Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №17. Абсолютизм в Германии. Императорская власть. «Княжеский абсолютизм». «Просвещенный абсолютизм» в Австрии.




Абсолютизм в Германии.

Конец XV - первая половина XVI в. в Германии - период экономического расцвета. Однако развитие экономики происходило несколько по иному, чем в Англии и Франции. Ни один город Германии не превратился в такой хозяйственный центр страны, каким был, например, Лондон в Англии. Экономическое развитие Германии отличалось большой неравномерностью по ее отдельным районам. В то время как в Англии и Франции развитие торговли и промышленности привело к централизации, в Германии этот процесс обусловил объединение интересов по отдельным землям вокруг местных центров, что способствовало политической раздробленности.

Реформация и крестьянская воина.

Реформация в первой воловине XVI в. ко всем условиям, разъединявшим Германию, прибавила еще одно - вероисповедание. Германия раскололась на протестантскую (север) и католическую (юг) части. Реформация сопровождалась социальными движениями, из которых наиболее значительной была

Крестьянская война 1524-1526 гг. В результате этой войны была разорена часть духовенства, дворянства, княжеские города, население которых участвовало в войне, лишились своих привилегий и попали в полную зависимость от князей. Объективно перед восставшими стояли две задачи: ликвидация феодальной эксплуатации и политическое объединение страны. Положительное решение этих задач могло способствовать переходу Германии на путь буржуазного развития. Поэтому решающее значение приобретала позиция немецкого бюргерства, но оно оказалось неспособным возглавить антифеодальное восстание. Крестьянская война принесла выгоды лишь для князей. Княжеская власть усилилась за счет ослабления городов, оскудения части дворянства, пострадавшего в ходе Крестьянской войны и вынужденного искать опоры у княжеской власти. Князья подчинили себе и новое протестантское духовенство.

Тридцатилетняя война.

Тридцатилетняя война (1618-1648), которая велась под религиозными лозунгами борьбы католиков с протестантами, решала политические задачи: северогерманские князья боролись против усиления императорской власти и создания единого национального государства. Борьба закончилась победой князей, их власть еще более усилилась. Они стали почти независимыми от императорской власти. По Вестфальскому миру князья получили право заключать союзы не только друг с другом, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии. Внутри княжеств власть князей продолжала усиливаться. Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок.



Княжеский абсолютизм.

В XVII в. в германских княжествах установился абсолютизм, отличающийся от централизованных абсолютных монархий Запада следующими чертами. Во-первых, как и сословно-представительная монархия, абсолютизм сложился не в рамках всей империи, которая оставалась децентрализованной, а в пределах отдельных княжеских владений. Во-вторых, княжеский абсолютизм явился выражением полного торжества феодальной реакции, ее победы над буржуазным движением и подчинения слабой немецкой буржуазии князьям, в то время как в других странах утверждение абсолютизма было результатом временного равновесия сил дворянства и буржуазии. Наиболее крупными абсолютистскими государствами империи были Пруссия и Австрия.

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически иногда даже не соприкасавшихся друг с другом. В XVIII в. Пруссия становится абсолютной монархией. Управление Пруссией было централизовано. Высший орган управления – тайный совет должен был объединять управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда Тайный совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись военные и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями.

Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором. Члены городских советов (магистратов), управляющих делами города, назначались правительством. Землевладельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управление осуществляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях, и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.



Австрийский просвещенный абсолютизм.

В XVIII в. в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др. Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии. Австрия представляла собой многонациональное государство, которое в XVIII в. в отличие от усиливающейся Пруссии, переживало сложную ситуацию. Это было связано с борьбой за престол. После смерти Карла VI единственной наследницей престола являлась его дочь Мария-Терезия(1740-1780), но германские законы запрещали наследование престола по женской линии. Марии-Терезии пришлось завоевывать власть в борьбе с Пруссией и Баварией. Война выявила слабые стороны Австрийского государства и прежде всего в организации армии, Поэтому, став во главе Австрии, Мария-Терезия свои реформы начала с военной сферы. Прежняя система комплектования войск была заменена упорядоченным и централизованным набором рекрутов. Воинская повинность не распространялась на духовенство, дворянство, чиновничество и интеллигенцию, позднее от нее освобождались купцы и предприниматели. Предусмотренные новым законом право выкупа и право замены давали возможность уклоняться от военной службы зажиточным крестьянам.

Был принят закон о всеобщем подоходном налоге. Новый вид налога – налог на наследство также затрагивал в первую очередь интересы дворян и помещиков. Доходы от этого налога шли на строительство школ. В 1775 г. были отменены внутренние таможенные границы и множество пошлин. Практическое осуществление военных и финансовых мероприятий повлекло за собой реформу государственного аппарата, усиление бюрократической централизации и упорядочение системы учета и контроля. При Марии-Теразии была проведена первая в истории Австрии всеобзщая перепись земельных владений, которая дала почти достоверные сведения о численности населения. Мария-Терезия издала ряд указов о сокращении барщины с пяти-шести дней до трех дней в неделю и о выкупе крестьянами права на наследственное владение земельными наделами. Она ограничила феодальное право помещиков творить суд над «собственными крестьянами», были отменены пытки и сведено до минимума применение смертной казни. Чтобы кормить преступников за их собственный счет, тюрьмы при Марии-Терезии стали предприятиями по производству тканей и волокна. Австрия одной из первых в Европе приступила к строительству широкой сети школ на государственные субсидии; возникли специальные технические заведения по подготовке специалистов для торговли и промышленности.

При правлении Иосифа II(1780-1790) началось время более радикальных реформ. 1 ноября 1781 г. Иосиф издал «Патент о подданных» - об отмене крепостной зависимости крестьян Чехии, Моравии, Силезии и Галиции. В следующие годы действие закона распространилось на Штирию, Каринтию, Крайну и Венгрию. Упразднив прикрепление крестьян к земле, закон объявил их подданными императора. В 1789 г. барщина была заменена денежным налогом, не превышавшим 17% дохода крестьянского хозяйства. Теперь крестьяне становились дично свободными. Это патент, ударивший по карману помещиков, вызвал яростное сопротивление с их стороны.

Иосиф II разбил всю монархию на 13 областей, поставив во главе каждой из них наместников, назначаемых центральными властями. В 1784 г. Иосиф II издал постановление об обязательном употреблении немецкого языка во всех органах администрации. Этот декрет наряду с политикой колонизации Венгрии, Трансильвании, Баната, Галиции и Австрии был направлен на германизацию всех народов Габсбургского государства. Декрет о веротерпимости отменял всякие дискриминационные меры в отношении протестантской и греко-православной церкви. Был издан закон об уравнении в правах евреев, были ликвидированы предписания, ограничивавшие круг профессий, которыми они могли заниматься, запрещались гетто.

Важное значение для развития культуры и просвещения имели изъятие цензуры из рук князей католической церкви, ограничение списков запрещенной литературы, организация библиотек, попытка введения обязательного семилетнего обучения детей 6-12-летнего возраста. Закрытие Иосифом многих монастырей, стремление подчинить католическую церковь государству вызвало сильную оппозицию и даже послужило поводом для вмешательства Папы, лично прибывшего в Вену. Однако визит Папы не поколебал убеждений Иосифа о роли и месте церкви в абсолютистском государстве.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал