Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древняя Индия. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали раз­ницу между собственностью и владением






ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали раз­ницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают 7 законных способов приобретения права собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ростовщичество, исполнение работ, получение подарков от добродетельных людей. Существовала градация этих возможностей по варнам: первые 3 спо­соба были равно возможны для всех, 4-ый только для воинов, 5-ый и 6-ой способы лишь для вайшиев, а седьмой только для брахманов.

Только собственник мог решать вопросы распоряжения своей землей, которую мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Законы охраняют и движимое имущество, из которого наиболее значимым призна­вались: рабы, скот, инвентарь.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕНОЕ ПРАВО

Обязательственные отношения весьма тщательно разработаны в зако­нах Ману, в основном в них говорится об обязательствах из договоров, но известны и обязательства из причинения вреда.

1. Купля-продажа. Договор считался действительным при совершении его при свидетелях и если в качестве продавца выступал собственник вещи. При покупке у не собственника требовалось представить свидетелей или отвечать за сделку как за уголовное преступление. В течение 10 дней со дня со­вершения договора сделку можно было расторгнуть без каких-либо видимых причин.

2. Заем также получил широкое распространение. Предметом догово­ра обычно выступали деньги, продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила личность должника и членов его семьи. Если должник не мог выплатить долг, он должен был отработать более того продажа в рабство свободных людей расценивалась как уг преступление. Креди­тор из низшей касты не мог заставить должника высшей касты отрабатывать долг. Более того, если для воина законный процент при получении денег в долг составлял 3%, для вайшьи - 4%, для шудры - 5%, то для брахмана про­цент не мог никогда превышать 2. Сам же брахман не мог давать деньги под проценты, его дхарма не позволяла совершить такие действия.

  1. Упоминается в законах договор дарения.
  2. Поклажа, как хранение разнообразных вещей, осуществлялась без­возмездно. Тот, кто присваивал чужое имущество, подвергался испытанию и наказывался.
  3. Личный наем. Законы уделяют значительное внимание этому дого­вору, поскольку в эпоху Маурьев широко применялся труд наемных рабочих. По своей варновой принадлежности они, как правило, относились к шудрам, и условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполне­ние договора шудрой влекло штраф, и жалованье виновному не выплачива­лось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, а затем выздо­ровевший вернулся к работе, он мог получить жалованье даже спустя неко­торое время.

Законы Ману знали и обязательства из причинения вреда. В качест­ве основания для возникновения такого обязательства указывалось: порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, поте­ря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу (отвечал не только возница, но и хозяин повозки). Виновный в причинении вреда должен был возместить причиненный ущерб и заплатить штраф.

СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей. Существовало несколько форм брака, из которых некоторые счита­лись более почетными и законными. Наиболее распространен был брак, представляющий собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, становящуюся его собственностью. Правовое положение женщины зависело от формы брака, но в любом случае она не была полно­стью правоспособна. Законы Ману определяют положение женщины таким образом, что в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа под властью сыновей.

муж мог иметь несколько жен, раз­вестись с женой. Развод допускался в случаях: бесплодия супругов, прелю­бодеяния, постыдного поведения, безвестного отсутствия, дурного обраще­ния. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни.

Мужчина мог вступать в брак с 24 лет, а женщина - с 8. Неограниченной была и власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое

УГОЛОВНОЕ ПРАВО: ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

1. Среди преступлений по законам Ману на первом месте стояли госу­дарственные. К ним относились служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают.

2. Среди имущественных преступлений законы Ману большое внима­ние уделяют краже, призывая царя к обузданию воров. Законы четко разгра­ничивают кражу как тайное похищение имущества от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, приме­няемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена ли кража днем или ночью. Пойманного на месте с воров­ским инструментом в руках, следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. При первой краже вору отрезали 2 пальца, при второй - руку и ноги, при третьей - казнили. Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам.

3. Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое на­силие над личностью и считали насильника худшим негодяем, чем ругателя, вора и ударившего палкой. К насилию относились убийство, телесные по­вреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брах­манов не наказывалось

4. Семейные преступления. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Неверную жену затравли­вали собаками на многолюдном месте. Мужчину, вступившего с ней в связь, ждала мучительная смерть на раскаленной кровати.

5 Преступления против чести и достоинства. Честь высших варн ох­ранялась высокими штрафами. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата.

ПРОЦЕСС

В Индии не существовало различия в производстве по гражданским и уголовным делам. Суд не был отделен от администрации. Высшая судебная власть принадлежала царю с брахманами. Процесс носил состязательный характер, и разбирательство дела начиналось по заявлению истца или потер­певшего. Законы называют поводы к рассмотрению исков: неуплата долга, заклад, продажу чужого, соучастие в объединении, невозврат данного, неуп­лата жалованья, нарушение соглашения и т.д. Всего 18 поводов судебного разбирательства. Дела тяжущихся сторон рассматривались, следуя порядку варн.

Основным источником доказательств служили свидетельские показа­ния, самым ценным доказательством считалось свидетельство брахмана, далее - следуя порядку каст. Лжесвидетельство, не сообщение суду извест­ных сведений считалось тяжким грехом. В качестве свидетелей не могли выступать заинтересованные лица и женщины. При отсутствии свидетелей применялись различные виды ордалий - весами (взвешивали 2 раза, если второй раз субъект весил меньше - он невиновен); огнем (давали обвиняемо­му в руку раскаленный предмет, при отсутствии ожога он считался невинов­ным); водой, ядом. Клятвы имели для суда большое значение, и если с по­клявшимся происходили неприятности, это считалось неопровержимым доказательством его вины.

 

4. Источники древне иудейского права

История еврейской юридической литературы начинается с Библии, вернее, с Ветхого Завета

 

Система права Древней Иудеи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.