Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полевые эксперименты Шерифа.






Они были проведены в летнем лагере для школьников, и участвовали в них подростки 11—14 лет. Четыре стадии. В первой из них, после заезда мальчиков в лагерь, была организована общелагерная деятельность, в ходе которой мальчики были предоставлены самим себе в установлении дружбы и знакомства. На второй стадии их разделили на две группы, причем это было сделано таким образом, что те, кто успел ранее стать друзьями, оказывались в разных группах. На этой стадии внутрилагерная жизнь организовывалась уже раздельно для каждой группы. Третья стадия состояла главным образом из ряда соревнований, организованных администрацией лагеря. Главной особенностью этих соревнований было то, что одна из групп оказывалась однозначным образом победительницей, а другая терпела поражение. На четвертой стадии администрация лагеря создавала трудности (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие, и т. п.), которые могли быть успешно преодолены только при условии объединенных усилий обеих групп. Четвертая стадия была введена только в третий эксперимент, который отличался от первых двух также и еще по одному важному пункту: в нем не было «чистой» первой стадии, так как ребята приезжали в лагерь уже поделенными на две отдельные группы;.

Осн. рез-ты. Межгрупповое соревнование на третьей стадии вело к соц-психологическим эффектам, которые однозначно ассоциировались с межгр-м конфликтом. Объективный конфликт интересов (объективный в том смысле, что только одна из групп могла стать победительницей за счет другой) привел в эксп-тах Шерифа к проявлению межгр. враждебности, агрессии, негативным аутгрупповым стереотипам и в то же время способствовал усилению внутригр. сплоченности и поддержки. Ситуация радикально изменилась на четвертой стадии экспериментов, заключающейся в искусственном создании трудностей, которые могли быть устранены только объединенными усилиями соперничающих групп. Более общие цели, порождаемые необходимостью преодоления общих трудностей, и обусловили, понижение межгр-вой напряженности. Автор зафиксировал частичное возобновление или создание новых дружеских отношений, хотя следы враждебности были удалены не полностью.

3. когнитивные:

Проводилось множество исследований.

Сходные с рез-ми Шерифа данные были получены в экспериментах К. Фергюссона и Г. Келли (1964), в которых группы выполняли различные задачи, такие, как например вычерчивание плана города или составление рассказов. Несмотря на то что, как подчеркивают авторы, экспериментальная процедура не предполагала никакого межгруппового соревнования, члены групп при оценке продуктов их собственной группы и аналогичных продуктов аутгруппы имели тенденцию переоценивать результаты собственной группы и недооценивать результаты аутгруппы, даже тогда, когда сами они не принимали непосредственного участия в работе.

Дж. Рабби и М. Горвитц также нашли разнообразные виды межгр-х предпочтений, когда в ситуации с двумя группами только одна из них получала награду, присуждаемую в случайном порядке, причем такая случайность выбора была совершенно-очевидной для испытуемых (1969). В этом эксперименте восемь, испытуемых, незнакомых между собой, были приглашены в лабораторию и разделены якобы по административным причинам на две группы: «голубую» и «зеленую». Эксперимент был им представлен как «работа по развитию первого впечатления о других людях». Сначала они в индивидуальном порядке тестировались,, заполняли опросник и описывали две фотографии. Затем экспериментатор говорил испытуемым, что, к сожалению, награда за участие в эксперименте состоит только из четырех транзисторов,. которые отдадут членам одной группы в соответствии с экспериментальными условиями: случайно, по решению экспериментатора или по результатам голосования всех восьми испытуемых. Потом одна из групп действительно получала четыре транзистора.

В контрольной ситуации экспериментатор ничего не говорил о награде. Испытуемые в индивидуальном порядке давали вкратце свое «первое» впечатление о всех участниках, используя те же шкалы, что и при описании фотографий. Их просили также описать общие хар-ки обеих групп. В контрольной ситуации (отсутствие награды) не было различий между описанием собственной и другой групп, однако в экспериментальных группах эти различия оказались весьма значительны. И те, кто получил награду, и те, кто таковую не получил, описывали членов своей собственной группы и группу в целом гораздо более благоприятно, чем членов и атмосферу другой группы. Таким образом, сам факт «разделения общей участи» (получение или неполучение награды) независимо от ее истоков, как полагают авторы этого исследования, является достаточным для возникновения оценочной дискриминации в пользу собственной группы.

Эти исследования вновь привели к постановке вопроса о причинах и формах межгрупповой дискриминации, о роли чисто когнитивных процессов в регуляции межгруппового взаимодействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.