Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Истоки образов глиняных игрушек






 

По игрушке бывает видно, кто ее делал: мужчина или женщина. Мужчине чаще удается форма, женщине - цвет, поэтому бывало, что работали всей семьей. Также по характеру поверхности и размеру фигурки, которая создается «по руке», можно сказать, лепил ее взрослый, старик либо ребенок. На ладони мастера помещается целый мир реалий бытия и доброй сказки. В нем сливаются природное начало с его стихийностью и порядок, утвержденный человеком. В этом мире есть изба с чадами и домочадцами, двор со скотинкой, а также дорога, что ведет через леса, наполненные зверьем и птицей, в уездный город и в дальние края.

В круге сюжетов каргопольской игрушки отражены три темы: образы животных, людей и сказочные персонажи, полулюди, полуживотные: сирины, русалки, домовые, полканы. Интересно, что они появляются только в середине нашего века благодаря фантазии отдельных мастеров и советам искусствоведов. Ведь раньше о волшебных существах не было принято говорить вслух, называть их по имени, а тем более облекать их в видимую форму, предназначенную для детской игры, дабы не накликать беду. И опять-таки сюжетное богатство развивалось в соответствии с каргопольскими особенностями: не только ирония к «господам», не только праздничность, как у дымковских мастериц, а и темы, взятые из трудовой крестьянской жизни. Тут и «вершники» на лошади, и охотник с собакой, стреляющий в тетерева на дереве, и кузнец с молотом у наковальни. Но и «праздничные» темы, как часть тем общежитейских, тоже не оставлены без внимания. Самая любимая - «кадриль» - танцующие пары.(см рис 6) Есть также бражники в лодке, гармонисты в лодке и в кресле. Эти сюжеты традиционны для севера России. В них есть кое-что общее со старыми «дымками», «вятками»; много «барынь», у которых юбка колом, и много животных, столь привлекательных для дымковских мастериц. Однако бросается в глаза сходство и с подмосковными богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчетливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура дана с ребенком, то это уже не барыня, а «кормилка» она несет не свое, а «господское дите». Разнообразны и порой необычны Каргопольские «барыни». У одной важной дамы в широкополой шляпе и горжетке на руках птица, сложенная крендельком. У другой - шляпа, украшенная птицей, это - целое гнездо с четырьмя рогами или хвостами. Третья барыня в смешной шляпе, похожей на цилиндр, держит на руках не только птицу, но и собаку.

Есть барыня с ребенком, с корзинкой, с медвежонком. Завершает этот необычный парад барынь женская фигура с вазой. Женщина, мать - важнейшая обрядовая тема игрушки, базирующаяся на образах животворящих сил " матери сырой земли" и солнца. " Бобки" - женские фигурки, один из самых древних и любимых образов у мастеров Каргополья. Откуда же возникает у простых северных баб такие раскошные широкополые шляпы? Мастерица Дружинина говорила: " Если лепят их с птицами - " тетерками", то " накладывают" на голову только широкую шляпу, которую расписывают, словно солнце: верх покрасят оранжево-красным, а на полях наведут полоски - лучи". Женское изображение с головой, увенчанной " солнцем", встречается и в местной " досельной" вышивке, и в ткачестве, сохранивших древние славянские образы. Называли его Пятницей. По народным поверьям, от Пятницы зависели обильные роды земли, она покровительствовала женскому рукоделию и супружеству. Описывали ее как худощавую, высокого роста женщину с лучезарным венцом на голове. Деревенские девушки, в традиционных обрядах, обращались к Пятнице с мольбами о женихе. С детства воспитывали уважение к " матери сырой земли", в образе этой незатейливой игрушки. Каргопольская женщина в " досельном" наряде словно являла собой образ мира. Символична была каждая деталь, а потому пластика отмечает лишь самое главное. Руки у баб выполнены схематично и составляют с ним одно целое. Кисти рук не детально проработаны и даже не подчеркнуты орнаментально, их украшают лишь несколько поперечных мазков, и часто окрашены в зеленым или буро-красным цветом. Лицо редко прорабатывается, чаще является условным отображением физиономии человека. Часто обнажена грудь, или сквозь одежду намечены ярко-красные соски. На шее у баб нарисованы " цепи" или мониста с подвесками подобие лучей. В убранстве юбки подчеркнут передник, плотно забитый орнаментом. Одеты игрушки, как правило, в нарядные народные костюмы.

Сарафаны на крестьянках пышные. В руках женщины держат детей, блюда с яствами или птиц. " Тетерка" - это жертвенная птица, образец земного огня и небесного солнца.(см. рис 7) Птицы всегда считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они " прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. И именно поэтому большинство глиняных русских игрушек, в свое время тесно связанные с весенними обрядами, воспроизводило изображения птиц и делалось со свистком- " голосом".

Повелись свистульки на русской земле с незапамятных языческих времен, существовали они у нас повсюду, а сохранились больше всего на Севере, потому что жизнь здесь текла спокойнее, и исконные устои разрушались медленнее. Сюда не доходили чужестранцы, местных жителей мало касались вражеские нашествия, а нравы, поверья, обычаи передавались из рода в род. Когда-то свистом наши предки пытались отогнать «нечистую силу». Потом свистульки стали служить забавой ребятишкам. Но в форме свистулек в неприкосновенности сохранились отголоски древних языческих верований. Наряду с «утушками» часто лепят свистульки в виде вещей птицы счастья Сирин, которую в рукописных книгах или же в росписях бытовых предметов всегда изображали с женской головой. Эти маленькие фигурки окрашены в самые яркие цвета - малиновый или зеленый. На туловище - три выступа, обозначающие лапы и хвост. Голова человеческая, с рельефным носом. Глаза проделаны тычком. На голове крестьянский кокошник. Раскрашена эта маленькая игрушка ярко: синяя полоса на кокошнике, синий круг на месте крыльев и зеленые и желтые пятнышки.

Этот образ имеет глубокие корни, и много столетий назад был, одним из основных мотивов древнерусских женских украшений - колтов, где Сирины размещались по обе стороны " древа", выражая идею роста жизненных сил, идею жизни. Подобных Сиринов можно увидеть и в вышивках на подолах каргопольских женских рубах.

Так родовые и племенные каргопольские орнаментальные знаки, древние языческие верования о магической охраняющей силе свиста, символический образ птицы счастья слились воедино в творчестве народной мастерицы, которая ничего не знает ни о племенных знаках, ни о птице Сирин, ни о том, что когда-то означал свист.

С птицей в руках часто можно увидеть и " медведко". Отголосок связи медведя с культом огня и солнца можно проследить в орнаментике игрушки, украшенный крестом, статуэтка медведя представляется нам огненным божком. Образ медведя и в русском фольклоре и в изобразительном народном искусстве - один из наиболее любимых. Мастер - крестьянин или охотник очеловечивает лесного жителя и в соответствии с этим дает ему свои, крестьянские занятия. В каргопольской коллекции Московского музея народного искусства можно увидеть разных медведей: играющего на рожке, на гармошке, держащего чашу. Медведь у большинства мастеров - добрый " хозяин леса". Медведь - это своеобразный " тотем", прародитель, предок - поэтому он очеловечен, он всегда стоит на двух ногах, и держит в руках дары природы. Часто медведь изображается на коне, в этой трактовке, скорее всего, в образе медведя изображается ряженый мужик, едущий встречать " масленицу". У славянских народов " медведко" считался подателем плодородия земли, оттого на масленицу завсегда можно было увидеть ряженного медведем в санях рядом с куклой " масленицы". Часты так же сцены борьбы медведя с мужиком, защищающим от бесчинства сильного животного кормилиц коров и крестьянские посевы.

Мужские фигурки тоже очень разные. Это бородатый старик, сидящий в кресле, играет на гармошке; парень, обедающий и парень, курящий трубку. Лепкой рук, лица, головы они схожи с женскими изображениями. По пластическому решению и орнаментации " мужички" близки к скульптуркам медведя. У них широко расставлены конические столбики ног, часто фигурка опирается на третий столбик - шлейф кафтана. Чаще всего мужская фигура появляется " Санях" с гармошками. Санные возки лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.