Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Символы






 

В современной Каргопольской игрушке, кроме традиционных фигур, широко используются многофигурные композиции, появляется характер и движение, стремление к тому, чтобы " всё было как в жизни".(см.рис 10)

Мастерами установлены темы и сюжеты, чаще всего это крестьянская жизнь, будни и праздники.

Разрабатываются и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиям и выставками, проходящими в городе.

В 1993 году в Каргополе был образован Центр народных ремесел " Берегиня".Сейчас он является филиалом Областной школы народных ремесел. Наряду с другими ремёслами, лепкой игрушки занимаются 5 мастеров. Здесь получают навыки мастерства каргопольские школьники, проводятся мастер-классы по лепке для туристов. В Центре ремёсел оформлен небольшой музей глиняной игрушки.

В 2003 году в с. Печников, родине известных мастеров глиняной игрушки, создан музейно-образовательный комплекс " Живая традиция" совместными усилиями Каргопольского музея и сельской школы. По сути - это музей-мастерская традиционной каргопольской игрушки. Работы старых мастеров представлены на музейной выставке " Глиняная сказка". А рядом, в мастерской, их потомки, печниковские ребятишки, постигают секреты.

Собака в деревне - первый товарищ человека: по ночам охраняет семью и двор, а по поверью и " нечистую силу" лаем своим со двора гонит; она и днем пригожа - большой помощник охотнику. Оттого известны нам статуэтки собак с уткой или другой какой птицей в зубах, в лодке с охотником или в схватке с медведем.(см.рис 11)

что пластику гибкой кошки, которая всегда терлась у ног хозяйки, сложнее передать в обобщенных формах, которые используются в каргопольской игрушке. Кот изображается очеловеченным. Он сидит на задних лапах, в передних держит гармонь либо пирог. Иногда, чтобы котофей «не скучал», в пару к нему лепили кошку. Такие игрушки очень любят лепить малыши, потому как и собака и кошка хорошо знакомы им, нет сложности с лепкой формы, а роспись игрушек домашних животных приносит особое удовольствие.

Потом ребята берутся за более сложный образ, который не так хорошо известен современному ребенку. Но все же козлик, лося или баран часто встречаются у всех мастеров. Различие их - в форме рогов: у баранчика они скручены, у козлика - прямые. У козла обычно намечают бороду, у козы - вымя. Часто они очеловечены, стоят на задних ножках а в руках держат птицу или же блюдо. Роспись была яркой, основными тонами были желтый и зеленый, цвета солнца и леса. Баран олицетворялся в язычестве с представлениями о довольствии и благе, а слово " рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве.(см.рис 12) Лось - или же олень (у них разные рога: лопастью, ветвями, короной, гребенкой. Иногда на рога помещается человеческая фигурка), очень распространенный образ не только в игрушке и вышивке, но и в фольклоре. Культ его более древний, чем коня, о чем свидетельствуют археологические находки. Древний погребальный обряд только требовал, чтобы колесницу влекли именно " рогатые кони".

Но и кони, пришедшие на помощь крестьянину, заняли свое место среди образов игрушки. Каргопольские кони вызывают в памяти не работящую коренастую крестьянскую лошадку, верную помощницу любого семейства, но и образ благородного скакового животного, какое достойно и само Солнце везти, - с лебединым изгибом шеи, нервными ногами и развевающимся по ветру хвостом. Коней просто обваривают или красят, причем не только в «натуральные» цвета, но и в огненный красный, и в небесный синий. Валентин Шевелев, вспоминая детство в деревне, рассказывает, как дед ставил глиняного конька на воронец, под потолок - на счастье.(см.рис 13)

На счастье лепился и Полкан, не менее интересный персонаж в месной игрушке. Он на половину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня и на ногах копыта. Обязателен у Полкана признак пола. Полкан родственник древнеславянскому Ярил - божеству весеннего солнца. А звался Полкан в язычестве Плиханом, и праздник его был в один день с Ярилой. А потому на груди Полканихи часто изображался красный круг - солнце, а сам Полкан награждался большим крестообразным рисунком на груди. На Руси XV веке Полкана чеканили на монетах, позже помещали на изразцах, печатали на лубочных картинах, кроме того, он часто встречается в русских сказках и былинах. Он всегда был статным и сильным добрым богатырем, защитником людей от сил зла. Полкан и Полканиха были олицетворением крестьянского труда, силы и отваги.

" Берегиня" - знак Земли

Образ женщины с обнажённой грудью связан с важнейшей обрядовой темой, слитой с образами животворящих сил " матери-сырой земли" и солнца.

Земля для крестьянина была словно живое существо. Она " засыпала" на зиму и " присыпалась" от горячих лучей солнца.

Пила воду и родила урожай, нежно, по-матерински заботилась о людях: кормила, поила и одевала их, сохраняла от бед. И в глазах народа была она чистой и светлой. Поэтому фигурки глиняных каргопольских баб закрашивались белой краской.

Белый цвет в древности понимался как " сияющий белизной" и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри.

Слепленная из глины баба с головой, увенчанной " солнцем", воздетыми к небу руками и сидящими в них птицами, которые символизируют моление " матери сырой земли" о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они " прогоняли" с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.

Роспись по подолу глиняных " баб" словно борозды вспаханной нивы. В центре орнамента знак солнца или знак проращенного зерна. Также в росписи используются растительные знаки, знаки дождя.

Белоснежная женская фигурка будто вырастает из земли, являя собой образ космический: она-и само распаханное поле, засеянное семенами, и свет, разливающийся над ним.

Стоит отметить, что Берегиня - это одна из старославянских рун, впоследствии выродившаяся в букву " Буки" алфавита. Руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

" Медведь" - знак Плодородия(см.рис 14)

У славянских народов " медведко" считается подателем плодородия земли, существовало поверье о связи медвежьего культа с плодородием женщины. После венца молодых встречали в медвежьей шкуре и желали им счастья, богатства и деторождения.

Медведь у большинства гончаров - добрый " хозяюшко леса". Он выходит на встречу к людям полным пирогов. Балагур, весело играет на гармошке:

Поляночкой,

Идет медведь с тальяночкой,

Он идет, гармошку рвет,

" Олень. Лось. Баран" - знаки Неба

Об олене сложены былины, песни и предания, где рассказывалось, что копыта у него серебряные, а рога " красна-золота" и освещал он ими все вокруг. Шерсть оленя бурая (коричнево-красная), почему, в частности, он и был одним из древних образов солнца. И, возможно, в память об этом каргопольским глиняным оленям, лосям и баранам ставили на боках большие буро-красные круги, (либо золотили), которые символизировали бесконечный бег солнца. С ними было связано представление о довольстве и благе, а само слово " рогато" значило на Севере жить в изобилии и богатстве. То же сулил людям и образ барана-солнца, потому-то, верно, и сложенный в снопы урожай овса - одной из плодородных в Каргополе культур - называли " бараном".

" Полкан" - знак Солнца

Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана-лучистое солнышко.

Жило в народе представление о солнце в виде красного юноши, оттого и в русских сказках всадник на белом или рыжем коне символизировал день и солнце. Бородатый Полкан с лучистым солнцем на груди яркий образ Ярилы-бога Солнца.

В те далёкие времена любого рослого мужика могли назвать Полканом. Для того чтобы земля дала обильный урожай, перед посевной выбирали в деревне " богатыря-Полкана", тормошили и " роняли" его на землю, пели обрядовые песни.

Таким же крепким, полным сил и здоровья выбирали и засевальщика. За день до посева он парился в бане, ведь потом мыться ему уже нельзя, иначе в колосьях будет " бель" - пустота.

В ночь перед севом и в продолжении всей работы он не должен был спать с женой. Проснувшись, надевал на себя всё чистое, чтобы и всходы были чисты, скидывал штаны и в одной длинной, до колен, рубахе приступал к работе.

Человек здесь-образ большого мира, и его поведение или действия оказывают прямое воздействие на природу, на плодородие земли.

Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный " стар матёр человек".

" Тяни-толкай"

Фигурка тяни-толкай сосотоит из двух коней - черного и белого.(см.рис 15) Конь (комонь, клюся, тарпан) - одно из самых почитаемых у славян животных. Белые и рыжие кони считались посланниками тепла, солнечного света и всякого блага. Если светлый конь олицетворяет собой радость солнечного света, то конь черный несет саму Смерть. Всадник на коне - символ сам по себе многогранный, а тем более всадник на тяни-толкай, олицетворяющий собой постоянную борьбу между светлой и темной сторонами человеческой души. Сидящего между черным и белым конем всадника стараются перетянуть на свою сторону светлые и темные силы. Интересно положение всадника - на одних фигурках он еще держится руками за обоих коней, как -бы не определившись в своей судьбе - а на других он уже прильнул к светлому коню.

 

 

Заключение

 

Игрушки окружают нас в течение всей жизни. Мы привыкаем к ним и часто, став взрослыми, перестаём их замечать. И мало кто задумывается над тем, что игрушка вещь хрупкая, созданная порой из недолговечных материалов. А между тем она, как мы уже убедились, может так много рассказать о своём времени. Поэтому остаётся, только поблагодарить тех людей, которые подумали об этом и записали воспоминания о том, как проводились и выглядели их национальные игрушки. Сегодня мы остро ощущаем потребность в знании национальной культуры, вновь с интересом обращаемся к опыту народной педагогики, к её мудрости.

И убеждаемся, что и сейчас традиционная игрушка может помочь воспитать в наших детях искреннее чувство любви к природе, привязанности к национальной культуре.

Окунувшись в прошлое нашего края, через быт, традиции северного народа я обогатилась знаниями, которые помогут, я думаю, серьёзнее и вдумчивее относится ко всему, что нас окружает, ко всему, что уже уходит от нас безвозвратно.

В дальнейшем хотелось бы проследить связь настоящего с прошлым, а также увидеть перспективу ближайшего будующего…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.