Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Возникновение промысла






СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание………………………………………………………………2

 

Введение………………………………………………………………….3

 

Глава I. Возникновение промысла……………………………………...4

 

Глава II. Истоки образов глиняных игрушек…………………………..6

 

Глава III. Особенности производства игрушки……………………….11

 

Глава IV.Символы……………………………………………………....14

 

Заключение………………………………………………………………20

 

Список иллюстраций……………………………………………………21

 

Иллюстрации…………………………………………………………….22

 

Список литературы………………………………………………………37

 

 

Введение

 

Любой человек независимо от возраста и профессии, независимо от того городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем, они сделаны - эти первые жизненные и культурные ориентиры.

Вот уже 100 лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Историки, археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют её традиции, изучают творчество мастеров - игрушечников. И этот научный интерес обоснован. Создатели традиционных игрушек, как сказатели и песенники, - тоже носители огромного наследия, носители национальной духовной культуры. Передовая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Их игрушки обладают огромным запасом исторической народной памяти, к которой сегодня вновь и вновь обращаются благодарные потомки.

Благодаря творчеству мастеров и из книг я узнала, что существует много разных видов глиняных игрушек. Мне очень захотелось, поподробнее узнать о том, какие виды глиняных игрушек существуют и как они изготавливаются, о мастерах, которые занимались и занимаются этим ремеслом теперь, о традиции народной игрушки и истории её возникновения. Об этом и о многом другом я узнала, когда проработала необходимый объём литературы.

Глава I. Возникновение промысла

 

Каргапольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области. Издавна в деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок.(см.рис 1) Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда, с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь. Довольно интересная история не столько самой игрушки, сколько процесса ее возрождения. В отличие от многих других сохранившихся народных промыслов, возрождение которых было централизованно организовано в советское время еще до войны, промысел каргопольской игрушки в России в какой-то момент практически умер. Образцы игрушки «продержались» и были донесены до наших дней одним-единственным человеком – Ульяной Бабкиной. Именно она стала связующим звеном между последними мастерами 30-х годов и ныне действующими ее последователями. И именно ей мы должны быть благодарны за сохранение такой формы, как, например, каргопольская игрушка полкан.

 

Полкан – это северное подобие Кентавра: человек с телом коня.(см рис 2) Город Каргополь находится в дремучем краю непроходимых лесов и болот. Подобные условия превратили его в заповедное место, в котором сложились свои обычаи и традиции. Жизнь в этом суровом крае сильно отличалась от общего уклада среднерусских городов.(см рис 3)

Назвать точную дату возникновения каргопольской игрушки не может никто. Изучая историю каргопольской игрушки, можно только с уверенностью сказать, что ее издревле изготовляли в каргопольском крае.

Игрушки очень архаичны по своей форме и орнаменту. Каждая деталь ее символична. Так, распространенный силуэт «бабы» подразумевает под собой плодородие, расположенное на ее переднике солнце также символизирует свет и тепло, необходимые для жизни и процветания.(см рис 4)

В каргопольском районе было распространено гончарное дело, лепка же игрушек – вторична. Никто тогда серьезно не относился к данному промыслу, да и за искусство лепку игрушек никто не принимал. Так и

пропала бы каргопольская игрушка, если бы не потомственный гончар Иван Васильевич Дружинин. Он обратил внимание музеев на данный промысел, тем самым способствовал его возрождению. Также знаменитой мастерицей в истории каргопольской игрушки считается Ульяна Ивановна Бабкина. Она внесла новые элементы в архаичную игрушку.

Раньше каргопольская игрушка отличалась наивной условностью лепки и примитивной раскраской. Современные изделия лепятся тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее.

Каргопольская игрушка традиционной росписи – это выбеленная поделка, расписанная разными цветами, но без нанесения лишних деталей и ненужного глянца. Несмотря на то что на фигурке присутствуют яркие оттенки, выглядит она приглушенно. Лицо расписывается довольно условно. (см.рис 5). Во второй половине 20 века игрушка стала привлекать к себе внимание.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.