Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы поселений адыгов.






Наиболее распространены у адыгов два типа поселений - хабль и къуадж.

Хабль - это небольшое селение, состоящее из 10-15 дворов, все члены которого находились между собой в прямом кровном родстве.

Къуадж - это многодворные полигенные селения по 100 и более дворов, как правило, носили одноименные названия с рекой, расположенной поблизости, или по имени владельца или по названиию местности. Традиция строить дома из прутьев деревьев и плетеного камыша, обмазанных глиной, исходит из глубокой древности.

Дом адыга делился на женскую и мужскую половины. Ближе к мужской половине находились наружные ворота и сенной двор. С женской стороны дома располагался курятник, пекарня, амбар и вход на скотный двор. Рядом с домом адыга, строился дом для гостей - кунацкая. Двери кунацкой не запирались, ни днем, ни ночью. Любой гость мог войти туда, не спрашивая разрешения у хозяина.

Из мебели в кунацкой стоял небольшой диван с подушками и циновками, да широкая переносная скамья. Медный кувшин с тазом для омовения, шкура козы или коврик под колени во время молитвы составляли необходимую принадлежность каждой кунацкой.

Жилища свои адыги украшали аппликациями на войлочных коврах. В основе рисунков были трилистники, усики дикого винограда, цветочные розетки, ромбы и треугольники. Изготовляли также и орнаментированные циновки из цветной болотной травы.

Духовная культура адыгов.

Адыги, проживавшие на Северном Кавказе, сохранили и донесли до наших дней, огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, меткие народные приметы, веселые и печальные обрядовые песни, героические, волшебные и бытовые сказки, адыгский народный эпос «Нарты». В музыкальной культуре адыгов сохранился большой массив обрядовых и трудовых песен. До наших дней сохранились песни пахарей, погонщиков волов и косарей. В старину для их исполнения использовались простейшие инструменты сделанные из пустотелых стебельков тростника, бруски ясеня, самшита, клена, кожи и жил животных. Это народные инструменты: сырын, камыль, бжамый, пхачич. Струнно-щипковые инструменты представлены двумя видами: аппешин и пшинетарко. Эти инструменты в современный период уже вышли их применения. В настоящее время наряду с обширным современным музыкальным инструментарием наиболее часто применяется адыгейская гармонь, трещетки и ударные инструменты - бубен, двухсторонний барабан и литавры.

Богатейший пласт адыгской инструментальной культуры составляет танцевальная музыка. Танцевальные наигрыши различают по названию танца: зафаки, зыгатляты и уджи. Без танцев и музыки у адыгов не обходится ни одно народное празднество и семейное торжество. С древнейших времен устраивается хороводный танец шыблэудж в честь бога горома Шиблэ и ритуальный танец при жертвоприношениях - синдак.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.