Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление групповым процессом. Лидерство и руководство в малой группе.






Управление групповым процессом осуществляется через лидерство и руководство. Лидерство спонтанно, руководство регламентировано - преимущественно социальны по своей природе феномены. Основу руководства составляют полномочия власти.

Выделяет основные аспекты лидерства: 1. Структурный аспект лидерства: В лабораторных экспериментах было отчетливо показано, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Этот вклад имеет две крупные сферы приложения: ♦ сферу инструментальной активности группы, непосредственно связанную с решением групповой задачи; ♦ сферу эмоциональной активности группы. Т–им.о–ом. существуют две лидерские роли: инструментального {делового) лидера и экспрессивного {эмоционального) лидера. 2. Личностный аспект лидерства: подчеркивание значимости «лидерских качеств, исследования в этой связи; «теория черт» лидерства (человек может стать лидером лишь при наличии у него некоего универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт); «имплицитная теория» лидерства (люди вопринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере – прототипы лидера); пятифакторная модель личностных черт - «Большая Пятерка» (экстраверсия, невротизм, сознательность, доброжелательность).

Механизм влияния в лидерстве – влияние через феномен идентификации. Идентификация–следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Но уподобление значимому другому, в том числе и лидеру, носит не тотальный характер, а осуществляется избирательно.

Руководство малой группой: 1. Личностная модель руководства: специальной личностной модели руководства в настоящее время не существует («теория черт» лидерства давно не актуальна), но предпринимают попытки провести некоторый «личностный водораздел» между эффективными и неэффективными руководителями. Например, Б. Басс выделяет следующие факторы: компетенция, достижение, ответственность, участие и включенннось, статус, ситуационные факторы. 2. Руководство как системный феномен: В настоящее время трудно найти сколько-нибудь серьезную теоретическую схему руководства, лишенную признаков системности., например, «вероятностная модель эффективности руководства» Ф. Фидлера. 3. Руководство как реализация обмена во внутригрупповом взаимодействии ( обмен рассматривается не в качестве экономической категории, а как понятие, наполненное определенным психологическим смыслом и отнесенное к характеристике реально разворачивающегося в пространстве и времени процесса), например, вертикальная диадическая модель обмена в организационном лидерстве Д. Граена, модель руководства, опирающейся на идею так называемого ценностного обмена в межличностном взаимодействии. 4.Руководство как социально-когнитивный феномен (приложение идей оявлении каузальной атрибуции к анализу феномена руководства), например, атрибутивная модель руководства С. Грина и Т. Митчела, теория переработки социальной информации сформулированной Р. Лорда, Д. Филлипса. 5. Лидерская модель руководства (в основе идея о том, чтовсовременных организациях от руководителей требуется лидерская способность вести за собой подчиненных, ставя перед ними вдохновляющие цели и побуждая их к высоким профессиональным достижениям, личностному росту и стремлению содействовать процветанию организации), например, модель преобразующего руководства Б. Басса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.