Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Французкое конституционное законодательство второй половины XIXв. Конституция 1848 и 1852гг. Конституционные законы 1875г. во Франции.






Февральская революция 1848 г., в победе которой важную роль сыграло рабочее население Парижа, требовала не только восстановления республики, но и проведения социальных реформ. Революция привела к падению правительства Луи Филиппа. Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состояло из умеренных политических деятелей 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы умеренной и даже консервативной буржуазии, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве. Подчеркивалась, что Конституция принята " перед богом и от имени французского народа". Декларировалось, что " публичная власть не может передаваться по наследству" (ст. 18). Закреплялось всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики. Конституция уже не делала акцент на естественные права человека. В ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Республика принимала на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г. сделала первый шаг в признании права на труд. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г. отвергла революционные методы борьбы. Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г. строилась на принципе разделения властей. 1852г. 2 декабря 1851 года во Франции произошёл государственный переворот, возглавляемый действующим президентом Французской республики Луи-Наполеоном Бонапартом. В ходе переворота законодательное собрание было распущено, а активисты оппозиционных партий — арестованы.Для санкционирования произведенного государственного переворота Луи-Наполеон объявил плебисцит. Гражданам Франции предлагалось дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, желают ли они сохранить власть Луи-Наполеона и предоставить ему необходимые полномочия для установления конституции на основе следующих пяти положений: верховная власть принадлежит ответственному президенту, избираемому сроком на 10 лет; министры зависят только от исполнительной власти; Государственный совет, составленный из выдающихся граждан, подготавливает законы и представляет их Законодательному корпусу; Законодательный корпус, избираемый всеобщим голосованием, обсуждает и принимает законы; вторая палата, составленная из наиболее знаменитых граждан, защищает основной закон и гражданские свободы. Большинство проголосовавших высказалось за предложенные Луи-Наполеоном изменения. Новая конституция была принята 14 января 1852 года. В преамбуле к конституции изложены те пять основоположений, которые были предложены Луи-Наполеоном во время плебисцита. За преамбулой следует текст самой конституции, состоящий из 8 глав. Конституция объявляет главой Франции Луи-Наполеона, которому вручается пост президента республики сроком на 10 лет. Президент правит, опираясь на министров, Государственный совет, Сенат и Законодательный корпус. Законодательная власть осуществляется совместно президентом, Сенатом, и Законодательным корпусом. Конституция гарантирует выполнение принципов Декларации прав человека и гражданина.Президент государства является верховным главнокомандующим, заключает международные договоры. Только президент обладает правом законодательной инициативы. Сенат составляется из кардиналов, маршалов и адмиралов, а также из граждан, назначенных президентом по своему усмотрению; общее количество сенаторов не должно превышать 150 человек. Должность сенатора является пожизненной. Ни один закон не может быть обнародован до того, как он прошёл обсуждение в Сенате. Сенат может противостоять принятию законов, противоречащих конституции, нарушающих основные гражданские свободы, а также относящихся к национальной безопасности.Законодательный корпус избирается населением сроком на 6 лет, по одному депутату на каждые 35 тыс. избирателей. В компетенцию Законодательного корпуса входит обсуждение налогов и законопроектов. Президент обладает правом роспуска Законодательного корпуса; в этом случае новый Законодательный корпус должен быть созван в течение 6 месяцев.Государственный совет имеет состав от 40 до 50 членов. Советники назначаются и снимаются с должности президентом. В компетенцию Государственного совета входит обсуждение законопроектов до того, как они попадают в Сенат и Законодательный корпус. Конституция Франции 1875 г. была принята в виде совокупности трех органических законов: – об организации государственных властей; – об организации Сената; – об отношениях государственных властей. Основные положения Конституции 1875 г.: – формой правления Франции была избрана республика, главой государства являлся президент;

– президента республики выбирало Национальное собрание сроком на 7 лет, его полномочия были весьма обширны – имел право законодательной инициативы, промульгировал законы, следил за их исполнением, руководил вооруженными силами, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров причем пост президента было запрещено занимать представителям правивших династий; – законодательная власть осуществлялась Национальным собранием, которое состояло из депутатов обеих палат: Сената, состоящего из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, имеющих возраст не менее 40 лет, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет и Палаты депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием. Сенат не мог быть распущен и обновлялся каждый год на треть, как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, осуществлял контроль за деятельностью правительства, решал вопросы войны и мира, назначал на все гражданские и военные должности. Палата депутатов первоначально принимала финансовые законы; – исполнительную власть кроме президента также осуществляли Совет министров, министерства, Государственный совет – члены назначались президентом с согласия Совета министров – совещательное учреждение по законодательным и административным делам; – судебную власть осуществляли: Кассационный суд, Апелляционный суд, суды I инстанции, мировые судьи; – местное управление осуществляли следующие административные единицы: департамент – глава – префект, при нем Генеральный совет, округ – глава – супрефект, кантон; – конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальный закон устанавливал всеобщее мужское избирательное право (с 21 года).

44.Конституции Французской республики 1946 и 1958 гг. Конституция Французской Республики 1946 г. определяла государственный строй Четвертой Республики. Она принята Учредительным собранием, одобрена на референдуме и вступила в силу в декабре 1946 г. В К.Ф.Р. торжественно подтверждались права и свободы, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. К.Ф.Р. дополнительно закреплялись право на организацию профсоюзов и на забастовки, равноправие женщин и мужчин; запрещалась дискриминация по мотивам национальной принадлежности, вероисповедания или политических убеждений, предусматривалось ограничение частных монополий, гарантировались необходимые условия для развития личности и семьи, охрана здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг, бесплатное светское образование всех ступеней. Франция объявлялась неделимой, светской, демократической и социальной республикой. Закреплялась принадлежность национального суверенитета французскому народу. Этот суверенитет народ осуществляет через своих представителей или посредством референдума. Избирательными правами обладали все совершеннолетние обоего пола французские граждане и подвластные, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Парламент учреждался из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание (Национальная ассамблея) формировалось путем всеобщих, прямых выборов; Совет республики – коммунами и департаментами на основе всеобщего косвенного избирательного права. Законодательная власть сосредоточивалась в руках Национального собрания. Совет республики мог рекомендовать поправки к законопроекту. Правительство несло политическую ответственность перед Национальным собранием. Президент избирался на 7 лет обеими палатами парламента, и ему принадлежало право назначения правительства, но с предварительного одобрения Национальным собранием. Власть прецедента была весьма ограничена и носила скорее представительский и почетный характер. Был учрежден Высший совет магистратуры (как высшая судебная инстанция), куда входили: президент республики, министр юстиции, шесть членов, избранных Национальным собранием, четыре представителя судебного ведомства и некоторые другие. В 1948-1954 гг. проведены конституционные реформы. Действовала К.Ф.Р. 1946 г. до 5 октября 1958 г. В мае 1958 г. парламент страны вновь призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило проект новой Конституции, который с октября 1958 г. вступил в силу. Установилась Пятая республика, существующая и поныне. Конституцию 1958 г. считали «скроенной точно по мерке для де Голля». Президент республики – центральное звено всей политической системы, «высший арбитр», обеспечивающий нормальное функционирование государственных органов. Он назначает главу правительства, а по его предложению – остальных членов кабинета (министров Франции), а также принимает их отставку. Он председательствует на заседаниях правительства Франции, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры, командует французскими вооруженными силами, представляет республику в международных отношениях. Глава государства промульгирует законы. Президент может передавать некоторые виды законопроектов на референдум, минуя парламент; вправе по ряду вопросов принимать ордонансы, имеющие силу закона; может распустить нижнюю палату парламента. Наиболее важные полномочия президент осуществляет самостоятельно, без контрасигнатуры. Президент первоначально избирался специально создаваемой коллегией выборщиков, а сейчас – всенародно. Исполнительная власть – у правительства: издает ордонансы (акты делегированного законодательства) и декреты по широкому кругу вопросов. Правительство также обладает значительными полномочиями по контролю над законодательным процессом.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания (избирается напрямую гражданами) и Сената (формируется путем косвенного голосования коллегиями выборщиков). Акты парламента могут регулировать строго определенный Конституцией Франции 1958 г. и сравнительно небольшой круг вопросов. Но у парламента остаются некоторые полномочия для контроля за деятельностью правительства. Режим Пятой республики стал образцом новой формы правления – «полупрезидентская республика». Особое положение среди судов занял Конституционный совет Франции: осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, толкует основной закон страны. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции Франции 1958 г. составной частью «конституционного блока» Начиная с 1971 г., Конституционный совет Франции декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (Судебная хартия прав человека). Система специализированных судов представлена во Франции органами административной юстиции во главе с Государственным советом. Во французской модели местного управления сочетаются прямое государственное управление на местах и местное самоуправление; причем агенты государственной администрации осуществляют надзор за деятельностью местных представительных органов. В 1992 г. Конституция Франции 1958 г. была дополнена разделом «Европейский союз», с 90-х гг. XX в. – тенденция к признанию верховенства европейского права над национальным.

45.Франзузский ГК 1804г.: источники, система, характеристика юридических особенностей, значение. После получения отзывов проект в 1801 г. был рассмотрен в государственном совете под руководством Наполеона. Затем проект был направлен в трибунат и законодательный корпус, которые встретили его холодно. Они не могли примириться с личной властью Бонапарта, а также с некоторыми положениями ряда глав кодекса и с ликвидацией кодексом революционных завоеваний буржуазии. Первый титул проекта был отклонен. Наполеон взял проект обратно, но одновременно произвел коренную реформу трибуната, сократив его до 50 членов и подобрав последних из своих сторонников. После этого проект кодекса снова был поставлен на обсуждение, и рассмотрение его пошло без задержек. Законодательный корпус принимал статьи кодекса без прений. В течение одного года, т.е. с марта 1803 г. по март 1804 г., 36 законов, составляющих кодекс, были приняты и введены в действие. 21 марта 1804 г. гражданский кодекс был издан в полном объеме. Все действовавшие до этого кутюмы, ордонансы и законы были объявлены утратившими силу. Гражданский кодекс, введенный на всей территории Франции, был введен в 1804 г. и на территориях, которые составляли тогда часть Франции и которые затем обособились. К ним относятся: Бельгия, Люксембург, Рейнские провинции, Гессен-Дармштадт, Женева, Савойя, Пьемонт, Парма.

Издание 1804 г. было озаглавлено “Гражданский Кодекс Французов”. Источники кодекса Наполеона Первый источник – классическое римское право. Французское гражданское право не порывало своей связи с римским правом, используя его отточенные понятия и юридической терминологии, а когда было необходимо, и материально-правовые нормы. Второй источник – французское обычное право. На большей территории Франции, прилегающей к ее северным границам, действовали обычаи (кутюмы), зафиксированные письменно. В то же время и в областях, где действовали кутюмы, римское право не отвергалось полностью. Накануне Великой французской революции действовало не менее 60 общих кутюмов и 300 – чисто местного значения. Сборники кутюмов, утвержденные королем, становились “местными кодексами” гражданского права. Отличительной чертой дореволюционного французского права был его партикуляризм. Третий источник – труды известных французских юристов. Непосредственным образцом и ориентиром для создателей кодекса Наполеона послужили работы французских юристов XVII и XVIII веков. В становлении общефранцузского гражданского права важную роль сыграли известные ученые-юристы (Дюмелен, Кокий, Ф. Буржон, Дома, Ж. Потье, К. Оливье) и практики (судьи, адвокаты, королевские чиновники). Французское гражданское право создавалось в основном практиками, которые не предотвратили рецепцию римского права и сохранили большую часть национального обычного права (кутюмы). Четвертый источник – “Промежуточное право” революционного периода (1789 – 1799 гг.), основанное на общественных идеалах Просвещения. Это право основательно разрушило старый социальный правовой порядок. Составители кодекса Наполеона заняли более сбалансированную позицию в области индивидуальных гражданских прав. Пятый источник – правовое наследие великих французских просветителей. Кодекс Наполеона испытал значительное влияние теории естественного права, основанной на рационалистических началах. Доктринальным источником кодекса Наполеона стали правовые взгляды просветителей. Развивая теорию естественных, неотъемлемых прав человека и общественного договора, они аргументировали необходимость модернизации социально-правовых и экономических отношений. Структура кодекса Наполеона Структура кодекса Наполеона является институционной (римская система). На основе римского права, приспособленного к обстоятельствам, были написаны вещное и обязательственное право. Семейное и наследственное право основывались на старом французском обычном праве. Кодекс Наполеона состоит из вводной части и трех книг. Вводная часть самая короткая и содержит всего шесть статей (ст. 1 – 6). Первая книга включает статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве (ст. 7 – 515). Вторая книга регулирует отношения собственности (ст. 516 – 710), третья – способы приобретения собственности, включая наследственное право и различные виды обязательств (ст. 711 – 2283). Таким образом, кодекс состоит из трех частей – лица, вещи, обязательства. Первая книга кодекса (" О лицах") переводила такие общие принципы буржуазного права, как равенство и свобода, на конкретный язык гражданско-правовых норм. Таким образом, принцип формального равенства лиц в частноправовой сфере проводился законодателем с наибольшей последовательностью. Это было условием функционирования самого капиталистического способа производства. Гражданские права, предусмотренные кодексом, не распространялись лишь на иностранцев. Характерной чертой ГК Наполеона было то, что в нем отсутствовало понятие юридического лица. Более того, сам законодатель испытывал определенное недоверие ко всякого рода объединениям, опасаясь, что под их видом возродятся феодальные корпорации. Кодекс предусматривает " гражданскую смерть" (как меру уголовного наказания), в соответствии с которой осужденный терял собственность на все имущество, устанавливал ряд ограничений в гражданских правах для женщин. Так женщины не могли быть свидетелями при составлении актов гражданского состояния. В первой книге закреплялись также основные принципы семейного права. Здесь кодекс открыто отказывался от ряда завоеваний революционного периода, когда были декларированы равенство личных и имущественных прав женщин, ослаблена отцовская власть над детьми и т.д. Хотя в ГК Наполеона было немало морализующих положений, касающихся семьи, мужчина занимал в ней господствующее положение, определял местожительство семьи и т.п. Весьма характерны статьи кодекса, касающиеся развода по причине неверности одного из супругов. По ст. 229 в случае прелюбодеяния жены муж мог требовать развода. Ст. 230 иначе трактует о праве жены на развод в случае неверности мужа. Это унизительное для женщины условие было отменено только в 1884 г. Неравноправие женщины проявилось и в ее имущественном положении в семье. По общему правилу предусматривался режим общности имущества мужа и жены. При таком режиме распоряжение семейным имуществом предоставлялось мужу, который мог действовать без участия и согласия жены. Но кодекс предусмотрел возможность и иных имущественных отношений супругов, в частности режим раздельного владения. Но и в этом случае жена, пользуясь своим имуществом и доходами от него, не могла отчуждать без согласия мужа свою недвижимость. Кодекс устанавливал неравные права мужа и жены и в отношении детей. Родительская власть по существу была сведена к отцовской власти. Отец, имевший " серьезные поводы к недовольству поведением ребенка, не достигшего 16 лет", мог лишить его свободы на срок до одного месяца. Сыновья, не достигшие 25 лет, и дочери до 21 года не могли вступать в брак без согласия их отца и матери, но в случае разногласия между родителями учитывалось мнение отца. Кодекс в принципе допускал возможность признания отцом своих внебрачных детей, но ст. 340 запретила отыскание отцовства, чем практически ухудшила положение детей, родившихся вне брака, даже по сравнению с дореволюционным законодательством. Но в целом нормы семейного права в ГК Наполеона имели для своего времени прогрессивное значение. Кодекс секуляризовал брак, развивая тем самым положения Конституции 1791 г. о том, что брак - гражданский договор, подтвердил введенный в период революции развод, что означало разрыв с требованиями канонического права.

 

 

46.Германское гражданское уложение 1896г.: источники, общая характеристика. ГГУ -основополагающий нормативный правовой акт Германии, регулирующий частноправовые отношения на территории Германии, принято в первоначальной редакции 18 августа 1896 года, вступило в силу 1 января 1900 года одновременно с Германским торговым уложением. Германское гражданское уложение оказало немалое влияние на законодательство других стран. Структура: Германское гражданское уложение в значительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по так называемой пандектной системе и состоит из пяти частей. Общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первой книге). Ещё четыре части посвящены обязательственным отношениям, вещному, семейному и наследственному праву.В последующие десятилетия многие страны мира ориентировались на Германское гражданское уложение для создания своих собственных кодексов, а некоторые страны, как к примеру Япония, полностью имплантировали его в свою правовую систему. Германское гражданское уложение является венцом так называемого «юридического века». Именно уровень уложения, позволил несколько позже основателю современной науки юридической географии мира, Рене Давиду, назвать континентально-европейское право романо-германским и выделить его в отдельную правовую семью. 1)Общая часть, 7 разделов: лица; вещи и животные; сделки; сроки; исковая давность; осуществление прав, самозащита (самопомощь); обеспечение интересов 2) Обязательственное право, 7 разделов: содержание обязательств; обязательства, вытекающие из договора; прекращение обязательств; уступка требования; перевод долга;

множественность на сторонах должника и кредитора; отдельные виды обязательств 3) Вещное право, 9 разделов: владение; общие предписания о правах на земельные участки; собственность; наследственное право застройки; сервитуты; преимущественное право покупки; вещное обременение;

ипотека, поземельный и рентный долги; залоговое право на движимые вещи и права. 4) Семейное право, 3 раздела: гражданский брак; опека; родство. 5) Наследственное право, 9 разделов: порядок наследования; правовое положение наследника; завещание; договор о наследовании; обязательная доля; недостойный наследник; отказ от права наследования; свидетельство о праве на наследство; покупка наследства

47.Буржуазная революция в Германии. Особенности Веймарской Коституции 1919г. Разгром немецкой армии осенью 1918 г. ускорил развитие революционной ситуации в кайзеровской Германии. Монархия пала. Руководство революцией оказалось в руках социалдемократической партии Германии. В ходе создания органов революционной власти в ноябре 1918 г. лидирующие позиции среди повсеместно возникающих рабочих и солдатских советов Германии заняли Советы Большого Берлина и избранный ими Центральный комитет, по инициативе которого был создан Совет народных уполномоченных (СНУ), взявший на себя функции временного ≪ политического кабинета. Деятельность правительства правых социалдемократов склонялась в сторону отказа от радикальных политических действий. СНУ распустил обе палаты прусского ландтага, но оставил в должности старых статс-секретарей в качестве ≪ министров-специалистов≫, штабной генералитет с его контрольными функциями над вооруженными силами, чиновничество. В декабре 1918 г. состоялся. Всегерманский съезд представителей рабочих и солдатских советов, на котором была принята резолюция о созыве Учредительного национального собрания и о передаче всей полноты законодательной Tj0.000 Tcи исполнительной власти

СНУ впредь ≪ до окончательного решения Национальным собранием будущего государственного устройства≫. Конституция 1919 г., вошедшая в историю под названием Веймарской, стала одной из самых демократических конституций. Просуществовала она 14 лет. В ней была прописана структура и функции органов власти государства. Высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Вводилась пропорциональная система выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Нижней палатой считался рейхстаг. Верхняя палата называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась ≪ единая Германия≫. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики. Обе палаты обладали законодательной инициативой. В состав Германии входило 18 земель. Каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и своё правительство. В исключительной компетенции империи находились все важные вопросы. В вопросах

уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли ≪ конкурировать≫ с рейхстагом, однако право империи имело перевес над правом земель. Конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Президент избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). В компетенцию президента входил роспуск рейхстага. Он командовал вооруженными силами, назначал на высшие военные и гражданские должности. К компетенции президента относилось назначение правительства, ответственного перед рейхстагом.

Главой императорского правительства был канцлер. Ему поручалось ≪ формулирование руководящих принципов политики≫. Со временем была провозглашена свобода совести, печати, слова и т. д. На предприятиях и в округах были созданы производственные советы, в компетенцию которых входили вопросы труда, зарплаты и некоторые другие. В общегерманском масштабе указанным кругом дел должен был ведать имперский хозяйственный совет.

48.Причины установления фашизма в Германии. Государственный механизм и политический режим фашисткой Германии. В 1923 г. Германия снова попадает в ситуацию глубокого кризиса. Механизмы политического строя Веймарской республики оказываются несовершенными. Партия Гитлера возникла в 1919 г. Официально она получила название ≪ национал-социалистической рабочей партии≫. Программа данной партии была рассчитана на привлечение определенной части недовольных - от представителей промышленного пролетариата до мелкой буржуазии. Результатом выборов в ноябре 1923 г. был приход к власти фашистской партии. Формиро вание фашистского режима завершилось весной-летом 1933 г. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Эти законы могли не соответствовать Конституции. Установлению фашистской диктатуры способствовали три обстоятельства: монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в обещаниях гитлеповской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, рабочий класс Германии оказался расколотым и потому безоружным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм. Получив власть, национал-социалисты ликвидировали все буржуазно-демократические свободы. Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных ≪ фюреров≫, которых назначали сверху. В подчинении партийного центра находились ≪ штурмовые отряды≫ (СА), ≪ охранные отряды СС) и некоторые особые воинские части, состоящие из сторонников Гитлера. Политическая власть представляла собой пирамиду жесткого тоталитарного режима. Контролировались все сферы жизни. Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть - в особе ≪ фюрера≫. В августе 1934 г. был издан закон, который уничтожал должность президента, а его правомочия передавал ≪ фюреру≫, который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, ≪ фюрер≫ пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника. Рейхстаг сохранялся, но имел чисто декоративный характер. В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, соответственно, земельные ландтаги, упразднялось. Управление областями поручалось чиновникам, которых назначало правительство. Формально Веймарская конституция не была отменена, однако она прекратила свое действие. Законом от 27 февраля 1934 г. были учреждены хозяйственные палаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их были поставлены представители монополий. Палаты имели важные полномочия в деле регулирования экономической жизни. Используя правительственную власть, хозяйственные палаты проводили искусственное картелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощались крупными. С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться

к ≪ большой войне≫, которая должна-была обеспечить германской нации господство над всем миром. В 1939 г. Германия разрывает Версальский договор и создает колоссальную военную машину. В этом же году начинаются военные действия против Польши.

49.Становление ФРГ. Государственный и общественный срой по Конституции 1949г. Объединение Германии. Конференция глав правительств держав-победительниц — СССР, Англии, Франции и США постановила в августе 1945 г. распустить германские вооруженные силы, провести демилитари-зацию экономики, денацификацию в политической сфере и содействовать созданию в Германии миролюбивого и демократического государства. В стране был введен временный оккупационный режим в четырех зонах. В этих условиях и была начата работа над выработкой Основного закона — конституции страны. Она была обнародована 23 мая 1949 г. и прошла одобрение в ландтагах всех земель западных зон, за исключением Баварии, законодателям которой конституция показалась слишком центра-листической, однако Бавария подтвердила свою принадлежность Федеративной Республике Германии (ФРГ). По форме правления новое государство было парламентской республикой. Высшие органы власти включали в себя федерального президента, избираемого особым собранием законодателей федерации и земель сроком на пять лет, бундестаг и бундесрат (соответственно нижняя и верхняя палаты законодательного собрания), федеральное правительство с канцлером во главе и Федеральный конституционный суд Президент и канцлер избираются без прений — таково конституционное обыкновение. Избранным считается тот, кто собрал голоса большинства соответствующего собрания. Президент промульгирует законы, участвует в заседаниях правительства, назначает и увольняет с должности судей, чиновников и офицеров, осуществляет право помилования и ведет пред-ставительскую работу в сношениях с иностранными государствами как глава государства. В соответствии с конституцией все члены правительства несут ответственность только перед канцлером. Сам канцлер фактически определяет основные направления внутренней и внешней политики и в случае его отставки вместе с ним уходит и все правительство. Президент выдвигает кандидатуру на пост канцлера, который избирается бундестагом сроком на четыре года, как и его депутаты. Если кандидат не получает необходимого большинства; президент может распустить палату. Бундестаг избирается прямыми выборами на четыре года. Депутаты его являются представителями всего народа, " не связаны наказами и указаниями и подчиняются лишь своей совести" (ст. 38). Бундесрат (Союзный совет) состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Число представителей земли колеблется от трех до пяти человек. " Через бундесрат зем-ли участвуют в законодательстве и администрации Федерации" (ст. 50). Законодательная компетенция распределяется, как и в Веймарской конституции, следующим образом: исключительная компетенция Федерации и конкурирующая компетенция Федерации. Правосудие вверено судьям и осуществляется Федеральным конституционным судом, федеральными судами и судами земель.

Особый интерес представляет ст. 20 Конституции, которая именуется иногда " конституцией в конституции", поскольку перечисляет " основы государственного строя": 1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством;

2. Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований и через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия; 3. Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие — правом и законом; 4. Если иной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, кто предпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.). В разделе о политических партиях говорится, что партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут свободно образовываться, однако их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Партии обязаны представлять публичный отчет о происхождении и использовании их средств, а также об их имуществе. " Партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя либо устранить его, или поставить под угрозу существование ФРГ, ан-тиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд" (ст. 21, п. 2). В 1967 г. был принят специальный закон о регулировании деятельности политических партий. В перечне основных прав первое место занимает положение о том, что " достоинство человека неприкосновенно. Соблюдать и защищать его является обязанностью всей государственной влас-ти" (ст. 1). Далее следуют все классические права и свободы, как они были сформулированы еще в документах XVIII в.: право на жизнь и физическую неприкосновенность, равенство перед зако-ном, неприкосновенность жилища, право на свободу слова и выражения мнения и т. д. Однако в этом же перечне есть и новые формулировки, а также новые разновидности прав: право на сво-бодное развитие личности, равноправие между мужчинами и женщинами, право на отказ от несения воинской службы (с заменой на альтернативную службу, гражданскую), свобода выбора профессии, свобода информации и прессы и др. (ст. 2—19). Перечисленные права обязательны для всех трех ветвей власти, что гарантируется правом на обращение в суд любым из граждан во всех случаях, когда он чувствует себя ущемленным законом или властью.

50.Образование США. Основные черты государственного строя по Конституции США 1787 г. Билль о правах. Конституцией США было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала Конгрессу, состоящему из: – сената – по 2 сенатора от каждого штата, избираемые на 6 лет законодательным собранием соответствующего штата, одна треть сената переизбиралась каждые 2 года; – палаты представителей – по одному представителю от 30000 жителей, избираемых каждые 2 года населением отдельных штатов. Законодательная деятельность конгресса осуществлялись на очередных и чрезвычайных сессиях. Заседания конгресса проводились раздельно по палатам, но в отдельных случаях созываются и совместные заседания. Особенности законодательного процесса Конгресса: – обе палаты парламента обладали равными правами в законодательном процессе; – законопроект должен был быть рассмотрен постоянным комитетом палаты, одобрен им, а только затем он включается в повестку дня палаты; – решения Конгресса представлялись президенту на подпись, однако согласие последнего не являются необходимым условием для оглашения закона. Президент мог лишь наложить вето на решение Конгресса в течение 10 дней после принятия закона Конгрессом. Вето могло быть преодолено Конгрессом повторным принятием квалифицированным большинством (2/3 голосов в каждой из палат) отклоненного президентом закона; – Конгресс был наделен судебным полномочием (в порядке импичмента), которое позволяло ему привлекать к ответственности федеральных должностных лиц, включая президента и членов Верховного суда, за совершение ими преступлений (взяточничество, государственная измена). Исполнительная власть принадлежала президенту, который являлся главой государства и правительства. Требования к кандидату в президенты: – лицо, являющееся по рождению и состоящее в гражданстве США; – достижение 35-летнего возраста;

– проживание в пределах США в течение 14 лет. Президент избирался сроком на 4 года косвенным путем коллегий выборщиков, которые, в свою очередь, избирались населением отдельных штатов. Президент назначал федеральных должностных лиц с согласия сената, которые были ответственны только перед президентом. Кроме того, исполнительную власть осуществляли следующие ведомства: – государственный департамент; – военный департамент; – департамент финансов; – департамент юстиции; – министерство торговли; – министерство земледелия. Судебная власть осуществляли: – Верховный суд; – апелляционные суды; – окружные суды; – специальные суды; – суды штатов. Билль Отсутствие в тексте Конституции США статей, гарантирующих гражданские права, уже в первые годы существования американского государства стало одной из основных тем политических разногласий, ассоциировавшихся со специфическими групповыми и партийными интересами. От президента, правительства и конгресса ожидали обещанного ещё Конституционным конвентом правового документа, который гарантировал бы гражданам страны их права и свободы.На протяжении четырёх лет после принятия Конституции в конгресс стекались многочисленные предложения штатов. Основные из предложенных поправок нашли отражение в подготовленных Джеймсом Мэдисоном дополнениях, содержавших гарантии прав на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний, прав на хранение и ношение оружия, на неприкосновенность личности и жилища, на справедливое отправление правосудия и введение суда присяжных. Эти статьи составили десять первых поправок к Конституции США, утверждённых конгрессом 25 сентября 1791 года. После ратификации этих поправок законодательными собраниями штатов с 15 декабря 1791 года, они стали составной частью Конституции США под общим неофициальным названием Билль о правах. Основным автором проекта был Мэдисон, но в подготовке и принятии документа важную роль сыграл также Томас Джефферсон, в то время посол во Франции. Его переписка с Мэдисоном оказала влияние на текст документа.В проект Билля о правах входило 12 поправок, однако поправка, устанавливающая формулу расчёта количества депутатов в Палате представителей по результатам переписи, которая проходила бы каждые десять лет, так и не была ратифицирована (хотя де-факто подобный принцип применяется и поныне). Вторая поправка, запрещающая вступление в силу законов, изменяющих размер жалования сенаторов и представителей до их переизбрания, вступила в силу только в 1992 году и стала Двадцать седьмой поправкой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.