Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Съемка архитектуры






 

Каждое здание, каждый архитектурный ансамбль, каждая планировка и внутренняя отделка помещений (интерьер) содержит; определенный замысел, подчиненный назначению этих сооружений. Фотограф обязан отразить на снимке основную идею и замысел архитектора, а также высокую технику строителей.

Архитектурная съемка как на натуре, так и внутри помещений довольно сложна, что объясняется главным образом тем, что один и тот же архитектурный объект, снятый с различных точек или при различном освещении, будет передан на фотографическом изоб­ражении по-разному. В одном случае снимок правильно пере­даст замысел архитектора, а в другом обеднит его и даже исказит. Поэтому, прежде чем снимать какое-либо здание или ряд зданий, следует предварительно изучить объект съемки с различных точек в при различном освещении.

Немаловажное значение для архитектурной съемки имеют фото­аппаратура и оптика. Из многочисленных съемочных камер наиболее удобными являются такие, которые имеют уклоны по вер­тикали и горизонтали матового стекла (кассетной части) и объек­тивной стойки. За счет установки в необходимом положении объек­тивной стойки и кассетной части такие фотоаппараты позволяют снимать здания любой высоты без всякого перспективного иска­жения.

Универсальные фотоаппараты имеют приспособление, позволяющее перемещать объективную стойку вправо и влево, а также вверх и вниз. Путем перемещения объективной стойки по отношению к светочувствитель­ному слою в кассетной части фотоаппарата можно добиться сним­ков высоких зданий без перспективного искажения.

Перспективные искажения возникают тогда, когда высокое сооружение снимают фотоаппаратом, установленным на уровне первых этажей. Чтобы охватить все здание, фотоаппарат отклоняют назад, причем оптическая ось объектива при этом выходит из гори­зонтального положения по отношению к снимаемому объекту. В результате все сооружение оказывается грубо искаженным, как бы падающим. Это искажение происходит оттого, что вертикаль­ные линии на снимке из-за наклона объектива будут переда­ваться перспективно сходящимися вверх.

Для того чтобы избежать искажений, светочувствительный мате­риал в аппарате должен быть расположен параллельно снимаемому объекту. Фотоаппараты, имеющие приспособление для перемещения объективной стойки или кассетной части, почти всегда обеспечивают необходимую параллельность.

Архитектурная съемка, особенно внутри помещений, облег­чается в том случае, если фотоаппарат, которым производят съемку, имеет сменную оптику или насадочные линзы, изменяющие фокус­ное расстояние объектива.

Нормальными объективами можно снимать большинство архи­тектурных сооружений на натуре. В этом случае при правильной точке съемки получится привычное для глаза фотографическое изображение без каких-либо искажений.

Длиннофокусные объективы применяют в том случае, если объект съемки удален от съемочной камеры. При этом чем больше удален объект съемки от камеры, тем длиннее должно быть фокус­ное расстояние объектива. Архитектурные сооружения при съемке длиннофокусными объективами несколько теряют свою перспек­тивность, причем потеря будет тем большей, чем длиннее фокусное расстояние объектива; происходит как бы сближение отдельных элементов изображения между собой.

Короткофокусные, широкоугольные объективы применяются во многих случаях архитектурной съемки. Особенно они необходимы при съемке в помещении, когда фотографу некуда отходить с фото­аппаратом из-за небольших размеров помещения. Широкоуголь­ные объективы также незаменимы при съемке высоких сооружений па узких улицах. Снимая широкоугольными объективами, следует учитывать подчеркнутые перспективные построения, которые даются на снимках этими объективами.

Пользуясь объективами с различными фокусными расстояниями (или насадочными линзами), фотограф получает возможность сни­мать архитектурные сооружения с самых различных точек съемки, с самых различных расстояний. Одновременно сменные объективы позволяют в одних случаях передать на фотографическом изобра­жении привычную для глаза перспективу (нормальные по фокус­ному расстоянию объективы), а в других несколько измененную, но целесообразную с точки зрения композиционного построения кадра. Например, при съемке длиннофокусным объективом будет наблюдаться некоторое перспективное уменьшение фотографируе­мых зданий; при короткофокусном, наоборот, перспектива будет преувеличена, угол охвата в некоторых случаях окажется непри­вычным для зрительного восприятия.

Фотограф, применяя объективы с различными фокусными рас­стояниями, должен всегда руководствоваться смысловой задачей, стоящей передним, и композиционным решением кадра. При съемке архитектурных сооружений особое значение имеет выбор точки съемки. Одно и то же здание или помещение, снятое одним и тем же объективом с разных точек, будет по-разному передаваться на фотографическом изображении. Выбор съемочной позиции зави­сит от замысла фотографа, размеров сооружения, от применяемого объектива, его фокусного расстояния и угла изображения, Рекомендовать какие-либо постоянные позиции съемки, естественно, нельзя, так как каждая точка съемки зависит от характера и место­положения архитектурного сооружения.

Выбирая точку съемки, необходимо стремиться к передаче объе­мов и линейной характеристики фотографируемого объекта. В одних случаях целесообразно снимать с некоторого возвышения, а у других такая точка может исказить перспективу и как бы при­жать сооружение к земле; это может случиться при съемке высоких зданий с высоких точек. Чаще всего архитектуру снимают так, чтобы на фотографии получились фасад и часть боковой стены. Опре­деляя угол, под которым необходимо снять архитектурное сооруже­ние, ориентируются по наиболее важной, характерной части здания (обычно это бывает фасад) и захватывают в кадр дополнительно такую часть стены, которая создает наибольшую перспективу на фотографическом изображении. Но в целом ряде случаев приме­няется и так называемая фронтальная точка съемки, и тогда на фотографии видна лишь одна сторона здания; такая точка целе­сообразна, в частности, при съемке симметричных архитектур­ных ансамблей.

Для того чтобы не получилось перспективных искажений, фото­графический аппарат должен находиться примерно на половине высоты снимаемого объекта. Особенно это важно для фотографиче­ских аппаратов, не имеющих приспособлений для перемещения объектива или кассетной части.

Выбирая съемочную позицию, необходимо следить за тем, чтобы в кадр не попали какие-либо лишние на данном изображении детали, как то: деревья, близлежащие здания и т. д. Наоборот, в некоторых случаях для композиционного уравновешивания кадра в него вво­дятся различные дополнительные детали.

Качество фотографического изображения архитектуры, помимо выбора удачной точки съемки, зависит таким и от освещения и от его интенсивности.

Выбирая тот или иной характер освещения, можно добиться совершенно различных результатов при фотографировании одного и того же здания.

Восприятие архитектурного сооружения на фотографическом изображении складывается из переданных на снимке форм здания и характера освещения здания. Характер освещения в свою очередь зависит от времени дня, месяца и состояния погоды. Одни соору­жения требуют контрастного освещения, другие, наоборот, рассеян­ного.

Чаще всего архитектурные сооружения снимают при «боковом» солнце, так как при таком освещении подчеркиваются формы здания и увеличивается рельефность. Чем контрастнее будет освещение объекта, тем меньше проработается мелких деталей и тем больше усилятся тени на фотографическом изображении. Съемка в пасмур­ную погоду снижает проработку архитектурных форм сооружения и обычно дает плоское, маловыразительное изображение.

Архитектурные объекты хорошо снимать при мокром асфальте улиц. На мокром асфальте появляются блики, которые оживляют фотографический снимок и создают определенное настроение в кадре.

Реже всего применяется съемка архитектурных сооружений против света, так как в этом случае здания на фотографическом изображении получаются в виде темных полусилуэтов, на которых плохо различимы отдельные детали.

Большого навыка требует съемка внутреннего вида помещений. Здесь часто возникают дополнительные трудности из-за их тесноты, характера освещения, фактуры отделки помещения, меблировки и т. д. Съемка в помещении обычно производится короткофокусным объективом, обеспечивающим наибольший угол охвата фотографи­руемой площади.

Для того чтобы все фотографируемое помещение и детали в нем получились резкими и четкими, объектив следует диафрагми­ровать. Чрезмерно диафрагмировать не следует, так как это увели­чивает и без того длительную в помещении выдержку, из-за которой съемка обычно производится со штатива.

Выбирая позицию съемки, фотограф должен учитывать не только само помещение, но и предметы, в нем расположенные. Нагроможденность, наличие на переднем плане каких-либо громоздких деталей, ярких предметов и т. д. мешают зрительному восприятию фото­графического изображения. Точка съемки чаще всего должна нахо­диться на уровне глаз стоящего человека, так как при таком поло­жении съемочной камеры создается наиболее привычная перспектива изображения. В некоторых случаях более выгодной оказывается съемка с высоты, превышающей рост человека, например при съемке цехов, больших залов и т. д., где нужно показать разме­ры помещения и размещение в нем различных предметов. Реже применяется съемка в помещении с низкой точки, например с колена.

Освещение внутри помещения столь же важно, как и при съемке на натуре; создавая определенный характер фотографии, оно акцен­тирует внимание зрителя на сюжетно важной части изображения, уравновешивает светлые и темные участки в кадре и т. п. Освеще­ние может осуществляться дневным светом, проникающим в окна или двери; искусственными источниками — отдельными лампами и люстрами; смешанным — дневным светом и лампами накаливания; специальными источниками света, применяемыми лишь при съемке, — лампа-вспышка, магниевая вспышка и т. д.

Характер освещения выбирается в зависимости от сюжета съемки и технических возможностей. В одних случаях дневной свет, особенно рассеянный, может обеспечить необходимую проработку всех деталей в кадре, в других случаях требуется к дневному свету добавить искусственный, подсвечивающий отдельные детали в помещении. Некоторые объекты съемки выигрывают, если в кадре присутствуют солнечные лучи, падающие на пол или на какие-либо детали. Особенно рельефно эти лучи выходят на фотографии в том случае, если перед съемкой несколько задымить помещение (напри­мер, вспышкой магния). Очень хорошо с проработанными тенями получаются фотографии при применении перекальных ламп, кото­рые можно расположить по определенной, наиболее выгодной для данной съемки схеме. Выдержка при съемке в помещении колеб­лется в очень больших пределах: от секунды до нескольких минут; зависит она главным образом от освещенности и светочувствительности фотографического материала. Определяя выдержку, следует ориентироваться по теневым частям фотографируемого поме­щения.

Начинающему фотографу рекомендуется снимать один и тот же объект с двумя или тремя различными выдержками, изменяя ка­ждый раз выдержку вдвое-втрое. Определение выдержки при искусственных источниках света облегчается тем, что в этом слу­чае есть возможность регулировать освещенность всех участков объекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.