Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репортаж






 

Помимо описанных выше видов съемки, фоторепортер наи­более часто встречается с индустриальной, спортивной, театраль­ной и иной съемкой, каждая из которых имеет свои особенности.

Производственная съемка. Очевидно, что для проведения тако­го рода съемки прежде всего следует ознакомиться с характером предприятия, выяснить, какие именно агрегаты, машины, станки являются важнейшими для данного производства, и проконсуль­тироваться относительно производственного процесса или операции, намеченных для съемки, со специалистами для того, чтобы фото­графия правильно отражала технологию производства. Однако по­каз техники в таких снимках отнюдь не самоцель и одной из ос­новных задач репортера является выразительный показ человека в условиях производства, в процессе труда, показ человека — соз­дателя и хозяина техники.

Производственная съемка требует больших навыков. Выбор соответствующего освещения, а чаще всего создание необходимого освещения является трудной задачей, стоящей перед фоторепорте­ром, здесь сочетаются портретная съемка и съемка предметов (в широком смысле этого слова).

При съемке внутри помещений задачей, не менее сложной, чем создание необходимой схемы света, является задача выбора фона, на котором будет происходить съемка объекта. Часто нужные машины, станки и другие агрегаты находятся в окружении боль­шого количества другого оборудования, отвлекающего внимание зрителя от сюжетно важного объекта. Еще больше осложняется съемка, если необходимый агрегат окрашен в темный цвет и сли­вается с остальными машинами. В таких случаях можно создать позади фотографируемого объекта какой-либо нейтральный фон, например натянуть светлую ткань, бумагу, поставить фанеру и т. д. Этот фон желательно установить на таком расстояний от снимаемого объекта, чтобы он находился за задней границей резко изображаемого пространства. В тех случаях, когда нужно показать работу фотографируемого агрегата на фоне остальных машин, следует так установить съемочный аппарат и произвести такую наводку на резкость, чтобы нужный объект находился в фокусе, а остальные предметы были бы несколько нерезкими.

Чтобы избежать позирования, неестественности и напряжен­ности человека, работающего у машины, выдержка при съемке должна быть максимально короткой. Кроме того, нужно следить, чтобы фотографируемые люди не смотрели в объектив аппарата, так как это нарушает естественность и создает впечатление инсце­нировки.

Спортивная съемка. Чрезвычайно большое место в работе фоторепортера занимает спортивная съемка. Только глубокое знание техники и правил различных видов спорта может обеспечить создание выразительных и эффектных снимков. Советский спорт— массовый спорт, задача репортера показать это.

Все виды спорта фотографируются на высокочувствительных материалах с очень короткой выдержкой. При определении ее, помимо обычно учитываемых факторов (светочувствительность фотоматериала, световые условия, величина диафрагмы, фокусное расстояние объектива), должны также учитываться скорость дви­жения объекта, расстояние от аппарата до объекта, направление движения объекта по отношению к аппарату и допустимая нерез­кость изображения.

Длин­нофокусный объектив дает изображение в крупном масштабе и поэтому требует более короткой выдержки, чем короткофокусный объектив.

Фон в спортивном сюжете играет важную роль. Если объект светлый, то фон должен быть темным, и наоборот. В одних случаях его следует передать резким, а в другом смазанным. Например, при съемке мотоциклетных гонок несколько смазанный фон усилит впечатление движения, подчеркнет его скорость.

Техника такой съемки такова: наблюдая в видоискатель съемоч­ной камеры за движущимся спортсменом и не выпуская его из поля зрения, производят спуск затвора. Для того чтобы объект съемки не вышел из рамки видоискателя, камеру во время съемки быстро передвигают по направлению движения спортсмена. В ре­зультате спортсмен на фотоизображении получается резким, а фон смазанным. Этот же прием позволяет при неблагоприятных световых условиях производить съемку быстродвижущихся объек­тов при относительно небольших скоростях затвора.

Прежде чем выбрать точку съемки, например, при фото­графировании футбольного состязания, следует внимательно по­наблюдать 'за движениями спортсменов и попытаться определить моменты, наиболее интересные для фотографирования. Выбрав позицию для съемки, фоторепортер устанавливает объектив на резкость по какому-либо ориентиру, например линии поля, и ждет, пока в видоискателе в границах резкости не появится группа играющих. Затвор камеры нужно спустить в момент наиболее напряженной борьбы за мяч.

Не следует стремиться снять большое количество играющих, так как это дает в результате слишком общий план поля с мелкими фигурами. Значительно более выразителен снимок небольшой группы или даже двух игроков в кульминационный момент игры.

Съемка обычно ведется с уровня глаз фоторепортера, но для решения различных изобразительных задач используются и дру­гие точки. Верхняя точка хорошо ориентирует зрителя, показы­вает расположение игроков на поле, нижняя — подчеркивает стре­мительность движении игрока.

Снимки прыжка наиболее выразительными получаются при съемке с низкой точки, под углом в 30—40° к направлению дви­жения. В некоторых случаях очень выразительным бывает снимок, сделанный под углом в 70—90°. Выбирая момент съемки быстро движущегося объекта, следует найти так называемую «мертвую точку» движения, т. е. момент, в который движение в одном направлении прекратилось, а в дру­гом еще не началось. Эта точка наиболее удобна для фотографиро­вания, так как скорость движения фигуры спортсмена в этот момент является минимальной, что позволяет получить наиболее резкий оптический рисунок изображения. Наводка на резкость при съем­ках прыжков производится заранее по планке для прыжка, по шесту и другим ориентирам, находящимся в ноле зрения объектива и связанным с наиболее выразительным моментом прыжка.

Фон при съемке прыжков так же, как и во всех других случаях, играет важную роль, он должен подчеркивать и выделять фигуру спортсмена. Необходимо следить за тем, чтобы фигура спортсмена не сливалась с посторонними предметами, например с ветками деревьев, чтобы она не пересекалась резкими линиями фоновых деталей. Поэтому почти всегда целесообразно фон за спорт­сменом передавать на фотографии с некоторой степенью нерез­кости.

Очень выразительными могут быть снимки водного спорта. Блеск мокрого тела спортсмена, фактура воды, световые блики способствуют оживлению снимка. Некоторые сюжеты съемки на воде, не связанные с большими скоростями движения, например заплывы, водное поло и пр., можно снимать при относительно продолжительных выдержках; гребневые гонки, скутера, глис­серы и пр. снимаются при очень коротких выдержках. Пользоваться очень большими скоростями затвора при съемке водных сюжетов не следует, потому что водная поверх­ность, обладающая определенной текучестью и зафиксированная мгновенно, передается на фотографии мертвой, с застывшей и не­естественной формой волн.

Съемка зимних видов спорта — бег, коньки, лыжи, хоккей — имеет ряд особенностей. Так, в связи с мягкой тональностью заснеженного зимнего пейзажа условия освещения желательно выби­рать такие, при которых на белом фоне снега образуются четкие тени. Съемка в солнечный зимний день обычно приносит наилуч­шие результаты. Интересные снимки получаются также при искус­ственном освещении, например, конькобежные соревнования при свете прожекторов и т. п.

Выбор точки съемки диктуется художественным замыслом и характером сюжета. Гребные гонки, заплывы и т. п. сюжеты снимаются с большой высоты, а прыжки с вышки, когда нужно зафиксировать красоту изгиба тела, брызги воды, лучше снимать с уровня глаз или с нижней точки, подчеркивающей высоту прыжка.

Театральная съемка. Театральная съемка весьма разнообразна: она включает фотографирование драматических, оперных, балет­ных постановок, цирковых представлений, театральных и само­деятельных концертов. Каждый вид такой съемки требует инди­видуального подхода.

Выбор точки съемки связан со спецификой театрального зала, с углом наклона пола, с высотой рампы и т. д. Но так как для всех театральных постановок в какой-то мере общим является вынесение

сюжетно важного момента действия на центр сцены, обычно фото­граф снимает с середины партера.

Освещение театральной сцены часто бывает очень контрастным, так как основные действующие лица освещаются значительно ярче, чем все пространство сцены за ними. Поэтому применяемый при театральных съемках негативный материал должен обладать невысоким контрастом и возможно большей фотографической широтой.

Выдержка при съемке театральных постановок может колебаться в очень широких пределах. Определение выдержки вследствие крайне разнообразных условий освещения лучше всего производить с помощью экспоно­метра. Если это возможно, нужно предварительно просмотреть весь театральный спектакль и сделать при этом несколько дробных снимков с различными выдержками. Эта предварительная работа позволит фоторепортеру не только выбрать наиболее эффектные моменты, но и определить по пробным снимкам правильную вы­держку. В театре обычно снимают со штатива, что весьма удобно не только при длительных, но и моментальных выдержках, так как с помощью штатива можно заранее установить аппарат, и в момент съемки остается лишь спустить затвор.

Обрабатывать полученные негативы, как правило, нужно в мягких выравнивающих проявителях. Эти проявители снижают контрастность изображения и увеличивают проработку на негативе малоосвещенных деталей объекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.