Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преодоление предубеждений






1. Создание общих целей, сплачивающих людей и элиминирующих их предубеждения.

2. Перекатегоризация (Дж.Тернер). Если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным.

3. Контакт (Г.Олпорт). Установление коммуникации между враждующими, расширение возможностей их общения, способствующей уменьшению предубеждённости.

4. Рекомендации по снижению соц. напряженности (Агеев): а) критерии оценки любых дел и достижений должны быть абсолютно ясными и понятными для всех членов групп, независимо от их статусных соотношений; б) достижения значимого для человека результата и соответствующая оценка должны быть связаны с его усилиями и способностями и не должны быть жестко связаны с общегрупповыми стандартами; в) крайним вариантом является исключение исключение всякой возможности социального сравнения между разностатусными группами, вплоть до полного исключения контактов между ними.

5. Развитие критического мышления и рефлексивной культуры человека может привести к снижению его предубежденности. Преодоление репродуктивности, механичности, одностороннего, предвзятого видения ситуации, выход за пределы сущ. схем мышления и образцов деятельности являются предпосылками успешности снижения предубежденности. 58. ФЕНОМЕН СТИГМАТИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ.

Стигма (греч. stigma – укол, пятно) – обозначает любой недостаток или дефект, или знак таковых, который оказывает серьёзное негативное воздействие на социальное принятие затронутого индивида. Она представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окружающих, качество, выдающее некоторое «постыдное» свойство индивида, его ущербность, дефект, нежелательное отличие от нормы, наделяет его статусом неполноценного человека («не вполне человека»), вызывая его непринятие или, по меньшей мере, отсутствие готовности взаимодействовать с ним «на равных».

Стигматизация выступает как социально-психологическое явление, состоящее в навешивании негативных ярлыков, дискредитирующих индивида в глазах окружающих и вызывающих их стойкую социальную изоляцию и нежелание, отсутствие готовности взаимодействовать с ним на равных.

В ярлыках выражается наиболее абстрактная и общая информация об объекте и, по очень точному замечанию Г. Олпорта, они «действуют как сирены, заставляя нас забывать обо всех более тонких различиях».

Стигма настойчиво привлекает к себе внимание, заставляя игнорировать информацию, которая свидетельствует о возможности полноценного социального контакта с ее носителем и обладании последними какими-то другими характеристиками. Носителю стигмы приписывается целый ряд других недостатков, «дефектов», обусловливающих его восприятие в качестве неполноценного, опасного, ненормального, специфического, нетрадиционного, особенного, «не такого», человека «другой природы». А это, в свою очередь, затрудняет или даже исключает возможность осуществления взаимодействия со стигматизируемым на равных.

Стигматизация есть акт навешивания ярлыка. Ярлык содержит минимум информации, практически всегда основан на личном мнении и предрассудках ярлыкодателя и зачастую направлен на то, чтобы вызвать у человека стойкую негативную эмоциональную реакцию. Ярлык принимается без конкретного доказательства и объяснения, уже не важно каков воспринимаемый человек на самом деле (как в случае предубеждений).

Символический интеракционизм представлен в следующих основополагающих идеях: индивид и общество неотделимы друг от друга; индивиды представляют собой рефлексивную и интерактивную сущность, обладающую самостью; индивиды реагируют на объекты окружающего мира в соответствии со значениями, которыми они обладают для них (значение объекта представлено в поведении, направленном на него, а не в объекте самом по себе).

В качестве ведущ. фактора, опр-щего потенциальную жертву стигматизации Дуглас выделил видимое, наблюдаемое отличие человека от большинства. Неординарность и индивидуальность ценятся высоко и приветствуются окружающими. Но отличие, которое было приемлемым в обычных обстоятельствах, когда дела шли хорошо, рассматривалось как полезное, может достаточно быстро стать фрустрирующим, раздражающим, вызывающим неприязнь, предубеждение, враждебность по отношению к его носителю, особенно если группа находится на переходном этапе своего развития, когда она наиболее уязвима. Человек, ставший жертвой стигматизации, рассматривается как препятствующий дальнейшему сущ-нию группы, её прогрессу, достижению поставленных целей, особенно если он мало участвует в делах группы, является некомпетентным. Отличие может касаться самых разнообразных хар-тик человека, особенностей его поведения. Оно м.б. связано с внешностью, возрастом, половой, расовой, нац. принадлежностью, религиозными и другими убеждениями, соц. положением и т.д. Здесь немаловажную роль играют имеющиеся у стигматизаторов предубеждения.

В качестве ещё одной предпосылки, определяющей выбор человека на роль козла отпущения, Фельдман и Водарски выделяют соц. бессилие. Оно предполагает низкую значимость человека для стигматизаторов, невлиятельность, низкий статус, некомпетентность, изолированность, а также неспособность отплатить, постоять за себя, дать от- пор. На роль козла отпущения иногда выбираются и сильные, обладающие властью члены группы. Стигматизированным может стать лидер, руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа “действует плохо”, это вина рук-ля. Становясь козлом отпущения, человек приобретает ценность и значимость для стигматизаторов, так как позволяет им избавиться от неприятного чувства вины, ответственности, разрядить напряжение, выместить обиды и т.д. Поэтому во многих случаях имеет место неосознанное стремление стигматизаторов удержать человека, ставшего козлом отпущения, рядом.

Л.Гозман указывает на немаловажную роль внешнего облика, показывая, что часто некрасивый ребёнок рассматривается как «плохой». «Не случайно именно некрасивым или страдающим каким-то физическим недостатком детям нередко приписывают дурные мысли и поступки».

По Гоффману важную предпосылку стигматизации составляют потребности стигматизируемого Они могут усилить процесс стигматизации. Например, принимая роль козла отпущения, человек удовлетворяет потребность во внимании, которую не смог удовлетворить каким- либо иным способом. Здесь срабатывает принцип: лучше такое внимание, чем вообще ни- какого.

3 типа характеристик, которые чаще всего выражаются в стигмах: физический дефект; недостаток хар-ра, воспринимаемый как слабость воли; родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание), которая передается из поколения в поколение.

Переход из одной группы в другую часто не решает проблемы стигматизированности. Это м.б. связано с формированием уже рассматривавшегося ранее феномена наученной беспомощности. Сталкиваясь с многочисленными неудачами, человек формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам (в данном случае, враждебности окружающих), снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва – пассивно и неэнергично. Антиципируя повторение неприятного прошлого в новой ситуации, человек неадекватно интерпретирует нейтральное отношение окружаю- щих как негативное и столь же неадекватно реагирует, привлекая к себе внимание потен- циальных стигматизаторов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.