Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень разработанности проблемы.






На сегодняшний день в искусствоведении не существует специального целостного научного исследования, посвященного проблемам малой сцены. Важный материал для исследования дали работы по изучению художественного пространства, а именно: М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики»[2], в которой изучается понятие художественного хронотопа. Эта взаимосвязь художественного времени и пространства, позволяющая исследовать, в том числе и особенности малого пространства.

Представляет ценный материал работа В.А. Фаворского «О пространстве в живописи»[3], в котором формулируется типология художественного пространства, используемая в диссертационном исследовании.

Исследование П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»[4] является фундаментальным трудом по изучению художественного пространства и времени в искусстве. Особенности пространства исследованы максимально полно, предоставляя богатый материал для изучения сценического пространства.

Фундаментальный труд Ю.М. Лотмана «Об искусстве»[5], посвященный общим проблемам искусства и в частности театра раскрывает основные законы возникновения и существования художественного произведения, в том числе спектакля. Законы взаимоотношения актеров на сцене, воздействие актера на зрителя, сущность художественного текста, произносимого со сцены, раскрыты во всей художественно-эстетической полноте и носят универсальный философский характер, без которого трудно себе представить разработку такого понятия как «художественное явление» в современной театральной культуре.

Автобиографическая книга К.С.Станиславского: «Моя жизнь в искусстве»[6], произведение ставшее классикой и даже основой отечественного театроведения подробно рассматривает работу в студии, что, безусловно, важно для данного диссертационного исследования. Также в книге рассмотрено такое направление деятельности как театральный эксперимент в малом пространстве, определенным образом характеризующий постановки на малой сцене.

В двухтомнике Вл.И. Немирович-Данченко «Театральное наследие»[7] собраны статьи, речи, беседы, письма, относящиеся к различным периодам творчества великого режиссера и театрального деятеля. Многие из этих статей представляют большой интерес для автора диссертации, ибо в них, исследуется работа над спектаклем, идет речь об искусстве актера и режиссера.

Сборник статей Вс.Э. Мейерхольда «О театре»[8] заключает в себе развитие его взглядов на сущность театра и подробно рассматривает режиссерские постановки 1905-1912 годов. Особый интерес для исследования представляет 1-я часть, в которой рассматривается работа Студии на Поварской, основанной К.С. Станиславским и Вс.Э. Мейерхольдом в Москве в 1905 году.

Труды А.А. Гвоздева представленные в сборнике «Театральная критика»[9], также носят фундаментальный характер. Статьи, содержащиеся в данном сборнике, дают возможность охарактеризовать своеобразие культурной жизни и самые важные ее события, связанные в первую очередь с именами Вс.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова и других режиссеров того времени.

В работе К.Л. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд»[10] исследуется творческий путь великого режиссера, анализируется процесс создания лучших его постановок, в том числе на малой сцене, оказавших большое влияние на развитие российского и мирового театра. Книга особо ценна тем, что в ней уделяется большое внимание изучению творческих принципов Мейерхольда, как в режиссуре, так и в работе с актером, носящих фундаментальный характер и ставших основой одной из систем современного российского театра.

В исследовании В.В. Базанова «Сцена ХХ века»[11] рассматривается, главным образом, пространственная организация сцены, в том числе и малой. Архитектура и техника театральной сцены, как в нашей стране, так и за рубежом. Обширный фактический материал, а также исследования эволюции различных типов сцены помогают раскрыть особенности малого сценического пространства и его отличия от большой сцены. Монография Базанова также затрагивает развитие новых, экспериментальных площадок в тесной связи с породившими их художественными течениями и художественно-эстетические программы великих режиссеров мира, таких как: К.С. Станиславский, Вс.Э. Мейерхольд, Н.П. Охлопков, Г. Крэг, А. Антуан, Ж. Копо, Е. Гротовский и другие, работавшие, в том числе, на малой сцене.

Среди режиссеров, обращавшихся к практике работы на малой сцене, заслуживают внимания работы Ф.Н. Каверина и А.Д. Попова «Спектакль на малой сцене», [12] дающие практически ценный материал об искусстве актера, режиссера и художника в пространстве малой сцены на примере Театра на Сретенке». В работе исследованы такие вопросы как, преодоление малых размеров сцены для создания художественного образа спектакля; организация светового оборудования в пространстве малой сцены, поиск сценографического решения, опыт построения мизансцен, особенности актерской игры, а также грима, реквизита, костюмов в спектакле на малой сцене.

В следующих трудах Ф.Н. Каверина «Техника работы на малой сцене»[13] и «Оформление спектакля на малой сцене»[14] более полно раскрыты такие вопросы как, основные принципы работы малой сцены, общее оформление сцены, роль света на малой сцене, работа с актером и построение мизансцен. Теоретические выводы здесь подкреплены примерами и спектаклей и дают достаточно полную картину специфики работы в пространстве малой сцены. Но практика данной работы относится к опыту 1930х годов и адресуется, главным образом самодеятельным театрам, работающим в пространстве малой сцены.

Большое количество газетных и журнальных статей посвященных постановкам спектаклей на малой сцене появилось лишь в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Среди них были работы критиков и театроведов: З.В. Владимировой, А.П.Свободина, А.М.Смелянского, Ю.С.Смелкова, Т.К.Шах-Азизовой, [15] которые осмысляли теоретические особенности развития малой сцены. В статьях затрагиваются вопросы теории, истории и эстетики развития малой сцены, в них представлен критический анализ отдельных спектаклей, идущих на малой сцене.

Высказывания относительно определения малой сцены как явления и ее роли в театральном процессе драматургов М.М. Рощина[16], Н.С. Павловой, режиссеров Г.А.Товстоногова, О.Н. Ефремова, Р.Г. Виктюка, Ф.Р.Веригиной, актеров Р.Я. Плятта, А.С. Лазарева, Н.И. Дробышевой и других помогли осветить особенности и проблемы малой сцены изнутри с точки зрения практического опыта деятелей различных театральных профессий.

Особо необходимо отметить статьи авторов: М.Ю. Дмитревской[17], О.Е. Скорочкиной[18], Ж.О. Зарецкой[19], Н.В. Песочинского[20], Н.А. Шалимовой[21], Е.Ю. Герусовой[22], и других, которые помогли исследовать развитие современной малой сцены и тех театров, спектакли которых наиболее полно были раскрыты в 3-й главе.

Ценный материал для исследования дали диссертации Б.М. Поюровского «Проблемы театра малых форм»[23], Н.К. Петровой «Театральное искусство Монмартра (формирование театров малых форм во Французской театральной культуре XIX века)», Э.А. Мамедова «Театры малых форм Чехи 1960 – х г.г.». Недавно была защищена диссертация по культурологии, изучающая проблему малой сцены через театральное пространство: «Малая сцена в театральном пространстве России XX – начала XXI веков: культурологический аспект». Автор в данной работе выделил следующие особенности малой сцены, а именно: «элитарность, превалирование диалога над коммуникацией, человеческого компонента над техническим, активного личностного начала над пассивной анонимностью»[24].

Вероятно, это справедливо, но думается, что изучение особенностей малой сцены, происходящее в культурологическом аспекте, с использованием соответствующей лексики, важно, но не исчерпывающе. Так как исследование художественно-эстетических особенностей малой сцены необходимо решать в первую очередь в области искусствоведения, не исключая при этом, достижений культурологического исследования, помогающего посмотреть на предмет с социально-культурной точки зрения.

Несмотря на полноту вышеперечисленных изданий, специального научного исследования, посвященного проблеме малой сцены в современном театроведении, до сих пор не существует. Поэтому автор данной работы, обобщив уже накопленный опыт в изучении проблем малой сцены, систематизировал все аспекты исследования в трех главах, касающихся: теоретических основ бытования малой сцены, ее истории, и сегодняшнего дня, на примере спектаклей двух Петербургских театров: Экспериментальной сцены под рук. А. Праудина и театра «Особняк». На основе полученных данных будет сделан общий вывод о существовании малой сцены как художественного явления современной театральной культуры.

Объектом исследования является малая сцена в современной театральной культуре

Предметом исследования являются художественно-эстетические и исторические аспекты развития малой сцены.

Цель диссертационной работы – определить место и роль малой сцены в современной театральной культуре на примере санкт-петербургских театров Экспериментальной сцены под рук.А. Праудина и театра «Особняк».

Основные задачи работы:

- раскрыть художественно-эстетические принципы и особенности пространства малой сцены;

- выявить специфику творчества актера, режиссера, художника в пространстве малой сцены.

- определить особенности воплощения драматургических произведений на малой сцене.

- выявить особенности зрительского восприятия спектаклей малой сцены.

- определить основные этапы истории развития малой сцены в России.

- проанализировать принципы работы малой сцены на примере современных санкт-петербургских театров: Экспериментальная сцена под рук. А. Праудина и театра «Особняк».

- обосновать существование малой сцены как художественного явления в современной театральной культуре.

Теоретико-методологическим основанием для данного исследования являются работы по философии, эстетике, истории и теории театра, теории и практике театрального искусства: П.А. Флоренского[25], М.М. Бахтина[26], Ю.М. Лотмана[27], К.С. Станиславского[28], В.Э. Мейерхольда[29], А.А. Гвоздева[30], П.А. Маркова[31], К.Л. Рудницкого[32], В.В. Базанова[33], Т.Е. Шехтер[34], С.Т. Махлиной[35], Л.И. Гительмана[36], Д.Н. Катышевой[37] и других.

В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление малой сцены как явления театральной культуры, в том числе:

1. Культурно-исторический метод. Цель - изучения становления и развития такого художественного явления в театральной культуре, как малая сцена.

2. Типологический метод. Цель - создание типологии пространства малой сцены для систематизации и изучения ее особенностей.

3. Метод описания и анализа драматических спектаклей. Цель - выявление особенностей постановки спектаклей малой сцены.

4. Метод сравнительного анализа. Цель - сопоставление особенностей спектаклей разных типов малой сцены.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.