Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация учебной деятельности учащихся






Ключевые понятия. Мотивация, мотивы учебной деятельности, фак­торы формирования познавательного интереса к биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определение мотивации. 2. Называть и характеризовать мотивы учебной деятельнос­ти. 3. Называть, характеризовать факторы формирования познаватель­ного интереса к биологии и обосновывать взаимосвязи между ними.

В условиях обновления российского образования происходит смещение общеобразовательного акцента с усвоения основ наук в сторону развития личности. Изменяются функции учебных пред­метов, которые как объекты изучения все больше становятся сред­ствами качественного изменения индивидуальных свойств лич­ности — способностей, интересов и потребностей. Задача совре­менной школы заключается не столько в формировании конкрет­ных предметных знаний, сколько в обучении общим методам по­знания и стимулированию мышления учащихся.

Успех обучения биологии во многом определяется полноцен­ной реализацией всех этапов процесса усвоения разных видов познавательной деятельности. Первым этапом является мотива-ционный. Известно, что если учащийся не представляет, зачем нужно изучать тот или иной биологический материал, не имеет

желания учиться, то научить его невозможно. Следовательно, преж­де чем организовать учебу учащихся, учитель биологии должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспе­чивает ее с психологических позиций. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы, как способность воспринимать учебную информацию, осмысливать, запоминать, воспроизводить и переносить ее в новые ситуации. Для этого тре­буются умственные, эмоциональные и волевые усилия. Поэтому учащийся должен отчетливо представлять, для чего нужен пред­лагаемый к усвоению учебный материал. Стало быть, в обучении необходимо идти от мотивов к цели и задачам, а от них к содер­жанию и соответствующим формам, методам и средствам.

Мотив — это внутренний побудительный импульс, заставляю­щий человека выполнять действия. Одни мотивы, побуждая дея­тельность, придают ей личностный смысл, и поэтому их называ­ют смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними и вы­полняющие роль побудительных позитивных или негативных фак­торов, лишены смыслообразующей функции и обозначаются как мотивы-стимуляторы. При обучении биологии важным является культивирование смыслообразующих мотивов, которые условно разделяются на внешние и внутренние. К первой группе относят вынужденное изучение биологии, получение высоких оценок ради престижа и лидерства, стремление оказаться в центре внимания сверстников и др. Ко второй группе мотивов относят познание новых и неизвестных биологических явлений из-за интереса, по­лучение сведений об организме человека для организации здоро­вого образа жизни, поиск материалов о профессиях, связанных с использованием живых систем.

Для реализации целей современного биологического образо­вания необходимо формировать внутренние, личностные учеб­но-познавательные мотивы, ориентированные непосредственно на содержание учебного материала и учебной деятельности уча­щихся.

Вопросы для актуализации материала. На основе любых психоло­гических источников дополните сведения о мотивации и мотивах учеб­ной деятельности учащихся. Почему в современных условиях усиливает­ся внимание к формированию мотивов учебной деятельности?

Рис. 1.5. Факторы формирования познавательного интереса к школьной биологии

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется моти­вами, которые во внутреннем плане выражаются через познава­тельный интерес. Он выступает как «избирательная направлен­ность личности», обращенная к области познания, к ее предмет­ной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г. И. Щуки­на, 1971). Своеобразие познавательного интереса состоит в тен­денции человека, обладающего познавательным интересом, углуб­литься в сущность познаваемого, а не быть на поверхности явле­ний. Именно в этом смысле познавательный интерес и составляет тот важнейший мотив учебной деятельности, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, предметам И побуждает их учиться с желанием, а также с эмоциональными переживаниями от умственного труда. Показателями познаватель­ного интереса учащихся к предмету, включая биологию, являются активная включенность в учебную деятельность, сосредоточен­ность на выполнении репродуктивных и творческих работ, учас­тие в конкурсах и олимпиадах и др. Они достигаются при целе­направленной и совокупной реализации определенных факторов н процессе обучения биологии (рис. 1.5).

В начале познавательной деятельности важна мотивация дей­ствий и поступков, которая должна быть ориентирована на обес­печение понимания значения усваиваемого учебного материала, культивирование ответственного отношения к учебе и стимули­рование общего интереса. В практике обучения биологии опреде­лилось достаточное количество способов мотивации познаватель­ной деятельности. Могут задаваться мотивационные установки — подготовка к восприятию нового материала, фиксирование вни­мания на уже изученном материале, актуализация результатов наблюдений за живыми объектами и др. Однако большая часть этих способов обусловлена обозначенными ранее факторами.

Приоритетное значение в становлении познавательного инте­реса имеют такие аспекты содержания биологического материала, как исторический, практическое значение знаний, современные научные достижения и необычные биологические явления.

Важным являются разъяснение и выяснение самими учащими­ся практического значения биологических знаний, их роли в по­вседневной жизни каждого человека, а также хозяйственной дея­тельности страны. Например, при изучении биологии в 6 классе мотивацией учебной деятельности может служить опора на зна­ния и умения, приобретенные учащимися по возделыванию раз­личных растений на своих огородах, дачных и садовых участках. На основе актуализации знаний об условиях и факторах получе­ния высоких урожаев они убеждаются в необходимости усвоения теоретического материала. Особое значение обобщенные знания об организме человека, его нормальном функционировании и вли­янии на него социальных, экономических и экологических фак­торов имеют для поддержания здоровья и организации здорового образа жизни. Усвоение знаний в области цитологии может выс­тупать как мотив к познанию генетических закономерностей, спо­собствующих воспроизводству здоровых поколений.

В опыте работы учителей биологии накоплен богатый матери­ал по ознакомлению с профессиями, для которых необходимы знания о живых системах. Перечень этих профессий достаточно широк — от физиологов, ботаников, зоологов (ихтиологов, орни­тологов, герпетологов и др.) до агрономов, зоотехников и меди­цинских работников. Практически на каждом уроке биологии можно показывать общественную ценность биологических зна­ний и связанных с ними способов деятельности в современной жизни, указывать на их культурную роль и одновременно подчер­кивать личностную значимость. В последнее время стали особен­но востребованы профессии, связанные с развитием таких сфер биологии, как инженерная физиология, инженерная энзимоло-гия, тканевая и клеточная инженерия, микробиологический ана­лиз ферментов, антибиотиков и гормонов, создание и хранение качественных пищевых добавок — красителей, загустителей, аро­матизаторов, клонирование живых систем.

Биология обладает достаточными возможностями для акцен­тирования внимания учащихся на необычных фактах, явлениях и феноменах живой природы. Она использует метафоры, ассоциа­ции, все то, что побуждает к активному мышлению, вызывает чув­ство нового, интерес к новому, стимулирует эмоциональную и волевую сферы и в итоге пробуждает любовь к знаниям. Любовь к знаниям, как известно, лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как явления митоза и мейоза, передача наследственной информации от предков к потомству, приспособ­ление к среде различных живых существ, возникновение жизни на Земле, происхождение человека, причины проявления болез­ней, вызывают большой интерес у учащихся, который выступает основой мотивации учения.

Привлекательным для учащихся является материал об истории становления и развития биологической науки. Использование принципа историзма может выступать как фактор формирования мотивов в процессе обучения. Этот принцип в последнее время все больше актуализируется в связи с гуманитаризацией содержа­ния школьной биологии, способствующей повышению культуры познания живых объектов. Поэтому во всех вариантах новых про­грамм по биологии обращается внимание на рассмотрение дости­жений биологии в контексте их прошлого, настоящего и будуще­го. Это относится в первую очередь к раскрытию сущности теоре­тических обобщений — эволюционной, клеточной теории, хро­мосомной теории наследственности, учения о биосфере, теории антропогенеза и гипотезы о происхождении жизни на Земле. На­пример, теория Ч.Дарвина развернула принцип историзма. Ее биологическими предпосылками были линнеевская систематика с соподчиненностью таксонов, идеалистическая морфология, ла-марковские представления о постепенном усложнении видов и прогрессивном направлении эволюции. Осмысление этих и дру­гих явлений позволило ученому «пережить» ортодоксальный кре­ационизм, идеи скачкообразной и постепенной эволюции и «по­дойти» к обоснованию теории естественного отбора. Она, как из­вестно, обогащенная генетическими, эволюционными и цитоло­гическими представлениями, открывает широкую перспективу для дальнейшего развития новых аспектов теоретической и практи­ческой биологии — управляемой эволюции, коэволюции, селек­ции высокопродуктивных сортов и пород, воспроизводство ред­ких и исчезающих видов.

Таким образом, само содержание школьной биологии — мощ­ная мотивационная база учения школьников.

Большую роль в мотивации учения играет организация учеб­ной деятельности учащихся с различными источниками биологи­ческой информации. При обучении биологии, как известно, при­меняется значительное количество разнообразных средств обуче­ния, в которых отражены свойства биологических объектов. Эта материальная база в обучении биологии оказывает позитивное воздействие на формирование мотивов учебной деятельности. В хорошо оборудованном кабинете биологии, уголке живой при­роды учащиеся могут удовлетворять возникающие потребности в постоянной деятельности с микроскопом, инструментами, про­стейшими приборами, гербариями, коллекциями, влажными пре­паратами и др. Поэтому так важно иметь разработанные инструк­тивные материалы с последовательностью выполнения лаборатор­ных и практических работ, проведения простейших биологиче­ских экспериментов, а также правила применения компьютерных программ и демонстрационных средств. Материальное обеспече­ние деятельности учащихся способствует осуществлению упраж­нений психических функций — восприятия, внимания, мышле­ния и памяти, стимулированию эмоциональной и волевой сфер.

Новое поколение учебников по биологии также ориентирова­но на формирование мотивов учения. В начале многих тем чеб­ников приведены целевые установки, раскрывающие их назначе­ние. В конце тем обозначены основные термины и понятия, ко­торые помогают учащимся в анализе содержания материала. Во многих учебниках биологии мотивация усилена обращением к личности учащихся: «Докажите...», «Дайте обоснование...», «Вы­разите свою позицию или точку зрения...», «Подумайте и дайте обоснование практической значимости...». Позитивным является то, что тексты учебников обогащены яркими и образными рисун­ками, привлекающими внимание учащихся и побуждающими их к рассмотрению, описаниям, объяснениям и переносу знаний в новые ситуации.



Методы обучения, выражающие взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, также влияют на мотивы учения. Сочетание методов, включение в процессе обучения разных видов объясне­ния (причинного, функционального, пространственного), бесед (актуализирующей, обобщающей, повторительной, эвристической), моделирование побуждают учащихся к активной учебной деятель­ности.

В процессе обучения биологии мотивацией могут быть и орга­низационные формы. Это нетрадиционные уроки, применение групповой работы учащихся, экскурсии в природу, занятия в биб­лиотеке и компьютерном классе. Большой интерес вызывают уро­ки-игры, уроки-путешествия, уроки-«мозговые штурмы», уроки-«анализ конкретной ситуации», уроки-КВН. Особую роль в раз­витии мотивов играют коллективные формы работы. Групповая работа помогает включить в активную деятельность весь состав класса, между учащимися которого возникает соревнование и уси­ливается эмоциональная привлекательность. При такой органи­зации в учебную деятельность включаются даже самые слабые учащиеся, подбирая примеры из учебника, обсуждая тему. Силь­ные и средние школьники выдвигают идеи, предлагают способы решения учебной задачи, выступают в роли критиков и аналити­ков. В коллективной работе каждый из них может выступать субъектом учебного процесса, играть в нем активную роль, ибо получает возможность выбирать посильное задание, что усилива­ет его мотивацию.

Важным фактором мотивации учебной деятельности являются личность учителя биологии, его человеческие качества и профес­сиональное мастерство. Поведение на уроке, настроение, речь учителя, его внимательный взгляд могут оказывать сильное эмо­циональное воздействие на учащихся, настраивая их на работу. Любовь к своей профессии, умение вовлечь учащихся в активный труд и другие качества влияют на мотивы усвоения содержания школьной биологии.

Определенную роль в мотивации играет и оценка учебной де­ятельности учащихся. В методике преподавания биологии накоп­лен богатый опыт применения интересных способов контроля за результатами обучения. Это выполнение специальных заданий с использованием текста учебника, его рисунков, изобразительных и натуральных средств наглядности, компьютерных программ, вза­имопроверки, составление схем биологических объектов, распо­знавание и определение растений и животных. Важны также спо­собы самооценки достигнутых результатов обучения.

Необходимым средством формирования положительных моти­вов учебной деятельности служит проблемное обучение. Содер­жание школьной биологии таково, что его невозможно усвоить только с помощью репродуктивных методов. Важно, чтобы уча­щиеся получили знания не в готовом виде, а добывали их само­стоятельно с использованием соответствующих способов. Проблем­ное обучение — один из признаков современного урока, способ­ствующий развитию творческого мышления учащихся. Интеллек­туальное обогащение, по утверждению психологов, осуществля­ется только в условиях преодоления трудностей. Оно заключается в том, что учащиеся не могут выполнить задание известными им способами и поэтому вынуждены находить новые пути решения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.