Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1






Москва

Издательский центр «Академия» 2008

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


 

В условиях преобразования работы общеобразова­тельной школы усложняются профессиональные функ­ции учителя. В практику обучения вводятся новые курсы, разрабатываются оригинальные программы и методические материалы. У учителя появилась возмож­ность не следовать строгим дидактическим предписа­ниям, а ориентироваться на творческий подход к орга­низации процесса обучения. Однако при этом он дол­жен уметь грамотно выбирать программы и учебники из нескольких альтернативных вариантов, оценивать их достоинства и недостатки с позиций теории мето­дики преподавания своего предмета, а в исключитель­ных случаях разрабатывать собственные программы и учебные пособия к ним.

В создавшейся ситуации остро встает вопрос о ме­тодическом мастерстве и способности учителя нестан­дартно подходить к организации процесса обучения. Такой подход, несомненно, требует от него глубоких и прочных знаний методики преподавания своего пред­мета и одновременно большого искусства в организа­ции деятельности учащихся.

Данный учебник раскрывает основы методики пре­подавания биологии как одной из отраслей педагоги­ческих наук. В нем с современных позиций изложены цели биологического образования, изменения, проис­ходящие в его содержании и структуре, формы, мето­ды и средства оптимального обучения учащихся. Учеб­ник включает десять глав, в которых отражены как классические методические положения, так и новые подходы к преподаванию биологии. Они раскрывают аспекты личностно-ориентированного, гуманитарно­го, ценностного и культурологического подходов к организации образовательного процесса. Содержание учебника построено таким образом, что позволяет учи­телю биологии разобраться в проблемах преподавания предмета — уметь обосновывать выбор программ, оп­ределять их достоинства и недостатки, отбирать фор­мы, методы и средства обучения, создавать поурочные и тематические планы и др.


Авторы полагают, что содержание учебника, адре­сованное студентам педагогических специальностей классических университетов, а также начинающим учителям, поможет им в меняющихся условиях рабо­ты школы приобрести новые профессиональные ка­чества и выработать необходимые методические уме­ния. В связи с этим в учебнике наряду с традицион­ными классическими положениями методики препо­давания биологии представлены материалы о вкладе школьной биологии в формирование личности уча­щегося.

Учебник подготовлен на основе многолетней педа­гогической и научной работы авторов в школе и вузе, а также по результатам диссертационных исследова­ний аспирантов и дипломных работ студентов по об­щей педагогике, теории и методике обучения и вос­питания (биология).

 

Глава 1

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1.1. Методика преподавания биологии как наука

Ключевые понятия. Методика преподавания биологии как наука; цели, предмет и объект методики преподавания биологии; методы и логика исследования в методике.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение методики преподавания биологии как науки. 2. Характеризовать цели, объект, предмет и методы исследования методики преподавания биоло­гии. 3. Знать последовательность выполнения научного исследования по методике преподавания биологии и использовать ее в учебной ситуации.

Каждый учебный предмет имеет свои особенности в педагоги­ческом воздействии на личность, в организации учебной деятель­ности, в формах, методах и средствах обучения. Особенности пре­подавания биологии связаны с познанием живых объектов — их структур, функций, взаимоотношений с факторами среды, эво­люционных изменений, а также способов сохранения для дли­тельного существования биосферы и общества. При этом важно реализовать экологическую, здоровьесберегающую и гигиениче­скую направленности организации научной и практической рабо­ты с использованием приоритетных методов — наблюдения, экс­перимента, описания, объяснения, моделирования и проектиро­вания. Следовательно, личность учащихся формируется на осно­ве восприятия, анализа, осмысления, оценки состояния и преоб­разования объектов живой природы. Возникает вопрос о сути методики преподавания биологии как науки.

По мнению Н.М.Верзилина и В.М.Корсунской (1983), мето­дика преподавания биологии изучает систему процесса обучения и воспитания учащихся, обусловленного особенностями школь­ного предмета. Стало быть, она ориентирована на получение объек­тивно нового знания, возникающего и обобщаемого в ходе и ре­зультате выполняемого методического исследования. Анализ со­держания методики преподавания биологии как научной области приводит к выводу о том, что она призвана ответить на вопросы: «Кого учить?», «Зачем учить?», «Чему учить?», «Как учить?». Ответ на первый вопрос требует указания на возраст, с которого следует знакомить учащихся с элементарными представлениями о живых объектах, обучать систематическому курсу биологии и осуществлять профилизацию биологического образования. Воп­рос «Чему учить?» предполагает определение содержания биоло­гического образования — знаний в виде сведений, фактов, поня­тий, закономерностей, теорий и учений, интеллектуальных и прак­тических умений, ценностных отношений и опыта творческой деятельности. Ответ на вопрос «Как учить?» связан с выражением форм, методов и средств обучения биологии. И наконец, вопрос «Зачем учить?» требует от исследователей выяснения целей и за­дач обучения биологии.

Представление о методике преподавания биологии как науке будет более отчетливым, если выразить такие важные ее призна­ки, как цели, объект, предмет, методы и логика исследования.

С учетом современного состояния методической науки глав­ными целями методики преподавания биологии являются следу­ющие:

определение значения данного предмета в системе общего образования и его влияния на формирование у выпускников об­щеобразовательных учреждений культуры отношения к объектам живой природы;

разработка содержания биологического материала в соответ­ствии с Государственными образовательными стандартами, опти­мальное его отражение в школьных программах и учебниках с проверкой в практике преподавания предмета;

выяснение последовательности изучения определенного со­держания в различных общеобразовательных учреждениях — шко­лах, гимназиях, лицеях;

поиск новых форм, методов, приемов и средств эффектив­ного усвоения биологического материала.

Вопросы для актуализации материала. Вспомните и выразите цели дидактики. Как они соотносятся с целями методики преподавания био­логии?

Объект науки в общем виде представляется как часть действи­тельности, с которой имеет дело исследователь. Объект методики, очевидно, лежит в области целенаправленного образовательного процесса, охватывающего теорию и практику, содержание и прин­ципы, сложившиеся и возникающие новые формы, методы и сред­ства деятельности учителей и учащихся. Объект ориентирует ис­следователя на более полное и всестороннее отражение нового знания. К сожалению, в большинстве источников по общей мето­дике преподавания биологии объект не указывается совсем. Од­нако И.Д.Зверев (1978) в качестве объекта называет процесс обу­чения биологии, а И. Н. Пономарева с соавт. (2003) — учебно­воспитательный (образовательный) процесс, связанный с биоло­гией как с учебным предметом. Авторы пособий по другим пред­метным методикам также считают процесс обучения предмету объектом соответствующей области. Возникает вопрос: «Что же является объектом изучения методики преподавания биологии?». Для получения ответа на поставленный вопрос обратимся к умо­заключениям признанных отечественных педагогов В.В.Краев-ского и И.Я.Лернера (1989, с. 54). По их мнению, обучением на­зывают «особую коллективную социальную деятельность по орга­низации ускоренного усвоения молодым поколением накоплен­ного общественного опыта, воплощенного в соответствии с соци­альным заказом в содержании образования». Под обучением под­разумевают «целенаправленную последовательную смену учебных задач и изменение всех элементов обучения, происходящее по объективным законам и имеющее своим результатом формирова­ние свойств обучаемых в результате их деятельности по усвоению содержания социального опыта». В этих суждениях обнаружива­ется заданность содержания образования, а потому целеполага-ние, отбор и конструирование содержания вряд ли можно считать проблемами, относящимися только к категориям «обучение» и «процесс обучения».

Следовательно, в качестве объекта методики преподавания био­логии должны выступать обучение биологии, биологическое об­разование, воспитание. Утверждение о том, что объектом методи­ки преподавания биологии является процесс обучения биологии, можно считать правильным только при том условии, если пере­чень функций обучения будет расширен. Традиционные образо­вательная, воспитательная и развивающая функции должны до­полняться эвристической, информационной, корректирующей, контрольной, оценочной и гуманистической функциями.

Как видим, объект методики преподавания биологии сложный. Известно, что для изучения сложных явлений в науке используют системный метод. Его суть заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Этот метод позволяет выявить общие системные свойства и качественные характерис­тики, составляющие совокупность отдельных элементов.

Вопросы для актуализации материала. 1. Просмотрите по учебни­ку педагогики раздел дидактики. Что является объектом ее изучения? 2. Отличается ли объект изучения дидактики от объекта методики пре­подавания биологии? Да? Нет? Почему? Как?

Теперь возникает вопрос о предмете методики преподавания биологии. Ясно, что в качестве такового должны выступать от­дельные стороны, аспекты и точки зрения, с которых исследова­тель познает целостный объект, выделяя при этом его существенные признаки. По сути, предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект. В качестве предмета методики препо­давания биологии н. М.верзилин и в.м.корсунская (1983) оп­ределяют систему процесса обучения и воспитания, обусловлен­ного содержанием учебного предмета, методами, формами и сред­ствами. И.н.пономарева с соавт. (2003) утверждает, что предме­том методики преподавания биологии являются цели и содержа­ние образовательного процесса, методы, средства и формы обуче­ния,

воспитания и развития учащихся. Поддерживая их мнение и опираясь на работы г.и.саранцева (1999, 2001), можно уточнить предмет методики преподавания биологии. В качестве такового должна выступать идеализация объекта, его мысленное представ­ление в сознании исследователя. Подобной идеализацией, моде­лью объекта в данном случае является методическая система. Именно она охватывает наиболее важные элементы исследуемого объекта и позволяет выявлять закономерные отношения между ними для организации качественной биологической подготовки учащихся. Модель методической системы биологической подго­товки учащихся представлена на рис. 1.1.

Методическую систему составляют цели, содержание учебного материала,

методы, средства и формы обучения биологии, кото­рые в совокупности должны оказывать положительное воздействие на становление личности учащихся. Например, при решении про­блемы формирования нравственного отношения к живой приро­де объектом исследования является воспитание учащихся.



Рис.1.1.

Мето­дическая система, соответствующая указанному объекту, будет включать цель (задачи) формирования нравственного отношения к

живым системам, содержание материала о нравственном отно­шении к ним (принципы, идеалы, нормы, традиции, привычки, поступки), организационные формы (урок-диспут, урок-дискус­сия, урок-игра, урок-практикум и др.), методы (убеждение, про­блемные ситуации, упражнение, анализ и реализация нравствен­ного опыта), средства (методические рекомендации для учителя, дидактические пособия для учащихся — тестовые задания, фраг­менты видео- и телефильмов, мультимедиа-средства) и этапы (мо-тивационный, формирующий и оценочно-рефлексивный). При реализации обозначенной системы у учащихся предполагается сфор­мировать знания о нравственных отношениях к живому, нравствен­ные чувства к животным и растениям, привычки соблюдения норм, правил и предписаний нравственного поведения в природе.

Если объект конкретного методического исследования выде­ляет какой-либо аспект или свойство объекта методики обучения, то предмет этого исследования будет соотноситься с предметом методики и охватывать либо подмножество основной методиче­ской системы, либо отдельные аспекты ее компонентов в взаимо­связях, либо отдельные свойства.


Вопросы для актуализации материала. 1. Обсуждали ли с вами вопрос о дидактической системе в курсе педагогики? 2. Обратитесь к учебнику Н.А.Андреева «Педагогика» и познакомьтесь со схемой дидак­тической системы. По каким признакам она одинакова и различна с методической системой?

Следует согласиться с мнением методистов о том, что на мето­дическую систему и ее компоненты оказывает влияние ряд фак­торов, совокупность которых называют внешней средой (Л. М. Пан-чешникова, 1978; Г.И.Саранцев, 2001). Ее составляющими для методической системы по биологии выступают: общие цели обра­зования; предмет биологической науки; закономерности разви­тия личности; связь методики биологии с философией, дидакти­кой, психологией и практикой; образовательные идеи (техноло-гизация, гуманизация, гуманитаризация, фундаментализация, информатизация, дифференциация, регионализация); методиче­ские подходы (личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический, аксиологический, компетентностный).

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке до­стижений важную роль играют методы научного исследования. Они выступают в качестве средства познания объекта и предмета, а также способа получения нового знания. Их исследование уси­ливается в связи с реализацией национального проекта «Образо­вание», который побуждает учителей биологии к творчеству, обо­гащению методического мышления и грамотному проведению исследовательской работы. В методике преподавания биологии используют широкий спектр методов экспериментально-эмпири­ческого и теоретического уровней:

Теоретические методы получения нового методического знания на основе осмысления и переосмысления эмпирического и теоретического материала в контексте учений, концепций, идей и принципов:

· системно-структурный анализ;

· логико-дидактический анализ

· типологический подход;

· исторический подход;

· сравнительный;

· статистический;

· математический;
индуктивный и дедуктивный;

  • моделирование.

 

 

Эмпирические методы получения нового методического знания на основе чувственного восприятия, педагогического опыта и его осмысления:

· Изучение опыта работы учителя биологии и школы – наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование), тестирование, изучение литературы, школьных документов и результатов деятельности учителя биологии и учащихся;

· Обобщение передового педагогического опыта учителей биологии и школы;

· Эксперимент (естественный, лабораторный, обучающий, контролирующий и сравнительный).

Методы теоретического уровня применяют на этапе анализа фактов и построения методической теории. В связи с усилением теоретико-методологического аспекта методики преподавания био­логии внимание к обозначенной группе методов усиливается. Ло­гико-дидактический метод позволяет анализировать методические системы и их элементы в той точке развития, которой они достиг­ли к настоящему времени. При этом возникает объективная воз­можность для выяснения их современного состояния, а также оп­ределения путей и способов совершенствования для качественной подготовки учащихся в новых условиях. С помощью историческо­го метода методические явления рассматриваются с позиции воз­никновения, становления и развития. Исследователь представляет их как изменяющихся во времени в зависимости от объективных и субъективных факторов. Математический и аналитический методы применяют для обработки результатов экспериментальной работы и опытной проверки качества обучения. Они позволяют делать до­статочно обоснованные выводы по результатам исследования. С помощью сравнительного метода выявляются количественные и качественные характеристики элементов изучаемой методической системы, осуществляются их сопоставление, упорядочение и оцен­ка. Индуктивный и дедуктивный методы как логические способы обобщения полученных данных позволяют определять направле­ния движения методической мысли соответственно от частных суж­дений к общему выводу и, наоборот, от общего суждения к част­ным выводам. С помощью моделирования создаются модели — схематические образцы методических систем для уточнения объек­та и особенно характеристики предмета исследования.

Эмпирические методы также широко применяют в методике преподавания биологии. Одним из самых распространенных ме­тодов является наблюдение. Умение наблюдать — необходимое качество учителя, наблюдательность — показатель его педагоги­ческих способностей. Методика наблюдений, ее последователь­ность, содержание и виды зависят от особенностей проблемы, методической системы, цели исследования и характера объекта наблюдения. Успех наблюдений определяется программой, кото­рую составляют с учетом цели наблюдения.

Наблюдения на уроках биологии и во время проведения вне­урочных занятий сочетаются с другими методами — анкетирова­нием учителей и учащихся, беседой, изучением различных кате­горий школьной документации. Разработка содержания анкет проводится в целях сбора информации по различным методиче­ским проблемам. В результате анкетирования получают данные, с помощью которых подтверждают или опровергают состоятельность изучаемых методических явлений.

Логическим продолжением изучения опыта работы учителя биологии и школы служит педагогический эксперимент. В прак-

 

 

Обоснование актуальности выбранной темы. Изучение истории и теории вопроса, опыта массовой школы и передового опыта учителей биологии. Формулирование темы исследования
Тема: формирование знаний о биологическом разнообразии у учащихся основной школы при изучении раздела «Общая биология»; обобщенное знание о биологическом разнообразии выступает как фактор ответственного отношения к живой природе у выпускников основной школы

Установление основной проблемы исследования, выбор объекта и предмета исследования
Имеется противоречие между потребностью общества в выпускниках, обладающих ответственностью к живым существам, основанной на знании о биологическом разнообразии и недостатком научно обоснованных методик формирования обозначенных знаний. Проблема: поиск и определение эффективной методической системы формирования знаний о биологическом разнообразии у учащихся 9 класса при изучении раздела «Общая биология». Объект: обучение биологии учащихся основной общеобразовательной школы. Предмет: методическая система формирования знаний о биологическом разнообразии у учащихся основной общеобразовательной школы при изучении раздела «Общая биология»

Формулирование целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, от которой зависит построение плана экспериментальной работы

 

Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование методической системы формирования знаний о биологическом разнообразии у старшеклассников основной школы при изучении раздела «Общая биология». Задачи: обосновать методическую систему; разработать научно-методические материалы; провести экспериментальную работу и проверку ее результатов. Гипотеза: ответственное отношение к объектам живой природы зависит от обобщенного знания о биологическом разнообразии (видовом, генетическом, экосистемном)

Выбор методов исследования — теоретических и эмпирических
Теоретические методы — системно-структурный анализ, сравнительный, статистический, дедуктивный, моделирование. Эмпирические — наблюдение на уроках и внеурочных занятиях, анкетирование, анализлитературы и опыта учителей биологии, эксперимент (естественный, констатирующий, обучающий)


 

Подготовка экспериментальных материалов и сам эксперимент, в ходе которого проверяется целесообразность разработанных положений и вариантов организации учебной деятельности
Разработка методических рекомендаций для учителя и дидактических материалов для учащихся, демонстрационных средств, системы классных и внеклассных занятий, контрольных тестов и вопросов. Реализация обучающего эксперимента на мотивационном, формирующем и оценочно-рефлексивном этапах

Анализ материалов исследования, формулирование выводов, раскрытие практической значимости результатов
Выражение положения о том, что обобщенные знания о биологическом разнообразии стимулируют активные и ответственные действия по сохранению объектов живой природы, ибо они формируют жизнепригодную среду  

Рис. 1.2. Логика научного исследования в методике преподавания

биологии

 

тике методических исследований это наиболее распространенный метод. Педагогический эксперимент — научно-поставленный опыт обучения и воспитания, позволяющий анализировать исследуе­мое методическое явление в контролируемых условиях. Педаго­гический эксперимент может быть различным. По времени дей­ствия он бывает длительным и кратковременным, по составу изу­чаемых явлений — простым и сложным. По признаку организа­ции различают естественный (проводится со всем классом или несколькими классами в разных школах без изменения хода обра­зовательного процесса) и лабораторный (проводится с небольшой группой учащихся для более детального изучения какого-либо методического аспекта и точного учета результатов) эксперимен­ты. По целям выделяют такие эксперименты — констатирующий (для определения исходных данных), обучающий (для введения нового фактора обучения и выяснения его эффективности), кон­тролирующий (для определения уровня биологической подготов­ки учащихся) и сравнительный (для сопоставления хода и резуль­татов в контрольных и экспериментальных группах).

Вопросы для актуализации материала. По педагогическим и
методическим источникам сделайте дополнительные пояснения к таким
методам, как системно-структурный анализ, типологический подход, те-
стирование, моделирование применительно к методике преподавания био-
логии.

 

Любое методическое исследование осуществляется по этапам. Обобщенное представление об этапах исследования в области методики преподавания биологии дано на рис. 1.2.

На протяжении многих лет в методике преподавания биологии сформирована собственная теоретическая база. К основным из них относят такие теории, как «Развитие биологических поня­тий», «Развитие системы экологических понятий», «Развитие ме­тодов обучения биологии», «Система форм обучения биологии», «Система материальной базы обучения биологии» и др. Именно они выступают в качестве теоретической основы для практиче­ского осуществления процесса обучения учащихся биологии.

Методика преподавания биологии как наука имеет все основ­ные ее признаки — цели, объект, предмет, методы исследования и собственную теоретическую базу.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Сформулируйте определение методики преподавания биологии как науки. 2. Назовите главные при­знаки методики преподавания биологии как науки. 3. Каковы цели пре­подавания биологии? 4. Обоснуйте объект и предмет методики препода­вания биологии. 5. Назовите основные методы теоретического и эмпи­рического исследования в методике преподавания биологии. Для чего они используются? 6. Какое значение имеют методы научного исследо­вания в педагогической деятельности учителя биологии. 7. Какие мето­ды исследования вы стали бы применять в своей работе? Почему и с какой целью? 8. На примере темы «Методика проведения учебных игр на уроках биологии (раздел «Животные»)» выразите содержание этапов методического исследования.

 

1.2. Связь методики преподавания биологии с другими

науками

 

Ключевые понятия. Междисциплинарная связь, междисциплинарные связи методики преподавания биологии и их содержание.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Определять место мето­дики преподавания биологии среди других наук. 2. Устанавливать и ха­рактеризовать содержание связей методики преподавания биологии с другими науками. 3. Аргументировать необходимость дальнейшего уг­лубления связей методики преподавания биологии с другими науками.

Методика преподавания биологии полноценно может функ­ционировать только при взаимосвязях с другими науками. Тради­ционно утверждают, что наиболее тесно она связана с биологией и другими смежными с ней науками, основы которых составляют базовую часть содержания школьной биологии. Однако современ­ное научное знание, по мнению педагогов-исследователей и ме­тодистов, не является единственной составляющей содержания (Л.Я.Зорина, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, И.Н.Пономарева, Г.С. Калинова, В. В.Пасечник, И.Т.Суравегина). Оно дополняет­ся представлениями, сведениями, понятиями, закономерностями из других форм отражения окружающей действительности — фи­лософии, искусства, техники и технологий. Ввиду этого возника­ет объективная необходимость в методике преподавания биоло­гии учитывать связи как с науками о живых системах, так и с другими сферами науки и культуры. Наиболее тесными являются связи методики преподавания биологии с философией, теорией воспитания, дидактикой, психологией, логикой, биологией и дру­гими естественными науками, а также с литературой, искусством, техникой и технологией (рис. 1.3).

Связь методики преподавания биологии с философией доста­точно длительная и продуктивная. Такие философские идеи, как познание окружающей действительности во всем многообразии, взаимообусловленность общего, особенного и единичного в при­родных и социальных явлениях, единство и целостность живых и неживых компонентов природы, взаимодействие общества, чело­века и природы, определяют аспекты методического поиска и слу-


 

жат его научной основой. В определенные периоды развития ме­тодики преподавания биологии трактовки ее связей с философи­ей имели оппозиционный характер. Это относится, например, к упрощенному и ошибочному объяснению явления наследования признаков живого организма в учебниках биологии и методиче­ских пособиях периода «лысенковской биологии» (30 —60-е гг. XX в.). Как известно, в отечественной биологии этого времени развивалось направление, которое не признавало роль генов и хро­мосом в наследственности, а утверждало о ее «переделке» пре­имущественным действием внешних условий. Эти притязания воз­водились в ранг особой философии, утверждающей о скачкооб­разном возникновении биологических объектов. При этом без яс­ного научного обоснования пропагандировались появления из пше­ницы риса, из овса — овсюга, из граба — лещины, а из яиц пеноч­ки — кукушек.

Сегодня общепризнанной является методологическая функция философии по отношению к методике преподавания биологии, что вполне правомерно и обусловлено сущностью философского знания. Оно, как известно, является мировоззренческим по своей природе и оказывает влияние на осмысление методических явле­ний в зависимости от системы взглядов — материалистических, прогностических и др. Следовательно, философия обеспечивает методику преподавания биологии общими принципами и спосо­бами научного познания как руководящими идеями. К таковым следует отнести идеи материального единства мира, всеобщей связи явлений, развития, а также принципы детерминизма, системнос­ти, историзма, формализации. Например, идея развития позволя­ет объективно представлять методические системы и их элементы в состоянии необратимого, направленного и закономерного из­менения при влиянии на них культурных, социальных, педагоги­ческих и других факторов. Она также дает возможность выяснить результаты их развития, которые возникают как качественно но­вые состояния — изменение структуры, характера, связей между ее элементами и отдельных элементов при обогащении их содер­жания современными представлениями. Принцип детерминизма, к примеру, конкретизирует идею о всеобщей связи явлений. Он раскрывает закономерные отношения между процессами и пред­метами, которые реализуются в разных формах. Среди них важ­ное место занимают связи причинности. По мнению философов, принцип причинности выполняет три главные методологические функции — объяснительную, прогностическую и обобщающую (И.В.Кузнецов, 1975; Г.А.Свечников, 1975). Следовательно, с по­мощью принципа причинности можно объяснить методические явления прошлого, аргументировать и обобщить передовой опыт в сфере современного биологического образования и предсказать направления его развития для будущих поколений.

Методика преподавания биологии находится в определенной связи с дидактикой. В работах, посвященных выражению взаимо­отношений дидактики и методик преподавания, отмечается, что связь между ними характеризуется по типам «общее—особенное», «целое —часть», «род —вид». Учитывая мнение Г.И.Саранцева (2001) и И.Н.Пономаревой с соавт. (2003), можно утверждать о равноценном положении дидактики и частных методик, включая методику преподавания биологии. Несмотря на центральное по­ложение категории обучения в обозначенных сферах науки, при­даваемый им смысл в них различен. Обучение в дидактике харак­теризуется отношением в системе «деятельность учителя—деятель­ность учащегося», а в методике преподавания биологии — в системе «деятельность учителя — содержание биологического материала — деятельность учащегося». Поэтому содержанием обучения в ди­дактике является взаимосвязанная деятельность учителя и учаще­гося, а в методике обучения биологии — взаимодействие препо­давания, учения и содержания учебного материала. Этим объяс­няются некоторые различия в выражении классификаций форм, средств и особенно методов (приемов) преподавания в дидактике и методике преподавания биологии. Сказанное определяет отно­шение между ними. Они являются различными научными сфера­ми, относящимися к педагогическим наукам. Дидактика и мето­дика преподавания биологии не связаны между собой отношени­ями соподчинения типа «целое—часть» и «общее —особенное». Однако в предметах исследования дидактики и методики препо­давания биологии много общего. Поэтому дидактические законо­мерности и принципы будут проявляться в методике, но в ином содержании. Например, принцип единства теории и практики в дидактике означает, что любое научное знание служит обществен­ной практике. В методике преподавания биологии он обеспечи­вает реализацию прикладного аспекта биологического образова­ния. Это означает, что учащихся необходимо готовить к жизни, выбору профессии и трудовой деятельности в сферах, где человек имеет отношения с живыми системами и биологическими про­цессами. Такими сферами являются сельское хозяйство, охрана природы, биотехнология, медицина, санитария, гигиена и валео-логия. Отчетливое представление о них — один из факторов ус­пешной социализации выпускников.

В период реализации национального проекта «Образование» укрепляется связь методики преподавания биологии с психологи­ей. Актуализация психических особенностей познавательной дея­тельности при гуманизации содержания биологического образо­вания широко опирается на данные педагогической и возрастной психологии. Они обеспечивают методику данными о свойствах памяти, способах развития мышления, различиях в восприятии теоретического и эмпирического материала. Данные психологии

учитываются при разработке мотивов учения, развития познава­тельного интереса к изучению биологии и опыта творческой дея­тельности. Психология показывает направления развития потреб­ностей и способностей учащихся, помогает определить отноше­ния учителя и учащихся на основе сотрудничества.

Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о связи методики преподавания биологии с дидактикой. При затруднении используйте любой учебник педагогики.

В методике преподавания биологии широко используют кон­цепции и теории, разработанные отечественными психологами. Это деятельностная теория (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов), концепции стимулирования умственного разви­тия (Н.А.Менчинская, Д.Н.Богоявленский), обобщений в усвое­нии теоретических знаний (В. В.Давыдов, Д. Б. Эльконин), поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Та­лызина), проблемного обучения (В. Т. Кудрявцев, А. М.Матюшкин, М.И.Махмутов), личностно-ориентированного обучения (Е.В.Бон-даревская, И.С.Якиманская).

Вопросы для актуализации материала. Дополните материалы о свя­зи методики преподавания биологии с разными разделами психологии — общей психологией, возрастной и педагогической психологией. При за­труднении используйте соответствующие источники.

Связь методики преподавания биологии с логикой проявляет­ся в том, что при формировании биологических понятий, конст­руировании их состава, разработке методических систем, созда­нии различных классификаций необходимо использовать опреде­ленные логические приемы: анализ, синтез, абстрагирование, срав­нение, обобщение, систематизацию, классификацию, индукцию и дедукцию. Потребность в них возникает также в связи с созда­нием авторских программ, составлением учебных заданий и муль­тимедиа-средств.

Методика преподавания биологии связана с практикой работы школы. Деятельность учителей биологии может определять акту­альные направления методических исследований. Пример — по­явление нестандартных форм и методов преподавания биологии. В учительской практике зарождаются исследования по пробле­мам индивидуализации обучения, использования естественного природного окружения, профилизации, информатизации, форм контроля за уровнем подготовки учащихся. Некоторые учителя сами аргументируют свои методические находки, выполняя науч­ные исследования. Практика выступает как средство апробации и доказательства результатов методического исследования. Истин­ность гипотезы исследования подтверждается в практике с помо­щью экспериментов. Практика позволяет обнаружить «слабые» места разрабатываемой исследователем методики «осуществить» ее корректировку. Отличием методики является то, что результа­ты ее исследования могут внедряться непосредственно в практи­ку. Поэтому важно, чтобы будущий учитель биологии мог бы не только провести исследования, но и успешно внедрить получен­ные результаты.

Методика преподавания биологии тесно связана с биологией и другими естественными науками. Школьная биология отражает все основные области биологии — ботанику, зоологию, анатомию человека, морфологию человека, физиологию человека, живот­ных и растений, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение и др. Поэтому учителю биологии необходимы научные знания об объектах названных областей биологии, а также четкие представления о фундаментальных, таксономических и приклад­ных ее аспектах. Биология в последнее время все больше предста­ет перед учащимися как целостная наука, тесно связанная с дру­гими естественными и техническими областями знания. В связи с этим учителю важно представлять сущность биологических кате­горий, имеющих системообразующий характер. К таковым, по мнению Б.Д.Комиссарова (1991), относятся биологические сис­темы (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, экосистема, биосфера), процессы жизни (обмен веществ, функционирование, онтогенез), естественная система и наиболее крупные таксоны, а также эволюция как необратимое историческое развитие живой природы, определяемая изменчивостью, наследственностью и ес­тественным отбором организмов. Полноценно их можно анали­зировать при привлечении знаний из физики, химии, географии, экологии и геологии. Их включение в содержание биологическо­го образования позволяет формировать целостное представление о биологической составляющей научной картины мира.

Научные основы биологии включены в главную часть Государ­ственного образовательного стандарта «Биология». Три ее содер­жательные линии «Организм — биологическая система», «Над-организменные системы», «Многообразие и эволюция органиче­ского мира» отражают биоцентризм и полицентризм познания и ориентируют учителя на «многомерное» рассмотрение учащимся живых объектов в их взаимосвязи с компонентами окружающей среды.

Биологическая наука оказывает влияние не только на содержа­ние школьной биологии, но и на методы и средства обучения. Из методов обучения в адаптированном для учащихся виде целесооб­разно применять наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез и моделирование. В процессе проведения учебных экскурсий важно использовать способы полевых биологических исследований — маршрутные учеты, закладка пробных площадок, фитоценологи-ческое и геоботаническое обследование и др. Из средств обуче-


ния, включая наглядные пособия, на уроках биологии необходи­мо отдавать предпочтение демонстрации натуральных материа­лов. Поэтому важен научно аргументированный подход к их сбо­ру, обработке и использованию на уроках. Одной из приоритет­ных задач школьной биологии является формирование у учащихся умений работать с источниками биологической информации — справочниками, определителями, энциклопедиями, электронны­ми базами данных. Они помогают повышать общую и предмет­ную культуру учащихся.

В последние десятилетия отчетливо обозначилась связь мето­дики преподавания биологии с литературой и искусством. Об этом утверждает известный методист И.Т. Суравегина (1994). По ее мнению, эта связь обусловлена тем, что идея сохранения биосфе­ры и биологического разнообразия может реализоваться только при усилении аксиологического аспекта учебного материала. Об­щечеловеческие, государственные и национальные ценности со­хранения живого, сложившиеся в мире на протяжении длитель­ного времени в разных странах у многочисленных народов, име­ют глубокое культурное значение. К таким ценностям относят нормы, запреты, предписания, традиции, обычаи, привычки, ори­ентации нравственного, эстетического, практического, рекреаци­онного и познавательного характера. Их сущность ярко, образно, убедительно и доказательно раскрывается в литературных и худо­жественных произведениях. Поэтому учителя биологии постоян­но используют в процессе обучения учащихся фрагменты из про­изведений А.Пушкина, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Тургенева, С.Есе­нина, Н.Рубцова, С.Залыгина, Ф.Абрамова и др., репродукции картин А.Саврасова, А. Куинджи, И.Шишкина, И.Крамского, В. Поленова и др., а также музыкальные композиции Д. Шостако­вича, С. Прокофьева, А. Шнитке и др.

Произведения великих авторов стимулируют эмоциональную сферу учащихся, побуждают их к положительным действиям в окружающей среде.

Связь методики преподавания биологии с техникой и техноло­гией очень важна. Понятие о технике трактуется более или менее однозначно — как класс искусственных материальных образова­ний, предназначенных для обслуживания духовного и материаль­ного производства. Технология же понимается широко — как на­учная основа всех видов производства.

Отношения методики преподавания с техникой проявляются в том, что учащихся важно знакомить с научными основами отрас­лей производства, в которых используют живые системы — клет­ки, организмы, популяции, сообщества и экосистемы. Это преж­де всего сельскохозяйственное, биотехнологическое и микробио­логическое производства. Например, при знакомстве с первым из них нельзя обойтись без агротехнических и зоотехнических пред­ставлений и механизмов. Сегодня также актуально знакомство учащихся с техническими устройствами, которые компенсируют или исправляют функциональные нарушения организма челове­ка: аппараты искусственного дыхания, вспомогательные средства кровообращения (стимуляторы, дозаторы лекарств, искусствен­ное сердце), устройства очищения плазмы крови (искусственная почка) и др.

Особое место занимает знакомство учащихся с основами тех­нологий. Это технологии повышения продуктивности сельскохо­зяйственных растений и животных, штаммов микроорганизмов, комплексного производства на принципах безотходности, оценки состояния окружающей среды, переработки и хранения пищевых продуктов, получения лекарственных препаратов и др. В общем плане речь идет о раскрытии учащимся смысла труда, обеспечи­вающего воспроизводство биологических процессов и способству­ющего утверждению жизни, а также труда, противопоставляюще­го человека природе и игнорирующего специфику существования живого на Земле.

Большое значение для методики преподавания биологии име­ют связи с информационными технологиями. Они выступают в качестве способа и средства сбора и обработки биологической информации для выражения изучаемого объекта в новом каче­стве. При включении такой информации в процесс обучения био­логии возникает возможность моделировать биологические сис­темы, анализировать их современное состояние и прогнозировать пути дальнейшего развития этих систем.

Вместе с тем компьютерные технологии дают возможность уча­щимся изучать анатомические, морфологические, физиологичес­кие, экологические и другие особенности живых объектов в ре­жиме виртуальной реальности без причинения им какого-либо вреда и вмешательства в естественные процессы их существова­ния.

Итак, методика преподавания биологии как наука может пол­ноценно функционировать и развиваться только при тесных свя­зях с другими науками и сферами культуры цивилизованного об­щества.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Какое значение для учителя биологии имеет определение места методики преподавания биологии среди других наук? 2. Обоснуйте связь методики преподавания биоло­гии с философией. 3. Почему приоритетными считаются связи методи­ки преподавания биологии с биологической наукой, педагогикой, пси­хологией и практикой школы? 4. Аргументируйте связь методики пре­подавания биологии с литературой, искусством, техникой и техноло­гиями. 5. Предположите и выскажите свое мнение о новых направле­ниях расширения связей методики преподавания биологии с другими науками.


 

1.3. Методика преподавания биологии как учебная дисциплина

 

Ключевые понятия. Учебная дисциплина, методика преподавания биологии — учебная дисциплина.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Высказывать суждение о методике преподавания биологии как учебной дисциплине. 2. Назы­вать составные части методики преподавания биологии как учебной дис­циплины. 3. Характеризовать каждую составную часть методики препо­давания биологии.

Важное значение в профессиональной подготовке учителя имеет методика преподавания биологии как учебный предмет. Он вклю­чает не все методические знания, накопленные на протяжении истории ее функционирования, а только их основы. Они отбира­ются и актуализируются с учетом задач школьного биологическо­го образования, возраста учащихся и особенностей образователь­ного учреждения. В отличие от науки основная функция любого учебного предмета — образовательная. Это означает, что методи­ка преподавания биологии дает возможность получить будущим учителям систему методических знаний, способов деятельности и творческий опыт на основе анализа сформулированных наукой обобщений. Учебный предмет с учетом его приоритетной функ­ции строится по определенной системе (рис. 1.4). Она включает общую методику и связанные с ней частные методики — приро­доведения, изучения растений, грибов, бактерий и лишайников, животных, человека как биосоциального существа и общей био­логии.

Общая методика преподавания рассматривает приоритетные содержательные аспекты, усвоение которых необходимо для пол­ноценного преподавания и организации учения школьников.

Изучение аспекта истории научных открытий позволяет буду­щим учителям получить сведения о возникновении, становлении и тенденциях развития теоретических положений в науке. Он от­крывает широкие возможности для знакомства с учеными-мето­дистами, внесшими ценный вклад в практику методики препода­вания биологии. Анализ исторического материала способствует выявлению ошибок в преподавании основ биологии и накопле­нию творческого опыта в организации учения школьников.

Изучение методологии дает возможность получить обучающим­ся отчетливое представление о наиболее общих подходах к объек­тивному познанию методической действительности. К ним отно­сятся диалектика, системный анализ, деятельностный и личност­ный подходы; концепции образования, воспитания, развития и обучения; объект и предмет методики преподавания биологии; конструирование методической системы и внешних сред; методы

 

и логика научного исследования; взаимосвязь теории и практики обучения учащихся. Они способствуют усвоению будущими учи­телями теоретических основ методической научной работы, ее организации и применения способов исследования для получе­ния нового знания. Это обусловливает приобретение ими умений грамотно определять актуальность исследования и правильно вы­ражать его научный аппарат — цель, задачи, гипотезу, предмет, объект, теоретическую и практическую значимость. При этом у обучающихся складывается впечатление о необходимости осуще­ствления постоянного научно-методического поиска в будущей профессиональной деятельности. Такой поиск — одно из условий повышения мастерства педагога и улучшения качества биологи­ческой подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Изучение содержания биологического образования позволяет студентам получить обобщенные знания об учебном материале базового и полного (среднего) общего образования. Он также обес­печивает освоение ими требований обязательного минимума Го­сударственного образовательного стандарта в контексте трех ос­новных содержательных линий: «Организм — биологическая сис­тема», «Надорганизменные системы», «Многообразие и эволюция органического мира». При анализе содержания возникает объек­тивная возможность в выражении учебного материала с помощью четырех взаимосвязанных компонентов — знаний (сведений, фак­тов, понятий, закономерностей, теорий и учений), способов дей­ствия (интеллектуальных и практических), эмоционально-ценно­стных отношений (нравственных, эстетических, познавательных, рекреационных, экономических) и опыта творческой деятельнос­ти (частично-поискового, эвристического, исследовательского). На основе осмысления содержания его можно упорядочить в систему понятий — методологических, историко-научных и биологиче­ских. С помощью этой системы любая из изучаемых тем представ­ляется как совокупность взаимосвязанных единиц биологическо­го знания, обеспечивающая формирование научных взглядов на живую природу. Постижение содержания биологического образо­вания влияет также на приобретение профессионально значимых способов действия — определять учебный материал в системе по­нятий для уроков и внеклассных занятий, использовать Государ­ственный образовательный стандарт при разработке собственных программ, методических рекомендаций и дидактических средств, оценивать созданные методики преподавания биологии в ситуа­ции обновления школьной биологии.

Изучение аспекта организационного оформления средств обу­чения позволяет получить студентам представление о совокупно­сти форм, обеспечивающих полноценное биологическое образо­вание учащихся. Эту совокупность составляют индивидуальная, групповая, фронтальная, внешкольная, внеурочная, домашняя и самостоятельная работы, экскурсии, полевые практикумы и урок. Особую ценность имеют знания об уроке биологии, ибо он в наи­более полном составе может представлять все компоненты про­цесса обучения — целевой, содержательный, процессуальный и контрольно-оценочный. Поэтому в рамках общей методики пре­подавания биологии отражаются такие важные характеристики урока, как функции (образовательная, воспитательная, развиваю­щая, информационная, эвристическая, корректирующая, конт­рольно-оценочная), содействующие им задачи, совокупность био­логических понятий, необходимые методы и средства усвоения, способы контроля и оценки уровня подготовки учащихся. При изучении обозначенного аспекта возникает возможность получе­ния знаний о разнообразии типов уроков биологии: по месту уро­ка в курсе и теме, по характеру познавательной деятельности и содержания изучаемого материала, по целям организации заня­тия. Вместе с этим приобретаются и знания о структурных ком­понентах урока и последовательности их реализации с учетом воз­раста учащихся, наличия оборудования и уровня профессиональ­ного мастерства учителя. Анализ материала об организационном оформлении процесса обучения биологии побуждает будущих учи­телей к творческому поиску нетрадиционных форм, ориентиро­ванных на реализацию личностного потенциала учащихся — спо­собностей, интересов, мотивов и потребностей.

Изучение аспекта методов осуществления биологического об­разования позволяет получить будущим учителям целостное пред­ставление о способах обучения и воспитания. У них возникает мнение о методах как сложном явлении образования. Признак внешнего выражения методов — обмен биологической информа­цией между учителем и учащимися, когда используется слово (речь), образ (предмет) и действие. Методы являются также спо­собом управления и самоуправления учебно-познавательной дея­тельности, ее организации, стимулирования и мотивации. С по­мощью методов обеспечиваются все этапы познавательного про­цесса — от постановки исходной задачи до контроля за ее реше­нием включительно. Эти характеристики методов комплексно обеспечивают как обучение (получение биологических знаний), так и интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие, а так­же воспитание, связанное с выработкой определенных взглядов, отношений, поведения и действий в природе. Поэтому общая методика предоставляет возможность знакомиться обучающимся с разными группами методов обучения (передача и восприятие информации, логический и гностический методы, управление учебной деятельностью, стимулирование эмоциональной сферы, формирование интереса к учению, устный и письменный конт­роль) и воспитания (убеждение, упражнения, комментирование, пример, разъяснение, диспут, этическая беседа). Полученное представление о методах обучения позволяет правильно их использо­вать в учебном процессе — для чего; в каком сочетании и какой последовательности; в сочетании с какими средствами наглядно­сти и др.

Изучение аспекта материальной базы позволяет формировать у будущих учителей представление о средствах преподавания био­логии — материальных и идеальных объектах, используемых пе­дагогами и учащимися для продуктивного усвоения биологичес­кого содержания. Все средства преподавания биологии (лабора­торное оборудование, модели, живые объекты, компьютерная тех­ника, программы, изобразительная наглядность и др.) накаплива­ются и используются в кабинете биологии, уголке живой приро­ды, на учебно-опытном участке. Поэтому учителю важно знать об отдельном правильном использовании этих средств и комплекс­ном использовании при грамотном дополнении одних другими.

Общая методика преподавания биологии тесно связана со все­ми частными методиками. Ее теоретические положения базиру­ются на частнометодических достижениях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Следовательно, методика как учебный предмет едина, ибо в ней согласованно сочетаются общая и особенные части.

Вопросы для актуализации материала. На основе материалов из общей педагогики и собственного опыта дополните сведения об общей методике преподавания биологии. Обратите внимание на значение час­тных методик в профессиональной деятельности учителя-предметника.

Выразителями особенной части общей методики преподава­ния биологии являются частные методики. Представим краткие их характеристики.

Методика преподавания природоведения способствует полу­чению будущими учителями знаний о целях и задачах курса, со­держании естественно-научного материала, а также формах, ме­тодах и средствах его усвоения. На уровне конкретных методик они получают практические умения по организации преподава­ния и учения школьников.

Методики изучения растений, грибов, бактерий и лишайников обеспечивают будущих специалистов знаниями о целях и задачах курса. Они ориентируют их на выяснение методических особенно­стей усвоения учащимися представлений о названных объектах — строении, функционировании, взаимосвязях, эволюции, сообще­ствах, использовании и охране. Такими особенностями являются широкое использование натуральных наглядных средств (живых существ и их частей), методы физиологического опыта, модели­рования ботанических объектов, образного рассказа и беседы на уроках, лабораторных и практических работах, экскурсий.

Методика изучения животных знакомит будущих учителей с целями и задачами курса, содержанием материала о животном организме, многообразии животных, их индивидуальном и исто­рическом развитии, изменениях в животном мире под воздействием человека. Она ориентирует на усвоение таких форм, методов и средств, которые обеспечивают качественную подготовку учащихся. К ним можно отнести уроки изучения нового материала, уроки-практикумы, уроки-проекты, медиа-уроки, экскурсии; методы опи­сания внешнего строения животных, анализа их органов и систем органов, мысленного эксперимента при использовании натураль­ных, изобразительных и технических средств.

Методика изучения организма человека ориентирует студен­тов на усвоение знаний и способов деятельности, связанных с восприятием и осмыслением учащимися особенностей биологии человека. Для этого им важно знать о специфических методах обучения. Таковыми являются реальный и мысленный физиоло­гический эксперименты, причинное объяснение процессов жиз­недеятельности организма, комплексное описание органов и их систем. Они успешнее реализуются на уроках проблемного обуче­ния, самостоятельной, лабораторной и практической работы, ис­следовательской направленности.

Методика изучения раздела «Общая биология» предполагает усвоение будущими специалистами форм, методов и средств, с помощью которых внимание учащихся акцентируется на теорети­ческой важности и практической значимости общечеловеческого материала, сущности биологических теорий и концепций, разра­ботанных на основе взаимосвязи с химической, физической, эко­логической, географической, медицинской, сельскохозяйственной науками.

Обозначенная методика предполагает также знакомство с ро­лью общей биологии в профильном обучении учащихся старших классов.

Изложенное выше позволяет утверждать, что освоение мето­дики преподавания биологии будущими специалистами связано с профессиограммой учителя. Она является идеальной моделью ква­лификационной подготовки специалиста и отражает такие важ­нейшие аспекты деятельности учителя биологии, как обучающая, воспитательная, развивающая, информационная, коммуникатив­ная, организационная и исследовательская.

Вопросы для актуализации материала. Обратитесь к преподавате­лю с просьбой о предоставлении вам профессиограммы учителя биоло­гии. Прочитайте ее. Выясните взаимосвязи методики преподавания био­логии как учебного предмета с разными аспектами профессиограммы.

Учебный предмет реализуется через систему организационных форм обучения будущих учителей. Она включает лекции, лабораторно-практические занятия, педагогическую и полевую практи­ки, а также самостоятельную (внеаудиторную, учебно-исследова­тельскую) работу. Учет качества подготовки специалистов осуще­ствляется с помощью таких форм контроля и оценки, как собесе­дование, контрольная работа, зачет, экзамен, курсовая и диплом­ная работы.

Лекции позволяют ввести студентов в методическую науку. Ее преимущество заключается в том, чтобы выразить методологиче­ские и теоретические ориентиры для дальнейшей самостоятель­ной работы с содержанием учебного материала. Лекция дает воз­можность уловить ход основных мыслей, логическую последова­тельность, определить смысловые единицы и проследить исполь­зованные приемы мыслительной деятельности. Лекция в целом выполняет ознакомительную функцию.

Лабораторно-практические занятия, полевая и педагогическая практики углубляют и детализируют лекционный материал. На этих занятиях знания «переходят» в интеллектуальные и практи­ческие способы деятельности. При этом преобладающее положе­ние занимают работы частично-поискового, эвристического и учебно-исследовательского характера. В результате реализации системы обозначенных форм будущий специалист овладевает об­разовательной, коммуникативной, организационной и исследо­вательской функциями.

Самостоятельная работа представляет собой деятельность сту­дентов по усвоению методических знаний, способов действия и творческого опыта как под руководством преподавателя, так и без его непосредственного участия. При прилежном выполнении са­мостоятельной работы и грамотной организации она усиливает все другие формы подготовки, усложняет учебные мотивы, совер­шенствует обобщенные приемы учения, обеспечивает професси­ональное и личностное развитие.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте общую характеристику методике преподавания биологии как учебной дисциплине. 2. Назовите основные составные части методики преподавания биологии. 3. Кратко охарактеризуйте каждую из частей. Существуют ли связи между частями методики преподавания биологии? Ответ обоснуйте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.