Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии






Ключевые понятия. Индивидуальная, групповая и фронтальная фор­мы учебной работы, методические особенности их использования при обучении биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать смысл инди­видуальной, групповой и фронтальной учебной работы. 2. Характеризо­вать методические особенности их реализации при обучении биологии. 3. Составлять план совместного использования обозначенных форм на уроке биологии.

Полноценный процесс обучения биологии не представляется возможным без использования индивидуальной, групповой и фрон­тальной форм учебной деятельности. Их актуальность возрастает в связи с предпрофильной и профильной подготовкой, когда каж­дый учащийся, реализуя свои потребности и интересы, мог бы продвигаться к цели при объективной оценке достижений со сто­роны одноклассников.

В практике обучения биологии наиболее распространена фрон­тальная форма. Она позволяет учителю включить в поисковую работу большую часть класса. Реагируя на суждения учителя, при­водя разнообразные примеры, сами учащиеся способствуют более обстоятельному анализу учебного материала. Такая совместная учебная деятельность представляет собой вид работы «большого» коллектива — всего класса, в котором каждый в соответствии со способностями и фондом действенных знаний вносит вклад в об­щее дело обучения. Учащиеся выполняют указания учителя, всту­пают в контакт с ним и классом, учитывают его замечания и реак­цию коллектива.

При фронтальной работе учитель обращается к классу с вопро­сами и заданиями, построенными в логике материала, который необходимо актуализировать, изучить первый раз, закрепить и применить в учебных ситуациях. Важно, чтобы такая работа по­лучала коллективный характер. Для этого необходимо побуждать к разным видам деятельности всех учащихся класса и совместны­ми усилиями добиваться достижения поставленных задач. Следо­вательно, при таком обучении происходит взаимное продуктив­ное воздействие коллектива на каждого ученика и наоборот.

Фронтальная форма учебной работы требует от учителя прояв­ления высокого мастерства. Ему важно реализовать разные спо­собы управления большой группой учащихся, четко планировать их работу, осуществлять оперативный контроль за ходом и тем­пом работы, качеством усвоения знаний и ценностных отноше­ний, формированием умений. Управляя процессом обучения, учи­тель должен видеть каждого школьника через призму коллектива. В ходе такой работы учитель направляет основные усилия на орга­низацию педагогического взаимодействия всех учащихся класса.

Вопросы для актуализации материала. 1. С какими способами уп­равления классом вы знакомились при изучении педагогики? 2. Как можно организовать педагогическое взаимодействие учащихся на уроке?

На этапе актуализации биологического материала учитель мо­жет организовать фронтальную работу с прежними знаниями и умениями любого характера — анатомическими, морфологическими, систематическими и др., интеллектуальными, практиче­скими и специальными. На этапе изучения нового материала эф­фективнее проводить фронтальную работу по объяснению и ос­мыслению физиологических, генетических, эволюционных, ци­тологических и экологических явлений. Они требуют установле­ния причинных отношений, формулирования оценочных, срав­нительных и обобщающих суждений, которые лучше возникают в ходе урока как результат коллективной поисковой деятельности учащихся. На этапе закрепления и применения в качестве фрон­тальных можно рекомендовать работы по воспроизведению лю­бых биологических знаний, а также выполнению заданий и реше­нию задач по образцу.

Фронтальная форма учебной работы имеет недостатки. Она рассчитана на некоего среднего школьника, использование еди­ного фонда знаний и реализацию одинакового уровня работоспо­собности. В итоге одни школьники (сильные) оказываются недо­груженными, решая вопросы пониженной трудности, а другие (слабые) испытывают затруднения и не могут полноценно уча­ствовать в работе. Поэтому при обучении биологии используются и другие формы учебной работы.

Групповая форма предполагает организацию обучения биоло­гии при объединении учащихся по определенным признакам. Она имеет психологическое и социологическое обоснование. Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный харак­тер, ибо совместный труд наиболее рационален. В групповых фор­мах учащиеся становятся субъектами собственной деятельности, что усиливает решение проблемы формирования личности. Эта форма стимулирует познавательные мотивы. Они выступают в общественной форме как групповые ценностные ориентации, которые позволяют создавать в классе структуру межличностных отношений. Точкой опоры в групповой работе является общение, объединяющее учащихся и ориентирующее их на овладение содер­жанием материала на основе выбора соответствующих способов.

При обучении биологии необходимо различать несколько ви­дов групповой работы: работу в парах и работу в малых группах (звеньях и бригадах). Группы могут формироваться по желанию учащихся, могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Учителю лучше организовать их самому с учетом успеваемости и индивидуальных особенностей с тем, чтобы в группе были учащиеся с различными учебными воз­можностями — высокими (сильные), средними (средние) и низ­кими (слабые). Лидера в группе могут выбрать сами учащиеся. Он организует в группе всю работу: распределяет роли, организует обсуждение вариантов решений, обобщает высказывания товари­щей и предлагает члену группы обосновать перед классом окон­чательный ответ.

Групповая работа требует соблюдения нескольких этапов. На первом, подготовительном, этапе учащиеся в количестве от 4 до 6 распределяются в группы, определяется лидер, ставится познава­тельная задача, проводится инструктаж о порядке выполнения работы. На втором, основном, этапе выполняется самостоятель­ная групповая работа по конкретному заданию и (или) ее части для отдельных членов группы, оформляются рабочие записи, при­нимается и формулируется групповое решение. На третьем, пре­зентационном, этапе представляется результат выполненной ра­боты (в виде текста, схемы, элементарного проекта и др.) с его обсуждением, постановкой вопросов выступающей группе и рецен­зированием презентации. На четвертом, обобщающем, этапе под­водится итог работы групп, оценивается решение учебной задачи, а при необходимости вносятся соответствующие коррективы.

При обучении биологии групповую работу рационально при­менять на уроках формирования новых знаний, а также обобща­ющих уроках.

Приведем примеры. На обобщающем уроке по теме «Роль птиц в природе, их значение для человека и охрана» учащиеся могут успешно выполнять следующие групповые задания.

1. Прочитайте внимательно текст... (школьникам дается спе-
циально составленный текст о роли птиц в природе и их значе-
нии для человека). Ответьте на вопросы и выполните задания по
прочитанному тексту.

Парная работа. Первый учащийся. Прочитайте текст и выбе­рите из него предложения, отражающие роль птиц в природе. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте. Второй учащийся. Прочитайте текст и выберите из него предложения, отражающие значение птиц для человека. Составьте связанный рассказ о них для соседа по парте.

Подумайте и вместе решите: для чего ученые выясняют роль птиц в природе и их значение для человека? Сформулируйте два вывода: о роли птиц в природе и их значении в жизни общества. Будьте готовы к высказыванию по просьбе учителя.

2. Далее учитель организует фронтальную работу по выясне-
нию основных причин, сокращающих численность и видовое
многообразие птиц. Для этого учащиеся читают текст учебника и
отвечают на вопросы учителя. В результате поисковой беседы на
доске появляются записи, обобщающие ответы учащихся — нару-
шение правил охоты, истребление птиц, отлов, браконьерство,
сбор яиц, разорение гнезд, разрушение и загрязнение мест обита-
ния. Возникает вопрос: что необходимо сделать для охраны птиц?

Групповая работа. С использованием обозначенных записей на доске, а также дополнительных материалов, предложенных учите­лем, каждой группе необходимо составить мини-проект — «Меры охраны птиц». Он должен включать 4—6 письменных предложений, которые отражали бы в обобщенном виде совокупность мер по регулированию численности птиц и охране их видового многооб­разия. Хорошо, если она будет прокомментирована в ходе «защиты» проекта. Группе необходимо быть готовой к ответам на вопросы. В конце принимается коллективное решение о лучшем проекте.

Подобные задания можно рекомендовать учащимся при изуче­нии тем «Значение цветковых растений в природе и жизни челове­ка» (6 кл.), «Значение рыб в природе, жизни человека и их охрана» (7 кл.), «Многообразие видов в природе и их охрана» (9 кл.) и др.

Вопросы для актуализации материала. 1. Какие виды групповой фор­мы работы вы назвали бы еще, используя материалы курса «Педагогика»? 2. Почему в классе необходимо культивировать групповые формы работы?

Индивидуальная работа в рамках урока ограничена, хотя и очень необходима. Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать персональные различия и отношения к уче­бе, разную скорость и гибкость мышления, различия в типах вос­приятия, памяти, способности выдерживать физическую и психо­логическую нагрузку. Каждый школьник работает самостоятель­но под руководством учителя, не имея контакта с другими. Они выполняют задания на выяснение существенных признаков био­логических объектов, составляют логические схемы и текстовые таблицы по учебнику, обозначают последовательность процессов в органах, системах органов и организмах растений, животных, человека и др. Для организации такой работы широко использу­ется раздаточный и мультимедийный материал.

Приведем пример использования индивидуальных заданий в сочетании с фронтальными и парными на уроке по теме «Особен­ности местообитания и строения тела пресмыкающихся». Учиты­вая несложный характер материала, учащимся предлагается вы­полнение следующих заданий.

Фронтальные задания: прочитайте по учебнику статью об об­разе жизни и местообитании пресмыкающихся и ответьте на вопро­сы учителя (о местах обитания разных представителей, о пресмы­кающихся, которые ведут полуводный и водный образ жизни).

Индивидуальное задание: на основе объяснения учителя и де­монстрации таблицы определите формы тела пресмыкающихся и сделайте соответствующие записи в тетради.

Фронтальные вопросы: можно ли утверждать, что форма тела пресмыкающихся разнообразнее, чем у земноводных; если да, то чем это объясняется?

Индивидуальное задание: по рисунку таблицы рассмотрите ске­лет пресмыкающихся; определите, какие прогрессивные черты по­явились в его строении по сравнению со скелетом земноводных?

Парное задание: один из вас вспоминает части пищеваритель­ной системы земноводных (можно по учебнику), другой опреде­ляет их по тексту нового параграфа; назовите эти части друг дру­гу; решите вместе, отличаются ли пищеварительные системы зем­новодных и пресмыкающихся.

Индивидуальное задание: найдите в таблице или учебнике орга­ны дыхания пресмыкающихся; чем они представлены? Отличают­ся ли по строению эти органы у пресмыкающихся и земноводных?

Для эффективной организации процесса обучения биологии важно правильно выбирать формы учебной работы. Это зависит от содержания биологического материала, который имеет разную степень сложности и новизны. Трудный материал, обладающий полной новизной, на первом этапе всегда требует фронтальной работы. В его объяснении приоритетная роль принадлежит учите­лю. Но если учесть, что при первом толковании его поймет боль­шая часть учащихся класса, а учащиеся с низкими учебными воз­можностями будут нуждаться во вторичном объяснении, то фрон­тальную работу необходимо дополнить групповой. Если материал нетрудный, имеет неполную новизну, то его можно изучать при парной и звеньевой работе. На выбор форм работы влияет нали­чие информационных, медиа-средств, лабораторного оборудова­ния и дидактических материалов. Они позволяют индивидуали­зировать процесс обучения, прибегая к групповой форме. Выбор формы учебной работы зависит от этапа урока. При формирова­нии новых знаний преимущество отдается сочетанию фронталь­ной и групповой форм. В процессе применения знаний и умений на практике преимуществом могут пользоваться индивидуальная, парная, звеньевая формы работы, сочетаемые с фронтальной. При выборе форм также важно учитывать особенности класса и каж­дого учащегося.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В чем заключается сущность фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной деятельности учащихся при обучении биологии? 2. Для каких уроков биологии харак­терна каждая из форм организации деятельности учащихся? 3. Какая из этих форм в наибольшей степени соответствует современным целям обу­чения биологии? 4. Разработайте краткий план урока с целью формиро­вания новых биологических знаний с использованием соответствующих форм организации учебной деятельности учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.