Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Актуальность проблемы.






САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

 

На правах рукописи

БУЛАТОВА

Ирина Леонидовна

 

 

МАЛАЯ СЦЕНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

НА РУБЕЖЕ XX – XXI ВЕКОВ

 

 

Специальность 17.00.09 «Теория и история искусства»

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

Кандидата искусствоведения

 

 

Санкт-Петербург


 

Работа выполнена на кафедре искусствоведения

Санкт Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

 

 

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения, доцент

Дележа Елена Мироновна

Официальные оппоненты:

Доктор философских наук, профессор

Махлина Светлана Тевельевна

 

Кандидат искусствоведения

Семенова Марианна Борисовна

Ведущая организация:

Защита состоится 20 июня 2008 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 602.004.02 при Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт-Петербург, улица Фучика, 15

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов

 

 

Автореферат разослан 19 мая 2008 года

 

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Кандидат культурологии, доцент А.В. Карпов


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

Театральное искусство и его специфику в значительной степени определяет сценическое пространство, в частности тип сценического площадки. В отечественном театроведении в основном изучались постановки большой сцены, а малой сцене не уделялось должного внимания. Тем не менее, малая сцена является неотъемлемой частью современного театрального процесса, активно участвуя в развитии современного театрального искусства, а именно в поиске новых форм и воплощения современной драматургии, новых способов общения со зрителем. Большую и малую сцены объединяют общие законы театра: художественная целостность спектакля, условность происходящего, принципы работы над ролью, создание образа роли и образа спектакля. Оба вида сцены сосуществуют, влияя друг на друга, но при этом, не заменяя один другого.

Своеобразие малой сцены в том, что она скупа, аскетична и более близка сложным театральным жанрам, которые апеллируют к зрителю интеллектуальному, стремящемуся прикоснуться к глубинным проблемам, которые решает высокое искусство, к проблемам бытия. Малая сцена дает возможность сконцентрировать на небольшом пространстве игры усилия актера, режиссера, художника, выразить мысль автора, используя минимум театральных выразительных средств.

У театральных деятелей и у зрителей отношение к малой сцене всегда было различным. Кто-то считал ее веянием моды, не имеющим глубоких корней, кто-то в постановках малой сцены видели дополнительную возможность работать из-за недостаточной востребованности на большой сцене. Но были и те, для кого пространство малой сцены стало основным и единственным делом, смыслом всей творческой жизни.

Каким бы ни было отношение к малой сцене театральных деятелей, все сходились в одном, что она предоставляют большие возможности для творческого эксперимента в театральном искусстве.

Ее значение подчеркивал классик отечественной режиссуры ХХ века Г.А. Товстоногов: «Малые сцены … ни в коей мере не противостоят театрам. Они катализаторы театрального процесса, они в состоянии его подтолкнуть, обогатить»[1]. Опыт работы на малой сцене необходимо рассматривать не как опыт театральной работы вообще, а как часть театрального процесса. Малая сцена была вызвана к жизни самим ходом развития театра, ее уникальность состоит, в особом значении, которое еще предстоит изучить. Сегодня малая сцена активно развивается все более набирая темп, что подтверждается практикой современного театра.

В данной работе будет исследоваться развитие малой сцены конца XX – начала XXI века на примере петербургских театров. Также будут изучены художественно-эстетические особенности бытования малой сцены и история возникновения и развития малой сцены в России, влияние на театральный процесс, позволяющее выделить ее как особое художественное явление в современной театральной культуре.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.