Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свобода мысли и слова. Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его дейст­вий и поступков






Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его дейст­вий и поступков. «Я мыслю — значит, я существую», — писал ве­ликий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодатель­ного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы — заветная цель всех тиранов, но эта цель в конечном счете неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины — главная при­чина краха всех тоталитарных режимов.

Иное дело — свобода слова. Известная тютчевская строка «мысль изреченная есть ложь» подчеркивает не более чем огра­ниченность всякого знания. На самом деле в слове заключен ис­точник созидания. Библия утверждает, что Слово было в основе Божественного мироздания. Слово может быть и источником разрушения, через него проявляется инакомыслие — главная опасность любой тирании. «Мнение правит миром», — верно подметил идеолог Великой французской революции П. Гольбах.

У свободы слова общая судьба с демократией: когда уничто­жают одну, то кончается и другая. Все демократические консти­туции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для сво­боды печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав мень­шинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амби­циозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно пе­чатным словом часто в истории многих стран подрывало общест­венные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом.

Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения — не только этического и культурного, но и юриди­ческого. Поэтому в Международном пакте о гражданских и поли­тических правах прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственно­сти населения.

Конституция и законы большинства стран мира открыто ста­вят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее ис­пользования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Так же далеки от свободы слова те, кто проповедует националь­ное или расовое превосходство и требует узаконения самосуда. Даже если цели у произнесенного слова законные, то требуется еще моральная ответственность за это слово с тем, чтобы оно не обернулось против других людей и всего общества.

Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно в произведениях изо­бразительного искусства, научных исследованиях, художествен­ной литературе и музыке. Другими словами, это все то, что выра­жает мысль человека, его устремления и надежды.

Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религи­озную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превос­ходства. Это целая программа негативного отношения к идеям, способным взорвать здание общественного согласия. В России эти нормы призваны противостоять коммунистической идеоло­гии, делящей общество на «передовые» и «отсталые» классы, на­ционализму и расизму, шовинизму и антисемитизму. Не совсем, правда, ясно, какие силы пропагандируют языковое превосходст­во — похоже, что таких сил в России нет, если не считать требо­ваний соблюдать право на использование родного языка, что, од­нако, никак нельзя трактовать как пропаганду превосходства.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выраже­нию своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это по­нятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Для демократии главное, чтобы все могли, ничего не опасаясь, выражать свои убеждения и мнения, а убеждения и мнения меньшинства, или инакомысля­щих, уважались.

Как уже отмечалось, многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к по­литическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Консти­туции, первые три части которой трактуют эту свободу в лично­стном плане, а остальные две — в политическом. Эти аспекты свободы слова будут рассмотрены в следующей главе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.