Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Водоснабжение должно быть подведено к демонстрационному столу учителя и в лаборантской комнате.






Площадь кабинета должна позволять расставить мебель с соблю­дением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы ста­вятся в три ряда: расстояние между столами в ряду — 0, 6 — 0, 7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0, 5 — 0, 7 м, от первых столов до классной доски — 2, 4 — 2, 7 м; от демонстра­ционного стола до доски — не менее 1 м; от последних столов до задней стены — 0, 7 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — 8, 6 м.

Нижний край учебной доски располагается над полом на вы­соте 0, 8 — 0, 9 м. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) дол­жен быть не менее 35 ° для учащихся. Вдоль задней стены класса-лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного обо­рудования. На передней стене размещают доску и часть постоян­ной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, ус­танавливают витрины или стенды.

Вопросы для актуализации материала. Соблюдались ли правила освещения, эргономические показатели кабинета биологии в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику?

В лаборантском помещении размещают шкафы для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых жи­вых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавлива­ют раковину-мойку с сушилкой.

Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования. В классе-лаборато­рии размещают оборудование для проведения самостоятельных и лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточно­го материала, препаровальные инструменты и т.д.).

Учебное оборудование, используемое в преподавании биоло­гии, можно разделить на следующие группы.

1. Натуральные объекты: живые растения и животные, коллек-
ции, влажные и остеологические препараты, гербарии, таксидер-
мический материал, микропрепараты.

К натуральным объектам относятся гербарии, чучела, энтомо­логические коллекции. Помимо этого, в их число входят и влаж­ные препараты. Натуральные объекты выцветают от действия пря­мых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения пособий музей­ными вредителями (в основном насекомыми) два раза в год про­водят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение необходимо проветрить. Сильно поврежденные музейными вредителями натуральные объекты не­медленно списываются и уничтожаются.

Натуральные объекты и приборы при комплектовании каби­нета приобретают по числу учащихся. Номенклатура и количе­ство гербариев, влажных препаратов, коллекций и т.д. при углуб­ленном изучении биологии должны быть увеличены. При углуб­ленном изучении особое значение имеют работы с микропрепа­ратами. Поэтому для каждого рабочего места должны быть пре­дусмотрены микроскопы и возможность включения подсветки для работы с ними.

2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демон-
страционных и лабораторных работ. Для оптических приборов —
микроскопов, штативных и ручных луп — желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы целесообразно хранить под чех­лом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа; ручные лупы — в специальных укладках. Препаровальные инст­рументы (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) раз­мещают в самодельных укладках. В кабинете биологии использу­ют разнообразную лабораторную посуду. Ее размещение зависит от частоты использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят различные лабораторные приборы; в ниж­нем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, пробки. На торцевой части укладок наклеивают этикетки с перечнем имеющегося обо­рудования.

На уроках биологии достаточно часто используются химиче­ские реактивы. Требования, предъявляемые к их хранению, об­щие для школы. Целесообразно иметь в кабинете следующие ре­активы: раствор йода в йодистом калии, крахмал, глюкозу, на­трий бикарбонат, калия перманганат, известковую воду, спирт эти­ловый, формалин (40 %), натрий хлорид (физиологический ра­створ, гипертонический раствор). Растворы и сухие вещества хра­нят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую банку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его кон­центрацией. Реактивов без этикеток в кабинете быть не должно. Органические вещества (спирт, формалин) лучше хранить в каби­нете химии.

Экскурсионное оборудование, самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбо­ра живого материала складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской комнате.

Координационно-аналитическим центром по научно-техниче­ским программам Министерства образования и науки РФ (ФГУП «Центр МНТП») совместно с Институтом общего среднего обра­зования РАО разработано оборудование для биологической мик­ролаборатории, позволяющее проводить лабораторно-практичес-кие работы (66 наименований) по всем разделам курса биологии. С помощью такого комплекта учитель может формировать необ­ходимые умения и навыки проведения биологического экспери­мента и целенаправленного наблюдения. Кроме того, приобрете­ние микробиологической лаборатории создает безопасные усло­вия и практические удобства в работе и размещении оборудова­ния в кабинете. При этом учитель легко осуществляет визуаль­ный контроль за сохранностью оборудования.

Биологическая микролаборатория включает оптические при­боры, набор из 39 готовых микропрепаратов по всем разделам школьного курса биологии, лоток для раздаточного материала и

24 наименования лабораторного оборудования (набор для микро-скопирования, препаровальные инструменты, лабораторную по­суду, спиртовку и пр.). Оборудование размещается в упаковке раз­мером 420 х 280 х 130 мм, массой 4 кг (без микроскопа). К набору прилагаются «Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии» и методическое обеспечение на компакт-диске.

3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); плоскостные (модели-аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, дидактичес­кий раздаточный материал); традиционные экранно-звуковые сред­ства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы-фолии, представляющие собой «транс­парант» из одного кадра и применяемые как таблицы эпизоди­ческого пользования, видеофильмы).

Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по клас­сам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в спе­циальных укладках с 4 —5 гнездами. Муляжи, модели располага­ют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублени­ях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели — под чех­лами из плотной материи или синтетической пленки. Таблицы должны быть наклеены на картон или ткань и расставляются по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии. На уроках биологии при изучении разных разделов ис­пользуют большое количество диапозитивов (слайдов), которые хранят в альбомах-кляссерах, подобранных по классам.

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, и учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биоло­гическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по проф­ориентации школьников с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т. п.

При размещении предметов постоянной и временной экспо­зиции следует учитывать, что представленный на них материал — текст, рисунки — должны быть видны с любого рабочего места ученика. Для постоянного экспонирования в кабинете биологии рекомендуются таблицы следующей тематики: развитие органи­ческого мира, строение растительной и животной клетки, уровни организации живой природы (серия выпускается издательством «Школа-Пресс»), фенологические наблюдения, экологические проблемы региона. В постоянной экспозиции кабинета могут быть представлены царства живой природы, классификация растений и животных, техника микроскопирования, правила поведения в кабинете биологии.

На боковой стене класса-лаборатории необходимо разместить несколько портретов ученых-биологов, а также карту по охране природы, которая используется при изучении распространения растений и животных, вопросов их охраны.

Вдоль боковой (или задней) стены могут быть размещены шка­фы (двухсекционные, верхняя секция остекленная) или витри­ны, в которых располагают представителей основных система­тических групп растительного и животного мира (в виде гербар-ного материала, чучел и т.п.). Возможны самодельные экспози­ции со сменными объектами по сезонам года: «Типичные био­ценозы», например биоценоз смешанного леса, болота, плодо­вого сада. Для их создания используют коллекции насекомых, чучела и муляжи животных, древесные побеги, мхи, муляжи гри­бов, плодов и пр.

4. Технические средства обучения (ТСО): аппаратура для про­явления информации, заложенной в экранных средствах. Суще­ствует множество экранно-звуковых средств обучения, причем многие из них предназначены для использования не на одном, а на нескольких уроках. Поэтому в кабинете биологии целесооб­разно иметь свои технические средства обучения.

5. Персональные компьютеры (ПЭВМ), пакеты прикладных программ. В будущем будут внедрены комплекты демонстраци­онных датчиков к компьютеру, а также комплект датчиков и уст­ройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе.

6. Литература для учащихся: учебники, сборники задач и уп­ражнений, хрестоматии, рабочие тетради; для учителя: методи­ческая литература, научно-популярная литература, справочники и т.д.

Учебное оборудование приобретается в соответствии с «Переч­нем учебного оборудования», утвержденным Министерством об­разования и науки Российской Федерации, и поставляется комп­лектами по видам пособий.

В учебном кабинете различают следующие зоны: рабочую зону для учащихся, рабочую зону для учителя, пространство для разме­щения учебного оборудования, зону расположения технической аппаратуры и зону для индивидуальной деятельности учащихся, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности учителя и учащихся: подготовительной, ис­полнительской, корректирующей и контролирующей.

Рациональная организация рабочего места учащегося требует соблюдения следующих условий: достаточной рабочей поверхно­сти для письма, чтения, проведения наблюдений и т.д.; удобного размещения оборудования, используемого на уроке; соответствия стола и стула антропометрическим данным для сохранения удоб­ной рабочей позы обучаемого; необходимого уровня освещеннос­ти (150 лк).

В кабинете биологии удобнее всего использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600 х 1200 мм) с плас­тиковым покрытием. Для соответствия мебели росту учащихся в кабинете целесообразно иметь 50 % столов группы № 4, 40 % сто­лов группы № 5 и 10 % — группы № 6. При такой комплектации мебелью подходящих размеров будет обеспечено большинство учащихся. Могут быть использованы столы и стулья, которые ре­гулируются по высоте. Столы расставляются по номерам: мень­шие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушени­ем слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставятся пер­выми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны занимать места в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассажи­вать дальше от наружной стены.

Для удобства использования ученическая мебель маркируется. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом: 4 — крас­ным; 5 — зеленым; 6 — голубым. Аналогичная маркировка нано­сится и на ученические стулья.

Работа с микроскопом предполагает длительное поддержание сидячей позы, что может вызвать нарушение кровообращения, привести к перегрузке и утомлению. Для создания правильной рабочей позы ученикам рекомендуется использовать такие мик­роскопы, конструкция которых предусматривала бы возможность изменения положения оптической системы путем наклона тубуса под необходимым углом. Кроме того, при работе с микроскопом необходимы подставки на сиденье стула и для ног.

В состав рабочего места учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран. Из всех выпускаемых в настоящее время демонстрационных столов наиболее удобен для кабинета биоло­гии двухступенчатый стол, состоящий из двух секций. Левая сек­ция демонстрационная, за ней учитель работает стоя, показывая учащимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (бо­лее низкая), препараторская, служит для подготовки демонстра­ций. К столу должны быть подведены вода, канализация, элект­рический ток.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Опишите основные требова­ния, предъявляемые к кабинету биологии. 2. Как кабинет биологии спо­собствует решению задач обучения, воспитания и развития учащихся?


3. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы создания кабинета биоло­гии. 4. Каковы требования к освещению кабинета биологии? 5. Как пра­вильно оформляется кабинет биологии? 6. Какие группы оборудования должны быть в кабинете биологии? 7. Как рационально оборудовать место учащегося и учителя в кабинете?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.