Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первый час после родов, или начало грудного вскармливания






Первый час после родов определяет положительный импринтинг новорожденного и матери, их взаимную привязанность, а также успешное начало грудного вскармливания. Поэтому очень важно именно в это время создать вокруг роженицы теплую спокойную атмосферу, которая способствует возникновению интимности в отношениях между ней и ребенком.

После рождения ребенка акушерка должна помочь матери осуществить первый контакт с новорожденным «кожа к коже». Если женщина рожала лежа на спине, то лучше всего выложить ребенка к ней на живот. Если же она рожала в вертикальном положении, то лучше всего помочь ей сесть и оставить новорожденного у нее в ногах, чтобы она могла его погладить и осмотреть. Акушерка должна позволить матери самой открыть пол своего младенца. Поэтому без просьбы матери не следует говорить ей, кто родился, — она имеет полное право сама раскрыть свой подарок. В это время мать и дитя еще связаны пуповиной. Пока новорожденный находится в состоянии релаксации, необходимо проследить за своевременным пересечением пуповины, которое может быть произведено только после окончания пульсации, т. е. через 5—10 минут после родов. По пуповине к младенцу поступает ценная плацентарная кровь, содержащая особые протоплазменные клетки, которые стимулируют работу красного костного мозга, и регулирующая уровень гемоглобина в крови ребенка в течение всей последующей жизни. Когда ток крови закончится, пульсация прекратится и пуповина приобретет белый цвет. После прекращения пульсации пуповины ее можно пересечь и проследить за отделением последа, который чаще всего к этому моменту уже отделился и готов родиться. В момент рождения последа роженица отвлекается от ребенка. Поэтому в этот момент акушерка должна быть очень внимательна к ребенку. Если отделение последа происходит болезненно, то на это время целесообразно отложить малыша от матери.

Период релаксации новорожденного длится примерно 20 минут, после чего он начинает проявлять поисковую активность. Именно в это время у матери появляется желание взять младенца на руки, приблизиться к нему. Теперь важно помочь матери и ребенку воссоединиться и начать грудное вскармливание. Как только новорожденный начинает проявлять поисковую активность, акушерке следует помочь ему взять материнскую грудь, проследив за правильностью прикладывания.

Обработку матери и ребенка можно производить только после того, как произведено первое прикладывание к груди, примерно через 45 минут — 1 час после родов. Желательно, чтобы разлучение длилось не более чем 15 минут. Проводя обработку новорожденного, нет необходимости очищать его от сыровидной смазки, которая без следа впитывается в кожу младенца в течение 1–2 часов, а также закапывать ему глаза, если нет показаний. Измеряя рост и вес новорожденного, необходимо позаботиться о том, чтобы малыш не испытывал сенсорного шока. Для этого должен быть приглушен свет, не должно быть холодно и слышно других звуков, кроме материнского или отцовского голоса. Акушерка и врач не должны разговаривать около матери и ребенка, чтобы не вызвать нежелательный импринтинг. Новорожденный должен запечатлеть не голос акушерки и врача, а голос матери, которая будет впоследствии растить его и к которой он должен быть привязан.

Как правило, по истечении первого часа у родильницы и новорожденного появляется стремление к покою. Мать стремится устроиться рядом с новорожденным поудобнее и уснуть. Это время необходимо им для отдыха.

Водные роды

В нашей стране идея водного рождения распространилась благодаря И.Б. Чарковскому, который активно ее популяризировал в 70–80 годы XX века. Благодаря этому сегодня практически каждый россиянин знает о возможности родов в воду.

Роды в воду всегда пропагандировались как альтернатива медицинскому родовспоможению. Они отличаются от традиционного ведения родов тем, что роженица погружается на схватках и потугах в ванну или бассейн с теплой водой. Самым важным считается момент первого контакта головки ребенка с водной, а не с воздушной средой. Поэтому роженица должна обязательно войти в воду на потугах, когда начинает врезываться головка ребенка. Декларируемый смысл рождения в воду состоит в возвращении новорожденного в условия, приближенные к внутриутробным, т. е. возвращение к пребыванию в амниотической жидкости, и смягчении тем самым перехода в новые условия существования. Практическим воплощением идеи водных родов в жизнь в России занимаются так называемые «духовные акушеры». Подавляющее большинство водных родов происходит на дому в ванне. Несмотря на широкую популярность водных родов, их целесообразность и декларируемые преимущества вызывают серьезные сомнения. Именно в связи с неоправданно широкой популярностью водных родов возникла необходимость рассмотреть эту методику в настоящем учебном пособии.

Истоки идеи водного рождения

Истоки современных родов в воду лежат в идеях французского педиатра Лебуае (конец 50-х — начало 60-х годов), стремившегося смягчить сенсорный шок новорожденного ребенка. Для этого он сразу после рождения погружал малыша в теплую воду. Лебуае руководствовался идеей возвращения младенца в комфортные условия, приближенные к внутриутробным, что, по его мнению, позволяет создать у него благоприятное впечатление о новом мире, в который он вошел. Эту идею воспринял и развил известный французский акушер Мишель Оден, позволивший женщине «рожать так, как она хочет». В его родильном отделении первое купание малыша, еще находящегося на пуповине, производила сама родильница. Она погружала младенца в ванночку с теплой водой, и оба «испытывали счастье». Кроме этого, Оден позволил женщине во время схваток, если она этого хотела, погружаться в теплую воду для расслабления. Благодаря этому способу расслабляться некоторые женщины не успевали выйти из бассейна и рожали прямо в нем. Именно Одену принадлежит первая публикация о родах в воде в научном журнале.

Марковский обратился к водным родам, синтезировав идеи Лебуае, Мишеля Одена, Станислава Грофа (гипотеза о формировании перинатальных матриц и значении родовой травмы) и доктора Гуттермана, разработавшего методику обучения плаванию грудных детей. Он решил упростить процедуру смягчения сенсорного шока у новорожденного и обойтись без его купания в ванночке с теплой водой. Если женщина рожает младенца прямо в воду, то имеется прекрасная возможность тут же искупать его и положить к матери на грудь. Однако Чарковский, помимо рациональной физиологической пользы раннего контакта матери и ребенка, а также предполагаемой возможности смягчения родового стресса у новорожденного, преследовал оккультные цели, которых никогда не скрывал. Он считал, что сухопутный человек благодаря первому контакту именно с водой, а не с воздухом приобретает возможность стать аквачеловеком, или сверхчеловеком, который будет наделен океаническим сознанием и приспособлен к переселению в мировой океан — колыбель жизни на Земле. Идею создания аквацивилизации Чарковский почерпнул из философии индийской йоги и легенд Рериха, которыми в свое время серьезно увлекался. В своих философских трудах Рерих описывал гипотетические цивилизации атлантов и лемурийцев, погибшие много тысячелетий назад. Согласно легенде, представители этих цивилизаций вели полуводный образ жизни и обладали сверхспособностями. К числу таких сверхспособностей относятся: передача мыслей на расстояние, ясновидение, управление энергией и материей, управление силами природы и т. д. Эти люди были почти всесильны. Согласно описанию атлантов-лемурийцев, они имели специальные приспособления для жизни в воде, в частности, вместо носа у них был дыхательный клапан, подобный клапану китообразных, руки имели перепонки. Логика Чарковского была проста: если полуводные люди имели сверхспособности, значит, возвращая человека к жизни в воде, можно эти сверхспособности ему вернуть. Так появилась «благородная» идея и началось ее воплощение. Интересно, что много позже, в 90-х годах XX века, была проведена гималайская экспедиция, преследовавшая иные цели, совершенно не связанные с родами в воде. Благодаря ей был восстановлен внешний облик легендарных атлантов и лемурийцев. Эта экспедиция подробно описана в книге Эрнста Мулдашева «От кого мы произошли?», где и приведены портреты представителей этих цивилизаций. Однако современные последователи идеи селекции новой расы человека, живущего в воде, вряд ли пожелали бы, чтобы их ребенок был похож на этих существ.

Рис. 27. Лемуриец. Рисунок художника В. Куприянова из книги Эрнста Мулдашева «От кого мы произойти?»

 

Продолжением идеи создания аквакультуры и увлечения Марковского йогой была разработанная им беби-йога, которую проделывают с младенцем сразу после рождения, а также грудничковое плавание и проныривание и динамическая гимнастика. Так появилась линия выращивания аквачеловека, который сразу после рождения приобщается к йоге через беби-йогу, а затем постоянно плавает и ныряет в воде. Первое знакомство с водой при рождении, по мнению автора идеи, делает для младенца водную среду родной, что позволяет в дальнейшем приобщить его к полуводному образу жизни через постоянные упражнения в плавании и проныривании. Идя этим путем, Марковский стал организатором рекордных заплывов грудничков. Натренированные дети действительно проводили в воде колоссальное количество времени (до 8—12 часов) и даже в ней спали. Именно из идеи переселения в «родную» океаническую среду на многочисленных курсах подготовки к водным родам появляются медитации «на дельфина», а также группы женщин, рожающих своих детей в море — колыбели человечества.

Сама по себе идея возрождения в человеке сверхспособностей — это прекрасно, и здесь нет ничего предосудительного. Однако наивно полагать, что можно изменить духовное содержание индивида путем смены костюма. А именно это, по сути, и предлагал Марковский: давайте, как атланты, вести полуводный образ жизни и таким путем приобретем их способности.

Таким образом, главной идеей водных родов является создание новой цивилизации сверхлюдей, ведущих полуводный образ жизни. Именно поэтому не стоит серьезно относиться к поискам научных доказательств преимуществ водных родов — их найти невозможно (разве что придумать), поскольку сам метод был ориентирован не на улучшение состояния роженицы и новорожденного данного биологического вида, а на селекцию аквачеловека. Иными словами, эти преимущества еще не успели появиться, поскольку селекция пока не произошла.

Декларируемые преимущества водных родов

Чтобы привлечь сторонников к идее возвращения человечества в мировой океан, активно велись поиски преимуществ водных родов и недостатков клинических родов. Основным аргументом «за» водные роды считается смягчение или даже снятие родового стресса у новорожденного, за счет «мягкого» перехода в теплую и «привычную водную среду». Сторонники идеи водных родов утверждают, что внутриутробно ребенок находится в невесомости или полуневесомости за счет водной среды. Кроме этого, плод окружает почти полная тишина (он слышит только сердцебиение матери и приглушенные внешние звуки), темнота, постоянная температура и привычные запахи. Поэтому после рождения младенец испытывает шок в первую очередь от «гравитационного удара», который обрушивается на него «при переходе из водной среды в воздушную», а также от громких звуков, яркого света и незнакомых запахов. Пересечение пуповины заставляет младенца резко вдохнуть и обжечь легкие кислородом. Если же родить младенца в воду и избежать действия стресса, то ему можно подарить возможность уподобиться древнеегипетскому жрецу или фараону, которых, по мнению адептов водных родов, рожали в воду.

Помимо преимуществ для ребенка, водные роды дают преимущества и самой роженице. Благодаря расслабляющему воздействию воды у женщины становятся менее интенсивными боли и более эффективно идет раскрытие шейки матки. Домашняя обстановка, в которой, как правило, происходят домашние роды, позволяет женщине чувствовать себя более комфортно и спокойно, что тоже улучшает ее состояние и впечатление от родов. Кроме этого, водные роды представляют как более эстетичные. Рассмотрим все эти доводы подробнее.

Свет и температура

Новорожденный действительно попадает из темноты в яркий свет, а из условий постоянной температуры примерно 37, 5 градусов в холод (даже если в помещении +25 °C). Однако создание более благоприятных условий в этом отношении, например, включение приглушенного света, комфортная температура окружающей среды, мало связаны с водными родами как таковыми и вполне могут быть созданы вне бассейна. Более того, новорожденный готов к перепаду температур и легко его переносит благодаря физиологическому родовому стрессу, способствующему адаптации к новым условиям жизни. Поэтому достаточно, чтобы температура окружающей среды была комфортной для матери. Следовательно, обеспечение приглушенного света и комфортной температуры в помещении, где проходят роды, совершенно не связано с родами в воде.

Звуки и запахи

Нельзя согласиться с утверждением, что плод из тишины попадает в мир громких звуков и сильных запахов, которые вызывают у него шок. Фоновый шум в матке составляет около 90 Дб, к нему добавляются приглушенные внешние шумы, уровень громкости которых составляет от 10 до 30 Дб. Такие акустические условия можно сравнить с пребыванием в цехе, где работает 10 отбойных молотков. Поэтому родившийся младенец попадает не в грохочущий мир, а в мир оглушающей тишины, где проносятся лишь обрывки звуков. Обоняние плода тоже имеет свои особенности. Внутриутробного младенца окружает мир постоянных, сплошных запахов за счет околоплодной жидкости, постоянно присутствующей в его носоглотке. Запах амни-отических вод является привычным фоном. После рождения ребенок попадает в условия новых запахов, которые не ощущаются как сплошной, а распадаются на обрывочные. Хотя обоняние новорожденного в несколько раз острее, чем у взрослого человека, травматизм внешних запахов может заключаться только в их новизне, а не в силе. Исключить негативное воздействие новых запахов на обоняние новорожденного можно, оставив его рядом с матерью, которая источает букет привычных для ребенка запахов. Это условие как нельзя лучше можно выполнить на суше, и для этого не надо погружаться в воду, содержащую инородные запахи.

Воздействие гравитационного поля Земли

Самым главным аргументом в пользу водных родов является утверждение, что плод из невесомости попадает в мир, где действует сила тяжести, и получает сильнейший «гравитационный удар». Николай Ерошенко, руководитель одного из клубов водной культуры, в статье о водных родах, опубликованной в одном из журналов для родителей в 1995 г., пишет: «Травматизация при встрече с гравитацией уменьшается при водных родах. В этом случае ребенок может ощутить эффект невесомости, действие же гравитации снижено настолько, что на развитие мозга высвобождается в 4 раза больше энергии». Чтобы разобраться в справедливости этого смелого заявления, обратимся к курсу физики и подробнее рассмотрим с этой точки зрения условия внутриматочного существования.

Каждому телу, обладающему массой, присуще гравитационное поле, или поле силы тяжести. Действие силы тяжести Земли распространяется на все объекты, которые находятся в ее гравитационном поле. Свидетельством этого является симметрия, свойственная биологическим объектам. Именно под воздействием силы тяжести нашей планеты уже на 4-й неделе жизни у эмбриона появляется билатеральная (двухсторонняя) симметрия. Растения, которые выращивали в космосе в условиях невесомости, не могли нормально развиваться, потому что теряли пространственную ориентацию. Попытка вырастить в невесомости эмбрион лягушки привела к его гибели, а это означает, что для развития биологических существ воздействие тяготения необходимо. Таким образом, утверждение, что на эмбрион и плод, окруженный амниотической жидкостью, не действует гравитация, не только неверно, но и безграмотно. Находиться на поверхности Земли и не испытывать воздействия силы ее тяжести невозможно, причем это воздействие не зависит от того, в воздушной или водной среде вы находитесь. Однако любое тело, погруженное в жидкость, помимо силы тяжести испытывает действие архимедовой силы, или выталкивающей силы воды, которая компенсирует действие силы тяжести и облегчает вес ребенка. Такая ситуация возможна примерно до 28-й недели беременности, когда вес плода и околоплодных вод почти сопоставимы.

Начиная с того момента, когда объем младенца и амниотических вод становятся равными, воздействие архимедовой силы прекращается. Это происходит примерно на 27—28-й неделе беременности. (Уже в 28 недель вес плода составляет около 1000 г, а вес амниотических вод — около 700 г, а после 30–32 недель вес плода составляет уже около 1400 г при том же объеме околоплодной жидкости.) Внутриутробная ситуация осложняется еще и тем, что после 32 недель беременности значительно выросший плод довольно плотно облекается тканями матки и начинает испытывав ее давление. Околоплодные воды в данном случае обеспечивают равномерное распределение давления матки и предохраняют органы и ткани младенца от деформации. Таким образом, помимо привычного давления и воздействия силы тяжести, с этого срока беременности ребенок начинает испытывать давление стенок матки. Значит, и с учетом архимедовой силы на последних месяцах беременности плод не может испытывать облегчения веса, или состояние «невесомости». Во время родов для рождающегося младенца ситуация еще более усугубляется: в процессе родовых схваток и прохождения по родовым путям плод испытывает колоссальное давление, которое заставляет кости его черепа надвинуться друг на друга. Поэтому после появления на свет он испытывает чувство облегчения независимо от того, в какую среду он попал — водную или воздушную. Кроме того, рождение в водную среду не может дать младенцу существенного облегчения. По этому поводу профессор Э.К Айламазян в статье «Роды в воде» пишет: «Что касается гидравлической теории защиты плода от перепада давления на головку в родах и о продлении существования плода как бы в амниотической жидкости, то она в высшей степени механистична и критики не выдерживает. Достаточно сказать, что давление на головку плода при родах в воде снижается незначительно — на 30–40 мм вод. ст. Кроме того, органы брюшной полости перемещаются в результате гидростатического давления к диафрагме, что затрудняет дыхание». Таким образом, утверждение, что плод находится в состоянии невесомости и не испытывает воздействия силы тяжести, неверно. Более того, воздействие силы тяжести необходимо для правильного развития и эмбриона, и плода. Неверно также и мнение, что водные роды смягчают «гравитационный удар» и корректируют родовой стресс. Поскольку, проходя по родовым путям, плод испытывает чрезвычайно большое давление, после появления на свет он испытывает облегчение независимо от того, в водную или воздушную среду родился. Таким образом, в этом отношении водные роды не дают ребенку тех преимуществ, на которых настаивают сторонники этого метода.

Первый вдох

Внутриутробно легкие плода заполняют околоплодные воды, которые в процессе прохождения по родовым путям просто выжимаются. После рождения деформированное тело новорожденного начинает расправляться, и в опустошенные легкие всасывается атмосферный воздух (или вода). И рефлекс задержки дыхания новорожденного не всегда может противостоять физическому эффекту «вакуумной бомбы», благодаря которому и происходит первый вдох. Поэтому в результате водных родов бывают случаи нагнетания в легкие ребенка воды, а в результате — аспирационная пневмония. Кроме того, первый вдох никак не связан с несвоевременным пересечением пуповины, а только с физиологией родов.

Приведем как иллюстрацию цитату из вышеуказанной статьи профессора Э.К. Айламазяна:

Сторонники родов в воде, как правит, отрицают возможность первого вдоха ребенка под водой.

Мотивация проста — в своей практике они не наблюдали подобных случаев. Теоретическое обоснование этому они видят в том, что после рождения головки грудная клетка и легкие плода еще сжаты в родовом канале. При этом игнорируется реакция дыхательного центра на гипоксию, которая более чем возможна при нахождении новорожденного под водой даже в течение нескольких минут после рождения, при обвитии пуповины. Никогда нельзя исключать и риск начавшейся внутриутробной гипоксии во втором периоде родов.

Риск аспирации воды природах в воде признается всеми: и сторонниками, и противниками метода. Известно, что внутриутробная аспирация амниотической жидкости плодом в результате «дыхательных» движений происходит всегда, она физиологична и является обязательным условием адекватного развития легких и их постнатальной функции. Во время нормальных родов амниотическая жидкость «выжимается» из бронхиального дерева плода. Даже при кесаревом сечении, когда этот процесс отсутствует, существенно нарушается последующая адаптация новорожденного к окружающей среде. В литературе описаны случаи расстройств дыхания и судорожные припадки у новорожденных после родов в воде. Их принято связывать — и справедливо — с попаданием водопроводной воды в организм младенца и развитием гемодилюции и гипонатриемии.

Таким образом, и в этом отношении у водных родов нет преимуществ. Напротив, здесь видится явная угроза здоровью младенца, которой можно легко избежать — просто не погружаться в воду.

Облегчение родовых болей

Одним из немаловажных доводов в пользу водных родов считают облегчение родовых болей женщины на схватках. Теплая вода в первом периоде родов оказывает расслабляющее и обезболивающее действие. Действительно, через 10–15 минут после погружения в ванну болезненность схваток становится менее интенсивной, а раскрытие шейки матки благодаря общему расслаблению роженицы идет более эффективно. Однако в состоянии релаксации женщина находится примерно 1–1, 5 часа, а затем родовые боли вновь усиливаются и темп раскрытия шейки матки приостанавливается. Если роженица остается в воде 2–3 часа, то в результате перераспределения кровотока и замедления работы задней доли гипофиза течение родов замедляется.

Следует отметить, что женщины с хорошей психологической подготовкой, способные на схватках эффективно расслабляться, не испытывают сколько-нибудь серьезных болезненных ощущений и без применения теплых ванн. Истинная болезненность возникает при практически полном раскрытии шейки матки и в потужном периоде. Однако именно в периоде изгнания погружение в воду не оказывает облегчающего воздействия. Именно на потугах роженица стремится выйти из воды, что отмечал еще Мишель Оден. Приведем еще одну цитату из статьи профессора Э.К. Айламазяна:

…в специализированных учреждениях, поддерживающих методику родов в воде и оказывающих роженицам соответствующую помощь, меньше 30 % женщин рожают непосредственно в воде. Абсолютно большая часть женщин находится в ванне/бассейне лишь до начала периода изгнания — для них декларируемые преимущества родов в воде исчерпываются анальгетическим и седативным эффектом теплых ванн (обычно в дополнение к медикаментозному обезболиванию) и безусловно положительным влиянием на родовой акт комфортной, индивидуально ориентированной обстановки, равно как и предварительной подготовкой женщины к родам. Это действительно важные моменты для любой рожающей женщины, но причем здесь «роды в воде»?

Важным аргументом в пользу родов в воде является снижение риска воздействия на плод наркотических анальгетиков, традиционно используемых для обезболивания родов. Это справедливо. Но и это преимущество реализуется достаточно редко — многие женщины, рожающие в воде, судя по публикациям, все-таки получают медикаментозную поддержку, в том числе наркотические анальгетики.

Таким образом, воду можно использовать во время схваток для облегчения родовых болей и общего расслабления роженицы. Однако необходимо следить, чтобы женщина находилась в воде оптимальное время, а также следует учитывать, что это обезболивание не является гарантированным. Во время потуг роженица стремится выйти из воды, что является ее личным бессознательным стремлением.

В древности в воду рожали фараонов

Очень часто идеологи, выступающие за водное рождение, ссылаются на водные роды в древности. Как правило, в пример приводятся Древний Египет и русская деревня. Приведем цитату из упоминавшейся статьи Николая Ерошенко: «Древние египтяне начали с погружения под воду женщин, у которых предвидели тяжелые роды, и уже они отметили, что дети, рожденные под водой, имели более благоприятное физическое и психическое развитие, чем обычные дети. Именно с этого времени привилегию водного рождения стали оставлять за жрецами, прорицателями и фараонами». Это мнение и верно, и неверно. Неверно оно, во-первых, потому, что никому доподлинно неизвестно, с чего начали древние египтяне. А во-вторых, потому, что в высказанной позиции не учтены культовое значение воды и мировоззренческая позиция людей тех далеких исторических времен. Давайте рассмотрим представления древних о воде и водном рождении, которое определялось их мифологическим отношением к жизни.

В древней мифологии вода является двояким символом, стихией смерти-возрождения. С одной стороны, считалось, что текущая вода (вода в движении: дождь, река, ручей, любой поток) обладает очистительной и оплодотворяющей силой. Поэтому русалка-берегиня, живущая в реке или ручье, является силой, обеспечивающей урожай. Представление об оплодотворяющей силе воды отразилось также во множестве древних обрядов, к которым, например, можно отнести валяние в росе бесплодных женщин, стремящихся забеременеть. Не меньшее количество обрядов отражает представление об очистительной силе воды, например, «в Славонии до восхода солнца девушки шли умываться к источнику или колодцу, чтобы лицо было красивым и чистым». К очистительным обрядам относится и христианский обряд крещения в струящихся водах реки. С другой стороны, стоячая вода — это стихия смерти. Море является царством богини смерти Моры (Морены, Маринки), куда отправляются души умерших. Это было отражено в древней погребальной обрядовости, согласно которой покойника укладывали на плот и сжигали на реке. Считалось, что по реке его душа скорее достигнет моря — царства смерти. В Индии, стране, где особо чтятся древние мифологические традиции, этот обряд погребения сохранился до сих пор. Таким образом, культовое значение воды отражает представление о связи смерти и рождения: богиня, живущая в реке, дает новую жизнь и урожай, а богиня, живущая в море, забирает души умерших. Эти представления полностью переносятся на процесс внутриутробного развития и рождения человека. Внутриутробное дитя, развивающееся в амниотической жидкости, — это потустороннее существо, предок, умерший человек, чуждый живым. Для того чтобы он приобщился к земной жизни, он должен быть омыт текущей водой и пройти огненное рождение. Излитие плодных вод вместе с рождающимся ребенком, в представлении древних, это естественный механизм приобщения души умершего к земной жизни, а появление ребенка из темноты под лучи дневного света — его огненное рождение. Таким образом, обычное рождение в воздушную среду как нельзя лучше позволяет душе умершего приобщиться к земной жизни.

Итак, внутриутробный плод считался потусторонним существом, душой умершего, которая обладала сверхъестественными возможностями. Эти возможности были очень полезны для медиумов-предсказателей, которые постоянно имели дело с потусторонними силами, и для некоторых жрецов. Чтобы сохранить у рождающегося ребенка сверхъестественные качества, свойственные потустороннему существу, ему необходимо было остаться нерожденным, жителем царства смерти. Для этого будущего медиума рожали в особых условиях Подготовленную женщину с началом родовых схваток спускали в подземелье, освещенное лишь светом факелов. Там она дожидалась потуг, чтобы погрузиться в небольшой бассейн (стоячая вода — символ смерти), в котором и происходило рождение медиума. Цель древнего обряда состояла в сохранении у новорожденного младенца статуса потустороннего существа — живого умершего, который никогда не мог стать равным живому человеку. Этим обряд не ограничивался. Мать и дитя оставались в подземелье еще некоторое время, и только к 40-му дню постепенно, с предосторожностями и различными ритуалами выходили на свет. Затем новорожденного воспитывали особым образом, что позволяло развить и сохранить в нем сверхъестественные способности. Что же касается водного рождения фараонов и высших жрецов, то, с точки зрения мифологического миросозерцания древних, это было просто немыслимо. Фараон считался сыном Ра — бога Солнца, поэтому мысль о рождении сына огненной стихии в воду была просто невозможна Высшие жрецы являлись помощниками сына бога Солнца и поэтому тоже не могли рождаться в воду. Это непрезентабельное право соединять мир усопших и живых отводилось главным образом медиуму-предсказателю, который, выполняя эту функцию, не имел права на мирскую жизнь Современные водные роды в свете этих мифологических представлений предстают далеко не в выгодном свете. Кроме сохранения за ребенком статуса покойника они ничего ему не дают, поскольку после водного рождения полностью отсутствует воспитание, необходимое для сохранения и развития сверхчувствительности. Но если родители хотели получить не медиума, а нормального ребенка, то зачем они сохраняли за ним статус покойника? Интересно, что в русской деревне тоже были родильные обряды с участием воды. Если женщина никак не могла разродиться, для нее выдалбливали из цельного куска дерева «домовину» (гроб), в которую наливали воду и предлагали роженице сесть или стать над ней, чтобы ребенок, родившись, попал в «домовину». Это считалось очень эффективным, но крайним средством, когда хотели сказать, что этого ребенка живым не считают. Таким образом пытались обмануть смерть, уверить ее, что ребенок не нужен родителям, тогда она примет жертву и поможет дитяти родиться. Однако у ребенка, рожденного таким образом, была незавидная судьба — у него не было перспектив создать семью, ведь кто захочет жить с покойником. Единственное, что ему оставалось, это отдаться служению Богу.

Иногда, доказывая целесообразность и положительное значение водных родов, приводят ссылки на водные роды на островах Океании и в племенах Южной Америки. Следует заметить, что в побудительных мифологических мотивах подобных ритуалов может разобраться только специалист-этнограф, а вовсе не акушер. Поэтому, прежде чем опираться на эти факты как на аргументы в пользу водных родов, необходимо разобраться в мифологических основах родильной обрядовости этих народов, поскольку их бытовая жизнь теснейшим образом связана с мифологическими представлениями о мире.

Эстетичность водных родов

Довольно часто водные акушеры, говоря о преимуществах водных родов, приводят их большую эстетичность, но обычно не указывают, с какими родами они их сравнивают. Если это сравнение касается родов в обычном роддоме, где роды проводят как хирургическую операцию на акушерском столе, то, конечно, водные роды более эстетичны. Следует учитывать, что в таких родах женщина уже в предродовой палате попадает в условия незнакомой обстановки и теряет чувство уверенности и комфорта. Окончательно этот комфорт разрушается для роженицы видом медицинских инструментов и проведением любых медицинских вмешательств. В результате возникшего психологического дискомфорта женщина может испытывать более сильные болевые ощущения, чем должно быть в норме. А когда начинаются физические страдания, заканчивается эстетичность. Однако этого нельзя сказать о естественных родах. Если женщина находится в психологически комфортной обстановке, если она обучена технике расслабления и дыхания, роды не вызывают у нее страданий. Во время таких родов примерно до раскрытия шейки на 7— 10 см внешние наблюдатели могут даже не подозревать, что женщина рожает — настолько роженица справляется с болевыми ощущениями. Следует отметить, что для релаксации она не нуждается в погружении в теплую воду и не стремится туда войти. Первые болевые ощущения появляются перед практически полным раскрытием шейки матки во время очень частых схваток. Общая продолжительность подлинно болезненных ощущений составляет примерно 30 минут — 2 часа. Но даже тогда, когда роды стали болезненными, они не выглядят неэстетично. Женщина уверенно двигается, подбирая удобную позу, по ее действиям не заметно, что она страдает. Напротив, она занята поиском максимально выгодной позиции для появления ребенка на свет. Более того, естественные роды бескровны. Во-первых, потому что у женщин очень редко возникают разрывы, а если и возникают, то незначительные. Во-вторых, послед тоже рождается бескровно, и только через 5—10 минут после его рождения у родильницы начинаются кровянистые выделения. Таким образом, естественные роды очень эстетичны, но дело в том, что никто из водных акушеров с такими родами просто не знаком.

Биологическая целесообразность водных родов

Идеологи водных родов утверждают, что рожать в воду — это естественно. При этом они ссылаются на роды водных видов млекопитающих, но что же общего у человека и дельфинов? Сходство действительно есть. И новорожденный младенец, и детеныш дельфина вдыхают атмосферный воздух. Поэтому все виды водных млекопитающих рожают практически на поверхности воды, уплывая в теплые воды. И первое, что происходит с новорожденным детенышем — его выталкивают из воды животные, помогающие самке рожать, чтобы малыш сделал первый вдох атмосферным воздухом. Совсем неестественными водные роды начинают казаться, если рассмотреть роды таких водных млекопитающих, как морские котики, моржи, тюлени и др., которые гораздо лучше человека приспособлены к жизни в воде. Эти животные на время родов полностью покидают воду, хотя они чувствуют себя в ней гораздо лучше, чем на суше. Более того, детеныш не сразу начинает плавать. Прежде чем он впервые погрузится в воду, у него должна смениться шерсть, развиться подкожный жир и подрасти голова. Это необходимо, чтобы сохранить здоровье и жизнеспособность детеныша. Ведь маленький тюлень или котик может переохладиться и заболеть. В частности, детеныши водных млекопитающих могут болеть отитом и менингитом в результате механического раздражения носоглотки водой, равно как и ребенок человека на первом году жизни.

Поведение животных и человека в отношении воспроизводства вида является частью генетической программы. Рождение в воду не соответствует генетической программе человека, что очевидно. Человек как биологическое существо является сухопутным животным и не приспособлен к жизни в воде. Поэтому рождение в воду не может положительно сказываться на здоровье роженицы и новорожденного.

Сегодня существуют немногочисленные научные публикации по вопросам родов в воде. Подавляющее большинство статей бездоказательно и свидетельствует скорее об эмоциональном отношении авторов к этой теме. Есть лишь небольшое число статей, где приводятся хорошо подобранные научные данные. Однако ни в одной из них преимуществ водных родов не выявлено. Напротив, согласно данным этих публикаций, водные роды имеют следующие недостатки:

Ущемление последа. В ряде случаев новорожденный, попавший в водную среду, стремится приложиться к материнской груди через 5—10 минут после родов, что не соответствует норме. В результате чего шейка матки начинает преждевременно сокращаться и происходит ущемление последа.

Маточное кровотечение. В результате пребывания в теплой воде и релаксации мускулатуры матки значительно увеличивается риск кровопотери.

Инфицирование и послеродовые осложнения. Вода в ванной не является проточной и служит источником инфицирования всех раневых поверхностей, которые с ней соприкасаются. Поэтому одним из печальных последствий водных родов являются частые случаи инфицирования матери и ребенка, что приводит к различным послеродовым осложнениям. Например, у матери может развиться эндометрит, метроэндометрит и т. д.

Водная эмболия. Это редкое, но очень опасное осложнение, которое осознают все адепты родов в воде. Эмболия — это циркуляция в токе крови или лимфы несвойственных нормальному состоянию (инородных) тел, закупоривающих сосуды. При водной эмболии таким инородным телом является вода. Не случайно наиболее ответственные акушеры и акушерки рекомендуют покидать бассейн до рождения последа.

Разрывы. Ванна или бассейн не дают возможности выбрать удобную позу и удобно устроиться. Кроме этого, водная среда обладает другой плотностью и сопротивлением, что изменяет характер движений женщины. Это, в свою очередь, приводит к изменению режима работы всех мышц женщины, что является причиной более высокого процента разрывов шейки матки, влагалища и наружных половых органов.

Аспирационная пневмония новорожденного. Поскольку новорожденный не рассчитан на появление в водную среду, он довольно часто втягивает в легкие воду. Если водная акушерка замешкалась хоть на секунду, вода попадает в легкие малыша. Хлорированная вода в ванной, даже если в ней растворили морскую соль, по составу значительно отличается от амниотической жидкости. Поэтому, вопреки ожиданиям водных акушеров, она там не рассасывается, как околоплодная жидкость, а создает воспалительный очаг. В результате дети, рожденные в воду, переносят аспирационную пневмонию в первые месяцы жизни.

Перинатальная и интранатальная смертность. Во время водных родов существует риск развития у плода серьезной гипоксии. В частности, есть сведения о родильницах, поступавших в акушерский стационар после водных родов. В ряде случаев младенцы погибли в результате гипоксии. Нередки случаи, когда младенец после рождения в воду не был своевременно извлечен из воды и погиб просто потому, что захлебнулся (утонул). Именно поэтому водная акушерка всегда так торопится вынуть его из воды. Сегодня роды в воде распространились в странах Западной Европы, однако многие местные власти наложили на них запрет после гибели нескольких новорожденных.

Неблагополучия новорожденных. Стресс, который переживает новорожденный в связи с нарушением генетически предопределенного течения родов, несомненно, сказывается на его здоровье. К последствиям водного рождения относятся следующие страдания: недостаточный набор веса или потеря веса у ребенка в первые месяцы жизни, недостаточный рост, ПЭП, повышение внутричерепного давления, нарушения сна, ранний отит и менингит в результате попадания в ухо воды. Эти страдания констатируют у детей невропатологи, отоларингологи и педиатры. Однако матери, родившие своих детей в воду, не склонны доверять мнению специалистов или, стараясь оправдать свои действия и действия водных акушеров, не сообщают о своих неудачах. Мы привели список самых распространенных осложнений и неблагополучий. Это ясно свидетельствует о том, что водные роды, означающие выход ребенка в водную среду, не имеют физиологического и биологического смысла.

«Роды в воде — нецелесообразны. Такое заключение неизбежно следует за оценкой всех „за“ и „против“ родоразрешения в теплой воде…Мы полагаем, что роды в воде — это вид акушерской помощи, при которой опасность неблагоприятного исхода может превышать риск осложнений для матери и плода при обычном ведении родов. Его положительные стороны несопоставимы с теми отрицательными последствиями, которые они могут за собой повлечь (и влекут)», — говорит член-корреспондент РАМН, заслуженный деятель науки РФ профессор Э.К Айламазян, представляющий кафедру акушерства и гинекологии Санкт-Петербургского государственного университета им. И.П. Павлова.

«Люди — наземные млекопитающие и предназначены природой рожать на суше», — говорит президент немецкой ассоциации перинатальной медицины J. Dudenhausen. Мы полностью разделяем их точку зрения.

Допустимы ли водные роды?

Хотя водные роды нецелесообразны и даже опасны — они допустимы для той небольшой части женщин, которые обладают специфической организацией психики. В большинстве случаев к родам в воде стремятся женщины, обладающие особым душевным настроем и немалой долей фанатизма, что приводит к полной или частичной утрате объективности восприятия.

Интерес к родам в воде проявляют примерно 5 % женщин, планирующих роды и беременность. Однако при ближайшем рассмотрении причин такого спроса было выяснено, что эти женщины обратились к водному методу, поскольку претендовали на особое отношение со стороны акушеров и не доверяли системе родовспоможения. Они не хотели оставаться в больничной обстановке и слушать крики других рожениц, хотели присутствия родных и вежливого обращения врачей. Кроме того, многие беременные обращаются к родам в воде в надежде избежать родовых болей и получить «лучшее» для ребенка, плохо ориентируясь в потоке заведомо ложной информации об этом методе.

Итак, интерес к водным родам существует у части женщин, обладающих специфическими особенностями психики. Именно для них водные роды допустимы, но при условии достаточного соматического здоровья. Такие роды могут протекать в условиях хорошего акушерского стационара с возможностью оказать роженице необходимую медикаментозную и хирургическую помощь в случае возникновения экстремальной ситуации. Поскольку именно в ситуации водных родов промедление с оказанием помощи роженице в экстренной ситуации может привести к трагедии.

При осуществлении выбора в пользу водных родов следует учитывать прямые противопоказания к ним. К таким противопоказаниям относятся болезни сердечно-сосудистой системы, гестозы, сахарный диабет, наркотическая зависимость, предлежание плаценты, клинически узкий таз, крупный плод и др.

Психология новорожденного

Только что появившийся на свет ребенок — это существо, обладающее собственным уникальным психическим опытом. Известный детский психиатр и психоаналитик Дональд Вудс Винникотт, на труды которого мы будем широко опираться, писал: «Трудно определить, откуда начинается личность. Если некто обретает опыт, сопоставляет опыт разного рода, чувствует и проводит различие между чувствами, испытывает в подходящий момент страх, организует защиту от душевной боли, тогда я скажу, что ребенок ЕСТЬ; и отсюда следует, что изучение ребенка с необходимостью включает психологию». Но прежде чем рассматривать психологию новорожденного, необходимо познакомиться с некоторыми закономерностями развития нервной системы и головного мозга ребенка, являющимися материальными носителями психики.

Развитие нервной системы и головного мозга

Формирование мозга и нервной системы происходит еще долгое время после появления ребенка на свет. Мозг не просто растет и увеличивается в размерах, в нем образуются новые нейронные связи, позволяющие чувствовать, запоминать и обучаться. В течение первого года жизни развитие головного мозга и нервной системы (НС) в целом идет очень активно: увеличиваются размеры клеток головного мозга, между ними образуется огромное количество нервных связей, происходит миелинизация нервных волокон. При рождении 100 миллиардов нейронов, существующих в мозгу ребенка, образуют более 50 триллионов узлов связи, или синапсов. В первые месяцы жизни количество синапсов возрастает в 20 раз и составляет более 1000 триллионов. Одновременно с процессом образования синапсов происходит структурное созревание тканей головного мозга. К 6 месяцам его кора составляет 50 % ее величины у взрослого человека, а к концу первого года жизни вес детского мозга достигает 60 % веса взрослого человека.

Нервные волокна покрыты миелином, который изолирует нервные отростки и способствует целенаправленной передаче нервных импульсов от мозга к другим частям тела. При рождении миелинизация нервных волокон является неполной. Основной период миелинизации нервных волокон происходит в течение первых б месяцев жизни. К полугоду большинство нервных волокон, проводящих импульсы от коры больших полушарий мозга, уже покрыты миелином. К двум годам все нейроны миелинизированы. Синапсы начинают возникать в возрасте 2 месяцев в областях коры головного мозга, отвечающих за моторику. К 3 месяцам завершается формирование синапсов в долях головного мозга, отвечающих за зрение, что позволяет ребенку сфокусировать свой взгляд на предмете. После 6 месяцев в лобных долях коры происходит образование синапсов, отвечающих за логическое мышление и предвидение. Этот процесс идет с такой скоростью, что мозг ребенка потребляет в два раза больше энергии, чем мозг взрослого. Причем уровень этого темпа сохраняется в течение первых 10 лет жизни. Между восьмым и девятым месяцем жизни начинает полностью функционировать гиппокамп, структура головного мозга (выпячивание в боковом желудочке), регистрирующая внешние сигналы и обеспечивающая долговременную память. Таким образом, все основные структуры головного мозга и его функционирование налаживаются в течение первого года жизни ребенка.

Генетическая программа развития и обучение

Процесс развития НС и головного мозга как ее части определяется наследственной программой, а также впечатлениями, опытом и обучением, полученными в раннем детстве. Генетически определяются самые основные функции мозга, в стволе которого образуются синапсы, позволяющие функционировать всем внутренним органам — сердцу, легким, печени и т. д. Сегодня подсчитано, что из 80 000 различных генов примерно половина определяет развитие, формирование и управление центральной нервной системы. Этим числом и ограничивается действие наследственности — дальнейшее развитие головного мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения. Наследственной программой жестко определена только очередность развития зон головного мозга, а степень их развития определяется действием внешних стимулов. Здесь мы видим прекрасный пример адаптационной пластичности: жестко регламентированы только самые основные функции организма и очередность развития участков нервной системы, а социальная адаптация, процессы познания и психоэмоциональное развитие, зависящие от условий среды и социума, в которых находится ребенок, формируются под влиянием внешних стимулов и обучения.

Способность к обучению существует у ребенка на самых ранних этапах развития. В настоящее время доказана поразительная способность новорожденного к имитации. Так, например, если исследователь покажет ребенку язык, через некоторое время новорожденный сделает то же самое, если исследователь зевнет или вытянет губы — ребенок повторит и эти движения. Кроме того, ребенок способен имитировать не только одно движение, но и выражение всего лица. Правда, чтобы добиться такого эффекта, необходимо находиться в фокусном расстоянии глаз новорожденного, которое составляет 8—10 дюймов или 20–25 см (новорожденные — близоруки). Что поразительно — именно на таком расстоянии находится лицо кормящегося грудью новорожденного от глаз его матери, что и позволяет младенцу во время кормления смотреть в ее глаза и наблюдать за ее мимикой.

В самом раннем возрасте стимуляция органов чувств ребенка полностью зависит от его контакта с матерью. Именно под влиянием поведения матери, в ответ на стимулы, создаваемые ею, происходит развитие и обучение ребенка. Первые уроки поведения в новом для него мире он усваивает, отвечая на общение матери и подражая ей.

Развитие поведения в возрастном аспекте

Развитие головного мозга и нервной системы ребенка тесно связано с формированием его поведения. Согласно определению энциклопедического словаря медицинских терминов, «поведение — это совокупность действий, осуществляемых индивидом в процессе взаимодействия со средой». Чтобы проявить поведение, надо двигаться и действовать в окружающем мире. Новорожденный вступает во взаимодействие с окружающей средой и проявляет это в своем поведении. Пока он не может совершать сложные действия, ряд его поведенческих актов весьма ограничен, но тем не менее он существует. Например, используя движения, мимику и звуки, малыш может выразить общий дискомфорт, плохое самочувствие, заинтересованность, стремление к познанию, стремление к контакту с матерью и т. д. Поведение новорожденного во многом основано на врожденных рефлексах и бессознательных импульсах, которые он не в состоянии контролировать.

Ряд форм поведения, которые должен проявить ребенок (например, врожденные рефлексы, моторные навыки), предопределены генетически, другая же часть его поведения (например, социальные формы поведения) формируется в раннем детстве под воздействием внешних стимулов. Новорожденный младенец не умеет делать многого из того, что способен делать взрослый человек и даже ребенок 3–4 лет. У появившегося на свет человеческого детеныша почти полностью отсутствует координация движений — удивительно, что впоследствии он вообще овладевает искусством ходьбы. Новорожденный фактически не владеет своими конечностями. Руки и ноги слушаются его, лишь повинуясь простейшим рефлексам, которые рождаются в стволе мозга, единственном его участке, работающем при рождении на полную мощность. Но между четвертым и седьмым месяцами, когда кора головного мозга достигает определенной стадии формирования, эти рефлексы тормозятся, а еще через некоторое время исчезают полностью, уступая место развитию все более и более сложных и тонких двигательных навыков. Но перед тем, как это произойдет, мозг должен научиться отдавать четкие команды мышцам. Чтобы это произошло, нервные отростки, как телефонный кабель пластиковой изоляцией, покрываются белым жирным миелином, который обеспечивает передачу нервного сигнала вдоль волокна нейрона. Миелин препятствует тому, чтобы электросигнал, направленный в один нейрон, путался с сигналом, направленным в другой нейрон по соседству. Благодаря этому нервный импульс, отдающий приказ правой руке приподняться и почесать кончик носа, не может вместо этого случайно привести в движение левую ногу. Одновременно с тем, как нейроны покрываются миелиновой оболочкой, стремительно взрослеющий мозг образует синапсы и, отсекая все лишнее, создает из хаотического смешения миллиардов нервных клеток эффективно действующие системы.

Таким образом, по мере развития нервной системы ребенка он постепенно овладевает различными двигательными, или моторными, умениями и навыками. Наследственная программа обусловливает очередность развития моторных навыков ребенка, к которым относятся перевороты на живот, удержание предмета, ходьба и т. д., а также примерные сроки их появления. Например, ползать груднички начинают в 6–8 месяцев, ходить в 9—14 месяцев и т. д. Очередность развития моторных навыков и примерные возрастные сроки их появления являются проявлением общих эволюционных закономерностей, справедливых для всего вида homo. Но у каждого индивида имеется собственная индивидуальная генетическая программа, которая вносит поправки в общую схему. Новейшие исследования убедительно свидетельствуют, что мышечные и нейронные связи, «отвечающие» за умение садиться и ползать, ходить и говорить, формируются мозгом каждого ребенка в свой срок.

Психический опыт новорожденного

«Все теории развития человеческой личности исходят из основного представления о непрерывности — непрерывности линии жизни, начинающейся, как мы допускаем, еще до фактического рождения ребенка. Непрерывность означает, что даже мельчайшая крупица личного опыта никогда не утрачивается и не может быть утрачена для индивидуума, даже если становится недоступной для сознания», — писал Дональд Вудс Винникотт. Опыт плода, который он накопил за время внутриутробной жизни и в процессе рождения, является бессознательным и представляет собой довольно сложную структуру. Именно этот бессознательный чувственный опыт младенца определяет его мироощущение, психоэмоциональное состояние и модели поведения в окружающем мире. Этот опыт можно разделить на два уровня: внутриутробный опыт, отражающий единство с матерью, и опыт биологического рождения. Оба эти уровня мы подробно рассматривали выше. Перечислим еще раз составляющие бессознательного опыта новорожденного.

Внутриутробный опыт единства с матерью

С момента зачатия мать и дитя находятся в состоянии симбиотического единства и постоянно взаимодействуют друг с другом. Организм матери создает для плода благоприятные условия существования, дающие ему ощущение комфорта и надежности. При нормально протекающей беременности внутриутробный опыт говорит ребенку о полной безопасности и безмятежном счастье. Это блаженное состояние переживается им эмоционально и подтверждается той информацией, которую ему дают органы чувств. Составляющими внутриутробного опыта плода являются его эмоциональный и сенсорный опыт, а также его мироощущение.

Эмоциональный опыт

Еще до своего появления на свет ребенок испытывает различные эмоциональные переживания под воздействием переживаний матери. Ему хорошо знакомы эмоции, которые мать испытывала во время беременности: грусть, радость, раздражение, удовольствие, гнев, безысходность, страх, счастье, бодрость, уверенность, волнение и т. д. Все перемены, связанные с рождением и переходом в новую среду обитания, ребенок во многом переживает так же, как переживал бы в аналогичной ситуации взрослый человек. Таким образом, можно говорить о наличии эмоционального опыта новорожденного, а также о значении для него положительных и отрицательных эмоций. Для его успешного развития чрезвычайно важное значение имеют положительные эмоции, в то время как отрицательные эмоции могут вмешаться в процесс развития и нарушить его.

Сенсорный опыт






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.