлом во 136-м году блаженныя памяти, великий государь царь и великий князь Михаиле Феодорович всея Русии и отец его государев, блаженныя же памяти великий государь святейший Филарет Никитичь, патриарх Московский и всея Русии указали: порозжие земли в Московском уезде продавати против прежняго указу, блаженныя памяти государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии 81 году, а продавати земли за рубль по три четверти в поле, а в дву потому же, а дворцовые земли по две четверти за рубль, добрые и средние и худые земли не сдабривая. И указали государи в купчие писати продажные земли в вотчину тем людем, кто купит, и женам их, и детем, и волно им те земли и в приданые дати. А будет после кого жены и детей не останется, и те вотчины в род их, а не будет роду их, и те вотчины имати в поместные земли, а денги за них давати из своей государевы казны по

их душам в монастыри, смотря по строенью. Да и в Дмитрове, и в Рузе, и в Звенигороде порозжие земли указал государь продавати против Московскаго же уезду, за рубль по три же четверти в поле, а в дву по тому же. И которыя порозжие поместные земли в Московском уезде, и в Дмитрове, и в Рузе, и в Звенигороде в прошлых годех, по указу блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, и отца его государева блаженныя же памяти великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Русии, и государя царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Русии, продаваны бояром, и околничим, и думным людем, и столником, и стряпчим, и дворяном, и детем боярским, и гостем, и всяким служилым и неслужилым людем в вотчины, и тем людем, которым те порозжие земли в вотчину проданы, владети теми куплеными вотчинами по купчим, и их женам и детем, и волно им те свои купленые вотчины продати, и заложити, и в приданые дати. А будет впредь в тех их купленых вотчинах объявятся примерные земли, по писму новых писцов, которые земли припашут они из своих угодей, из лесов, и из лугов в своих межах и гранях, и у них тех земель не отъимати, а велеть теми примерными землями им же владеть в вотчине же. А будет кто (из) тех вотчинников умрет, а после его жены и детей не останется, и те вотчины отдавати в род их, а не будет роду их, и те вотчины имати на государя в поместные земли, а деньги за них давати из государевы казны по их душам в монастыри, смотря по строению. 46. А которые поместные же земли лежат въпусте из, дав-ных лет в Новгородском уезде, и те поместные пустые земли продавати новгородцом дворяном и детем боярским, против государева указу по тому же, как продаваны пустые поместные земли в Московском уезде, и в Дмитрове, и в Звенигороде, и в Рузе, по три четверти за рубль. 47. Да и в ыных городех будет кто приищет поместные пустые земли, которые лежат в порозжих землях из давных лет, в поместье их никто не возмет, и те земли продавати в вотчину дворяном и детем боярским верстаным, которые государеву службу служат, по тем городом, которых, городов те порозжие поместные земли. А продавати им тех порозжих поместных земель в вотчину по сту четвертей человеку, за рубль по три же четверти. А неверстанным и которые государевы службы не служат, таких земель не продавати. А будет кто о таких землях учнет государю бити челом в продажю, а иной в те же поры о тех землях учнет го-

 

сударю бита челом в поместье, и такия земли отдавати в поместье, а в куплю не продавати.

А которым людем в прошлых же годех, по указу блажен-ныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии и по подписным челобитным, продаваны в вотчину же поместныя их и порозжия земли и в ыных городех, опрочь тех городов, которые горо-ды выше сего писаны, и тем людем теми куплеными вотчинами по тому же владети по купчим.

48. А кому подмосковное поместье продано будет в вотчину, и тем людем въпредь в то место подмосковнаго поместья не давати.

49. А которым людем в прошлых годех подмосковные поместья даны в вотчину за московское осадное сиденье, как они сидели в осаде на Москве, блаженныя памяти, при государе царе и великом князе Василье Ивановиче всеа Русии, и блаженныя же памяти, при великом государе царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всеа Русии в коро-левичев приход, потому что у них в городех в те поры поместей не было, и опричь подмосковных поместей в вотчину им давати было не ис чево, и тем людем теми подмосковными выслужеными вотчинами владети по государевым жало-валным грамотам. А будет те люди въместо тех подмосковных поместей, что им даны в вотчину, учнут государю бити челом о подмосковных поместьях, и им подмосковныя поместья давати по их окладом, как о том писано выше сего.

50. А которые люди учнут бити челом государю о межева-нье своих подмосковных и городовых поместных и вотчинных земель, которых поместных их и вотчинных земель писцы не межевали, и тем челобитчиком давати государевы межевые грамоты, и с писцовых книг выписи, и велети по тем выписям те их поместные и вотчинные земли межевати со околними людми и старожилцы, и на межах велети ямы копати, и столбы ставити и грани тесати, и всякия признаки чинити, чтобы впредь ни у кого ни с кем в поместных и вотчинных землях спору не было.

51. А будет на меже у кого с кем учинится спор при межевщике, и межевщиком про те спорныя земли сыскивати околними всякими людьми и старожильцы всякими сыски накрепко, и те спорныя земли по сыску по тому же розво-дити, и межи и грани на тех спорных землях учинити с старожилцы же и с околними людьми.

52. А будет в которых спорных землях межевщиком за чем указу учинити немощно, и на тех спорных землях тем людем, у кого такия земли в споре будут, учинити образное

хожение, а с образом велеть итти з жеребья, как о том писано выше сего в судной статье. Да которые земли розведе-ны будут образным хожением, и межь тех земель на межах по тому же учинити грани и всякие признаки, при околних же людех и при тех помещикех и вотчинникех, у которых те земли в споре будут, чтобы въпредь о тех землях у смежных помещиков и у вотчинников спору не было. А посылати межевщиков спорных земель розводити дворян добрых, или к воеводам и к губным старостам посылати государевы грамоты.

53. А будет кто послан будет межевати спорную землю и розведет не по правде, для своей корысти, и в том на него будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что он в том деле учинит неправду, и ему за то воровство учинити жестокое наказание, велеть его бити кнутом по торгом, а спорную землю велети розвести иному кому, чтобы в той земле у смежных помещиков и у вотчинников впредь спору не было.

54. А которые люди учнут бити челом государю о вотчинной записке по даным и по духовным, и в тех даных и в духовных кому за сколко кто вотчину дал, или отказал, денег будет не написано, и с тех вотчин имати пошлин у записки по писцовым книгам и по дачам с четверти по три деньги.

55. А которые поместные дела вершены до московскаго большого пожару, как в прошлом во 134-м году маиа в 3 день, горел Кремль и Китай, и которые дела после пожару вершены генваря по 28-е число нынешняго 157-го году, и поместным делам так и быти, как они вершены, и впредь их не въсчинати и не выписывати.

Глава XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ а в ней 40 статей

1. Которыя слободы на Москве патриарши и митрополичи и владычни и монастырския и бояр и околничих и думных и ближних и всяких чинов людей, а в тех слободах живут торговые и ремесленные люди и всякими торговыми промыслы промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служеб не служат, и те все слободы со всеми людми, которые в тех слободах живут, всех взята за государя в тягло и в службы бездетно и бесповоротно, опричь кабалных людей. А кабалных людей, по роспросу будет скажется, что они их вечные, отдавати тем людем, чьи они, и велеть их свесть на свои дворы. А которые и кабал-

ные люди, а отцы их и родители их были посадския люди, или из государевых волостей, и тех имать в посады жить. А впредь, опричь государевых слобод, ничьим слободам на Москве и в городех не быть. А у патриарха слободы взяти совсем, опричь тех дворовых людей, которые изстари за прежними патриархи живали в их патриарших чинех дети боярские, певчие, дьяки, подьячие, истопники, сторожи, повары и хлебники, конюхи и иных чинов дворовых его людей, которым дается годовое жалованье и хлеб.

2. А которые взяты по роспросом изо всяких чинов люди з земель с тех, которые построены были блиско московских Посадов, торговые и ремесленые люди и розданы в тяглыя сотни и тем людем быть впредь бесповоротно за государем, где кто в тягло отдан.

3. А которые люди на Москве и в городех живут на церковных землях поповы дети, или церьковные дьячки, или понамари, или иные какие-нибудь вольные люди, или чьи-нибудь, а торговыми они всякими промыслы промышляют, а ни в каком тягле они не написаны, и государевых податей не платят, и служеб не служат, и изделей не делают, и тех всех, по торговым их промыслом, взяти в тягло, чтобы такие люди нигде в ызбылых не были. 4. А которые всяких чинов люди на Москве емлют государево денежное и хлебное жалованье и лавки за собою держат, и наймуют, и всякими промыслы промышляют, опричь стрелцов, и тем людем быта попрежнему в своих чинех, и служить государевы службы з государева жалованья. А с торговых со всяких промыслов быти им в тягле в сотнях и в слободах и в ряд с черными людьми подати давать, а службы никакой тяглой не служить, а кто не похочет в тягле быть, и тем людем лавки свои продать государевым тяглым людем.

5. А которыя слободы патриарши и властелинския, и мона-стырския, и боярския и думных и всяких чинов людей около Москвы, и те слободы со всякими промышлеными люд-ми, опричь кабальных людей, по тому же по сыску, взяти за государя. А пашенных крестьян, будет которые объявятся по роспросу их поместей и вотчин старинные крестьяне, а привезены на те земли, и с тех слобод лети тем людем, у кого те слободы будут взяты, свести в свои вотчины и в поместья. А будет у тех пашенных крестьян на Москве и в городех есть лавки, и погребы, и соляные варницы, и им те лавки и погребы и варницы продать государевым тяглым людем, а впредь лавок и погребов и варниц, опричь государевых тяглых людей, никому не держати.

6. А выгону быти около Москвы на все стороны от Земляного города ото рву по две версты, а отмерити те выгоны новою саженью, которая сажень, по государеву указу, зделана в три аршина, а в версте учинити по тысечи сажен.

7. А которые патриарши, и властелинские, и монастырские, и боярских и околничих и думных и всяких чинов людей слободы устроены в городех на государевых посадских землях, или на белых местех, на купленых и не на купленых, или на животинных выпусках без государева указу, и те слободы, со всеми людми и з землями, по роспросу, взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли.

8. А которые в городех на посадех и около посадов патриарши и властелинские и монастырьские вотчины, и боярские и окольничих и думных и всяких чинов людей вотчины же и поместья, а владеют они теми вотчинами и поместьями по дачам и по крепостям, а сошлися те вотчины и поместья с посады, дворы з дворами, или блиско посадов, и те вотчины и поместья взять за государя, и устроити к посадом податьми и служьбами. А против тех взятых вотчин и поместей указал государь дати им в ыном месте из своих государевых сел.

9. Которые в городех патриарши и митрополичьи и властелинские и монастырьские вотчины, села и деревни, и боярские и окольничих и думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные села и деревни в ряд с посады и которые около посадов, и те села и деревни указал государь взяти за себя государя, и устроити их с посады, в ряд с своими государевыми тяглыми людми, всякими податьми и службами. А в которых их в тех селах и в деревнях объявятся пашенные крестьяне, и тех крестьян указал государь описать себе статьею. А которые патриарши и митрополичьи и властелинские, и монастырьские вотчинные слободы и села и деревни боярские и окольничих и думных и ближних и всяких чинов людей вотчинные и поместные слободы, села и деревни от посадов неблиско, а в них живут торговые люди, а изъстари они бывали посадские жильцы, и в городех у них лавки и всякие торговые промыслы, и по сыску, тех торговых и промышленных людей указал государь взять в те же городы, в посад на старые их тяглые места, и устроити с тяглыми с посадскими людми.

 

А будет в тех селах и в деревнях которые крестьяня объявятся торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они напередь сего в посадских людех не бывали, и тягла не платили, и тех крестьян указал государь дати

на крепкие поруки, что им впредь в лавках и в погребах не сидети и не торговати, и варниц и кабаков не откупати, а те лавки и погребы и варницы продати тяглым людем.

10. А выгоном быти в городех попрежнему, как к которому городу были выгоны при прежних государех. А будет кто выгонною землею завладел, и те выгонные земли, по сыску, у тех людей взяти, и отмежевати к городом попрежнему.

11. А которые в городех стрелцы, и казаки, и драгуны всякими торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом и казаком, и драгуном, с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк, а с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити.

12. А которые в городех же иных чинов служилые люди, пушкари и затинщики, и воротники, и казенные плотники, и кузнецы сидят в лавках, и всякими торговыми промыслы промышляют, и им, с торговых своих промыслов, по тому же платити государевы таможенные пошлины, и быти им в тягле, и всякие государевы подати платити и службы служити с посадскими людми в ряд. А кто в тягле быти не похочет, и тем людем лавки свои продати государевым тяглым людем.

13. А которые московские и городовые посадские тяглые люди сами, или отцы их в прошлых годех живали на Москве, и в городех на посадех и в слободах в тягле, и тягло платили, а иные жили на посадех же и в слободах у тяглых людей в сидельцах и в наймитах, а ныне оне живут в заклатчиках за патриархом же и за митрополиты, и за архиепископы, и за епископом, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за думными, и за ближними и за всяких чинов людми на Москве и в городех, на их дворех, и в вотчинах, и в поместьях, и на церковных землях, и тех всех сыскивати и свозити на старые их посадские места, где кто живал напередь сего, бездетно же и бесповоротно. И въпередь тем всем людем, которые взяты будут за государя, ни за ково в заклатчики не записываться, и ничьими крестьяны и людми не называтися. А будет они въпередь учнут за ково закладыватися и называтися чьими крестьяны, или людми, и им за то чинити жестокое наказанье, бита их кнутом по торгом и ссылати их в Сибирь на житье на Лену. Да и тем людем, которые их учнут впередь за себя приимати в закладчики, по тому же быти от государя в великой опале, и земли, где за ними те закладчики впередь учнут жити, имати на государя. 14. А которым людем, по государеву указу, на Москве и вгородех даны загородныя дворы и огороды, и тем людем на тех своих дворех и огородех держати в дворниках людей своих. А будет у кого людей нет, и тем на тех своих дворех и огородех держати в дворниках крестьян своих, или бобылей, по одному человеку на дворе или на огороде. А будет кто после нынешняго государева указу на тех своих дворех и огородех учнут держати многих своих крестьян и бобылей, и тех их крестьян, и бобылей по тому же всех взяти за государя в тягло, хотя те люди за ними и в писцовых книгах написаны.

А впредь чьи крестьяне учнут к кому приходити из их вотчин и поместей на их загородския дворы на время для ремесленого дела на вотчинников и помещиков, и тех людей, по сыску, в тягло не имати, и к Москве им приходити не заказывати.

15. А которые боярские и иных чинов люди и крестьяне на Москве и по городом покупили себе и в заклады поймали тяглыя дворы, и лавки, и анбары, и погребы каменныя и соляныя варницы, и торгуют всякими товары, и тем боярских и иных чинов людем и крестьяном те тяглыя дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы продати тяглым торговым и посадским людем, а им теми дворами, и лавками, и погребами, и анбары, и варницами впредь не владети, и впередь ничьим людем и крестьяном, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати. А будет впредь чьи люди и крестьяне у кого купят тяглыя дворы, или лавки, и погребы, и анбары, и варницы, и у них те дворы, и лавки, и погребы, и анбары, и варницы взяти на государя безденежно, да им же за то быти от государя в великой опале и в торговой казни.

16. А будет кто торговые и посадские люди тяглые свои дворы, или лавки, и анбары, и погребы, и варницы напишут чьим- нибудь людем, или крестьяном в долгу в закладе до сроку, и те свои тяглые дворы, или лавки, и анбары, и погребы, и варницы просрочат, и тем людем кому тяглые дворы, или лавки, и анбары, и погребы, и соляные варницы будут просрочаны, после сроку продати государевым тяглым же людем, а самим им в тех тяглых дворех не жити, и в лавках, и в анбарех, и в погребах не торговати, и в варницах соли не варити никоторыми делы. А будут они после сроку в тех тяглых дворах учнут сами жити или в лавках, и в анбарех, и в погребах торговати, и в соляных варницах соль варити, и у них те дворы, и лавки, и анбары, и погребы, и соляныя варницы по тому же взяти на государя безденежно.

17. А чьи крестьяне учнут к Москве и в городы приезжати из уездов со всякими товары, и им те товары продавати поволным торгом безпенно на гостине дворе, и с возов и стругов, а в рядех лавок не покупати и не наймывати.18. А которые посадские розных сотен и слобод тяглые люди взяты будут из закладчиков в тягло, и те люди, из за кого они будут взяты, учнут на них бити челом государю по кабалам, или по записям о заемных долгах, или о ссуде, и по таким крепостям и по записям на тех закладчиков тем людем, за кем они в закладе жили, суда не давати, и те крепости имати у них в приказ, а им не отдавати.

19. А которые Московских слобод посадские люди ныне живут в городех, а городовые посадские люди живут на Москве и в розных городех, и тем тяглым посадским людем и впередь жити в тех местах, где они ожилися, а с Москвы в городы постарине и из городов к Москве, и из города в город их посадских тяглых людей не переводити. 20. Да и тем всем посадским людем, которые живут ныне в городех за патриархом, и за властьми, и за монастыри, и за бояры, и за околничими, и за ближними и всяких чинов людьми в слободах, и тем всем быти в тех городех в посаде, где кто ныне живет. А которые розвезены в уезды, в села и в деревни с посадов, и тех всех сыскивая, свозити на посады тех городов, где кто сыскан будет.

21. А которые посадские люди давали дочерей своих девок за водных за всяких людей, и тех водных людей по женам их в черныя слободы не имати.

22. А которые водные люди поженилися на посадских на тяглых вдовах, и поженяся с тягла сошли, а прежние мужья тех их жон написаны в писцовых книгах на посадех в тягле, и тех людей, которые женилися тяглых людей на женах, имати на посад для того, что они поженилися на тяглых жонках, и шли к ним в домы.

23. А которые посадские люди зятей своих приимали в домы, и за них давали дочерей своих для того, чтобы тем их зятем жити в их домех, по их живот и их кормити, и тем всем жити в тягле в сотнях и в слободах, а будет за кого выдут, и их взята в посад.

24. А которые посадские черные мастеровые люди сошли с тяглых жеребьев, и живут на Москве во дворце и в ружничье полате, и в ыных розных приказех, и на тягле они сами были и тяглых отцов дети, и будет о тех тяглых мастеровых людех учнут государю бити челом сотенные люди, чтобы их взята по прежнему в тягло, и о тех мастеровых людех до-

кладывати государя имянно, как о тех мастеровых людех государь укажет, а без Докладу их в сотни не отдавати. 25. А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло имати.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.