Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Большие группы как объект соц-псих анализа. Виды больших групп и их специфика.






Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации). Большие группы структурно-функционально организованы. Их не следует смешивать с массовыми общностями (молодежь, женщины, мужчины, подростки, профессиональные общности). Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп – групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.

В каждой большой группе формируются групповое сознание (партийное, классовое, национальное), система групповых идеалов, ценностных ориентации, эмоциональных предпочтений. Отдельные стереотипизированные элементы сознания переходят в сферу группового подсознания (" классовое чутье"). Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности – типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения. Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение – групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям.

Основной социальной ценностью является общественное благо. Понятие общественного блага введено Аристотелем (" Политика"); оно состоит из идеи справедливости, социального единения в достижении наиболее значимых общественных целей, обеспечивающих благополучие общества. Под лозунгом общественного блага совершались первые буржуазные революции. Общественное благо было основным предметом идеологов либерализма и демократии. В XIX и XX вв. была выработана основная формула общественного блага: " Благо общества не может быть общим, если кто-либо не охватывается им". Производными от понятия " общественное благо" стали понятия " качество жизни", " уровень жизни", " жизненные стандарты", " благоденствие нации" (охрана территории, организация безопасности, снабжения, связи, транспорта, здравоохранения, культурной сферы, образования и др.). Степень социальной ориентации политического руководства общества определяется ее направленностью на обеспечение общественного блага. Наряду с общесоциальными ценностями существуют ценности больших социальных групп.

Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса – этнические группы и классы.

Этническая группа, или этнос (от греч. é tnos – племя, народ) – исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. На высшей стадии развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность – нацию (от лат. natio – народ).

Для межэтнического взаимодействия характерны стереотипы восприятия, обусловленные историческим прошлым. Оценки достоинств этнических групп, основанные на расхожих стереотипах, обычно крайне поверхностны. Часто они обусловливаются этноцентризмом – приданием своему этносу эталонных качеств. В сознании этноса формируется этническая картина мира – особая мировоззренческая ориентация, определяющая особенности его взаимодействия со средой, готовность воспринимать явления этнической и межэтнической жизни определенным образом, стереотипизированно, в свете предвзятых представлений о психических качествах других этнических общностей. На основе этих представлений возникают импульсивные поведенческие реакции, ведущие в некоторых случаях к межэтническим конфликтам, поляризации социальных общностей по этническому признаку. Источником межэтнических конфликтов в большинстве случаев служат не этнические, а социально-экономические и политические противоречия. Однако в нарастание межэтнического конфликта неизбежно включаются негативные этнические стереотипы, возрастающий этноцентризм, актуализируется националистическая идеология. При этом резко затрудняется урегулирование межэтнических конфликтов. Это урегулирование возможно лишь при экстренном удовлетворении базовых интересов конфликтующих сторон, при миротворческой позиции национальных лидеров, снижении значимости объекта межэтнического конфликта.

По месту больших социальных общностей в системе общественного производства различаются общественные классы (от лат. classis – разряд). Существование общественных классов обусловлено общественным разделением труда, дифференциацией социальных функций, вычленением организаторской и исполнительской деятельности.

Различие между классами проявляется в их образе жизни, социально-психологическом складе, типичных эталонах поведения. Наряду с этим большие группы входят в единый социум и несут в себе общие особенности того или иного общества, функционирующего на принципе социального партнерства всех социальных структур. Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса.

Публика – большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоционально-сознательной регуляции на основе общих общезначимых объектов внимания (участники митинга, демонстрации, слушатели лекции, члены культурных обществ). Различные экстремальные явления могут вызвать ее эмоционально-импульсивную регуляцию на основе психического заражения.

Масса – совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические социально-психологические явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др. Масса выступает в качестве субъекта широких политических и социокультурных движений, аудиторией различных средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массовые общности образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Большие группы включают в себя две разновидности:

1 Стихийные группы это кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-то определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. В строгом смысле такую общность нельзя называть группой, так как она возникает стихийно, существует недолго, не всегда осознает свои цели. К таким «группам» относят толпу, массу, публику.

2 Устойчивые группы представляют собой образования, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений и потому долговременные в своем существовании. Далее, говоря об исследовании больших социальных групп, мы будем иметь в виду именно устойчивые группы.

Особенностью, отличающей большие социальные группы от малых, можно назвать особые элементы в структуре их психологии. Эти элементы большинство исследователей делят на две группы:

1) психический склад как более устойчивое образование. К нему относят специфические регуляторы поведения, характерные только для больших групп, а именно, нравы, обычаи, традиции. Кроме того, к психическому складу относят такие образования как национальный или социальный характер, образ жизни, и связанные с ним ценности, вкусы и т.д. Для больших групп характерно наличие специфического языка (национальный язык, проф. жаргон и т. д.)

2) эмоциональная сфера - динамическое образование. В нее входят интересы, потребности, настроения.

В силу того, что большие группы имеют свои особые черты, специфика присутствует и в их исследовании.

К большим устойчивым социальным группам относят различные общности. При этом выделяют группы, которые в первую очередь объединены общностью объективных социальных характеристик: социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы. Так же сюда можно отнести демографические совокупности (например, молодежь, женщины), в том случае если их объединяет общность специфических социальных ролей, определенное место в социальной структуре. Их психологическая общность вторична по отношению к объективным связям. Другие группы возникают и существуют в силу сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей или ценностей. Конечно, они также имеют объективную почву, но она вторична по отношению к субъективно психологической общности. Это группы единомышленников: общественные движения, политические партии, конфессиональные группы…

Рассмотрим подробнее некоторые виды больших социальных групп:

1) Этносы. Это достаточно хорошо изученный вид групп. Выделяется специальная отрасль их исследования на стыке психологии и этнографии – этнопсихология. Этническая принадлежность индивида фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях которой формируется личность. Усвоение опыта, накопленного в ходе исторического развития своего народа, является важным содержанием процесса социализации. Через ближайшее окружение личность приобщается к специфике национальной культуры, традициям, обычаям. Этнические группы формируют механизм самосознания, самоопределения личности.

Этнос рассматривают как общность, которой присущи специфические культурные модели, связанные с активностью человека в мире. В силу этого люди одного этноса обладают типичным поведением и коммуникационными моделями. Модели регулируют отношения между людьми в группе и между группами. Культурные модели способствуют поддержанию уникальности этноса в течение столетий.

Этнос может быть рассмотрен через понятие «традиция». С традициями связано традиционное сознание, существование этнической картины мира.

Существуют попытки исследования национального характера. Можно говорить о выраженности той или иной черты у представителей одного этноса. Существуют исследования по выявлению преобладающих типов темпераментов в рамках этноса. Однако подобные исследования вызывают много спорных вопросов. В обыденном сознании также складываются стереотипы относительно специфических психологических черт того или иного этноса. Этнические стереотипы возникают в силу ограниченности межэтнического общения, и могут затруднять межэтническое взаимодействие.

2) Социальные движения – это свободно организованные коллективы, действующие совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Из определения видно, что социальные движения не так организованны, не так стабильны как политические партии и прочие группы. С другой стороны, они более интегрированы и существуют дольше, чем толпы, массы, сборища. Таким образом, они занимают некоторое промежуточное положение между стихийными и устойчивыми группами.

Подчеркивается тесная связь между социальными изменениями и социальными движениями. Их целью может быть введение в общественную жизнь новых элементов (новые привычки, законы, институты), либо заперт на введение законов, попытка остановить различные процессы (ухудшение экологической обстановки, рост преступности). Таким образом, возникновению социальных движений предшествуют определенные социальные процессы, а они в свою очередь вызывают последующие социальные процессы. Структура психологии большой социальной группы выделяют следующие общие признаки больших групп. 1) нравы, обычаи; традиции. 2) образ жизни. в основе лежат определенная система социокультурных ценностей; приоритетов; картина мира; круг общения, интересы; потребности; социальные стереотипы, привычки/ образ жизни – это существенная характеристика не только отдельных социальных групп, но и поколений (например; «шестидесятники»). существуют различные образы жизни: здоровый; нравственно-здоровый; замкнутый; аскетичный; богемный; студенческий. Согласно другой классификации выделяют армейский; городской, сельский; монашеский, курортный образы жизни и т/ д. 3) специфический язык. 4) ценности и стереотипы. Длительное время существования больших групп требует учета временных характеристик: синхронизации (анализа процессов; протекающих в одно и тоже время), диахронизации (анализа процессов в их временной протяженности) и трансляции (изменения признаков группы от поколения к поколению).

Структура психологии большой социальной группы – это различные психические свойства, психические процессы и психические состояния подобно психике отдельного человека. Исследователи выделяют две составные части этой структуры: 1) психологическую как устойчивое образование (национальный характер, нравы; обычаи, традиции; вкусы и т. п/); 2) эмоциональную как динамическое образование (интересы, настроение)/ психологические характеристики большой группы не являются простой суммой индивидуальных черт отдельных личностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.