Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выражаются компетенции и отбирается соответствующий учебный материал по отношению к конкретной теме урока;






3) определяются интеллектуальные и практические способы дей­ствия учащихся с учетом отобранного учебного материала к уроку;

4) определяются оптимальные педагогические средства фор­мирования компетенций; предпочтение при этом отдается фор­мам, методам и средствам, ориентированным на выполнение уча­щимися интеллектуальных и практических действий, анализу си­туаций и принятию решений, проектированию, моделированию, стимулированию речевой деятельности, работе в группах и само­стоятельной работе;

5) организуется и проводится рефлексия деятельности учащих­ся на уроке по усвоению определенных компетенций.

Система компетентностно ориентированных уроков позволяет утверждать об организации биологического образования на осно­ве компетентностного подхода. Изучение литературы и собствен­ный опыт педагогической деятельности дают возможность обо­значить признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования (табл. 1.2).

Для конкретизации обозначенных теоретических положений представим процедуру формирования компетенций на примере урока по теме «Происхождение птиц». Этот урок лучше провести по типу урока формирования новых знаний и способов действия (урока — исследования).

На уроке главными являются задачи: обучения — сформиро­вать знания о естественном происхождении птиц от древних пре­смыкающихся; воспитания — способствовать формированию на­учного мировоззрения; развития — сформировать умение само­стоятельного изучения материала о происхождении птиц с ис­пользованием анализа текстов, рисунков учебника и дополнитель­ных демонстрационных материалов. На основе данных задач вы­разим формируемые на уроке компетенции: познавательная (знать о естественном происхождении птиц, объяснять происхождение птиц от древних пресмыкающихся на основе анатомических и морфологических признаков); исследовательская (использовать методы учебного исследования для выяснения особенностей про­исхождения птиц); информационная (уметь отбирать соответству­ющую информацию из учебника и дополнительных средств); ко­оперативная (уметь работать в группах); коммуникативная (уметь обсуждать результаты «исследования» и совместными усилиями формулировать вывод о происхождении птиц).

Представим кратко ход урока. Вначале у учащихся актуализи­руются знания об анатомо-морфологических особенностях строе­ния пресмыкающихся. Для этого учитель использует разные фор­мы актуализации (фронтальная беседа, индивидуальная работа с доской и мультимедиа-средствами).

Таблица 1.2

Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного биологического образования

Компетентностное образование Некомпетентностное образование
Биология как основа содержания образования рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения различных проблем, связанных с живой природой Биология как основа содержания образования рассматривается в виде свода фактов, понятий, законов и теорий
Изучение основ биологической науки является средством разви­тия готовности решать жизненные проблемы при использовании принципов научного мышления Изучение основ биологической науки является главной и самодо­статочной целью процесса обу­чения
Формы и методы обучения биоло­гии используются как самостоя­тельные средства достижения Формы и методы обучения биоло­гии подчинены предметному со­держанию
определенных педагогических  
целей  
Применение биологических зна­ний, способов действия и ценно­стных отношений проводится как в учебных, так и реальных ситуа- Применение биологических зна­ний, способов действия и ценно­стных отношений ограничивается учебными ситуациями
циях ьмт.,  
Основным результатом обучения биологии является осмысленный опыт деятельности Основным результатом обучения биологии являются знания, спо­собы действия, включая и ценно­сти
Школа готовит человека к реше­нию жизненных проблем, свя­занных с живой природой Школа «уводит» человека от ре­шения трудных жизненных проб­лем в область, близкую к «чистой биологической науке»
Школьная биология учит пола­гаться на свою самостоятельность Школьная биология учит пола­гаться на запоминание информа­ции

Далее учитель приступает к формированию обозначенных ком­петенций. Для этого учащимся предлагается совместными усили­ями определить методы и этапы проведения учебного исследова­ния. Основными методами будут анализ текстов и рисунков, срав­нение анатомо-морфологических характеристик, систематизация

полученных сведений и фактов, их обобщение в виде схемы «Про­исхождение птиц», а основными этапами — предварительный, формирующий и обобщающий.

На первом этапе, предварительном, учащимся предлагается найти и прочитать в учебнике материалы, отражающие проис­хождение земноводных и пресмыкающихся. Важно, чтобы они проговорили вслух материал о том, каких животных ученые счи­тают их предками. Для этого целесообразно использовать актуа­лизирующую беседу.

На втором этапе, формирующем, для усвоения учащимися ком­петенций предлагается выполнить разные виды учебной деятель­ности. Вначале они прочитывают в учебнике текст «Древние пти­цы» и рассматривают рисунок «Археоптерикс». На основе анали­за и сравнения учащиеся выясняют анатомо-морфологические особенности строения археоптерикса и заполняют таблицу с на­званием «Черты сходства археоптерикса с птицами и пресмыкаю­щимися». Далее они выполняют групповое (парное) задание. Каж­дому предлагается подумать о том, в чем смысл сравнения анато-мо-морфологических особенностей трех зоологических объектов и обменяться мнениями с одноклассниками. Затем учащимся с помощью медиа-техники демонстрируется на экране текст: «По данным ученых, археоптерикса нельзя назвать прямым предком современных птиц. Археоптерикс — это особая ветвь животных, приблизившаяся к птицам. Ученые решили, что предком птиц является некая праптица (предполагаемый предок) из группы псевдозухий. В геологических отложениях праптица не обнару­жена. Данных, которые раскрывали бы связь археоптерикса с настоящими летающими птицами, нет». После прочтения текста учащимся предоставляется возможность высказать свои сужде­ния.

Далее школьникам предлагается выполнить групповое (звень­евое) задание. Для этого каждой группе раздаются рисунки с изоб­ражениями и краткими анатомо-морфологическими характерис­тиками псевдозухий, праптицы, археоптерикса, гесперорниса, ихтиорниса, фазана, страуса и пингвина. При помощи учителя они выявляют последовательность происхождения птиц и соот­ветственно ей располагают имеющиеся рисунки. Затем каждый член группы индивидуально составляет схему происхождения птиц в тетради. После завершения задания учитель демонстрирует на экране правильную схему. Учащиеся обмениваются тетрадями, вносят исправления и высказывают мнение о качестве выполнен­ного «исследования».

На третьем этапе, обобщающем, учащиеся совместными уси­лиями формулируют вывод о происхождении птиц и рассуждают по содержанию двух вопросов, сформулированных учителем. Пер­вый из них — «Для чего ученые изучают материал о происхожде­иии птиц?». Второй — «Какое значение имеют для людей знания о происхождении птиц?».

Если учащиеся свободно высказываются о естественном про­исхождении птиц, объясняют его на основе анатомических и мор­фологических характеристик, используют соответствующие мето­ды исследования, умеют отбирать информацию из учебника и других средств, продуктивно работают в группах, осмысленно об­суждают результаты «исследования», то можно утверждать, что поставленные перед уроком задачи достигнуты, а обозначенные компетенции сформированы.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определения понятий о компетентности и компетенции. 2. Выразите смысл компе-тентностного подхода к образованию и обучению биологии. 3. Назовите и кратко охарактеризуйте виды компетенций в школьной биологии. 4. Для раздела «Общая биология», изучаемого в 9 классе, составьте пере­чень компетенций (познавательных, исследовательских, нормативных, ценностных и практических), необходимых для формирования у уча­щихся к окончанию основной школы. Какие общекультурные компе­тенции (информационные, коммуникативные, кооперативные и проблем­ные) можно формировать при изучении раздела «Общая биология»? От­вет обоснуйте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.