Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Учебная программа для специальностей профиля






ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебная программа для специальностей профиля

А ПЕДАГОГИКА

 

 

Факультет естествознания

 

Кафедра ботаники и основ сельского хозяйства

 

Курс III

 

Cеместр VI

 

Лекции 24 + 2 УСРС Зачет VI семестр

 

Семинарские занятия 6 + 2 УСРС

 

Всего аудиторных

часов по дисциплине 34

 

Всего часов Форма получения

по дисциплине 52 высшего образования – дневная/

заочная

 

 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Основы современного естествознания», утвержденной 24.09.2008 г., регистрационный № ТД-ОН.003/тип.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой ботаники и основ сельского хозяйства

«07» декабря 2010 г., протокол № 4

Заведующий кафедрой

__________________Н.Д. Лисов

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета естествознания учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

«» декабря 2010 г., протокол №

Председатель Совета

_________________Н.В. Науменко


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Основы современного естествознания» предусмотрена образовательным стандартом и типовым учебным планом подготовки студентов педагогических ВУЗов гуманитарного профиля. Данная дисциплина базируется на гармоничном синтезе естественных наук, таких как физика, химия, астрономия, биология, геология, география, социология, экология и знакомит студентов с фундаментальными законами естествознания, современными концепциями научной картины мира, местом и ролью человека в природе. Теоретические знания, излагаемые в ходе преподавания предмета, позволяют студентам овладеть элементами научного мышления на основе методологии естественных наук, сформировать целостную естественнонаучную картину мира, познать закономерности существования природы, уяснить принципы взаимосвязи и взаимовлияния человека и окружающего мира, что является необходимым элементом подготовки специалистов в соответствии с образовательным стандартом высшего образования первой ступни, направленным на усиление фундаментальности и разносторонности знаний, умения адаптировать новейшие научные достижения естествознания в сфере профессиональной и социальной деятельности.

Целью изучения дисциплины «Основы современного естествознания» является формирование целостного восприятия окружающего мира, раскрытие структурной организации природы, взаимосвязей ее элементов с позиций современных достижений естествознания и универсального эволюционизма.

Дисциплина «Основы современного естествознания» решает задачу формирования у выпускников высших учебных заведений следующего набора ключевых компетенций в области естественнонаучного знания:

· иметь навыки и приемы естественнонаучного анализа и оценки информационных сообщений, предложений и проектов;

· обладать социальной и гражданской ответственностью за экологические последствия принимаемых решений и действий;

· обладать пониманием необходимости самообразования и повышения квалификации в области естественнонаучного знания;

· уметь использовать элементы естественнонаучной культуры при решении профессиональных задач и выполнении социальных функций;

· уметь получать сведения, необходимые для проведения естественнонаучной экспертизы принимаемых решений;

· обладать пониманием возможностей естествознания в решении проблем современного общества.

Дисциплина «Основы современного естествознания» помогает студенту овладеть междисциплинарным подходом в вопросах познания окружающего мира. Смежными дисциплинами являются «Основы общей биологии», «Генетика», «Основы экологии и энергосбережения» и др.

Студенты, изучившие дисциплину «Основы современного естествознания», должны уметь мыслить естественнонаучными категориями и с позиций системности знаний отражать целостную картину окружающего мира, видеть природные процессы в геосфере и биосфере как проявление общих закономерностей материального мира, выявлять причинно-следственные связи между природными явлениями, на основе эволюционного и рационального подхода выявлять пределы и возможности природы.

Основными методами (технологиями) обучения дисциплины являются проблемное изложение материала, частично-поисковый метод, включая ресурсы Интернета в предметной области, а также активные формы обучения (семинары, дискуссии, диалоги).

Всего на изучение дисциплины «Основы современного естествознания» отводится 52 часа, из них аудиторных – 34 (26 – лекции, 8 – семинарские занятия).

Аудиторная работа студента-заочника в период лабораторно-экзаменационной сессии отражена в учебно-методической карте дисциплины для заочной формы получения высшего образования. Всего на изучение дисциплины «Основы современного естествознания» отводится 8 аудиторных часов (6 – лекции, 2 – семинарские занятия).

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Названия разделов и тем Количество аудиторных часов
Всего в том числе
Лекций УСРС Семинарских занятий УСРС
1. Введение. Система естественнонаучного знания: особенности современного состояния и основные тенденции развития     - - -
2. Физическое моделирование и описание природных явлений и фундаментальных взаимодействий     -   -
2.1 Особенности физического описания реальности. Движение. Современные представления о пространстве – времени.     -   + 0, 5 + 0, 5 = -
2.2 Теплота. Порядок-хаос. 2, 5   - -
2.3 Кванты. Молекулы, атомы, ядра, поля-частицы. 2, 5   - -
2.4 Физическая Вселенная: современная космология.     -   -
3. Химия в контексте устойчивого развития общества       - -
3.1 Система современного химического знания.     - - -
3.2 Современная химия: экономический и социальный аспекты.       - -
4. Специфика, структура и проблемное поле современного биологического познания     -    
4.1 Особенности современного биологического знания и его эволюция.     - - -
4.2 Современные концепции происхождения и сущности жизни.     -     + =
4.3 Человек, его место и роль в едином социоприродном комплексе.     - -
5. Заключение. Социальное измерение современного естествознания     - - -
  Всего          






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.