Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашние работы при обучении биологии






Ключевые понятия. Определение домашней работы как формы орга­низации обучения, виды домашних работ по биологии, общая методика организации домашней работы учащихся.

Результаты профессиональной подготовки. I. Выражать определение домашней работы. 2. Называть и характеризовать домашние работы по биологии. 3. Описывать общую методику организации домашней рабо­ты по биологии и разрабатывать конкретные задания для учащихся.

Домашние работы являются составной частью процесса обуче­ния биологии. Необходимость в них обусловлена как решением дидактических задач, так и задач формирования умений самосто­ятельной работы и подготовки учащихся к самообразованию. До­машние работы имеют и воспитательное значение. Они способ­ствуют становлению чувства ответственности за порученное дело, выработке аккуратности, трудолюбия и других социально ценных качеств. Домашние работы принципиально отличаются от класс­ных, ибо они протекают без непосредственного руководства учи­теля, хотя и по его указаниям. Учащийся сам определяет время выполнения задания, выбирает для себя оптимальный ритм и темп работы. Действуя самостоятельно, он не имеет тех средств, кото­рые на уроке позволяют сделать учебную работу более интерес­ной. Но самое главное заключается в том, что дома нет коллекти­ва, который положительно влиял бы на создание рабочего на­строя и стимулирование здорового соперничества.

Домашние работы — форма организации учащихся для само­стоятельного выполнения дома заданий учителя по закреплению, углублению содержания учебного материала, изученного на уроке биологии, решения познавательных задач и предварительной под­готовки к восприятию новой темы.

В методике биологии выделяют различные виды домашних работ: проблемные и непроблемные, групповые и индивидуаль­ные, творческие и нетворческие. Все они могут использоваться в практике обучения предмету. Однако большее распространение получили виды домашних работ, определенных в контексте ди­дактических целей: 1) закрепление, углубление знаний и выра­ботка умений, полученных на уроке; 2) подготовка к лучшему восприятию нового учебного материала; 3) решение познаватель­ных задач; 4) выполнение творческих заданий.

Вопросы для актуализации материала. 1. Как определялось поня­тие о домашней работе при изучении педагогики? 2. Какие виды домаш­них работ вами при этом назывались?

Домашние работы по закреплению, углублению знаний и вы­работке умений связаны с общебиологическим, морфологическим, анатомическим, физиологическим, экологическим и другим ма­териалом, а также интеллектуальными, практическими и специ­альными способами действия. Они, как правило, выполняются с использованием учебников биологии, научно-популярных жур­налов, научно-художественных книг, Интернет-ресурсов и нату­ральных объектов.

С учебником биологии работают все учащиеся, поэтому учи­тель должен четко формулировать задания для выполнения. Их лучше выражать в виде одного или нескольких суждений с вопро­сом в конце или только в виде вопроса.

Приведем примеры. 1. Известно, что в скелете человека име­ются длинные кости. Объясните, почему большая часть этих кос­тей имеет трубчатое строение. 2. Зеленые растения играют важ­ную роль в природе — обогащают атмосферу кислородом. А еще? Дополните ответ 2 — 3 суждениями. Как вы думаете, почему нельзя уничтожать зеленые растения? 3. Какие изменения во внешнем и внутреннем строении происходят у головастика во время разви­тия? По сути этих и подобных заданий учащиеся составляют от­веты по тексту учебника, а не заучивают его подряд для переска­за. Активизируют их работу вопросы, предлагаемые в конце пара­графов. Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает разно­образные вопросы — репродуктивные, объяснительные, поиско­вые и проблемные. Важно с их помощью организовать успешную проработку содержания текста — внимательное чтение для выде­ления главных биологических терминов и понятий, выражение определений последних с указанием на существенные признаки живых объектов, разделение параграфа на смысловые фрагменты и формулирование заглавий, составление текстовых таблиц и ло­гических схем.

Особое значение имеют задания с иллюстративным материа­лом — указание морфологических, анатомических и экологиче­ских признаков изучаемых объектов, определение последователь­ности физиологических явлений и объяснение их сути, аргумен­тация взаимосвязей между элементами живых систем, а также отношений между ними и средами функционирования. Следова­тельно, важно в соответствии с возрастом учащихся и их учебного опыта составлять задания так, чтобы были задействованы основ­ные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, систе­матизация, классификация. В старших классах необходимо пред­лагать более обобщенные задания. С их помощью можно закреп­лять и углублять биологические знания на мировоззренческом уровне. Для такого случая домашние задания формулируются с позиций оценочных суждений. При этом учащимся рекомендует­ся использовать не только учебник, но и журналы, и научно-ху­дожественные источники, заранее выбранные и просмотренные учителем. Это могут быть журналы «Юный натуралист», «Аквари­ум», а также книги Н.Н.Дроздова, В.М.Пескова, Н.Н.Плавиль-щикова, Ю. М.Сенкевича и др.

В качестве индивидуальных домашних работ особое значение имеют задания по подготовке сообщений, демонстрационных материалов, углубляющих и расширяющих биологические зна­ния на основе использования Интернет-ресурсов. Учитель био­логии с этой целью может рекомендовать материалы, представ­ленные в следующих сайтах: www.darwin.museum.ru (сайт, по­священный динозаврам), www.darwin.museum.ru/expos/dino, www.dino.ru (история развития жизни), www.zooclub.ru (дикие и домашние животные), www.nature.ru («Научная сеть» — научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основ­ным разделам биологии: аннотации книжных новинок, биогра­фии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое), www.zooland.rn («Кирилл и Мифодий. Живот­ный мир»), www.bio.msu.ru (биологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова), www.herba.msu.ru (ботанический сервер МГУ им. М.В.Ломоносова; предлагает научную информацию о расте­ниях, рисунки гербарных листов, много фотографий и рисунков), www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm («Редкие и исчезающие животные России»), www.zoomax.ru («Животные»), www.pestlife.narod.ru («До­машние животные»), www.luzhok.ru («Лужок» — сайт, посвящен­ный декоративным растениям, содержит описания комнатных и садовых растений, рекомендации по разведению и уходу, фото­графии, рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях), www.aib/loki/zoolog/zoo.htm («Экзотическая зоология»).

Для школьников важны домашние задания с натуральными объектами. Они ориентированы на закрепление и совершенство­вание практических умений. При изучении раздела «Бактерии. Грибы. Растения» необходимы работы по выяснению морфологи­ческих и экологических признаков у представителей различных систематических групп грибов и растений, определению условий их роста и развития, способов распространения плодов и семян, составлению гербариев отдельных органов и экземпляров пред­ставителей семейств.

Практические работы по разделу «Животные» больше связаны с наблюдениями. Учитель предлагает для этого задания с «доступ­ными» объектами. К ним относятся дождевой червь, брюхоногие моллюски, бабочки (капустная белянка), жесткокрылые (жужели­цы), двукрылые (комнатная муха), аквариумные рыбы, птицы (большая синица, сизый голубь, грач, галка). На их примере уча­щиеся могут выяснять особенности условий жизни, характерные черты внешнего строения, способы размножения, сезонные явле­ния, роль животных в природе и значение для человека. Ряд зада­ний может быть связан с практическими работами учащихся по борьбе с вредителями сада и огорода, а также охране и привлече­нию птиц. Особый смысл имеют домашние задания по составле­нию мини-проектов о сохранении видового разнообразия живот­ных.

Домашние задания по разделу «Человек и его здоровье» могут иметь практический и экспериментальный характер. Первые из них реализуются с помощью заданий, таких, как подсчет частоты дыхательных движений до зарядки и после нее, определение пульса в зависимости от физической и умственной работы, восстановле­ние дыхания после его задержки. Вторые — реализуются при вы­полнении опытов в домашних условиях. Их тематика определяет­ся в четырех аспектах — анатомо-морфологическом, физиологи­ческом, экологическом и санитарно-гигиеническом. Как конк­ретные темы можно предложить следующие: «Значение кожных складок над суставами пальцев тыльной стороны кисти», «Опре­деление пропорциональных отношений между частями тела», «Са­нитарное состояние своей квартиры», «Значение реберного хря­ща», «Роль костей плечевого пояса в подъеме руки вверх», «Опре­деление места нахождения мышц, сгибающих кисть», «Выясне­ние времени наступления утомления при статической и динами­ческой работе», «Определение чувствительности слуха» и др.

Домашние задания с использованием натуральных объектов по разделу «Общая биология» могут выполняться для закрепления и расширения представлений о многообразии форм, изменчивости, приспособленности организмов, влияния различных экологичес­ких факторов на организмы. Учащимся рекомендуется найти в природе соответствующий материал, сфотографировать или со­брать его и сделать демонстрационные таблицы, составить краткий сопроводительный текст при обращении не только к учебнику, но и журналам, справочникам и научно-популярной литературе.

Домашние работы по подготовке учащихся к лучшему воспри­ятию нового материала могут быть различными, но основными являются следующие.

1. Актуализация ранее изученного материала. К примеру, для эффективной работы учащихся над темой о внутреннем строении млекопитающих учитель просит повторить соответствующий ма­териал из тем «Класс Птицы», «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Земноводные» и «Класс Рыбы».

2. Предварительное выполнение эксперимента. Учащиеся по заданию учителя заранее в определенные сроки закладывают опыт и полученные результаты представляют на уроке. Примерами таких экспериментов могут быть: выяснение силы набухания семян — 2 дня, проращивание семян в разных условиях — 7 дней, выращи­вание растений из черенков — 14 дней.

3. Подготовка к предстоящему уроку краткого сообщения, про­стейшей презентации, стендового доклада, которые могут допол­нить объяснения учителя и текст учебника. Учащиеся в этом слу­чае могут успешнее осмыслить материал исторического, норма­тивного, этического, морфологического и анатомического содер­жания.

4. Проведение наблюдений в природе для конкретизации но­вого материала. По отношению к растениям это могут быть на­блюдения за сезонными явлениями их жизнедеятельности, рос­том и развитием в естественных и искусственных условиях; к животным — средами их обитания, образом жизни, взаимоотно­шениями с растениями и другими животными, антропогенными изменениями численности; к организму человека — санитарным состоянием местности проживания и гигиеническими условиями дома и в школе; к общебиологическим явлениям — видовым раз­нообразием растений и животных, изменчивостью морфологичес­ких признаков растений.

Решение познавательных задач можно предлагать при выпол­нении домашних работ по всем разделам биологии. Понятие за­дачи в данном случае следует представлять в широком смысле — это любой вид учебного поручения учителя учащимся, содержа­щий требования выполнить интеллектуальные и (или) практичес­кие действия для оптимального осмысления и закрепления мате­риала. В зависимости от общих целей обучения предмету, а также степени использования интеллектуального потенциала учащихся задачи могут быть следующими: 1) на описание биологического объекта; 2) на объяснение биологических явлений; 3) на преобра­зование биологической информации в учебных и реальных ситу­ациях. Они подбираются и (или) составляются учителем в соот­ветствии с возрастом учащихся и уровнем сложности материала.

Первая группа задач предполагает закрепление знаний о раз­личных характеристиках живых систем и их компонентов — кле­ток, органоидов, тканей, органов, систем органов, организмов, популяций, сообществ. При этом учащиеся используют анализ, конкретизацию, синтез. Также они работают с учебником, схема­тическими рисунками и фотографиями.

Вторая группа задач связана с осмыслением и закреплением материала на более высоком уровне. В обозначенных системах, других биологических объектах объясняются взаимодействия, яв­ления устойчивости, развития и формулируются соответствующие закономерности. Выполняя такие задачи, учащиеся вынуждены использовать анализ, сравнение, индукцию, дедукцию и синтез. Они также не обойдутся без обращения к учебнику, справочной и научной литературе. К этой категории относятся задачи генети­ческого, физиологического, эволюционного и экологического со­держания.

Третья группа задач ориентирована на использование биоло­гического материала в новой учебной ситуации и ситуации, близкой к реальной. По сути — это задачи творческого уровня. При их выполнении необходимо актуализировать имеющиеся знания, умения и задействовать их для принятия аргументированного ре­шения. В практике обучения биологии к такой категории отно­сятся задачи по поиску способов сохранения биологического раз­нообразия, укрепления здоровья человека, облагораживания бы­товой и производственной сред жизни.

Приведем примеры задач. 1. Задача на описание биологичес­кого объекта: «Перед вами схематическое изображение некото­рых растительных клеток. Рассмотрите их. Какую форму они име­ют? Узнайте и назовите основные части растительной клетки. Кратко охарактеризуйте функцию каждой части. Сформулируйте вывод» (6 кл.). 2. Задача на объяснение биологического явления: «Известно, что стабильность и устойчивость природной экосис­темы достигается за счет многочисленных взаимодействий, сфор­мировавшихся в ней. Наиболее ярко они проявляются в трофи­ческих отношениях. Объясните, в чем суть этих отношений. От­вет обоснуйте простыми схемами» (9 кл.). 3. Задача на преобразо­вание биологической информации: «Дальнейшее существование человека на Земле во многом зависит от биологического разнооб­разия. Благодаря ему сохраняется целостность биосферы, регули­руются механизмы самоочищения и самоуправления. Для того чтобы сохранить биологическое разнообразие, необходимо осу­ществлять постоянную целенаправленную работу. На основе име­ющихся знаний, учебника и дополнительной литературы составь­те краткий долгосрочный (десятилетний) план сохранения видо­вого разнообразия на территории своего региона» (9 кл.). Такие работы требуют от учащихся определенных интеллектуальных и волевых усилий. Им необходимо найти указанные источники био­логической информации, проанализировать их, выделить важный материал для раскрытия содержания конкретной темы, сформу­лировать выводы, представить по выбранной форме результаты работы.

Учителю биологии важно правильно задавать домашнее зада­ние: определить его вид и объем, объяснить содержание работы и указать способы ее выполнения, учитывать интересы и уровень подготовки учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.