Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее и особенное в общественном государственном строе раннефеодальных монархий во Франции, Германии, Англии.






Особенности общественного и государственного строя Древней Индии.Появляются сословия– варны.Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, икшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну- вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами.Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Для каждой варны была сформулирована своядхарма, т.е. закон образа жизни.

Государственный строй. Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора. Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

8.Законы Ману: структура, содержание. Законы Ману состоят из 12 глав и 2685 статей. Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Право собственности. Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни. Ещё одним способом приобретения права собственности была давность владения (10 лет). Среди основных видов собственности Законы называют землю (была царская, общинная, частная). За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) накладывался большой штраф. Также Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот, инвентарь. Обязательства. Обязательственные отношения получили в Законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров, например, договор займа, найма, аренды земли. Купля-продажа является одним из договоров, о котором упоминается в Законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей и в качестве продавца должен был выступать собственник вещи. В течение 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Упоминается в Законах Ману договор дарения. Сделка расторгается таким же образом, как и заключается.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства называется порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. При этом виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю. Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти - под властью сыновей, ибо " женщина никогда не пригодна для самостоятельности". Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа, как бога. Муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставлял, она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшному наказанию, вплоть до смертной казни. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Уголовное право и процесс. Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные (службу врагам царя, поломку городской стены, городских ворот). Более подробно Законы описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений Законы большое внимание уделяют краже. Меры, применяемые к вору зависели от того, был ли он задержан на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывают казнить.

Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Убийство при защите себя, защите женщин и брахмана (необходимая оборона) не наказывалось. Наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменяется бритьем головы), членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение и другое.

9.Гомеровская Греция: становление государства и права. Гомеровский период датируется XI-IX вв. до н.э. Название периода пошло от повестей того времени «Илиада» и «Одиссея», которые написал слепой сказитель Гомер.

10.Основные этапы реформ Афинского гос-ва. Расцвет афинской демократии. Реформы солона и клисфена. Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные.

Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Реформы эфиальта и перикла. Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом - к гелиэе. Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления. Реформы Перикла. С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе - малообеспеченных. Другая проведенная Периклом реформа - гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Демократия. При Перикле в Афинах вся власть принадлежала самим гражданам. Высшим органом Афинского государства было народное собрание. На собрание приходили все афинские граждане, которым исполнилось 20 лет. По законам Перикла, гражданами считались те, у кого отец и мать были коренными афинянами. Переселенцы и рабы на собрание не допускались. Народное собрание решало вопросы войны и мира, выбирало стратегов и судей. Принятые на собрании решения высекали на мраморных плитах, которые устанавливали на площади, чтобы каждый гражданин мог с ними ознакомиться.Вопросы для обсуждения готовил совет пятисот — булэ. А исполняли постановления собрания государственные чиновники — магистраты. Ареопаг (совет старейшин) рассматривал дела об убийствах и кощунствах. Наивысшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле.

 

 

11. Особенности общественного и государственного строя Спарты. Господствующим классом были спартиаты, полноправные граждане, жившие только в Спарте. Они обладали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Земля в Спарте была поделена на равные участки - по числу полноправных граждан. Число это должно было оставаться неизменным. Илотами признавались порабощенные жители, они являлись собственностью государства. Периэки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались правами и находились под надзором особых должностных лиц. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях. По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) решающей роли в политической жизни страны не играло. Созывалось оно не чаще одного раза в месяц, при чрезвычайных обстоятельствах созывались чрезвычайные собрания. К ведению народного собрания относилось избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонаследии, кому из царей идти в поход в случае войны. Народное собрание участвовало в законодательстве, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами. Все решения собрания находились под контролем герусии (совет старейшин). Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей. Во главе государства стояли два царя, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако, фактическое руководство государством принадлежало эфорам, в руки которых постепенно переходили полномочия, принадлежавшие царям. Эфоров было 5, их ежегодно избирали на народном собрании из числа всех граждан. В их руках почти целиком находились внешние связи, внутреннее управление страной. Они осуществляли строгий надзор за нравами и за соблюдением дисциплины, контролировали деятельность всех должностных лиц и ежегодно проверяли их отчеты.

12. Образование государства в Древнем Риме, основные этапы развития, царский период. Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно Римские граждане, так называемые патриции, и их общественные противники - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа Сервия Туллия. - * Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. * Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен). * В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. * Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

13. Древний Рим в республиканский период. Граждане Рима делились на два сословия: а) Нобили, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. Для этого сословия был установлен имущественный ценз в миллион сестерциев. б) Всадники, занимавшиеся торговлей, ростовщичеством, взиманием налогов в провинциях. Ценз всадников - 400.000 сестерциев. В Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов. Органами центральной государственной власти в республиканском Риме являлись: сенат, народное собрание, магистраты. Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, - цензоры. В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; устанавливал налоги; внешние связи; военное дело, включая назначение командующих; издавал общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности; ведал постройкой храмов, назначением религиозных церемоний, допущением культа новых богов и т. п. Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Народные собрания. а) Куриатные собрания - служил целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти б) Центуриатные собрания - утверждали законы и избирали всех основных начальников республики: консулов, цензоров и др в) Трибутные собрания - собрания граждан по территориальным округ. Избирали плебейских должностных лиц, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. Народные собрания созывались магистратом. В руках магистратов сосредоточивались функции управления, военная и административная власть. Пределы власти магистратов не были точно очерчены законом, и магистраты были свободны в своих действиях, но по существу находились в зависимости от сената.

Полномочия магистратов: а) командование войском и заключение перемирий, б) право собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них, в) право суда и наложения наказаний, г) право издавать приказы и принуждать к их исполнению.

14.Государственный строй Рима в период империи. Падение Западной Римской империи. При империи нобили – господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве, включавшие в свой состав крупных землевладельцев. По общему правилу из нобилей выбирались магистраты и комплектовался сенат. При императоре Августе (63 до н.э. – 14 н.э.) нобилитет превратился в сенаторское сословие, которое пополнялось за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников – финансовой знати империи выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы. На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. Период монархии делился на две части: а) принципат (до III в.) и б) доминат (IV-V в.). 1. Принципат. Имеет видимость переходного этапа от республики к монархии. В руках принцепса сосредоточивается постепенно единоличная и неограниченная власть, но с сохранением в большем или меньшем объеме некоторых республиканских учреждений, находящихся, однако, в зависимости от принцепса. Власть принцепса включала в себя командование войсками, ведение внешних сношений и заключение международных договоров, руководство изданием законов, управление Римом и провинциями.

Существует особая казна императора. В нее поступают доходы от личного имущества императора, с государственных имуществ в провинциях, дань и налоги с покоренных народов и т. п. Народные собрания утрачивают всякое значение. В начале принципата сенат еще сохраняет некоторое, хотя и весьма ограниченное, влияние на государственные дела. Далее сенату предоставляется законодательная власть, но он лишь механически утверждает предложения принцепса. Магистраты уже лишены реальной власти: они являются исполнителями распоряжений принцепса и их основные функции переходят к императорским чиновникам. В провинциях содержатся постоянные римские гарнизоны и вводится римская полиция. Римские чиновники осуществляют и судебные функции, что содействует вытеснению местного права правом римским. 2. Доминат. В период домината усиливается террор, доводится до передела налоговое обложение. Но идет распад римской империи. Происходит разделение империй на две половины - восточную и западную. Во главе каждой половины империи стоял особый август, имевший соправителя, носившего титул цезаря.

Во главе империи (а впоследствии - каждой половины империи) стоит император, носящий титул августа и владыки. Власть его признается неограниченной. Своего ближайшего помощника, цезаря, выбирает император; обычно цезарь является сыном императора и ему наследует. Фактическое управление империей находилось в руках многочисленной бюрократии. Сенат и некоторые магистраты хотя и сохраняются, но утрачивают всякое влияние на государственные дела. Центральным органом, рассматривающим важнейшие вопросы, являлся совет при императоре. Главным должностным лицом является управляющий двором. Кроме него, при императоре состоит ряд управлений, основанных на принципе централизации и иерархической подчиненности. Основными принципами организации местного управления являются: строгая централизация, многочисленность специализированных чиновников, отделение военной власти от гражданской. Западная Римская империя пала под ударами варваров в 476г. Восточная Римская империя - Византия - просуществовала ещё почти тысячу лет, войдя в мир феодализма. Реформы Константина и Диоклетиана характеризуются строгой централизацией власти, внедрением многочисленного чиновничества и четким разделением гражданской и военной власти.

В результате реформ Диоклетиана: * было обеспечено полное разделение гражданской и военной власти в провинциальной администрации. * Большие изменения были введены Диоклетианом в управление провинциями. При нем прежнее различие между сенатскими и императорскими провинциями исчезло; все провинции зависели от императора. Разделил провинции на более мелкие территории. * вновь был введен золотой стандарт, хотя Диоклетиан предпочитал собирать налоги натурой, а не деньгами. * занчительное увеличение численности армии.

При Константине завершилось формирование режима домината: * Гражданская власть окончательно отделилась от военной. * Была введена строгая иерархия чинов и титулов. * В военной сфере было проведено разукрупнение легионов, что позволило усилить контроль над армией. * Константин осуществил успешную денежную реформу: он выпустил новую золотую монету (солид). * Константин отказался от антихристианского курса. * Император освободил духовенство от всех государственных повинностей. Т. о. главными отличительными признаками реформы Диоклетиана и Константина было установление неограниченной (абсолютной) власти императора.

15.Основные этапы, особенности развития римского права и его значение. Можно выделить следующие этапы: 1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов. 2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и филигранной юридической техники.

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

16.Основные источники и исторические системы римского права. Источники прав в древний период. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Другим источником права являлось законодательство римских царей. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятием первых писаных римских законов – Законов XII таблиц. Другим важным источником права были законы. Согласно Законам XII таблиц всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. В древнейший период правовую силу имели также решения Сената, а в исключительных случаях и постановления магистратов. Источники права в классический период. Продолжали действовать Законы XII таблиц. На новом этапе истории римского права характерным источником становятся эдикты преторов, на этой базе развиваются 2 совершенно самостоятельные правовые системы: “преторское право” и “право народов”. Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, так регулировались отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами). Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции. Важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима. Источники постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права. Среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. Сокращается число классических юристов.

17.Законы XII таблиц: структура, содержание. Принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов – Законов 12 таблиц связывают с борьбой плебеев и патрициев. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев, подготовившая законы на 10 таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого конфликта была создана новая комиссия, состоявшая как из патрициев, так и плебеев, дополнившая первоначальный текст еще 2 таблицами. Законы 12 таблиц стали основой общего для патрициев и плебеев единого права, предназначенного исключительно для граждан Рима. Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме. Знание их было обязательно. По Закону было четко проведено разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот. Ко второй – все остальные вещи. Отчуждение земли, рабов, рабочего скота должно было совершаться в строго установленной форме. Семейные отношения по Законам 12 таблиц характеризуются прежде всего неограниченной властью главы фамилии. Жена и другие домочадцы были во власти мужа. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным. Законы 12 таблиц разрешают наследование по завещанию, но ограничивают его рядом условий. Уголовно-правовые постановления Законов 12 таблиц также отличаются суровостью. За любое убийство - смертная казнь. Во избежание произвола за каждым римским гражданином признавалось право апелляции к Народному собранию, решение которого было окончательным. В спорах между иностранцами нормы Законов 12 таблиц были неприменимы.

18.Институции Гая: структура, содержание. В Риме большое внимание уделялось праву и деятельности юристов, которая считается становится важным и источником развития римского права в классический период. Укреплению авторитета римской юриспруденции как источника права способствовал тот факт, что императоры стали нередко приближать видных юристов к себе, назначать их на ключевые государственные посты. Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 528—534 г г., т. е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права. Свод законов Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана составляют дигесты, или пандекты. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник. С оставлены из сочинений выдающихся римских юристов Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

Институции Юстиниана состоят из 4 книг. В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву.

В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени родства и т.п. Обязательства из деликтов (виновного поведения) включены в четвертую книгу.

19.Общественный и государственный строй франкского государства. В 5 веке большая часть Галлии (провинции Рима) была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались франки, которые расселились сельскими общинами (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по территориальному признаку. В историографии выделяют два периода государственности франков: первый (6-7 вв. - монархия Меровингов), второй (вторая половина 8 - первая половина 9 в. -монархия Каролингов). Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). Также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов. Монархия Каролингов. Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц - минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев. Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Первоначально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства, В последующем сеньоры приобрели судебные полномочия в отношении крестьян, живших на их землях.

В 843 году государство распалось на три королевства, что было закреплено юридически.

 

 

20.Салическая правда – памятник феодального права. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце 5 в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце 5 или в начале 6 вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы – Саксонскую. Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли только приусадебные участки.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Наследование было возможно по наследству – сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С 7 века к наследованию земли допускались и женщины. Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание.

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Общее и особенное в общественном государственном строе раннефеодальных монархий во Франции, Германии, Англии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.