Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники финансирования в связях с общественностью






Основными источниками финансирования в связях с общественно­стью являются:

-бюджетные средства, выделяемые под конкретный проект. Проект может планироваться как долгосрочно, так и краткосрочно;

-средства местного бюджета, выделяемые целевым назначением на решение прикладных региональных задач в информационной сфе­ре. Примером может служить программа, проходившая под деви­зом «Поддержим отечественного производителя». Часть средств на работу в сфере связей с общественностью выделялась компания­ми-производителями, а часть оплачивалась из федерального бюд­жета;

-бюджетные средства компании, которая реализует план работы со средствами массовой информации;

-средства различных фондов, выделяемые на реализацию проек­тов на конкурсной основе;

-гранты и специальные средства, выделяемые международными
научно-исследовательскими фондами и организациями;

-средства предприятий и компаний-заказчиков на выполнение
исследований и разработок в коммуникационной сфере по хо­зяйственным договорам;

-доходы, полученные от инновационной и самостоятельной дея­тельности;

-доходы, полученные от исследовательской и инновационной де­ятельности по международным соглашениям о сотрудничестве в коммуникационной сфере;

-собственные средства, формируемые в установленном порядке.

Бюджетирование в сфере связей с общественностью является очень непростым процессом. Специалист по СО должен определить, какое количество средств действительно необходимо для достижения обозначенных целей. При этом надо не допустить разду­вания бюджета, но и избежать его зауживания. В современной эконо­мической теории выделяют пять основных групп бюджетов:

1. Смета доходов и расходов.

2.Смета затрат времени, пространства, материалов и продукции.

3.Смета капитальных расходов.

4.Кассовый бюджет.

5.Балансовая смета.

Смета доходов и расходов

Смета доходов и расходов представляет собой детальный план, отражаю­щий предстоящие затраты и уровень предполагаемых доходов. При обра­зовании данной составляющей бюджета особое внимание акцентировано на отработке каналов информирования и коммуникации, так как именно этот показатель выступает в качестве базового для оценки эффективности всей программы связей с общественностью. Вне зависимости от типа предприятия, направлений его деятельности, особенностей организа­ционной структуры и информационной политики в бюджетировании по принципу составление сметы доходов и расходов ключевое внимание уде­ляется системе сбыта. Поэтому программа работы со СМИ прорабатыва­ется очень тщательно и насчитывает, как правило, несколько статей. Вне зависимости от того, выделяет ли руководитель в смете несколько наи­более крупных статей или детализирует финансовые потоки, программа, касающаяся PR-деятельности, будет довольно объемной

Смета затрат времени, пространства, материалов и продукции

Данная смета отличается тем, что она построена в основном на показате­ле трудоемкости всего процесса. В этом случае затраты указываются в человеко-часах, единицах затраченных материалов и пр. Средние зарплаты специалистов в сфере связей с общественностью от­носительно невелики. Если при бюджетировании учитывается фактор затрат времени, пространства и труда, то это позволяет привлечь более грамотных специалистов и провести PR-кампанию на высоком уровне

Смета капитальных расходов

Смета капитальных расходов крайне редко используется в связях с обще­ственностью и характерна в большей степени для корректировки управ­ленческого процесса в производственных областях. Смета капитальных расходов ориентирована на их отслеживание. Данный вид бюджетирова­ния, как правило, увязывается с долгосрочным планированием (3-5 лет), что не всегда возможно в быстро меняющейся информационной среде.

Кассовый бюджет

Данный метод расчета представляет собой прогноз поступления денеж­ной наличности в результате проведения тех или иных информацион­ных и коммуникационных мероприятий. С ним сопоставляют реальные денежные операции.

Балансовая смета

Балансовая смета представляет собой традиционный вариант расчета расходной и доходной части.

Программа в сфере связей с общественностью связана в первую очередь с наращиванием нематериальных активов. Это, прежде всего, построение определенной репутации или создание имиджа компа­нии. Однако репутация создает отношение. А отношение приносит финансовую отдачу.

В свое время ЮКОС стал интенсивно развивать различные направления ра­боты с общественностью. Была разработана комплексная программа ра­боты с широкой общественностью, инвесторами, партнерами, выстроена внутрикорпоративная политика. Репутационный капитал довольно быстро перерос в финансовый. Акции компании существенно повысились как на внутреннем, так и на международном рынке.

Помимо принципов классического бюджетирования маркетологами США и Западной Европы предлагаются принципы формирования бюд­жета в рекламной и PR-деятельности. Выделяются четыре основных ме­тода определения бюджета в сфере связей с общественностью и рекламе:

-метод отчисления процента от объема прибыли;

-метод конкурентного паритета;

-метод определения затрат с учетом изменившихся финансовых показателей;

-метод исчисления «от наличных средств».

Метод отчисления процента от объема прибыли - один из самых простых подходов к бюджетированию, достаточно часто используемый и в российской, и в за­рубежной практике. Руководители компании определяют бюджет в виде конкретного установленного процента от объема предполагаемой чистой прибыли. Важным достоинством метода являются его просто­та, а также возможность проследить динамику развития компании на рынке. К недостаткам можно отнести то, что расходы на управление ин­формационным процессом определяются как следствие успеха или неуда­чи на рынке. При этом в тени остается тот факт, что положение компании может стать довольно непрочным именно вследствие недофинансирова­ния. В последние годы в России все меньшее количество бюджетов в сфе­ре связей с общественностью определяется исходя из метода отчисления процента от предполагаемой прибыли. Это связано с тем, что рынок отличается высокой конкурентностью и информационной перезаг­рузкой. Это приводит к тому, что становится необходимым проведение довольно интенсивной кампании. А процент от прибыли привязывает к определенным цифрам и не позволяет добиться нужной для кампании ин­тенсивности. Однако в ряде областей, например, банковской, данный метод бюджетирования по-прежнему используется, несмотря на его несовершенство.

Метод конкурентного паритета периодически применяется для рас­чета необходимых затрат. Распространенный в мировой практике метод определения уровня бюджета заключается в том, что бюджет устанав­ливается, с одной стороны, исходя из капиталоемкости и трудоем­кости информационного и коммуникационного процессов, с другой — приоритетным фактором является объем финансирования коммуника­ционной программы конкурентами. Данный метод, с одной стороны, отражает степень конкуренции на рынке коммуникационных услуг. С другой, когда бюджеты равны, соревнование происходит не за счет вливаний дополнительных средств, а за счет выстраивания грамотной и продуманной медиакампании. Кроме того, использование этого метода бюджетирования не предполагает проведения серьезных социологиче­ских и маркетинговых исследований. Это приводит к сокращению затра­чиваемых на PR-кампанию средств, но снижает ее эффективность.

Метод исчисления бюджета от «наличных средств» заключается в тесной привязке факторов затрат к поставленным целям и задачам. В данном случае общая сумма бюджета складывается из трех состав­ляющих:

- выработки конкретных целей;

- определения задач, которые необходимо решить для достижения этих целей;

- оценки затрат на выполнение этих задач.

Данный метод бюджетирования достаточно популярен в России и экономически оправдан. С одной стороны, он позволяет просчитать количество и стоимость необходимых для формирования лояльного отношения общественности к компании мероприятий, с другой — не допускает неоправданного увеличения бюджета.

Метод учета изменившихся финансовых показателей представляет со­бой скрупулезный анализ медиа-активности предыдущего года (а лучше 2-3 лет), выявление основных медиа-каналов, которые позволяют макси­мально быстро и прицельно доносить необходимую информацию до раз­личных групп общественности. В этом случае при определении бюджета будет обязательно учитываться фактор медиа-инфляции, т. е. изменения стоимости создания информационного продукта, а также общее увеличе­ние бюджета на 5-15% в зависимости от позиций компании на рынке, на­правленное на повышение интенсивности медиакампании.

Если выделенные на PR-программу средства не были оприходова­ны, то они вычитаются из первоначальной суммы, полученный оста­ток и является бюджетом на PR-кампанию в текущем году. Сложность данного метода заключается в том, что специалисту в сфере связей с общественностью приходится обрабатывать большие массивы самой разной информации: от маркетинговой до рекламной.

Данный принцип бюджетирования широко используется в процес­се планирования коммуникационных затрат российскими региональ­ными PR-агентствами. Его достоинством является возможность более экономичного использования средств.

В настоящее время анализ затрат в сфере связей с общественностью движется в направлении функциональных факторов, т. е. затрат по каж­дому направлению работ. Например, затраты на формирование имиджа, затраты на проведение пресс-конференции, затраты на различные акции по стимулированию сбыта, на маркетинговые исследования и т. д. Это свя­зано с тем, что выводы на основании структурных факторов быстро уста­ревают в динамично развивающемся коммуникационном пространстве. При определении бюджета в связях с общественностью особое значение приобретает концепция вовлеченности персонала в постоянные усо­вершенствования информационного и коммуникационного процессов, концепция комплексного управления качеством (в том числе и в инфор­мационной сфере), перспектива наиболее целесообразного использова­ния возможностей компании, а также развитие как ее внутрикорпоративных, так и внешних связей. Именно учет функциональных факторов позволяет определить реальную стоимость отдельно взятых PR-меропри­ятий, гибко подходить к процессу ценообразования, формировать рынок конкурентоспособных цен в сфере связей с общественностью, а также уп­равлять процессами в информационной сфере.

Использование традиционной системы расчета затрат в сфере связей с общественностью не всегда дает достоверную информацию о рента­бельности всего информационного и коммуникационного процессов, что, в свою очередь, может привести к серьезным стратегическим имид­жевым просчетам.

Гибкое планирование бюджетирования в сфере связей с общественно­стью предусматривает создание альтернативных смет, которые могут быть использованы при изменении текущей ситуации. При этом альтер нативный бюджет может представлять как отдельный финансовый план на проведение той или иной PR-программы или проекта, так и рассмат­ривать лишь отдельный участок предполагаемых мероприятий.

Гибкость бюджета в связях с общественностью достигается также бла­годаря так называемому дополнительному бюджету, который составляет­ся на краткий отрезок времени (месяц, три месяца, полгода). Целью созда­ния подобного бюджета является отражение общей структуры планов компании, координации деятельности ее подразделений и определения задач для каждого из них. Дополнительный бюджет предусматривает стратегические просчеты еще на моменте их возникновения, что дает воз­можность быстрой корректировки коммуникационных действий.

При подготовке бюджета в связях с общественностью наиболее серь­езной задачей является определение оптимальной структуры расходов, которая способствовала бы, с одной стороны, сокращению срока времен­ных затрат на коммуникацию, а с другой — делала процесс максимально эффективным. Для решения этой задачи необходимо установить про­порцию распределения планируемых финансовых средств между зара­ботной платой специалистов, организациями, участвующими в инфор­мационном и коммуникационном процессе, материально-технической базой. Помимо этого необходимо способствовать переходам на систему, когда в процессе увеличивается участие заказчиков. Таким образом, в сфере связей с общественностью упор должен делаться на повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение их источников, что ста­новится возможным благодаря развитию научно-исследовательской ра­боты в коммуникационной сфере, ведению консалтинговой деятельности, проведению экспертных советов и оценок, организации платных конфе­ренций.

Для разработки наиболее целесообразного бюджета необходимо иметь систему сбора первичных статистических данных в связях с обществен­ностью, которые будут учитывать динамику таких показателей, как объем бюджетных средств, выделяемых на коммуникативную программу в тече­ние ближайших трех лет, поступление внебюджетных средств, спонсор­ские средства, полученные гранты.

В современных условиях необходимо сформировать статистиче­скую базу коммуникационного менеджмента как самостоятельной под­отрасли статистики. Данная база должна охватывать всю совокупность количественных и качественных, абсолютных и относительных показа­телей, необходимых для наиболее полного отражения финансовой кар­тины системы коммуникаций. Она должна изучать составные элемен­ты и движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающих наиболее эффективное функционирование PR-про­граммы, а также создание благоприятной информационной и коммуни­кационной сред.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.